Кружок по пластилинографии " Умелые ладошки"
материал по аппликации, лепке (старшая группа)

Прохорова Анастасия Леонидовна

Кружок для старшей группы. 

Цель: Развитие ручной умелости у детей старшего возраста при  помощи   пластилинографии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kruzhok_po_plastilinografii.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

             

                Кружок

         по пластилинографии

         « Умелые ладошки».

                                                   

                                                             7 садовая группа

                                                            Старшая.

                                                            Воспитатель:

Прохорова Анастасия Леонидовна

                                                                                           

                            2020-2021 уч. год

                                 Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был организован кружок художественной направленности  « Умелые ладошки»,  основной идей которой является рисования картин – пластилиномпластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня«графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука  (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками ). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы.

Занятия пластилинографией  представляют большую возможность  для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.

Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

              Цель кружковой работы: 

Развитие ручной умелости у детей  старшего  дошкольного возраста посредством

пластилинографии.

Задачи: Обучающие: 

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Развивающие:  

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

- Развивать пространственное воображение.

Воспитательные: 

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных

работах.

          - Уважительное отношение к результатам труда.

              Основные формы и методы работы:

Методы:

- репродуктивный  (воспроизводящий);

- объяснительно –иллюстрационный  (объяснение сопровождается демонстрацией

наглядного материала);

- метод проблемного изложения. ( педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути

её решения);

- частично - поисковый;

- практический.

- наглядный пример взрослого, показ выполнения последовательности действий.

В проведении занятий используются:  индивидуальные, групповые и

коллективные формы работы.

Рабочий материал:

Клеёнка, пластилин,  стеки, доска для лепки, картон разного цвета, трафарет, салфетки.

   Ожидаемые результаты:

   - Улучшение ручной умелости;

   -Совершенствование тактильных ощущений;

    -Повышение активности, самостоятельности, усидчивости;

    -Повышение интереса к творчеству;

    - Развитие мелкой  моторики  пальцев.

Литература:

1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. [Текст]: Кн. для воспитателей. -2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1991.-175с.: ил.

2. Ильковская Ю. А. Игрушки своими руками. [Текст] - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.-240с.: ил. ; цв. вкл. 16с.

3. Конышева, Н. М. Лепка в начальных классах. [Текст]: Пособие для учителя. Из опыта работы/ Н. М. Конышева. – М.: Просвещение, 1995.-80 с, ил.

4. Лыкова И. А. На море океане (сюжетная лепка) [Текст]: учебно-методическое пособие/ И. А. Лыкова. -ИД.: «Карапуз», 2005.

5. Лыкова И. А. Печки-лавочки (сюжетная лепка) [Текст]: учебно-методическое пособие/ И. А. Лыкова. -ИД.: «Карапуз», 2005.

6. Лыкова И. А. Едем-гудим (сюжетная лепка) [Текст]: учебно-методическое пособие/ И. А. Лыкова. -ИД.: «Карапуз», 2005.

7. Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. [Текст]: Пособие для руководителей кружков. -2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.-176 с.: ил.

8. Пластилиновые фигурки животных. [Текст] - М.: Эксмо; Донецк: СКИФ, 2011.-64с.: ил. -(Азбука рукоделия).

                         Перспективный тематический план.

                             (для детей старшей группы).

     месяц

   неделя

                  Тема занятия.

Сентябрь.

1 неделя

3 неделя

Вводное занятие  « Умелые ладошки».

Знакомство детей с пластилинографией

Октябрь.

1 неделя

3 неделя

« Грибы-грибочки - Белый гриб».

« Грибы-грибочки – Мухомор».

Ноябрь.

1 неделя

3 неделя

 « Золотая осень».

« Цветные зонтики».

Декабрь.

1 неделя

3 неделя

« Новогодние шары так прекрасны и

важны».

« Новогодняя ёлка».

Январь.

1неделя

3 неделя

« Зимняя ночь».

« Снеговик».

Февраль.

1неделя

3 неделя

« Валентинка»

« Бежит кораблик по волнам».

Март.

1неделя

3 неделя

« Цветы для мамы»

« Золотая рыбка».

Апрель.

1неделя

3 неделя

« Осьминог».

« Подводное царство».

Май.

1неделя

3 неделя

« Божья коровка улети на небо».

« Бабочка»

                                               

                                                    Заключения

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

                 

                   Сентябрь.

                                                    1 неделя

                   Тема: Вводное занятие « Умелые ладошки».

Цель: Знакомство с планом работы. Техника безопасности. Инструменты и материалы

для работ. Общее о технике лепки из пластилина. Знакомство детей с

                        пластилинографией.

                                2 неделя

 Тема: Знакомство детей с пластилинографией.

Цель:  Беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с

использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на

горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и

научить приемам работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать

цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки

(умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание);

воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об

осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.

Материал: Иллюстрации по теме. Картинки с готовыми работами, трафарет. Клеёнка,

 пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки.

                       

                                 Октябрь.

                                  1 неделя

         Тема: «Грибы – грибочки. Белый гриб» .

Цель: Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностях,

качестве . Учить находить соответствия между формами настоящих  и изображаемых

грибов, передавать их природные особенности, цвет. Учить навыкам работы с

пластилином в технике  «пластилиновое рисование». Учить выполнять работу на  

картонной  тарелке круглой формы ,  дополнять композицию сюжетом (лист березы,

трава) ; использовать знакомые приемы – отщипывание,  размазывание.

Развивать творческое воображение и мышление; мышечную активность

рук. Воспитывать аккуратность в работе, стремление качественно и до конца

доводить начатое дело.

Материал: Картонная тарелка круглой формы, трафарет гриба, пластилин, доска

для лепки, стеки, клеёнка, салфетки.

                   

                                 Октябрь.

                                  2 неделя

          Тема: « Грибы - грибочки. Мухомор».

Цель: Продолжать учить находить соответствия между формами настоящих  

и изображаемых  грибов, передавать их природные особенности, цвет.  Развивать у

детей эстетическое восприятие природы и учить передавать  посредством

пластилинографии  изображение гриба.  Закреплять умение  детей отщипывать  

небольшие кусочки  пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями  

пальцев; закрепить  умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта

 (шляпка гриба ) ; развивать мелкую моторику рук, учить  располагать композицию в  

центре листа.

Материал: Картон белого цвета, трафарет гриба, пластилин, доска

для лепки, стеки, клеёнка, салфетки.

                           Ноябрь.

                                    1 неделя

                       Тема: « Золотая осень».

Цель: .Продолжать  учить навыкам работы с пластилином в технике  «пластилиновое

рисование». Учить изображать дерево, листья на дереве, листопад, подбирать

самостоятельно цвета, смешивать их. Учится дополнять и создавать полноту картины.

 Закрепить технику   придавливания,   разглаживания  границы рисунка,  соединяя

части. Развивать мелкую моторику рук, творчество и фантазию.

Воспитывать усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Материал: Картон белого цвета, изображение дерева, пластилин, доска

для лепки, стеки, клеёнка, салфетки.

                           Ноябрь.

                                    2 неделя

                   Тема: « Цветные зонтики».

Цель: Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной

передачи формы и цвета. Развивать мелкую моторику. Учить работать в заданном  

пространстве, не заходя за контур. Продолжать учить приему размазывания. Учить

самостоятельно продумывать узоры зонта, используя свои знания приемов

пластилинографии, развивать творчество и фантазию.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, решительность в действиях.

Материал: Картон, изображение зонтика, пластилин, доска

для лепки, стеки, клеёнка, салфетки.

                     

                        Декабрь.

                         1 неделя

Тема: « Новогодние шары так прекрасны и важны».

Цель:  Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках: их

истории, традициях, видах. Учить создавать всевозможные декорации, сюжетные

изображения на плоскости аудиодиска.

Учить применять различные вспомогательные средства  для выразительности и

красочности образа  (колпачки от фломастеров, зубочистки). Развивать творческое

воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.

Воспитывать стремление внести свою лепту в подготовку праздничных интерьеров,

украшений.

Материал: Аудиодиск, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка, салфетки, колпачки

от фломастеров, зубочистки.

                        Декабрь.

                         2 неделя

                 Тема: « Новогодняя ёлка».

Цель:  Продолжить знакомить детей с техникой  пластилинографии и приемами

декорирования. Развивать творческое воображение, мышление детей при украшении

елочки. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимательность, умение слушать

и руководствоваться инструкцией воспитателя. Вызвать интерес к деятельности

желанием участвовать в подготовке праздничных мероприятий. Воспитывать

объективность при оценке работ товарищей.

Материал: Картон, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка, салфетки.

                         

                          Январь.

                                   1 неделя

                     Тема: « Зимняя ночь».

Цель: Уточнить знания детей о понятии «пейзаж». Учить создавать лепную картину с

выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в

соответствии с темой и замыслом, продолжать учить дополнять работу рисунка  с

помощью палочки или стеки, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,

развивать мелкую моторику рук.  Продолжать учить работать на заданном  

пространстве,  учить создавать коллективную композицию, развивать творчество,

координацию движения рук, глазомер.

Материал: Картон чёрного цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,

зубочистки салфетки.

                          Январь.

                                   2 неделя

                        Тема: « Снеговик».

Цель:  Продолжать работать в технике пластилинографии. Закреплять умение ровно и  

гладко наносить пластилин на поверхность картона – растирать его, используя воду.

Развивать образное восприятие, воображение и творческую активность,

самостоятельность в работе, навыки графического изображения. Развивать мелкую

моторику рук.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, решительность в действиях.

Материал: Картон синего  цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,

зубочистки, баночки с водой, салфетки.

                           Февраль.

                                      1 неделя

                      Тема: « Валентинка (сердечко) ».

Цель:  Совершенствовать навыки использования  трафарета. Развивать образное

мышление, творческое воображение. Развивать моторику рук, творческую

активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь для

близкого человека.

Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка.

Добиваться аккуратности в работе с пластилином.

Материал: Картон белого цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,

салфетки.

                           Февраль.

                                      3 неделя

                 Тема: «Бежит кораблик по волнам».

Цель: Совершенствовать технику работы с пластилином. Приучать детей

самостоятельно выбирать приемы изображения моря (процарапывание, растирание,

декорирование и раскатывание). Развивать образное мышление, творческое

воображение. Активизировать мелкую моторику рук. Учить работать с цветом;

правильно выстраивать композицию рисунка. Развивать самостоятельность,

индивидуальность в работе. Вызвать желание сделать подарок близким, дорогим

людям и поздравить с праздником «День Защитника Отечества». Воспитывать

любовь и уважение к родителям, гордость за тех, кому пришлось служить в Армии.

Материал:  Картон белого цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,

зубочистки, колпачки от фломастеров, салфетки.

                                 Март.

                                          1 неделя

                        Тема: « Цветы для мамы».

 

Цель: Продолжать знакомить детей с вариантами использования «пластилиновых

продуктов» .Учить отражать природные особенности растения: оригинальную форму

и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие,

композицию, а так же мелкую моторику руки. Вызвать желание сделать подарок

любимому человеку. Воспитывать у детей доброжелательность, добрые, нежные

отношения к близким  (особенно у мальчиков). Добиваться аккуратности в работе с

пластилином.

Материал:  Картон белого цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,

зубочистки, колпачки от фломастеров, салфетки.

                                 Март.

                                          3 неделя

                           Тема: « Золотая рыбка».

Цель:. Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать

образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское

 творчество посредством знакомства с различными способами и материалами.

Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать

желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки).

Материал:  Картон белого цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,

 салфетки.

                          Апрель.

                                   1 неделя

                         Тема: « Осьминог».

Цель:  Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику

«растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно

использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как

основу изображения . Развивать моторику руки, развивать творческую активность и

самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства

единения от процесса своего труда.

Материал:  Картон синего  цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,

 салфетки.

                             Апрель.

                                      3  неделя

                   Тема: « Подводное царство».

Цель: Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать

осваивать приемы работы с пластилином: закреплять навыки работы с трафаретом,

выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать

приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта. Развивать

эстетическое и образное мышление, воображение. Развивать творческую активность,

самостоятельность в работе. Вызвать удовлетворение от процесса своего труда и от

итога коллективного изображения морского мира.

Материал:  Картон синего  цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,

 салфетки. Картинки с изображением подводного мира.

                              Май.

                            1 неделя

            Тема: «Божья коровка, улети на небо».

 Цель: Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о

природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего

вида насекомого. Продолжать совершенствовать навыки работы с пластилином.

 Учить слушать инструкции педагога и руководствоваться ими в работе. Развивать

образные представления, творческие способности. Развивать навыки работы с

цветом. Развивать находчивость в процессе выполнения задания: стремиться

использовать как можно больше средств  для воплощения образа. Воспитывать

усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Материал:  Картон, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,  салфетки. Картинки с

изображением насекомых.

                              Май.

                            3 неделя

                              Тема: « Бабочка».

Цель:  Продолжить знакомство детей с миром природы. Совершенствовать навыки

работы в технике «пластилиновое рисование». Закрепить умение скатывать пальчиком

короткие отрезки, шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную

работу пальцев рук. Развивать творческое мышление и воображение. Развивать

цветовосприятие, чувства меры, гармонии, чувства эстетического восприятия.

Материал:  Картон, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,  салфетки. Картинки с

изображением насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по пластилинографии "Умелые ладошки"

Пояснительная записка."Детский рисунок, процесс рисования -  это частица духовной жизни ребенка.  Дети не просто переносят на бумагу  что-то из окружающего мира, а живут  в э...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию кружок лепки "Умелые ладошки"

     Кружок «Умелые ладошки» - лепим из  пластилина, способен увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образователь...

Кружок "Умелые ладошки"

Кружок направлен на развитие мелкой моторики рук, пальцев. Кружок разделен на 2 блока: рисование пальчиками и ладошками; мелкая моторика рук. Вторая младшая группа....

Кружок по пластилинографии "Ловкие ладошки"

Развивать художественно – творческие способности у детей среднего дошкольного через нетрадиционную работу с пластилином....

Кружок "Умелые ладошки"

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.2. Паспорт программы: цель, задачи, участники программы, сроки реализации, список детей, график работы кружка. 3. План реализации программы кружка «Умелые лад...

Тематическое планирование кружка по пластилинографии «Умелые ладошки»

Календарно – тематический план занятий по пластилинографии с детьми подготовительной группы....