НОД "Птичка - свистулька" лепка по мотивам дымковской росписи
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Доронина Светлана Владимировна

Развивать у детей желание лепить глиняные игрушки, делая их красивыми и выразительными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ptichka_svistulka.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Птичка - свистулька»

лепка по мотивам дымковской росписи в подготовительной к школе группе

        Актуальность

Цель: продолжать  учить детей  лепить птиц по мотивам дымковских  народных игрушек. Закреплять у детей умение лепить птиц из целого куска, дополняя  изделие путем налепа. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делая их красивыми, выразительными. Воспитывать самостоятельность, уверенность в собственных силах, желание творить.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический (лепка и роспись игрушки), игровой.

Материалы и оборудование: глина, вода, краски гуашь, кисти, доски для лепки, салфетки.

 Предварительная работа: Знакомство с дымковским промыслом, рассматривание дымковских игрушек, лепка птиц. Дидактические игры «Магазин игрушек»,  «Что игрушка расскажет о себе». Рассматривание таблиц элементов росписи, альбомы  «Дымковская игрушка».

Ход:

Дети подходят к выставке дымковских игрушек.

Воспитатель: - Вот какая у нас красивая веселая ярмарка глиняных игрушек.

- А вы знаете, что такое ярмарка? (Базар, рынок, где продают различные товары.)

Ярмарка – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно, и тоже время, с увлечениями, развлечениями.

- Не даром в народе говорится «Шум, как на ярмарке!»

- Какие игрушки вы видите на нашей ярмарке?  (Дымковские – глиняные.)

- Ласково и нежно называют эту игрушку Дымка. Почему, же эти игрушки -  дымковские?  (По месту их рождения – они из слободы Дымково.)

Посмотри сюда, дружок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом.

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали и село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо сказки,

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Воспитатель:

 - С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

- Почему же, назвали слободу Дымково, а игрушки дымковские?  Зимой, когда топятся печи, и летом, в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась дымковская игрушка.

- Рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. Дети рассматривают, трогают руками.

- Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки.

- Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «Свистунью». Развлечением праздника были глиняные игрушки – свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили игрушки для ярмарки. И вот на прилавках ярмарки веселый товар. Охотно покупают его и взрослые и дети. Оглашается вся округа свистом. Шумит народное гулянье. И громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот праздник «Свистунья».

Воспитатель: – Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но дымковскую игрушку ни с какой не спутать.

Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).

- Какая характерная отличительная особенность у дымковской игрушки?

(Перед тем, как расписать дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.)

- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?  (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.)

- Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

- Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Ходит гордо, смотрит важно,

В оперении нарядном.

Синий, желтый, красный круг: распустил свой хвост петух. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки: «Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться.

Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.
Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.
Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.

Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую птичку-свистульку.

Но сначала немного разомнемся.

Физкультминутка:

Мы игрушки расписные,

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские,

(Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские,

(Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские.

(Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком

(Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки.

(Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком

(Стойка прямо, руки на поясе)

Весь народ на ярмарке.

( руки в стороны, притопнуть ногой)

Воспитатель: - Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами лепить, а потом  и раскрашивать. Лепка птички – занятие самое простое. В основе берут цилиндр и загибают в форме подковы. Затем оттягивают от него шею, сразу формируя и голову, а затем - хвост. Хвост расплющивают. Спереди оттягивают или доделывают лапки, как позволяет глина, и, наконец, прищипывают клюв и переходят к украшению фигурки и заглаживанию.

Лепим птичку – основу скульптурным способом - из одного куска глины, не разделяя его на части, или же конструктивным способом - из нескольких отдельных кусочков. Из такой птички – основы может получиться кто угодно - гусь или петух, курочка или индюк. Разные птички отличаются друг от друга деталями. Лепим их отдельно и прикрепляем к основе.

Готовые работы ставим на просушку.

Рефлексия.

- Вот какие вы хорошие мастера, заготовки готовы. В конце работы воспитатель предлагает убрать свое рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

Цель: дать понятия о русском народном творчестве: познакомить детей с элементами дымковской росписи и народным творчеством.Задачи:Познакомить детей с народными игрушками.Вызвать интерес к русско...

Конспект организованной деятельности по декоративному рисованию. Нарядные игрушки (по мотивам дымковской росписи).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы»,   «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникати...

Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи

Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок-украшать элементами росписи....

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги)...

Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы. Тема: Дымковская барышня.

Совместная деятельность в образовательной области художественно-эстетическое творчество (декоративное рисование по мотивам дымковской росписи) с детьми старшей группы.Тема: Дымковская барышня....

Конспект НОД в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» «Дымковская Барышня»

Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Соц...