Конспекты занятий по лепке из глины "Уточка","Индюк"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Сайгушева Ольга Владимировна

Данный материал содержит конспекты занятий по лепке из глины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке «Дымковский индюк» 

Задачи:

- научиться лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп.

-учить передавать детей в лепке образ дымковского индюка.

-упражнять в лепке основные формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки.

-развивать эстетическое восприятия, творческие способности, фантазии и мелкую моторику пальцев рук.

-воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.

Материал: пластилин, стеки, доски, салфетки, игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, гжелевские; картинки гуся, индюка, утки, петуха; макет цветка (на обратной стороне – элементы дымковской росписи)

Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом рассматривание дымковских игрушек.

Ход:

Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки с изображениями домашних птиц, прикрытые листиками бумаги с «окошками». В окошке видна только одна часть тела домашней птицы.

-Дети, отгадайте, кто спрятался за картинкой?

-Как вы узнали птиц, ведь видна только одна часть, а не целая птица?

(дети объясняют)

Воспитатель открывает картинки полностью.

-Дети, как можно назвать всех этих животных? (домашняя птица).

-Мастера, прежде, чем вылепить, например, петуха, рассматривали долго петухов. Они видели, что петухи отличаются друг от друга величиной, цветом оперения. Одни белые, другие разноцветные, у одних гребень высокий с большими зубцами, у других – небольшой. Но у всех петухов есть красный гребень, и всех петухов хвост дугой. Поэтому все петухи похожи и их не спутаешь с индюками, утками, гусями.

Воспитатель приглашает детей на выставку игрушек.

- Я вам сейчас загадаю загадки, а вы найдите отгадку и расскажите из чего сделана.

Весёлая белая глина, Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня,

 Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я? (дымковская игрушка)
-Дети, вы хотите стать мастерами и изготовить сами игрушку?

Сегодня мы будем лепить Дымковского индюка, но сначала разомнем свои пальчики.

Физминутка.

пальчиковая игра

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко-ко 
Курочка клюёт зерно (постукиваем по столу).
Га-га-га, — гогочет гусь,- (большой палец дотрагивается до оставшихся пальцев)
Я за зёрнышком нагнусь. 
-Бал-бал-бал,-индюк сказал,- (покрутили сложенные вместе пальцы)
Много зёрен я собрал. (развели руки в стороны)
Стал их селезень считать: (подняли перед собой ладошку)
-Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики в кулачок по одному на каждый счет).

- Что обязательно нужно сделать, прежде чем вылепить такого индюка? (Рассмотреть со всех сторон.)

- Из каких частей состоит индюк? (тело, голова, хвост, крылья, корона)

- Индюк — птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц.

- Какое же оно? (Овальной формы.)

- Посмотрите на голову и шею индюка.

-Какая голова и шея?

Дети: Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею.

- А какая шея? (Длинная, гибкая, у тела немного расширяется.) Что вы заметили интересного на голове и шее индюка? (Высокий круглый гребень, как корона, веерообразный и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.)

- Какие по форме крылья и хвост? (круглой)

(Волнистые крылья и края хвоста)

- Видно ли тело индюка? (Нет, оно прикрыто большими крыльями до самой земли.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку сзади возле хвоста для устойчивости фигурки.

- А теперь я приглашаю вас в мастерскую и вылепить точно такого же индюка.

- Что же нужно сделать после рассматривания индюка?

(Разделить пластилин на части и сделать из них исходные фор

мы для лепки.)

Далее педагог предлагает отгадать по форме и величине заготовок, какую часть индюка можно вылепить из каждой. Показывает цилиндрическую форму.

- Какую часть игрушки можно вылепить из нее?

Показывает, как раскатать один конец цилиндра и, сделав его тоньше, загнуть вверх. Из более тонкого конца цилиндра нужно вылепить шею с головой, а толстый конец цилиндра — это тело птицы. Показывает три шарообразные исходные формы и спрашивает, для каких частей они предназначены (для крыльев, а шарик побольше для хвоста).

- Что же нужно сделать с шариками, чтобы вылепить круглые крылья и хвост индюка? (Расплющить шарики в диски.)

Потом педагог на одном шарике показывает, как его расплющить между ладонями. Далее показывает и объясняет, как сделать край крыла волнистым. Для этого нужно пальцем сделать углубления по его краю. Способы лепки высокого гребня и длинной бородки индюка дети должны найти самостоятельно.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка. Обращает внимание детей на позу птицы: шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность. Хвост слегка выгнут вперед. Говорит, что украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя для этого налепы, стеку.

По окончании занятия организуется выставка работ.

Конспект занятия по лепке

Тема: «Дымковская утка»

Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.

Задачи:

Образовательные:Дать детям представления о дымковской глиняной игрушке.Показать выразительность формы игрушки, ее отличительные особенности Учить лепить уточку путем оттягивания пластилина от общего куска.

Развивающие:Развивать художественно – эстетические способности.Совершенствовать умение использовать в лепке приемы оттягивания и прищипывания, использовать в работе стеки для придания выразительности образу.

Воспитательные:Воспитывать интерес к русской народной игрушке, желание лепить самостоятельно и аккуратно.

Средство реализации: дымковские игрушки, озеро из бумаги голубого цвета, уточка из пластилина, пластилин на каждого ребенка, стеки, салфетки.

Словарная работа: дымковская игрушка, мастерицы, обжиг, оттягивание, прищипывание.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковских игрушек из глины; беседы о быте, играх русского народа; разучивание русских народных потешек и игр.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Ход ООД.

Организационный момент

Воспитатель: дети, посмотрите, какой сегодня хороший солнечный день. Мне так хорошо и радостно. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, нашим гостям и не будем грустить. (Приветствие)

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

(дети садятся за стол, воспитатель обращает внимание на осанку)

Воспитатель: ребята, кто знает, что за игрушки вы видите на доске?

Дети: дымковская игрушка

Воспитатель: давайте познакомимся с историей этой игрушки

Воспитатель: показ презентации

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. В деревне живут мастерицы, которые делают красивые и нарядные игрушки. Лепят их мастерицы из глины, просушивают, а затем обжигают в печи. После обжига покрывают их белой краской и украшают ярким узором. Называют такие игрушки дымковские, потому, что делают их в деревне Дымково. Посмотрите, здесь есть петушок, барышня, лошадка и уточка.

(Особое внимание обращаю внимание на уточку).

Воспитатель: какой формы уточка?

Воспитатель: из чего она вылеплена?

Воспитатель: а  эту уточку я вылепила из пластилина.

Воспитатель: скажите, похожа моя уточка на дымковскую?

Воспитатель: дети, посмотрите на утку, из каких частей она состоит?

Воспитатель: есть ли эти части у дымковской уточки?

Воспитатель: только моя утка почему-то грустит, мне кажется ей не хватает друзей. Я предлагаю вам помочь утке приобрести их. А сейчас покажу вам, как лепить утку.

(Объясняю и показываю. Кусок пластилина круглой формы мы раскатываем между ладонями, прямыми движениями, чтобы получился кусок овальной формы. От формы четырьмя пальцами с одной стороны оттягиваю шею немного вверх и формирую голову, на голове прищипываю клюв. С другой стороны оттягиваю хвост. Стекой рисую перышки и глаза. Закрепляю последовательность работы и приемы лепки.)

Воспитатель: перед тем, как мы начнём лепить, предлагаю вам поиграть с нашими пальчиками.

(пальчиковая гимнастика)

«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)

Раз, два, три, четыре, пять…

(Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

(Одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять…

(поочередное касание)

Мы закончили считать.

(встряхиваем опущенные вниз кисти рук).

Воспитатель: вот теперь,  когда мы с вами размяли наши пальчики можно приступать к лепке.

Воспитатель: что сначала делаем с куском пластилина?

Воспитатель: как будем делать шею и голову?

Воспитатель: как будем делать клюв?

Воспитатель: как будем лепить хвост?

Воспитатель: что делаем стекой?

Воспитатель: а вместо лапок сделаем подставку (скатаем шарик и сплющиваем его немного, что бы у нас получилась устойчивая подставка)

( Дети приступают к работе. При необходимости помогаю детям советом, показываю, как правильно положить пальцы на форму для оттягивания. Поощряю самостоятельность и аккуратность при лепке. Дети ставят своих утят на озеро возле мамы уточки.)

Подведение итогов.

Воспитатель: как называются игрушки, с которыми мы познакомились?

Воспитатель: а что мы сегодня с вами лепили?

Воспитатель: дети, посмотрите, какие у вас красивые получились утята! Вы молодцы. Уточка говорит вам спасибо, теперь ей будет весело и она не будет грустить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке: "Лепка домашних птиц" старшая гр.

В данном конспекте представлен материал по закрпелению знаний детей о домашней птице и их птенцах, показаны способы передачи характерных особенностей формы, деталей, пропорций, использование различных...

Конспект занятия по лепке в средней группе. Конспект занятия по лепке в средней группе «Медвежонок»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

конспект занятия по лепке "Дымковский индюк" подготовительная группа

задачи: научить лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении игрушки налеп...

Конспект занятия в старшей группе "Нарядный индюк"

Знакомство с дымковскими игрушками...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Дымковский индюк"

Занятие по знакомству детей с дымковской игрушкой - индюк, и роспись хвостов у бумажных игрушек-индюков....

Конспект занятия по лепке «Подарки для белочки» во второй младшей группе Конспект занятия по лепке во второй младшей группе на тему: «Подарки для белочки»

Конспект занятия по лепке«Подарки для белочки» во второй младшей группеКонспект занятия по лепке во второй младшей группе на тему: «Подарки для белочки»...