Образовательная деятельность по Художественно-эстетическому развитию на тему: «Как на нашей улице, гончары живут»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Соломонова Людмила Николаевна

Цель: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров;

-Расширение знаний детей о многообразии профессий, знакомство с профессией гончара.

Задачи.

-формировать умение различать посуду — глиняную и деревянную;

- уточнять и расширять знания о ее характерных особенностях;

-Выявить знания детей о свойствах глины и разнообразии предметов быта изготавливаемых из нее.

- Закрепить способы и приемы лепки, усвоенные ранее.

-Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

-воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_na_nashey_ulitse._gonchary_zhivut.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение                                                      детский сад «Буратино».                                                                                                            Хвастовичского района Калужской области.

Образовательная деятельность                                                                                      по Художественно-эстетическому развитию на тему:

«Как на нашей улице, гончары живут»

Подготовительная группа

                                                                     Воспитатель:

                                                                   Соломонова Людмила Николаевна

                                                 с. Хвастовичи 2019г

Цель: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров;

-Расширение знаний детей о многообразии профессий, знакомство с профессией гончара.

Задачи.

-формировать умение различать посуду — глиняную и деревянную;

- уточнять и расширять знания о ее характерных особенностях;

-Выявить знания детей о свойствах глины и разнообразии предметов быта изготавливаемых из нее.

- Закрепить способы и приемы лепки, усвоенные ранее.

-Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

-воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.

Материалы и оборудование: глиняная посуда, глина, стеки, доски для лепки, ёмкости с водой; иллюстрации с изображением гончара за гончарным кругом, схемы приемов лепки; выставка керамической посуды; толковый словарь; карточки с буквами для составления слова ГОНЧАР, игра «Собери посуду», русская народная подвижная игра «У дедушки Трифона», магнитная доска; емкости с кусочками сухой и влажной глины по количеству детей.                                                                                                                                                                         Ход занятия:

Воспитатель: Как на нашей улице мастера живут,

                         Своим трудом, любовью радость нам несут.

—Интересно, о каких мастерах идет речь? Где эта улица, на которой они живут? Кстати, кто может объяснить, почему улицу назвали улицей? Не знаете - я могу вам рассказать. Встаньте в две шеренги лицом друг к другу. Представь те себе, что каждый из вас сидит у окошка в своей избе и смотрит. Что вы видите? (Товарища напротив). А что именно у товарища вы видите? (Жестом подсказываю — лицо.)

У лица — вот так и получилось слово улица. Вот какой интересный и простой русский язык! А какие мастера жили на этих улицах? (Ответы детей, рассуждения.)

А я могу напомнить вам о тех мастерах, которые делали посуду, из глины.

-Ребята, я приглашаю вас на выставку, которую организовала в группе.

-Посмотрите, и скажите, чем похожи все эти изделия? Как назвать их одним словом? (Ответы).

-Верно, все эти изделия сделаны из глины и в тоже время изделия все разные.

-Кто может объяснить почему? Правильно у разной посуды разная форма, величина. предназначение

-А как называю мастеров, которые работают с глиной? (Ответы.)

Чтобы узнать правильный ответ, отгадайте загадку.

Делал мастер из глины

Горшки да кувшины,

крынки, миски, игрушки

Чтоб посуда была крепче

 Обжигал её в печке.

Итак, гончар – это мастер по выделке глиняной посуды. (Показ иллюстрации с изображением гончара,)                                                                                                                                                    Профессия гончара зародилась в незапамятные времена и быстро вошла в список самых почетных, наряду с ткачами, оружейниками, мельниками и другими специалистами, без труда которых не мог обойтись ни крестьянин, ни король. Посуда из глины имелась тогда абсолютно в каждом доме, поскольку была доступной и имела массу преимуществ перед другими видами посуды.

Сначала эта профессия, как и многие другие, была семейной, и мастерство передавалось от отца к сыну, посуда изготавливалась строго вручную, практически без использования каких-либо инструментов. Горшки украшались ритуальными узорами. Затем был изобретен гончарный круг.

-Что же нужно гончару для работы? Без чего он не сможет начать свою работу? (Ответы детей)

-Правильно, главный материал для его работы - это глина.

-Кто мне скажет где можно взять глину? (Ответы)

-Глина — добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки.

-Бывает она разноцветная: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка)

-Как вы думаете, почему именно глину, а не песок используют мастера?                                                   -Давайте рассмотрим кусочек глины, какая она? (твердая, шершавая, крошится, трескается, не пачкает руки) Давайте зальем её водой (заливают) и через некоторое время узнаем, что с ней стало.

-А в этой мисочке глина, которая уже постояла в воде. Какая она? (липкая, пластичная, пачкает руки, легко меняет форму, скользкая).                                                                                                                                -Главным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Глина — единственный природный материал, имеющийся в большом количестве.                                                                                                                                                                             -Посуду из глины называют –глиняная или керамическая.

-Глиняная - это один раз обожженная в печи посуда без всяких специальных добавок, не покрытая глазурью.

-Керамическая посуда – это все изделия из обожженной глины, выполненные по различным технологиям и с различными добавками. Это и фарфор, и фаянс, и терракота, и любая глиняная посуда, покрытая глазурью.

-Именно глиняная посуда была основной утварью у наших предков, а в данный момент большую известность набирает керамическая посуда.

-А еще посуда из глины хрупкая и легко может разбиться. Вот и с нашей посудой произошла такая неприятность. Без вашей помощи не обойтись. Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери посуду» (На столах конверты с разрезанными на кусочки изображениями различной глиняной посуды)

-Назовите предмет посуды который у вас получился?

-Мы с вами починили нашу посуду очень быстро, а изготовление настоящего глиняного изделия процесс достаточно долгий: сначала происходит приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка), сушка на воздухе или обжиг в печи.

- А вы как думаете, достойны, ли глиняные мастера почета? (ответы)

-Про гончаров написано много произведений, это рассказы, сказки, я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения С.Я.Маршака о работе гончара.

(Чтение стихотворения «Гончар сидит за верстаком.)

- Сегодня я превращу вас в маленьких гончаров, чтобы вы создали свою глиняную посуду.

Вокруг себя повернись

И в гончаров превратись.

- давайте вспомним основные приемы лепки.

(разминание, сплющивание, отщипывание, скатывание, раскатывание, разрезание, вдавливание, соединение, заострение).                                                                                                                      Проходите к рабочим столам, надевайте фартучки и за работу!

Физкультминутка:

Гончар шел, шёл (маршируют на месте)

Кусок глины он нашел (наклоняются)

Глину вместе мнём, мнём (сжимают и разжимают пальцы рук)

А потом её мы трём (трут руку об руку)

Делим, делим на кусочки (щипают пальцами ладонь)

Чтоб потом слепить горшочки.

(Самостоятельная работа детей, в ходе работы даю советы, указания, пояснения)

По окончанию работы размещают на столике.

-Давайте рассмотрим вашу замечательную и разнообразную посуду. Как называется посуда, которую вы слепили? (Индивидуальные ответы детей).  Предлагаю высушить посуду и на следующем занятии расписать её. И потом создадим выставку для детей из других групп и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое" (Речевое развитие)

Цель: Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое действие и эмоциональную выразительностьь движения со словами. Учить передавать образ ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности художественно-эстетическая деятельность Рисование по теме: «Такое разное море!» в старшей группе

Расширение и обобщение знаний детей о море, путём проведения экспериментов, в процессе поисков, художественного творчества.Закрепление способов  и приемов рисования различными изобразительными ма...

КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому +художественно-эстетическому (конструирование) развитию на тему: «Жил-был самолетик»

Цель: формирование творческой познавательной деятельности детей посредством конструирования.Задачи:Образовательные:- Познакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации.- В...

  Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Москва-столица нашей Родины!» для детей подготовительной группы.

Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.Задачи:...

Музейная педагогика в дошкольной образовательной организации. Художественно-эстетическое направление развития детей.

Развитие музейной педагогики как отрасли педагогического знания определяет необходимость включения музея в учебно-воспитательный процесс. Чем раньше начинается работа по знакомству ребенка с произведе...