НОД "Птичка - свистулька" лепка по мотивам дымковской росписи
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Развивать у детей желание лепить глиняные игрушки, делая их красивыми и выразительными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ptichka_svistulka.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Птичка - свистулька»
лепка по мотивам дымковской росписи в подготовительной к школе группе
Актуальность
Цель: продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек. Закреплять у детей умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие путем налепа. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делая их красивыми, выразительными. Воспитывать самостоятельность, уверенность в собственных силах, желание творить.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический (лепка и роспись игрушки), игровой.
Материалы и оборудование: глина, вода, краски гуашь, кисти, доски для лепки, салфетки.
Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц. Дидактические игры «Магазин игрушек», «Что игрушка расскажет о себе». Рассматривание таблиц элементов росписи, альбомы «Дымковская игрушка».
Ход:
Дети подходят к выставке дымковских игрушек.
Воспитатель: - Вот какая у нас красивая веселая ярмарка глиняных игрушек.
- А вы знаете, что такое ярмарка? (Базар, рынок, где продают различные товары.)
Ярмарка – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно, и тоже время, с увлечениями, развлечениями.
- Не даром в народе говорится «Шум, как на ярмарке!»
- Какие игрушки вы видите на нашей ярмарке? (Дымковские – глиняные.)
- Ласково и нежно называют эту игрушку Дымка. Почему, же эти игрушки - дымковские? (По месту их рождения – они из слободы Дымково.)
Посмотри сюда, дружок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом.
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали и село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо сказки,
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор
Отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Воспитатель:
- С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
- Почему же, назвали слободу Дымково, а игрушки дымковские? Зимой, когда топятся печи, и летом, в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась дымковская игрушка.
- Рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. Дети рассматривают, трогают руками.
- Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки.
- Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «Свистунью». Развлечением праздника были глиняные игрушки – свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили игрушки для ярмарки. И вот на прилавках ярмарки веселый товар. Охотно покупают его и взрослые и дети. Оглашается вся округа свистом. Шумит народное гулянье. И громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот праздник «Свистунья».
Воспитатель: – Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но дымковскую игрушку ни с какой не спутать.
Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).
- Какая характерная отличительная особенность у дымковской игрушки?
(Перед тем, как расписать дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.)
- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.)
- Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).
- Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.
Ходит гордо, смотрит важно,
В оперении нарядном.
Синий, желтый, красный круг: распустил свой хвост петух. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки: «Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться.
Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.
Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.
Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.
Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую птичку-свистульку.
Но сначала немного разомнемся.
Физкультминутка:
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские,
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки.
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо, руки на поясе)
Весь народ на ярмарке.
( руки в стороны, притопнуть ногой)
Воспитатель: - Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами лепить, а потом и раскрашивать. Лепка птички – занятие самое простое. В основе берут цилиндр и загибают в форме подковы. Затем оттягивают от него шею, сразу формируя и голову, а затем - хвост. Хвост расплющивают. Спереди оттягивают или доделывают лапки, как позволяет глина, и, наконец, прищипывают клюв и переходят к украшению фигурки и заглаживанию.
Лепим птичку – основу скульптурным способом - из одного куска глины, не разделяя его на части, или же конструктивным способом - из нескольких отдельных кусочков. Из такой птички – основы может получиться кто угодно - гусь или петух, курочка или индюк. Разные птички отличаются друг от друга деталями. Лепим их отдельно и прикрепляем к основе.
Готовые работы ставим на просушку.
Рефлексия.
- Вот какие вы хорошие мастера, заготовки готовы. В конце работы воспитатель предлагает убрать свое рабочее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»
Цель: дать понятия о русском народном творчестве: познакомить детей с элементами дымковской росписи и народным творчеством.Задачи:Познакомить детей с народными игрушками.Вызвать интерес к русско...
Конспект организованной деятельности по декоративному рисованию. Нарядные игрушки (по мотивам дымковской росписи).
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникати...
Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи
Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок-украшать элементами росписи....
Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги)...
Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы. Тема: Дымковская барышня.
Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы.Тема: Дымковская барышня....
Конспект НОД в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» «Дымковская Барышня»
Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Соц...
Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». «Художественно-эстетическое развитие». средняя группа Тема: «Музей дымковской игрушки» (по мотивам дымковских росписей).
Конспект занятия "Музей дымковской игрушки"....