Образовательная деятельность по Художественно-эстетическому развитию на тему: «Как на нашей улице, гончары живут»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Цель: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров;
-Расширение знаний детей о многообразии профессий, знакомство с профессией гончара.
Задачи.
-формировать умение различать посуду — глиняную и деревянную;
- уточнять и расширять знания о ее характерных особенностях;
-Выявить знания детей о свойствах глины и разнообразии предметов быта изготавливаемых из нее.
- Закрепить способы и приемы лепки, усвоенные ранее.
-Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
-воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_na_nashey_ulitse._gonchary_zhivut.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино». Хвастовичского района Калужской области.
Образовательная деятельность по Художественно-эстетическому развитию на тему:
«Как на нашей улице, гончары живут»
Подготовительная группа
Воспитатель:
Соломонова Людмила Николаевна
с. Хвастовичи 2019г
Цель: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров;
-Расширение знаний детей о многообразии профессий, знакомство с профессией гончара.
Задачи.
-формировать умение различать посуду — глиняную и деревянную;
- уточнять и расширять знания о ее характерных особенностях;
-Выявить знания детей о свойствах глины и разнообразии предметов быта изготавливаемых из нее.
- Закрепить способы и приемы лепки, усвоенные ранее.
-Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
-воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.
Материалы и оборудование: глиняная посуда, глина, стеки, доски для лепки, ёмкости с водой; иллюстрации с изображением гончара за гончарным кругом, схемы приемов лепки; выставка керамической посуды; толковый словарь; карточки с буквами для составления слова ГОНЧАР, игра «Собери посуду», русская народная подвижная игра «У дедушки Трифона», магнитная доска; емкости с кусочками сухой и влажной глины по количеству детей. Ход занятия:
Воспитатель: Как на нашей улице мастера живут,
Своим трудом, любовью радость нам несут.
—Интересно, о каких мастерах идет речь? Где эта улица, на которой они живут? Кстати, кто может объяснить, почему улицу назвали улицей? Не знаете - я могу вам рассказать. Встаньте в две шеренги лицом друг к другу. Представь те себе, что каждый из вас сидит у окошка в своей избе и смотрит. Что вы видите? (Товарища напротив). А что именно у товарища вы видите? (Жестом подсказываю — лицо.)
У лица — вот так и получилось слово улица. Вот какой интересный и простой русский язык! А какие мастера жили на этих улицах? (Ответы детей, рассуждения.)
А я могу напомнить вам о тех мастерах, которые делали посуду, из глины.
-Ребята, я приглашаю вас на выставку, которую организовала в группе.
-Посмотрите, и скажите, чем похожи все эти изделия? Как назвать их одним словом? (Ответы).
-Верно, все эти изделия сделаны из глины и в тоже время изделия все разные.
-Кто может объяснить почему? Правильно у разной посуды разная форма, величина. предназначение
-А как называю мастеров, которые работают с глиной? (Ответы.)
Чтобы узнать правильный ответ, отгадайте загадку.
Делал мастер из глины
Горшки да кувшины,
крынки, миски, игрушки
Чтоб посуда была крепче
Обжигал её в печке.
Итак, гончар – это мастер по выделке глиняной посуды. (Показ иллюстрации с изображением гончара,) Профессия гончара зародилась в незапамятные времена и быстро вошла в список самых почетных, наряду с ткачами, оружейниками, мельниками и другими специалистами, без труда которых не мог обойтись ни крестьянин, ни король. Посуда из глины имелась тогда абсолютно в каждом доме, поскольку была доступной и имела массу преимуществ перед другими видами посуды.
Сначала эта профессия, как и многие другие, была семейной, и мастерство передавалось от отца к сыну, посуда изготавливалась строго вручную, практически без использования каких-либо инструментов. Горшки украшались ритуальными узорами. Затем был изобретен гончарный круг.
-Что же нужно гончару для работы? Без чего он не сможет начать свою работу? (Ответы детей)
-Правильно, главный материал для его работы - это глина.
-Кто мне скажет где можно взять глину? (Ответы)
-Глина — добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки.
-Бывает она разноцветная: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка)
-Как вы думаете, почему именно глину, а не песок используют мастера? -Давайте рассмотрим кусочек глины, какая она? (твердая, шершавая, крошится, трескается, не пачкает руки) Давайте зальем её водой (заливают) и через некоторое время узнаем, что с ней стало.
-А в этой мисочке глина, которая уже постояла в воде. Какая она? (липкая, пластичная, пачкает руки, легко меняет форму, скользкая). -Главным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Глина — единственный природный материал, имеющийся в большом количестве. -Посуду из глины называют –глиняная или керамическая.
-Глиняная - это один раз обожженная в печи посуда без всяких специальных добавок, не покрытая глазурью.
-Керамическая посуда – это все изделия из обожженной глины, выполненные по различным технологиям и с различными добавками. Это и фарфор, и фаянс, и терракота, и любая глиняная посуда, покрытая глазурью.
-Именно глиняная посуда была основной утварью у наших предков, а в данный момент большую известность набирает керамическая посуда.
-А еще посуда из глины хрупкая и легко может разбиться. Вот и с нашей посудой произошла такая неприятность. Без вашей помощи не обойтись. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери посуду» (На столах конверты с разрезанными на кусочки изображениями различной глиняной посуды)
-Назовите предмет посуды который у вас получился?
-Мы с вами починили нашу посуду очень быстро, а изготовление настоящего глиняного изделия процесс достаточно долгий: сначала происходит приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка), сушка на воздухе или обжиг в печи.
- А вы как думаете, достойны, ли глиняные мастера почета? (ответы)
-Про гончаров написано много произведений, это рассказы, сказки, я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения С.Я.Маршака о работе гончара.
(Чтение стихотворения «Гончар сидит за верстаком.)
- Сегодня я превращу вас в маленьких гончаров, чтобы вы создали свою глиняную посуду.
Вокруг себя повернись
И в гончаров превратись.
- давайте вспомним основные приемы лепки.
(разминание, сплющивание, отщипывание, скатывание, раскатывание, разрезание, вдавливание, соединение, заострение). Проходите к рабочим столам, надевайте фартучки и за работу!
Физкультминутка:
Гончар шел, шёл (маршируют на месте)
Кусок глины он нашел (наклоняются)
Глину вместе мнём, мнём (сжимают и разжимают пальцы рук)
А потом её мы трём (трут руку об руку)
Делим, делим на кусочки (щипают пальцами ладонь)
Чтоб потом слепить горшочки.
(Самостоятельная работа детей, в ходе работы даю советы, указания, пояснения)
По окончанию работы размещают на столике.
-Давайте рассмотрим вашу замечательную и разнообразную посуду. Как называется посуда, которую вы слепили? (Индивидуальные ответы детей). Предлагаю высушить посуду и на следующем занятии расписать её. И потом создадим выставку для детей из других групп и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое" (Речевое развитие)
Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительностьь движения со словами. Учить передавать образ ...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности (познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие) на тему «Часовая мастерская» (подготовительная группа)
Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему "Часовая мастерская"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности художественно-эстетическая деятельность Рисование по теме: «Такое разное море!» в старшей группе
Расширение и обобщение знаний детей о море, путём проведения экспериментов, в процессе поисков, художественного творчества.Закрепление способов и приемов рисования различными изобразительными ма...
КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому +художественно-эстетическому (конструирование) развитию на тему: «Жил-был самолетик»
Цель: формирование творческой познавательной деятельности детей посредством конструирования.Задачи:Образовательные:- Познакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации.- В...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Москва-столица нашей Родины!» для детей подготовительной группы.
Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.Задачи:...
Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое направление развития детей.
Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс. Чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведе...