Тема НОД «Хоровод матрешек»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Обухова Любовь Аркадьевна

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством посредством художественно-эстетического развития (лепки).

Задачи:

- продолжить знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой и процессом ее изготовления;

- использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания, сплющивания;

- воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_horovod_matreshek.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обухова Любовь Аркадьевна,

воспитатель,

МКДОУ Детский сад «Ручеёк»,

с. Березичский стеклозавод Козельского района Калужской области

Тема НОД «Хоровод матрешек»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством посредством художественно-эстетического развития (лепки).

Задачи:

- продолжить знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой и процессом ее изготовления;

- использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания, сплющивания;

- воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: рассматривание матрешек, беседа, художественное слово, физическая минутка, пальчиковая гимнастика, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей.

Материал и оборудование: игрушки матрешки, пластилин разных цветов, салфетки, доски, стеки, иллюстрации матрешек, магнитофон, сундучок.

Музыкальное сопровождение: запись русской народной музыки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с видами матрешек, мини-выставка матрешек в группе, чтение художественных произведений о матрешке, загадывание загадок, игры с матрешками, лепка цилиндра.

Этапы образовательной деятельности:

- вводная часть;

- основная часть;

- практическая часть;

- заключительная часть.

Ход ООД:

Ребята, давайте поздороваемся с гостями. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго!» Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Вот теперь после таких добрых и искренних улыбок и пожеланий день пройдет у нас замечательно.

- Ой, ребята, вы слышали – будто кто-то в дверь стучит. Пойду, посмотрю. Что за диво такое? Что тут у нас за сюрприз?

Принесли нам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

А товар в нем расписной

Достаем мы напоказ –

Про него пойдет рассказ.

Чем же может быть наполнен такой сундучок? Открою вам тайну. Он наполнен игрушками, они очень знамениты во всем мире и стоят не дешево. Особенность их в том, что, как и сам сундучок, они изготовлены руками народных русских мастеров. Итак, открываю. Я вижу замечательные игрушки. А чтобы вам их показать, надо прежде загадку отгадать:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… (матрешка)

Послушайте, что я расскажу вам о матрешке. Игрушки бывают разные по размеру: и очень большие, и совсем маленькие. Игрушки могут быть сделаны из ткани и дерева, из соломы и глины. Матрешка – особенная игрушка, ее можно легко разбирать и собирать. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. Матрешка известна во всем мире. Это русский сувенир. Для ее изготовления используют липу и березу, дерево высушивают и распиливают на бруски, а затем вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, которая не открывается, потом следующую – чуть больше, затем – еще больше, и наконец – самую большую. После художники расписывают игрушки яркими красками, «наряжают» их в пестрые сарафаны и платки, прорисовывают лицо, с блестящими глазками и розовыми щечками, покрывают лаком. Так и получается красавица матрешка!

Матрешек делают в разных городах и по месту изготовления они носят свои названия (Семеновская, Загорская, Полхово-Майданская).

Посмотрите и скажите, во что одеты наши красавицы?.. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, то можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, листики.

Ребята, как вы думаете, сколько лет Матрешке? Что можно делать с матрешкой?

А теперь я предлагаю нам с вами немножко побыть матрешками (физминутка).

Мы – веселые матрешки,

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!

Ребята, давайте мы с вами сейчас попробуем смастерить красивых матрешек в наш музей. Садитесь поудобнее, а я вам покажу, как можно слепить матрешку из пластилина. Скажите, как называется эта форма? (Цилиндр). Эту заготовку мы с вами сделали заранее. Смотрите и повторяйте. У цилиндра я оттягиваю одну сторону – получается голова матрешки. Теперь разглаживаю пластилин пальцами по линии шеи и плеч. А другой конец получившейся фигуры сплющиваю для устойчивости матрешки. Скажите, что еще мне осталось сделать? (Лицо). Для этого мы используем заготовку на бумаге. Посмотрите, какая красивая матрешка у нас получилась!

Предлагаю украсить матрешки так, чтобы они стали яркими, красивыми. А каким узором мы будем украшать? Помните, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики? Катаем колбаску из пластилина, делим на части, скатать шарики, сплющить каждый до блинчика, распределить их кругом – это цветочек, листики – тоже сплющиваем. Теперь и вы придумайте свой узор или повторите, как сделала я.

Прежде чем лепить, давайте подготовим наши ручки:

Что б матрешек украшать

Надо пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А теперь мастера

За работу нам пора.

Мастера, быстрей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Дети самостоятельно лепят матрешек под музыкальную аудиозапись русской народной мелодии.

Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они нарядные! А вам нравятся ваши матрешки? Сегодня вы были необычными мастерами. Матрешки просто замечательные.

Дети проходят в мини-музей и ставят свои работы на полку.

Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки. Для этого поставим их в хоровод. Первая матрешка самая красивая, вторая – самая веселая, третья – самая красочная, четвертая – самая яркая, пятая – самая нарядная, шестая – самая добрая, седьмая – самая румяная, восьмая – самая озорная, девятая – самая радостная.

Куклы славные матрешки,

Ах, какие щечки, красные, румяные,

На фартуке цветочки и на сарафане.

Вот матрешка мама, вот матрешки дочки.

Ротик словно ягодки,

Глазки словно точки!

Мама песенку поет

Дочки водят хоровод.

Получилось все на диво,

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они матрешки-крошки!

Вы все очень постарались. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по аппликации на тему «Хоровод матрешек» в подготовительной к школе группе

Интеграция ОО: художественно-эстетическое развитие музыкальное развитие, познавательное развитие.Задачи: учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать хорошо сочетающиеся по цвету;продолжать учи...

Конспект НОД по ФЭМП "Хоровод матрешек"

Подробный конспект занятия с детьми 2-3 лет по  образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлении)....

НОД по ФЭМП в первой младшей группе «Хоровод матрешек».

НОД по ФЭМП в первой младшей группе«Хоровод матрешек»Цель: привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров.Задачи:1) учить детей выполнять действие с матрешкой; обращать в...

Конспект занятий по познавательному развитию в первой младшей группе Тема: «Хоровод матрешек».

Программное содержаниеРазвитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький.Совершенствование предметных действий.Дидактический наглядный материал. Двухме...

Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: «Хоровод матрешек».

Цель: развитие предметной деятельности. Задачи:Образовательные:- формировать умение детей выполнять действие с матрешкой;- развивать умение различать предметы контрастной величины;- обращать...

Конспект НОД по познавательному развитию во 2 младшей группе на тему: «Хоровод матрешек»

Конспект НОД по познавательному развитию во 2 младшей группе на тему: «Хоровод матрешек»Цель: Развитие познавательной деятельности.Задачи:Образовательные:-формировать умение детей выполнят...