Конспект НОД в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» «Дымковская Барышня»
план-конспект занятия (средняя группа)

Кумарова Галия Гарипулловна

Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие », «Физическое развитие».

Цель: продолжать формировать представление о Дымковской росписи посредством рисования.
Задачи: Образовательные:

− учить приемам рисования плавных линий при работе с кистью и умению рисовать кончиком кисти;

− закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, дуги, волнистые линии).

Развивающие:

− развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

− обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

− развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

− развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

− развивать умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки;

− развивать чувство симметрии, ритма, мелкую моторику рук, потребность в двигательной активности.
Воспитательные:

− воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к занятию.

− воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи,

− формировать умение договариваться, помогать друг другу.

− умение внимательно слушать; умение доводить начатое до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dymkovskaya_barynya_v_starshey_gruppe.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД П.КОМИНТЕРН»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413144; Саратовская область,  Энгельсский район п. Коминтерн ул. Коммунистическая д.1

Конспект НОД в старшей группе на тему

 «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

«Дымковская Барышня»

                       

                         Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории

                     Кумарова  Галия  Гарипулловна

Энгельс-2020

Конспект НОД в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»

«Дымковская Барышня»»

Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие », «Физическое развитие».

Цель: продолжать формировать представление о Дымковской росписи посредством рисования.
Задачи: Образовательные:

− учить приемам рисования плавных линий при работе с кистью и умению рисовать кончиком кисти;

− закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, дуги, волнистые линии).

Развивающие:

− развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

− обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

− развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

− развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

− развивать умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки;

− развивать чувство симметрии, ритма, мелкую моторику рук, потребность в двигательной активности.
Воспитательные:

− воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к занятию.

− воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи,

− формировать умение договариваться, помогать друг другу.

− умение внимательно слушать; умение доводить начатое до конца.

Материал: узоры дымковской росписи, шаблон дымковской барыни, выставка игрушек, стаканчики с водой (по количеству детей), салфетки, кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, восковые мелки (по выбору детей).

Предварительная работа: беседы о народных промыслах, просмотр презентации о народных промыслах, чтение стихотворений и загадок о дымковском промысле, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением.

Ход занятия: 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

        Сорока - белобока по лесу летала,  

         по веткам скакала,

         детский сад искала. 

        Принесла в клюве письмо. ( Показывает детям письмо.)

        Интересно от кого оно? (Открывает конверт.)

        «Здравствуйте, ребятки, -

        Мальчишки и девчатки!

        Если любите играть,

       Лепить и рисовать,

       Приезжайте в гости!

       Милости просим! Игрушки из села Дымково».

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Так давайте отправимся!   А знаете на чем мы поедем в гости? Я вам сейчас загадаю загадку и вы ее попробуете отгадать.

Кто быстрее ветра мчится?

Пыль из-под копыт клубится,

Грива шелковая вьется,

 Ржанье звонкое несется:

«Иго – иго, иго – иго, убегу я далеко!»

Что, узнали вы, ребятки?

Это резвая…..лошадка!

И поедем мы с вами на красивой лошадке. Давайте запряжем нашу лошадку. ( воспитатель впереди держит лошадку, дети встают за ним )

Зацокали копытца

Цок – цок -  цок.

Скачи, скачи, лошадка

Скок – скок – скок.

Тебя ладошкой хлопну

Хлоп – хлоп- хлоп.

Скорей беги лошадка

Гоп – гоп – гоп.

Звенит наш колокольчик

Дон – дон – дон.

И слышен громкий – громкий

Звон – звон –звон.

(текст песни Железнова Е. «Зацокали копытца»)

Воспитатель: Ребята, куда мы приехали? К кому в гости?

 Дети: В гости к дымковским игрушкам.

 Воспитатель: А где же они? Почему нас не встречают?

Воспитатель: (переходит за столик)

А ну- ка, посмотрим, кто здесь живет?
Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал ее далеко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!

 На столе появляются дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята, да это дымковские игрушки.

Посмотрите, какие они красивые, яркие и расписные.

(просмотр видеопрезентации с озвучиваем воспитателя)

Воспитатель: 

Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны «Свистунье»,

Их лепили и стар и млад.

Эти вятские игрушки,

Словно радуга весной:

Посмотрите, вот индюшка,

Хвост, как веер расписной,

Удлинённая бородка,

Как султанчик, гребешок,

Крылья с яркою подводкой –

Вся игрушка, как цветок!

Рядом барышня – красотка,

Подбоченившись, стоит;

Фартук, юбка и кокошник:

Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,

Глазки, щёчки, алый рот –

Кажется, взмахнёт рукою,

И немедля в пляс пойдёт.

Скоморохи, водоноски,

Барыни и петухи –

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

Знает промысел народный

Вся страна и целый мир;

Вы увидели сегодня

Этот русский сувенир.

О чем говорится в видеопрезентации?

( Ответы детей) 

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, а когда вы смотрите на эти игрушки каким становится ваше настроение?

 Дети: радостным.

 Воспитатель: Правильно, ребята, потому что эти игрушки изготавливались к весёлому празднику. На нем весь народ плясал и веселился.

Воспитатель: Вам нравятся  дымковские игрушки? А веселится вы  любите?

 Дети: Да.

 Воспитатель: Так давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

Пантомимическая игра

Дети становятся в круг.

Воспитатель произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками.

Воспитатель произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка.

Воспитатель произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками- крыльями, надувая щеки.

Воспитатель: Ребята , посмотрите, что это?

Дети: Коробка.

Воспитатель: мне кажется, это не простая коробка . Наверное, дымковские игрушки приготовили для нас сюрприз. Давайте-ка откроем ее и посмотрим, что же в ней находится.

( Дети открывают коробку , в ней шаблон барыни и узоры)

Дидактическая игра « Укрась игрушку узором»

Повернитесь, покружитесь,

Низко – низко поклонитесь!

Ждёт вас  новая игра.

Составлять узор пора!

(Дети составляют узор) 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ловко вы справились с заданием!

Вы стали  настоящими мастерами Дымковской игрушки!

Но нам пора возвращаться в детский сад!

( Садимся на лошадок и возвращаемся )

Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду в нашей группе. Вам понравилось в Дымково? Назовите узоры, которые встречаются на дымковских игрушках.

 (Ответы детей: точки, кружки, клетка, колечки, дуги, прямые, волнистые линии).

Воспитатель: Молодцы! Узоры простые, но выбраны неслучайно. Есть в них особый смысл : круги-солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружочки – семена. Люди верили, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, урожай. Давайте тоже научимся расписывать игрушки. Вы хотите попробовать? (Ответы детей. Дети организовывают свое рабочее место и усаживаются за столы.)

Воспитатель: Предлагаю нарисовать узоры на платье барышни. У меня есть заготовки. Я нарисовала барышню на картоне и раскрасила некоторые детали, чтобы вам было интереснее. Вырезаем барышню. Делаем это аккуратно.
Посмотрите на образец. Какой цвет вы будете использовать? Какой лишний на ваших столах? Какие узоры вы будете рисовать?
(Волнистые линии, круги и точки). Давайте вспомним, как мы рисуем.

Физкультминутка


Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх - вниз, вправо - влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз...
Всё получится у нас!

(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).

 Воспитатель: Берем большую кисть, смачиваем водой, излишки воды убираем с помощью тканевой салфетки, набираем краску и рисуем круг большой. Маленькие круги мы рисуем с помощью ватной палочки, делаем «тычки». Когда работы готовы, мы даем им высохнуть и внимательно будем рассматривать, полюбуемся.
-
Воспитатель:  Сегодня мы с вами стали настоящими мастерами!

Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

- Чья работа больше всех нравится? Почему?

- Какая игрушка самая аккуратная?

- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров.

Рефлексия:
- О чем мы сегодня с вами говорили, ребята? Что делали? Как называется игрушка, если на ней изображены именно такие узоры? (Дымковская) Почему? (Придумали в селе Дымково).
Спасибо вам, ребята! Вы сегодня очень старались! Молодцы!
Литература:
Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.
Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
Дьяконов Л. В. Дымковские глиняные расписные, изд. «Художник РСФСР», Л., 1965

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ИЗО в старшей группе на тему "Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи".

В данном материале представлено описание образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе на тему "Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи"....

Конспект НОД в подготовительной группе по теме Декоративное рисование "Букет в холодных тонах".

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан по ФГОС ДО по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему:<<Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи>>

Данный материал поможет формировать у детей представление о Дымковской росписи, закрепить умение создавать декоративную композицию в жанре Дымковской росписи....

НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда».

НОД по  лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда».Н.С. Алексеева,МБДОУ Выездновскийдетский сад №1,воспитательЦель: Обобщать  и закреплять знания детей о посуде и ...

Занятие в подготовительной группе по ИЗО: Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

Программные задачи:1. Уточнить знания о хохломской росписи;2. Развивать умение аккуратно раскрашивать элементы хохломской росписи;3. Развивать художественное творчество;4. Воспитывать эстетический вку...