«Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

«Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки)

Цель: развивать навыки лепки из соленого теста

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое отношение к предметам. Показать пластичность движений в лепке.
  • Продолжать упражнять детей в лепке игрушки из целого куска соленого теста по типу народных глиняных игрушек.
  • Продолжаем знакомство детей с дымковской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства. Учимся лепить конструктивным способом из конуса и дисков.

Развивающие:

  • Развиваем глазомер, чувство формы и цвета, а так же творческое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать детей на народных традициях, показывать народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
  • Воспитываем самостоятельность и любовь к русскому народному декоративно — прикладному творчеству.

Интеграция видов деятельности:

Рассматривание репродукций дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование изобразительных элементов дымковской игрушки.

Материалы, оборудование:

Иллюстрации дымковских игрушек (барыня, лошадка, баран и др.); образец дымковской игрушки; презентация Дымковская игрушка «Индюк»; соленое тесто; дощечка; стека; салфетка. Для педагога — фигурка индюка, вылепленная из соленого теста, схема с показом способа лепки, соленое тесто для показа техники лепки.

Ход занятия.

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте, сюда!

Как у нас ли тары - бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите,

Посмотрите, посмотрите…

Дети подходят, рассматривают.

-Ребята, у вас в садике  есть игрушки? Из чего они сделаны? (Резины, пластика, меха, поролона).

-Правильно, современные игрушки сделаны из искусственных материалов. Посмотрите на экран, что вы видите? (Дымковские игрушки)

- Кто знает, почему эти игрушки называются дымковские(Ответы)

Деревня Дымково

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали.

И село большое

Дымково прозвали.

-Кто придумал игрушку(Народ)

- Из чего она сделана? (Из глины)

Воспитатель: Показ презентации  ярмарка дымковских игрушек.  (слайд №2)

В городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела, кипела ярмарка – свистунья.

Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках.

слайд: №3

Руки дымковских мастериц разминали послушный ком глины, вспоминая шумную ярмарку, лепили эти руки всю долгую зиму, чтобы весной вновь радоваться всем вместе.   Посмотрите, что прикрепляли мастера к основной форме, чтобы фигурка стала выразительной, красивой? (гриву или рога, ушки)

  Готовые фигурки сушили, затем обжигали в печах.

слайд №4

- В давние времена все жители села Дымково зимой готовили игрушки на ярмарку. Какие дымковские игрушки вы знаете(индюки, лошадки, свистульки, петухи и курочки и т. д.)

Всю зиму курились – клубились над избами голубые дымки. От того, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки Дымковскими.

- Много труда надо вложить, чтобы игрушки появились на свет. Чтобы она была яркой, красивой, привлекательной. Рождается игрушка три раза. Первый раз игрушку лепят. Потом – обжигают, а затем расписывают. Спрос на игрушки очень велик. И сейчас эти игрушки пользуются спросом. Их покупают на сувениры, они дорого стоят.

- Предлагаю, сегодня превратиться в народных умельцев и слепить для ярмарки игрушку «Индюка».

 

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно сказочный цветок

Да алеет гребешок.

Рассматривание индюка.

- Давайте вспомним, какой фон у дымковских игрушек? (Белый)

- Какие узоры народные художники рисуют на изделиях? (Круги, кольца, линии, точки)

Когда дымковская игрушка только появилась, то каждый узор, который мастер наносил на поверхность игрушки имел свое значение. Круг и крест – это символы солнца. Зигзагообразная линия или узор, состоящий из ромбов, изображают засеянное поле. Волнистые линии символизируют потоки воды. Рисуя эти узоры, древний художник думал о том, что незатейливая игрушка должна принести своему обладателю благополучие, хороший урожай. Теплое, но не засушливое лето. Мы же сейчас, украшая игрушку, совсем об этом не думаем. Мы просто любуемся ее красотой.

- Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

- Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).

- Ребята, найдите среди дымковских игрушек самую большую и нарядную. Конечно, это индюк. Рассмотрите его и скажите, какими элементами он украшен? Какого они цвета?

 

- Чем отличается «дымковский» индюк? (У индюка волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку для устойчивости фигурки.

 Давным-давно, тысячи лет назад, в народе лепились фигурки животных, птиц и человека. Их лепили не для магазинов.

Фигурки коня и птицы оберегали людей от таинственных сил, в которые верили тогда люди, потому что не знали законов природы. Их   в наше время, ставят на крыши  и сейчас на свои дома.  

Вот как богат на фантазию русский народ!

 

3. Затем воспитатель обращает внимание на столах пластилин

- А теперь я приглашаю вас в мастерскую и вылепить точно такого же индюка.

- Что же нужно сделать после рассматривания индюка?

(Разделить тесто на части и сделать из них исходные формы для лепки.)

- С деления теста на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.

- Как будем лепить птицу?

Дети: Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост. Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика –для крыльев и один большой – для хвоста).

-А как мы будем лепить крылья? (лепим шарики и сплющим их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края). Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.

- На какой части индюка самый богатый узор? (на хвосте)

Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого нелепы, стеку.

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к лепке давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал,

Крыльями захлопал,

Весь раздулся, словно

медный самовар,

Затряс бородою,

Молодцы, отдохнули.

Воспитатель: Теперь приступаем к лепке.

Дети начинают лепить.

Заключительная часть

Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вы думаете больше всего похож?  

Итог. - Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой!

В конце занятия проводится выставка детских работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_naryadnyy_indyuk.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки)

Цель: развивать навыки лепки из соленого теста

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое отношение к предметам. Показать пластичность движений в лепке.
  • Продолжать упражнять детей в лепке игрушки из целого куска соленого теста по типу народных глиняных игрушек.
  • Продолжаем знакомство детей с дымковской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства. Учимся лепить конструктивным способом из конуса и дисков.

Развивающие:

  • Развиваем глазомер, чувство формы и цвета, а так же творческое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать детей на народных традициях, показывать народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
  • Воспитываем самостоятельность и любовь к русскому народному декоративно — прикладному творчеству.

Интеграция видов деятельности:

Рассматривание репродукций дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование изобразительных элементов дымковской игрушки.

Материалы, оборудование:

Иллюстрации дымковских игрушек (барыня, лошадка, баран и др.); образец дымковской игрушки; презентация Дымковская игрушка «Индюк»; соленое тесто; дощечка; стека; салфетка. Для педагога — фигурка индюка, вылепленная из соленого теста, схема с показом способа лепки, соленое тесто для показа техники лепки.

Ход занятия.

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте, сюда!

Как у нас ли тары - бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите,

Посмотрите, посмотрите…

Дети подходят, рассматривают.

-Ребята, у вас в садике есть игрушки? Из чего они сделаны? (Резины, пластика, меха, поролона).

-Правильно, современные игрушки сделаны из искусственных материалов. Посмотрите на экран, что вы видите? (Дымковские игрушки)

- Кто знает, почему эти игрушки называются дымковские. (Ответы)

Деревня Дымково

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали.

И село большое

Дымково прозвали.

-Кто придумал игрушку? (Народ)

- Из чего она сделана? (Из глины)

Воспитатель: Показ презентации ярмарка дымковских игрушек. (слайд №2)

В городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела, кипела ярмарка – свистунья.

Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках.

слайд: №3

Руки дымковских мастериц разминали послушный ком глины, вспоминая шумную ярмарку, лепили эти руки всю долгую зиму, чтобы весной вновь радоваться всем вместе. Посмотрите, что прикрепляли мастера к основной форме, чтобы фигурка стала выразительной, красивой? (гриву или рога, ушки)

Готовые фигурки сушили, затем обжигали в печах.

слайд №4

- В давние времена все жители села Дымково зимой готовили игрушки на ярмарку. Какие дымковские игрушки вы знаете? (индюки, лошадки, свистульки, петухи и курочки и т. д.)

Всю зиму курились – клубились над избами голубые дымки. От того, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки Дымковскими.

- Много труда надо вложить, чтобы игрушки появились на свет. Чтобы она была яркой, красивой, привлекательной. Рождается игрушка три раза. Первый раз игрушку лепят. Потом – обжигают, а затем расписывают. Спрос на игрушки очень велик. И сейчас эти игрушки пользуются спросом. Их покупают на сувениры, они дорого стоят.

- Предлагаю, сегодня превратиться в народных умельцев и слепить для ярмарки игрушку «Индюка».

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно сказочный цветок

Да алеет гребешок.

Рассматривание индюка.

- Давайте вспомним, какой фон у дымковских игрушек? (Белый)

- Какие узоры народные художники рисуют на изделиях? (Круги, кольца, линии, точки)

Когда дымковская игрушка только появилась, то каждый узор, который мастер наносил на поверхность игрушки имел свое значение. Круг и крест – это символы солнца. Зигзагообразная линия или узор, состоящий из ромбов, изображают засеянное поле. Волнистые линии символизируют потоки воды. Рисуя эти узоры, древний художник думал о том, что незатейливая игрушка должна принести своему обладателю благополучие, хороший урожай. Теплое, но не засушливое лето. Мы же сейчас, украшая игрушку, совсем об этом не думаем. Мы просто любуемся ее красотой.

- Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

- Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).

- Ребята, найдите среди дымковских игрушек самую большую и нарядную. Конечно, это индюк. Рассмотрите его и скажите, какими элементами он украшен? Какого они цвета?

- Чем отличается «дымковский» индюк? (У индюка волнистые крылья, длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку для устойчивости фигурки.

Давным-давно, тысячи лет назад, в народе лепились фигурки животных, птиц и человека. Их лепили не для магазинов.

Фигурки коня и птицы оберегали людей от таинственных сил, в которые верили тогда люди, потому что не знали законов природы. Их в наше время, ставят на крыши и сейчас на свои дома.

Вот как богат на фантазию русский народ!

3. Затем воспитатель обращает внимание на столах пластилин

- А теперь я приглашаю вас в мастерскую и вылепить точно такого же индюка.

- Что же нужно сделать после рассматривания индюка?

(Разделить тесто на части и сделать из них исходные формы для лепки.)

- С деления теста на большой кусок, для туловища, и поменьше, для крыльев и гребешка.

- Как будем лепить птицу?

Дети: Сначала лепится овальное туловище, затем один конец делаем тоньше, чтобы загнуть вверх, оттягиваем голову с шеей. Толстый конец с другой стороны сплющиваем, чтобы прикрепить к нему хвост. Затем делим другую часть пластилин на з части (два маленьких шарика –для крыльев и один большой – для хвоста).

-А как мы будем лепить крылья? (лепим шарики и сплющим их между ладонями. Затем делаем пальцем углубление по краю, чтобы получились волнистые края). Потом лепим веерообразный гребешок и длинную бородку.

- На какой части индюка самый богатый узор? (на хвосте)

Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого нелепы, стеку.

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к лепке давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал,

Крыльями захлопал,

Весь раздулся, словно

медный самовар,

Затряс бородою,

Молодцы, отдохнули.

Воспитатель: Теперь приступаем к лепке.

Дети начинают лепить.

Заключительная часть

Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вы думаете больше всего похож?

Итог. - Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой!

В конце занятия проводится выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшей группы «Нарядная барышня» (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшей группы «Нарядная барышня» (по мотивам дымковской игрушки)Программные задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной...

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка декоративная по мотивам народной пластики Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)

Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества....

конспект по лепке в подготовительной группе "Нарядный индюк" (по мотивам дымковской игрушки)

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства....

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки»

Цель: декоративная роспись и конструирование из бумаги дымковского индюкаЗадачи:Образовательные: закреплять знания детей о дымковской росписи, её элементах и колорите; побуждать использовать...

Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки)Цель:1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушк...

Фотоотчёт НОД с детьми подготовительной группы по теме: "Декоративное рисование. Индюк" (по мотивам дымковской игрушки"

Цель: обогащать представления детей о народном декоративном искусстве.Задачи:Образовательные:* Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками.* Учить располагать узор на круге.* Формировать у...