Программа кружка "Ловкие ладошки"
материал по аппликации, лепке (младшая группа)
Лепка из соленого теста во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lovkie_ladoshki_programma.docx | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №130 "Улап" г.Чебоксары Чувашской Республики
(МБДОУ "Детский сад №130" г.Чебоксары)
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«ЛОВКИЕ ЛАДОШКИ»
(лепка из солёного теста во второй младшей группе)
Возраст обучающихся 3-4 года
Срок реализации 1 год
Введение.
"Творчество –это деятельность,
в которой раскрывается духовный мир личности,
это своеобразный магнит, который притягивает
человека к человеку."
Сухомлинский Василий Александрович
Пояснительная записка.
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.
Старинный русский народный промысел - лепка из соленого теста - упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль - служили оберегами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол".
Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки
Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Цели и задачи:
Знакомство детей с пластичными материалами: тестом.
Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и "шлепанье".
Формирование интереса к работе с пластичными материалами.
Развитие мелкой моторики.
Используемые приемы лепки:
Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Особенности реализации проекта:
Инструменты и материалы. Маленькие скалочки, баночки для воды, кисточки для смачивания теста, палочки, формочки для вырезания теста, стеки- все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).
Рецепт соленого теста: 150гр муки, 150гр соли, 1ст. ложка лимонной кислоты, 2мл раст. масла, 200мл крутого кипятка. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной. Лепить или вырезать фигурки на дощечке. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете. Способы сушки. Самый удобный и безопасный способ это сушка на отопительных устройствах, в среднем изделие просыхает в течении 5-6 часов. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Перспективное планирование по работе кружка
Сентябрь
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1. | Волшебный комочек | Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | -соленое тесто; -доски для лепки; |
2. | Огурцы для бабушки | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | -соленое тесто; -заготовки банок; -доски для лепки; -стеки |
Октябрь
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
3. | Колобок | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить лепить шар, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | -соленое тесто, окрашенное в желтый цвет; -крупа; -доски для лепки |
4. | Веселый мухомор | Учить детей лепить мухоморы из четырех частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). - Показать рациональный способ изготовления крапинок (украшение) для шляпки: раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки. -Уточнить представление о строении мухомора для более точной передачи формы и пропорций частей. -Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изодеятельности. | -соленое тесто(белое, красное, зеленое) -доски для лепки |
5. | Мама-ежиха и ежата | Учить лепить образы животных на основе формы яйца или огурца. Показать способ создания выразительного образа ежика: заостренная мордочка, иголки из макарон, глаза из перца. Развивать чувство формы и мелкую моторику. | -соленое тесто окрашенное в серый цвет; -макароны; -перец горошком; -доски для лепки, |
6. | Подсолнух | Учить лепить из соленого теста цветок – подсолнух. Совершенствовать умение делить кусок теста на равные части. Закреплять навыки: раскатывания, вытягивания, вдавливания. Развивать эстетическое восприятие. | -соленое тесто; -скалки; -семечки; -доски для лепки. |
Ноябрь
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
7. | Мышка-норушка | Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика –синильную проволоку, для глаз – перец горошком или бусинки). Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами. | -соленое тесто, окрашенное в серый цвет; -синильная проволка; -макароны; -бусины или перец гор.; -доски для лепки |
8. | Машенькины пирожки | Учить создавать форму пирожка путем ее преобразования: раскатывать шар круговыми движениями ладоней, сплющивать в диск, сгибать попалам и защипывать по краю; Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обоих рук; Вызывать желание приносить радость своими изделиями. | -неокрашенное соленное тесто; -тарелочки; -детские вилочки для защипов; -Маша |
9. | Цветок для мамы | Познакомить детей с изготовлением цветка из теста. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность. | -соленое тесто двух цветов; -пшено; -доски для лепки. |
Декабрь
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
10. | Новогодние игрушки | Учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки. | - соленое тесто; - формочки для выпечки; - макароны; - бусины; - горох; - бисер; - крупа; - блестки; - тесьма для петелек; - доски для лепки. |
11. | Новогодняя елочка | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону. Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку. | - соленое тесто; - макароны; - бусины; - горох; - бисер; - крупа; - блестки; - доски для лепки. |
12. | Снеговик | Осваивать приёмы работы с тестом. Обогащать сенсорный опыт ощущений и восприятие детей. Закрепить умение детей катать шарики большие и маленькие; работать с формой при создании образа; применять различные виды техники для придания выразительности образа. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, самостоятельность, аккуратность, инициативность, самостоятельность, формировать навыки сотрудничества, желание довести работу до завершения, видеть прекрасное в живой природе. | -соленое тесто; -синильная проволка; -бусинки для глаз; -украшения для пуговиц и др; -доски для лепки. |
13. | Рукавичка | Учить облеплять картонную основу тестом, равномерно распределяя его. | -соленое тесто двух цветов; -стеки; -колпачки фламастера; -бусинки; -доски для лепки. |
Январь
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
14. | Угощение для медвежонка | Продолжать учить лепить образы на основе обобщенной формы "цилиндр". Усложнить способ лепки, включающий 3-4 операции: раскатать цилиндр прямыми движениями ладоней, слегка сплющить, с дной стороны заострить, с другой прищепить Развивать чувство формы и воображения. | -соленное тесто; -колпачки фломастеров; -перец черный для глаз; -вилки детские; -доски для лепки. |
15. | Я пеку, пеку, пеку… | Учить детей лепить угощение для кукол из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков). Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста | - соленое тесто; - противни из картона, окрашенного в черный цвет; - колпачки от фломастеров; - палочки; - доски для лепки; - поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем. |
Февраль
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
16. | Улитка | Учить создавать пластический образ путем преобразования одной формыв другую - столбик сворачивать в спираль. Развивать восприятие, воображение, чувство формы. Воспитывать активность, уверенность, настойчивость, в реализации замысла. | -соленое тесто; -бусины или бисер; -доски для лепки. |
17. | Соловушка вернулся | Закреплять приемы лепки: скатывание теста между ладонями; | -соленое тесто; -бусины; -доски для лепки. |
18. | Солнышко лучистое | Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое, сплющивание) Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук. Совершенствовать у детей способность передавать в лепке изображения знакомых предметов. Воспитывать у детей сочувствие к персонажу и желание ему помочь, аккуратность при выполнении работы. | -соленое тесто; -горох; -доски для лепки. |
Март
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
19. | Разноцветные бусины (1-е занятие) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | - соленое тесто; - толстая проволока; - доски для лепки; |
20. | Разноцветные бусины (2-е занятие) | Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской. Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Вызвать желание сделать необычные, красивые бусины. | - бусины из соленого теста; - гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; - стаканчики с водой; - подкладные листы. |
21. | Птенчики в гнездышке | Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке. | - соленое тесто; - арбузные семечки, - горох; - пшено; - доски для лепки; |
22. |
Апрель
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
23. | Котик | Научить изготавливать декоративные фигурки котов из соленого теста. Развивать творческие способности. Формировать умение преодолевать трудности. Воспитывать терпимость, умение слушать других, способность слаженно работать в команде. | -соленое тесто; -стеки; -перец горошком или бусинки; -доски для лепки |
24. | Ракета | Закреплять умение лепить столбики, путем раскатывания комка прямыми движениями ладоней рук, заострять один конец, соединять детали, сглаживать пальцами поверхность вылепленных предметов. Побуждать детей к проявлению творческой инициативы. | -соленое тесто; -синильная проволка; -доски для лепки |
24. | Пасхальный кролик | Совершенствовать умение детей работать с соленым тестом. Закрепить приемы раскатывания, соединения деталей координацию движений, мимику лица, мелкую моторику, зрительную память, зрительное восприятие. | -соленое тесто; -стеки; -перец горошком или бусинки; -доски для лепки |
25. | Подснежники | Учить способу лепки (аппликация), совершенствовать умение раскатывать тонкие жгуты равномерной толщины. Развивать внимание, воображение, творческие способности, силу воли, глазомер и мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, товарищество и взаимопомощь. | -соленое тесто; -доски для лепки |
Май
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
26. | Гусеничка | -научить лепить несколько предметов предметов округлой формы; -продолжать учить детей скатывать маленькие шарики круговыми движениями между ладоней | -соленое тесто; -горошки черного перца для глаз; -макароны для рожек -доски для лепки. |
27. | Бабочка | -формировать умения лепить плоскую фигуру бабочки, передавать пропорции и характерные детали; -закреплять умение работать со стекой; -закреплять навыки украшения поделки, развивать воображение, творческую индивидуальность, | -соленое тесто; -синильная проволка для усиков; -бусины для украшения; -доски для лепки и стеки. |
28. | Отчетное занятие |
Предполагаемые результаты проекта.
В результате внедрения данного проекта мы ожидаем: Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.
Что должен уметь ребенок 2 младшей группы
на конец года в результате занятий:
- отделять от большого куска небольшие комочки
- раскатывать комок теста прямыми движениями;
- раскатывать комок теста круговыми движениями;
- сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
- соединять концы;
- сплющивать между ладонями комок теста;
- соединять 2-3 знакомые формы;
- защипывание краев формы кончиками пальцев.
Список литературы
Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.
Сайт Компании УМНИЦА - Как слепить мир... АДРЕС: info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.
СайтСтранаМастеровАДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.
Электронные ресурсы WWW.Yandex.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...
презентация "Реализация программы "Цветные ладошки" в МДОБУ"
В презентации представлены работы (художественное творчество детей) подготовительной группы...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) 2015-2016гг (ноябрь)
Комплексно тематическое планирование на ноябрь 2015г...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ
Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...
Дополнительная программа «Цветные ладошки» ( Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.)
СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...