Мы ищем таланты!
рабочая программа по аппликации, лепке
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 84 «Алёнка»
Программа
по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
«Мы ищем таланты»
г. Смоленск
Содержание
Пояснительная записка
Концепция программы
Цель программы
Задачи программы
Планируемые результаты
Основные направления реализации программы
Отличительные особенности талантливых детей
Категории талантливых детей
Виды талантливости
Виды талантливости в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Исследовательско-диагностический этап
Принципы тестирования детей
Подбор диагностического инструментария
Формы работы с детьми
Условия для развития талантливости
Примерный план работы с талантливым ребёнком
Заключение
Список литературы
Пояснительная записка
Талант - это высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности. Талант - понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики. Об уровне талантливости обычно судят по продуктам деятельности человека. О наличии таланта в детском возрасте мы можем судить по высокому уровню развития творческих способностей ребёнка в том или ином виде деятельности. Именно в детстве проявление творческих способностей в музыке, рисовании, математике нередко ведут к понятию талантливости.
Талантливый человек - это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает.
Одарённый творческими способностями ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития способностей - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребёнок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления талантливости определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с творчески одарёнными детьми детьми.
Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Само желание заниматься той или иной деятельностью свидетельствует о наличии творческих способностей.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития способностей каждого ребенка.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление талантливости, одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе деятельности ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
Концепция программы
ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.
При организации работы с детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности детей.
Цель программы
Создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей детей, их самореализации.
Задачи программы
Разработать систему мониторинга и развития предпосылок творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Выявить детей с предпосылками повышенных творческих способностей.
Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения талантливых детей.
Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Планируемые результаты
Создание банка данных детей с предпосылками различных видов талантливости.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
Высокая динамика развития продуктивного и творческого мышления детей.
Основные направления реализации программы
Выявление талантливых детей.
Разработка индивидуальных форм работы.
Использование в учебном процессе современных интерактивных технологий.
Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
Отличительные особенности талантливых детей
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда, от создания нового, от процесса реализации.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления талантливости, организация работы по обучению и развитию таких детей требует знания её категорий, форм и видов
Категории талантливых детей
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Виды талантливости
- Творческий
- Художественные способности
- Вокальные способности
- Литературные способности
- Артистические способности
- Психомоторный
- Спортивные способности
- Хореографические способности
- Коммуникативный
- Лидерские способности
- Академический
- Способности к обучению
- Мотивационно-личностные характеристики
Виды талантливости в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Художественные способности
Проявление фантазии в творческих художественных работах. Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).
Вокальные способности
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух.
Литературные способности
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов.
Артистические способности
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память.
Конструкторские способности
Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации.
Спортивные способности
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость.
Хореографические способности
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память.
Лидерские способности
Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию.
Мотивационно-личностные характеристики
Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому.
Способности к обучению
Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов.
Исследовательско-диагностический этап
- Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).
- Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).
- Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Принципы тестирования детей
- Соответствие тестовых методик возрастным нормам.
- Игровой характер тестовых методик.
- Доброжелательная атмосфера во время тестирования.
- Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования.
- Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Подбор диагностического инструментария
Первоначальным этапом в работе по развитию детских творческих способностей является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.
Методики исследования должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам производится педагогом-психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая ) по результатам заполнения анкет воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений воспитателя или другого специалиста.
По результатам психолого-педагогической диагностики воспитанников детского сада, определяются дети с особыми задатками и способностями. Эти данные можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его способнгостей, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Формы работы с детьми
- Групповые занятия с одаренными детьми.
- Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры.
- Работа по индивидуальным планам.
- Исследовательская деятельность.
- Творческие мастерские.
- Кружки по интересам.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей.
Условия для развития творческих способностей
- Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка.
- Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.
- Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской деятельности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка.
- Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития.
- Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.
- Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.
- Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка.
- Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.
- Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития талантливости их детей. Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада.
Примерный план работы с талантливым ребёнком
Индивидуальная работа.
Занятия в кружке.
Участие в конкурсе.
Проектная деятельность.
Вовлечение в коллективную деятельность.
Работа с родителями.
Заключение
Способности в отличие от задатков - приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. талант, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем.
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности.
За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
Список литературы
- Савенков А. И. «Ваш ребенок талантлив» , Семейная психология, Москва,
2005г.
- Ляшко Л.Ю. «Развитие системы поддержки талантливых детей», 2011
- Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. «Одаренные дети», Москва, 1991г.
- Семенов П.П. «Развитие системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей, Санкт-Петербург, 2011г
- Клименко В.В. «Психологические тесты таланта», Санкт-Петербург, 1996г.
- «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать», Москва, 1998г.
- «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С.Лейтеса, Москва, 2000г.
- Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе», Москва, 2000г.
- Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей», Ярославль,1996г.
Диагностика творческих способностей
Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики.
Особенности диагностики:
- Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время.
- Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.
- Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях (эксперт играет вместе); через самоопросники, биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт.
- Игра, тренинги являются основными методами.
- Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период.
- Снят лимит времени.
Основные показатели при диагностировании:
-Беглость.
-Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на проблему).
-Оригинальность (стандартный ответ или нет).
-Устойчивость интереса.
-Целостность (способность придавать продукту завершённый вид).
При проведении диагностики с детьми необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.
Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей со стороны, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.
Художественно-эстетическое развитие проверяется через восприятие выразительности формы, а не через овладение языком искусства, тестируется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток.
Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.
Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;
3 балла – если это было дополнено деталями;
4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;
5 баллов – если изложение её было развёрнутым.
Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).
Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.
Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.
Основными показателями креативности выступают:
- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.
Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.
Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.
При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:
высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;
средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;
низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.
Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).
Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.
Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.
Низкий уровень: 17 - 34 балла;
Средний уровень: 35 - 60 баллов;
Высокий уровень: 61 - 85 баллов.
ОПРОСНИК
Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.
№ | Особенности ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?» | |||||
2 | Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует | |||||
3 | Точно, правильно использует много слов в своей речи | |||||
4 | Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй. Фактов | |||||
5 | Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми | |||||
6 | Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.) | |||||
7 | Легко справляется с загадками и может их придумывать | |||||
8 | Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление | |||||
9 | Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями | |||||
10 | Понимает значение чисел от 1 до 10 | |||||
11 | Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники | |||||
12 | Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции | |||||
13 | Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки | |||||
14 | Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники | |||||
15 | Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети | |||||
16 | Проявляет острую наблюдательность | |||||
17 | Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства |
Анкета для родителей
- Ф. И. ребёнка
- Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий).
- Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?
- Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?
- Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете конофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?
- Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?
- Всегда ли доделывает свою работу до конца?
- Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?
- Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?
- Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?
Творческое задание «Три краски»
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие.
Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.
По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.
Творческое задание «Озвучь роль».
Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.
Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.
Творческое задание «Соотнеси музыку».
Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча в родительской гостиной детского сада "Мы ищем таланты"
Сценарий проведения родительской гостиной для родителей воспитанников детского сада "Мы ищем таланты"...
Конспект развлечения по социально – личностному развитию «Алло, мы ищем таланты»
Развлечение для родителей с детьми подготовительной группы по социально-личностному развитию...
«Ау, мы ищем таланты!»
Дата проведения 11 февраля 2015г.Возраст 2-3 детейСписок детей - 25 детейПрисутствовали: 15 детей и 15 взрослыхМеста нахождение в группеВоспитатели: Басова Татьяна Алексеевна и Федоркова Наталья...
Сценарий "Ало мы ищем таланты"
Сценарий к празднику 8 марта....
Статья для родителей "Ищем таланты"
Статья "Ищем таланты" адресована родителям дошкольников. В ней рассказывается, как вовремя разглядеть талант ребенка. Даны краткие характеристики способностей детей....
"Алло, мы ищем таланты"
Сценарий для проведения вокального конкурса в детском саду....
Конспект развлечения по социально – личностному развитию «Алло, мы ищем таланты!»
Праздник проводится в виде "Голубого огонька" (Дети со своими родителями сидят за столами с угощениями)...