Программа кружка "Ловкие ладошки"
материал по аппликации, лепке (младшая группа)

Харчевникова Ольга Георгиевна

Лепка из соленого теста во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovkie_ladoshki_programma.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №130 "Улап" г.Чебоксары Чувашской Республики

(МБДОУ "Детский сад №130" г.Чебоксары)






ПРОГРАММА

дополнительного образования

«ЛОВКИЕ ЛАДОШКИ»

(лепка из солёного теста во второй младшей группе)

Возраст обучающихся 3-4 года

Срок реализации 1 год





Введение.

"Творчество –это деятельность,

в которой раскрывается духовный мир личности, 

это своеобразный магнит, который притягивает

человека к человеку." 
Сухомлинский Василий Александрович


Пояснительная записка.

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол".

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки

Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Цели и задачи:

Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.

Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и "шлепанье".

Формирование интереса к работе с пластичными материалами.

Развитие мелкой моторики.

Используемые приемы лепки:

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.


Особенности реализации проекта:

Инструменты и материалы. Маленькие скалочки, баночки для воды, кисточки для смачивания теста, палочки, формочки для вырезания теста, стеки- все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

Рецепт соленого теста: 150гр муки, 150гр соли, 1ст. ложка лимонной кислоты, 2мл раст. масла, 200мл крутого кипятка. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной. Лепить или вырезать фигурки на дощечке. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете. Способы сушки.  Самый удобный и безопасный способ это сушка на отопительных устройствах, в среднем изделие просыхает в течении 5-6 часов. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Перспективное планирование по работе кружка

Сентябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1.

Волшебный комочек

Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое).

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

-соленое тесто;

-доски для лепки;

2.

Огурцы для бабушки

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

-соленое тесто;

-заготовки банок;

-доски для лепки;

-стеки

Октябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

3.

Колобок

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить лепить шар, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

-соленое тесто, окрашенное в желтый цвет;

-крупа;

-доски для лепки

4.

Веселый мухомор

Учить детей лепить мухоморы из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка).

- Показать рациональный способ изготовления крапинок (украшение) для шляпки: раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки.

-Уточнить представление о строении мухомора для более точной передачи формы и пропорций частей.

-Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изодеятельности.

-соленое тесто(белое, красное, зеленое)

-доски для лепки

5.

Мама-ежиха и ежата

Учить лепить образы животных на основе формы яйца или огурца.

Показать способ создания выразительного образа ежика: заостренная мордочка, иголки из макарон, глаза из перца.

Развивать чувство формы и мелкую моторику.

-соленое тесто окрашенное в серый цвет;

-макароны;

-перец горошком;

-доски для лепки,

6.

Подсолнух

Учить лепить из соленого теста цветок – подсолнух.

Совершенствовать умение делить кусок теста на равные части.

Закреплять навыки: раскатывания, вытягивания, вдавливания.

Развивать эстетическое восприятие.

-соленое тесто;

-скалки;

-семечки;

-доски для лепки.

Ноябрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

7.

Мышка-норушка

Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика –синильную проволоку, для глаз – перец горошком или бусинки).

Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами.

-соленое тесто, окрашенное в серый цвет;

-синильная проволка;

-макароны;

-бусины или перец гор.;

-доски для лепки

8.

Машенькины пирожки

Учить создавать форму пирожка путем ее преобразования: раскатывать шар круговыми движениями ладоней, сплющивать в диск, сгибать попалам и защипывать по краю;

Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обоих рук;

Вызывать желание приносить радость своими изделиями.

-неокрашенное соленное тесто;

-тарелочки;

-детские вилочки для защипов;

-Маша

9.

Цветок для мамы

Познакомить детей с изготовлением цветка из теста. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.

-соленое тесто двух цветов;

-пшено;

-доски для лепки.

Декабрь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

10.

Новогодние игрушки

Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).

Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

- соленое тесто;

- формочки для выпечки;

- макароны;

- бусины;

- горох;

- бисер;

- крупа;

- блестки;

- тесьма для петелек;

- доски для лепки.

11.

Новогодняя елочка

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.

Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

- соленое тесто;

- макароны;

- бусины;

- горох;

- бисер;

- крупа;

- блестки;

- доски для лепки.

12.

Снеговик

Осваивать приёмы работы с тестом. Обогащать сенсорный опыт ощущений и восприятие детей.

Закрепить умение детей катать шарики большие и маленькие; работать с формой при создании образа; применять различные виды техники для придания выразительности образа.

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, самостоятельность, аккуратность, инициативность, самостоятельность, формировать навыки сотрудничества, желание довести работу до завершения, видеть прекрасное в живой природе.

-соленое тесто;

-синильная проволка;

-бусинки для глаз;

-украшения для пуговиц и др;

-доски для лепки.

13.

Рукавичка

Учить облеплять картонную основу тестом, равномерно распределяя его.
Закреплять умение раскатывать тесто в жгутик прямыми движениями рук.
Закреплять умение раскатывать круговыми движениями.
Учить украшать поделку бусинками, отпечатками.
Развивать мелкую моторику пальцев рук..
Вызвать эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы, желание подарить подарок своим близким
.

-соленое тесто двух цветов;

-стеки;

-колпачки фламастера;

-бусинки;

-доски для лепки.

Январь

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

14.

Угощение для медвежонка

Продолжать учить лепить образы на основе обобщенной формы "цилиндр".

Усложнить способ лепки, включающий 3-4 операции: раскатать цилиндр прямыми движениями ладоней, слегка сплющить, с дной стороны заострить, с другой прищепить

Развивать чувство формы и воображения.

-соленное тесто;

-колпачки фломастеров;

-перец черный для глаз;

-вилки детские;

-доски для лепки.

15.

Я пеку, пеку, пеку…

Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

- соленое тесто;

- противни из картона, окрашенного в черный цвет;

- колпачки от фломастеров;

- палочки;

- доски для лепки;

- поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

Февраль

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

16.

Улитка

Учить создавать пластический образ путем преобразования одной формыв другую - столбик сворачивать в спираль.

Развивать восприятие, воображение, чувство формы.

Воспитывать активность, уверенность, настойчивость, в реализации замысла.

-соленое тесто;

-бусины или бисер;

-доски для лепки.

17.

Соловушка вернулся

 Закреплять приемы лепки: скатывание теста между ладонями;
Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания;
Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и в сглаживании швов;
Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.

-соленое тесто;

-бусины;

-доски для лепки.

18.

Солнышко лучистое

Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое, сплющивание)

Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.

Совершенствовать у детей способность передавать в лепке изображения знакомых предметов.

Воспитывать у детей сочувствие к персонажу и желание ему помочь, аккуратность при выполнении работы.

-соленое тесто;

-горох;

-доски для лепки.

Март

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

19.

Разноцветные бусины

(1-е занятие)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;

- толстая проволока;

- доски для лепки;

20.

Разноцветные бусины

(2-е занятие)

Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Вызвать желание сделать необычные, красивые бусины.

- бусины из соленого теста;

- гуашь разноцветная;

- кисточки;

- подставки;

- стаканчики с водой;

- подкладные листы.

21.

Птенчики в гнездышке

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами.

Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

- соленое тесто;

- арбузные семечки,

- горох;

- пшено;

- доски для лепки;

22.

Апрель

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

23.

Котик

Научить изготавливать декоративные фигурки котов из соленого теста.

Развивать творческие способности.

Формировать умение преодолевать трудности.

Воспитывать терпимость, умение слушать других, способность слаженно работать в команде.

-соленое тесто;

-стеки;

-перец горошком или бусинки;

-доски для лепки

24.

Ракета

Закреплять умение лепить столбики, путем раскатывания комка прямыми движениями ладоней рук, заострять один конец, соединять детали, сглаживать пальцами поверхность

вылепленных предметов.

Побуждать детей к проявлению творческой инициативы.

-соленое тесто;

-синильная проволка;

-доски для лепки

24.

Пасхальный кролик

Совершенствовать умение детей работать с соленым тестом.

Закрепить приемы раскатывания, соединения деталей

координацию движений, мимику лица, мелкую моторику, зрительную память, зрительное восприятие.

-соленое тесто;

-стеки;

-перец горошком или бусинки;

-доски для лепки

25.

Подснежники

Учить способу лепки (аппликация), совершенствовать  умение раскатывать тонкие жгуты равномерной толщины.

Развивать внимание, воображение, творческие способности, силу воли, глазомер и мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, товарищество и взаимопомощь.

-соленое тесто;

-доски для лепки

Май

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

26.

Гусеничка

-научить лепить несколько предметов предметов округлой формы;

-продолжать учить детей скатывать маленькие шарики круговыми движениями между ладоней

-соленое тесто;

-горошки черного перца для глаз;

-макароны для рожек

-доски для лепки.

27.

Бабочка

-формировать умения лепить плоскую фигуру бабочки, передавать пропорции и характерные детали;

-закреплять умение работать со стекой;

-закреплять навыки украшения поделки, развивать воображение, творческую индивидуальность,

-соленое тесто;

-синильная проволка для усиков;

-бусины для украшения;

-доски для лепки и стеки.

28.

Отчетное занятие


Предполагаемые результаты проекта.

В результате внедрения данного проекта мы ожидаем: Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.

Что должен уметь ребенок 2 младшей группы

 на конец года в результате занятий:

  • отделять от большого куска небольшие  комочки
  • раскатывать  комок теста  прямыми движениями;
  • раскатывать комок теста круговыми движениями;
  • сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
  • соединять концы;
  • сплющивать между ладонями комок теста;
  • соединять 2-3  знакомые формы;
  • защипывание краев формы кончиками пальцев.



Список литературы

Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

Сайт Компании УМНИЦА - Как слепить мир... АДРЕС: info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.

СайтСтранаМастеровАДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.

Электронные ресурсы WWW.Yandex.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет

Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...

презентация "Реализация программы "Цветные ладошки" в МДОБУ"

В презентации представлены работы (художественное творчество детей) подготовительной группы...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...