Кружок по пластилинографии " Умелые ладошки"
материал по аппликации, лепке (старшая группа)
Кружок для старшей группы.
Цель: Развитие ручной умелости у детей старшего возраста при помощи пластилинографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kruzhok_po_plastilinografii.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок
по пластилинографии
« Умелые ладошки».
7 садовая группа
Старшая.
Воспитатель:
Прохорова Анастасия Леонидовна
2020-2021 уч. год
Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был организован кружок художественной направленности « Умелые ладошки», основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками ). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.
Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Цель кружковой работы:
Развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста посредством
пластилинографии.
Задачи: Обучающие:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных
работах.
- Уважительное отношение к результатам труда.
Основные формы и методы работы:
Методы:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно –иллюстрационный (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала);
- метод проблемного изложения. ( педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути
её решения);
- частично - поисковый;
- практический.
- наглядный пример взрослого, показ выполнения последовательности действий.
В проведении занятий используются: индивидуальные, групповые и
коллективные формы работы.
Рабочий материал:
Клеёнка, пластилин, стеки, доска для лепки, картон разного цвета, трафарет, салфетки.
Ожидаемые результаты:
- Улучшение ручной умелости;
-Совершенствование тактильных ощущений;
-Повышение активности, самостоятельности, усидчивости;
-Повышение интереса к творчеству;
- Развитие мелкой моторики пальцев.
Литература:
1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. [Текст]: Кн. для воспитателей. -2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1991.-175с.: ил.
2. Ильковская Ю. А. Игрушки своими руками. [Текст] - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.-240с.: ил. ; цв. вкл. 16с.
3. Конышева, Н. М. Лепка в начальных классах. [Текст]: Пособие для учителя. Из опыта работы/ Н. М. Конышева. – М.: Просвещение, 1995.-80 с, ил.
4. Лыкова И. А. На море океане (сюжетная лепка) [Текст]: учебно-методическое пособие/ И. А. Лыкова. -ИД.: «Карапуз», 2005.
5. Лыкова И. А. Печки-лавочки (сюжетная лепка) [Текст]: учебно-методическое пособие/ И. А. Лыкова. -ИД.: «Карапуз», 2005.
6. Лыкова И. А. Едем-гудим (сюжетная лепка) [Текст]: учебно-методическое пособие/ И. А. Лыкова. -ИД.: «Карапуз», 2005.
7. Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. [Текст]: Пособие для руководителей кружков. -2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.-176 с.: ил.
8. Пластилиновые фигурки животных. [Текст] - М.: Эксмо; Донецк: СКИФ, 2011.-64с.: ил. -(Азбука рукоделия).
Перспективный тематический план.
(для детей старшей группы).
месяц | неделя | Тема занятия. |
Сентябрь. | 1 неделя 3 неделя | Вводное занятие « Умелые ладошки». Знакомство детей с пластилинографией |
Октябрь. | 1 неделя 3 неделя | « Грибы-грибочки - Белый гриб». « Грибы-грибочки – Мухомор». |
Ноябрь. | 1 неделя 3 неделя | « Золотая осень». « Цветные зонтики». |
Декабрь. | 1 неделя 3 неделя | « Новогодние шары так прекрасны и важны». « Новогодняя ёлка». |
Январь. | 1неделя 3 неделя | « Зимняя ночь». « Снеговик». |
Февраль. | 1неделя 3 неделя | « Валентинка» « Бежит кораблик по волнам». |
Март. | 1неделя 3 неделя | « Цветы для мамы» « Золотая рыбка». |
Апрель. | 1неделя 3 неделя | « Осьминог». « Подводное царство». |
Май. | 1неделя 3 неделя | « Божья коровка улети на небо». « Бабочка» |
Заключения
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Сентябрь.
1 неделя
Тема: Вводное занятие « Умелые ладошки».
Цель: Знакомство с планом работы. Техника безопасности. Инструменты и материалы
для работ. Общее о технике лепки из пластилина. Знакомство детей с
пластилинографией.
2 неделя
Тема: Знакомство детей с пластилинографией.
Цель: Беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с
использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на
горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и
научить приемам работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать
цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки
(умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание);
воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об
осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.
Материал: Иллюстрации по теме. Картинки с готовыми работами, трафарет. Клеёнка,
пластилин, стеки, доска для лепки, салфетки.
Октябрь.
1 неделя
Тема: «Грибы – грибочки. Белый гриб» .
Цель: Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностях,
качестве . Учить находить соответствия между формами настоящих и изображаемых
грибов, передавать их природные особенности, цвет. Учить навыкам работы с
пластилином в технике «пластилиновое рисование». Учить выполнять работу на
картонной тарелке круглой формы , дополнять композицию сюжетом (лист березы,
трава) ; использовать знакомые приемы – отщипывание, размазывание.
Развивать творческое воображение и мышление; мышечную активность
рук. Воспитывать аккуратность в работе, стремление качественно и до конца
доводить начатое дело.
Материал: Картонная тарелка круглой формы, трафарет гриба, пластилин, доска
для лепки, стеки, клеёнка, салфетки.
Октябрь.
2 неделя
Тема: « Грибы - грибочки. Мухомор».
Цель: Продолжать учить находить соответствия между формами настоящих
и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Развивать у
детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством
пластилинографии изображение гриба. Закреплять умение детей отщипывать
небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями
пальцев; закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта
(шляпка гриба ) ; развивать мелкую моторику рук, учить располагать композицию в
центре листа.
Материал: Картон белого цвета, трафарет гриба, пластилин, доска
для лепки, стеки, клеёнка, салфетки.
Ноябрь.
1 неделя
Тема: « Золотая осень».
Цель: .Продолжать учить навыкам работы с пластилином в технике «пластилиновое
рисование». Учить изображать дерево, листья на дереве, листопад, подбирать
самостоятельно цвета, смешивать их. Учится дополнять и создавать полноту картины.
Закрепить технику придавливания, разглаживания границы рисунка, соединяя
части. Развивать мелкую моторику рук, творчество и фантазию.
Воспитывать усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Материал: Картон белого цвета, изображение дерева, пластилин, доска
для лепки, стеки, клеёнка, салфетки.
Ноябрь.
2 неделя
Тема: « Цветные зонтики».
Цель: Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной
передачи формы и цвета. Развивать мелкую моторику. Учить работать в заданном
пространстве, не заходя за контур. Продолжать учить приему размазывания. Учить
самостоятельно продумывать узоры зонта, используя свои знания приемов
пластилинографии, развивать творчество и фантазию.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, решительность в действиях.
Материал: Картон, изображение зонтика, пластилин, доска
для лепки, стеки, клеёнка, салфетки.
Декабрь.
1 неделя
Тема: « Новогодние шары так прекрасны и важны».
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках: их
истории, традициях, видах. Учить создавать всевозможные декорации, сюжетные
изображения на плоскости аудиодиска.
Учить применять различные вспомогательные средства для выразительности и
красочности образа (колпачки от фломастеров, зубочистки). Развивать творческое
воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.
Воспитывать стремление внести свою лепту в подготовку праздничных интерьеров,
украшений.
Материал: Аудиодиск, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка, салфетки, колпачки
от фломастеров, зубочистки.
Декабрь.
2 неделя
Тема: « Новогодняя ёлка».
Цель: Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии и приемами
декорирования. Развивать творческое воображение, мышление детей при украшении
елочки. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимательность, умение слушать
и руководствоваться инструкцией воспитателя. Вызвать интерес к деятельности
желанием участвовать в подготовке праздничных мероприятий. Воспитывать
объективность при оценке работ товарищей.
Материал: Картон, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка, салфетки.
Январь.
1 неделя
Тема: « Зимняя ночь».
Цель: Уточнить знания детей о понятии «пейзаж». Учить создавать лепную картину с
выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в
соответствии с темой и замыслом, продолжать учить дополнять работу рисунка с
помощью палочки или стеки, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,
развивать мелкую моторику рук. Продолжать учить работать на заданном
пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество,
координацию движения рук, глазомер.
Материал: Картон чёрного цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,
зубочистки салфетки.
Январь.
2 неделя
Тема: « Снеговик».
Цель: Продолжать работать в технике пластилинографии. Закреплять умение ровно и
гладко наносить пластилин на поверхность картона – растирать его, используя воду.
Развивать образное восприятие, воображение и творческую активность,
самостоятельность в работе, навыки графического изображения. Развивать мелкую
моторику рук.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, решительность в действиях.
Материал: Картон синего цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,
зубочистки, баночки с водой, салфетки.
Февраль.
1 неделя
Тема: « Валентинка (сердечко) ».
Цель: Совершенствовать навыки использования трафарета. Развивать образное
мышление, творческое воображение. Развивать моторику рук, творческую
активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь для
близкого человека.
Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка.
Добиваться аккуратности в работе с пластилином.
Материал: Картон белого цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,
салфетки.
Февраль.
3 неделя
Тема: «Бежит кораблик по волнам».
Цель: Совершенствовать технику работы с пластилином. Приучать детей
самостоятельно выбирать приемы изображения моря (процарапывание, растирание,
декорирование и раскатывание). Развивать образное мышление, творческое
воображение. Активизировать мелкую моторику рук. Учить работать с цветом;
правильно выстраивать композицию рисунка. Развивать самостоятельность,
индивидуальность в работе. Вызвать желание сделать подарок близким, дорогим
людям и поздравить с праздником «День Защитника Отечества». Воспитывать
любовь и уважение к родителям, гордость за тех, кому пришлось служить в Армии.
Материал: Картон белого цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,
зубочистки, колпачки от фломастеров, салфетки.
Март.
1 неделя
Тема: « Цветы для мамы».
Цель: Продолжать знакомить детей с вариантами использования «пластилиновых
продуктов» .Учить отражать природные особенности растения: оригинальную форму
и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие,
композицию, а так же мелкую моторику руки. Вызвать желание сделать подарок
любимому человеку. Воспитывать у детей доброжелательность, добрые, нежные
отношения к близким (особенно у мальчиков). Добиваться аккуратности в работе с
пластилином.
Материал: Картон белого цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,
зубочистки, колпачки от фломастеров, салфетки.
Март.
3 неделя
Тема: « Золотая рыбка».
Цель:. Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать
образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское
творчество посредством знакомства с различными способами и материалами.
Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать
желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки).
Материал: Картон белого цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,
салфетки.
Апрель.
1 неделя
Тема: « Осьминог».
Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику
«растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно
использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как
основу изображения . Развивать моторику руки, развивать творческую активность и
самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства
единения от процесса своего труда.
Материал: Картон синего цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,
салфетки.
Апрель.
3 неделя
Тема: « Подводное царство».
Цель: Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать
осваивать приемы работы с пластилином: закреплять навыки работы с трафаретом,
выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать
приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта. Развивать
эстетическое и образное мышление, воображение. Развивать творческую активность,
самостоятельность в работе. Вызвать удовлетворение от процесса своего труда и от
итога коллективного изображения морского мира.
Материал: Картон синего цвета, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка,
салфетки. Картинки с изображением подводного мира.
Май.
1 неделя
Тема: «Божья коровка, улети на небо».
Цель: Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о
природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего
вида насекомого. Продолжать совершенствовать навыки работы с пластилином.
Учить слушать инструкции педагога и руководствоваться ими в работе. Развивать
образные представления, творческие способности. Развивать навыки работы с
цветом. Развивать находчивость в процессе выполнения задания: стремиться
использовать как можно больше средств для воплощения образа. Воспитывать
усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Материал: Картон, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка, салфетки. Картинки с
изображением насекомых.
Май.
3 неделя
Тема: « Бабочка».
Цель: Продолжить знакомство детей с миром природы. Совершенствовать навыки
работы в технике «пластилиновое рисование». Закрепить умение скатывать пальчиком
короткие отрезки, шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную
работу пальцев рук. Развивать творческое мышление и воображение. Развивать
цветовосприятие, чувства меры, гармонии, чувства эстетического восприятия.
Материал: Картон, пластилин, доска для лепки, стеки, клеёнка, салфетки. Картинки с
изображением насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по пластилинографии "Умелые ладошки"
Пояснительная записка."Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в э...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию кружок лепки "Умелые ладошки"
Кружок «Умелые ладошки» - лепим из пластилина, способен увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образователь...
Кружок "Умелые ладошки"
Кружок направлен на развитие мелкой моторики рук, пальцев. Кружок разделен на 2 блока: рисование пальчиками и ладошками; мелкая моторика рук. Вторая младшая группа....
Кружок по пластилинографии "Ловкие ладошки"
Развивать художественно – творческие способности у детей среднего дошкольного через нетрадиционную работу с пластилином....
Кружок "Умелые ладошки" во второй младшей группе.
Игра"Угадай предмет на ощупь" ...
Кружок "Умелые ладошки"
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.2. Паспорт программы: цель, задачи, участники программы, сроки реализации, список детей, график работы кружка. 3. План реализации программы кружка «Умелые лад...
Тематическое планирование кружка по пластилинографии «Умелые ладошки»
Календарно – тематический план занятий по пластилинографии с детьми подготовительной группы....