Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по декоративной лепке
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Воспитатель в ходе занятия закрепляет знания детей об истории создания чувашских свистулек. Обучает детей декоративной лепке. Занятие проходит с музыкальным сопровождением, с присутствием персонажа сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_vospitatelya_s_detmi_po_dekorativnoy_lepke.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ ЛЕПКЕ
ТЕМА: ЛЕПКА ЧУВАШСКОЙ СВИСТУЛЬКИ
Цель: Приобщение детей к чувашской культуре и искусству.
Задачи: Закрепить знания детей об истории создания чувашских свистулек. Воспитывать доброту и желание помочь тем, кто попал в беду.
Предварительная работа: Дети на занятии ознакомлены с историей создания чувашской свистульки. Знакомство детей с мастером свистулек дедом-Архипом. Занятие по лепке из глины фигурки птицы. Ознакомление детей с чувашской волшебной сказкой «Батыр и Чиге-старик». Разучивание с детьми танца под мелодию свистульки.
Материал (атрибуты): ширма, фигура камня, кукла-старик, кукла-девочка, глиняные свистульки, музыкальная колонка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
- Ребята, вы помните деда Архипа? А кто он? Почему его называют мастером свистулек? А как по-чувашски называют свистульки? Для чего их чуваши использовали раньше? Почему свистульки были маленькими?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, вы так много знаете о свистульках! Недавно я была в мастерской у деда Архипа и научилась лепить свистульки. Вы не хотите посмотреть на них? Я их оставила в мастерской у деда. Если вы согласны, то тронемся в путь.
Дети с воспитателем идут в путь. По дороге лежит камень, на котором написано: «Направо пойдёшь – к Чиге-старику попадёшь, налево пойдёшь – к деду Архипу попадёшь».
Воспитатель:
- Какой-то камень здесь появился. В прошлый раз его здесь не было.
Дети с воспитателем читают надпись на камне.
Воспитатель:
- Ребята, кто такой Чиге-старик? Из какой он сказки? Где он живёт? Если он злой колдун, то нам следует держаться от него подальше.
Ответы детей.
Кто-то стучит в дверь. Воспитатель с детьми выходят за дверь, а в это время из-за ширмы появляется Чиге-старик (кукла-старик), поворачивает камень на дороге, меняя направление, и прячется за ширму.
Воспитатель:
- Ну и чудеса! Мне показалось, что кто-то постучался в дверь, а там никого нет! У меня всё в голове перепуталось. Куда мы сейчас собрались?
Воспитатель с детьми ещё раз читают надпись на камне. Идут направо.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какая тропинка. Она вся чёрная! Что означает чёрный цвет у чувашей? А когда они использовали чёрный цвет?
Ответы детей.
Слышится песня.
Воспитатель:
- Какие чувства вызвала у вас эта песня? И мне кажется, что кому-то очень плохо и грустно. Давайте не будем ждать, а пойдём дальше и посмотрим. Как темно кругом! Но вы не бойтесь, на земле человек никого не должен бояться. Как писал чувашский поэт К.В. Иванов:
Çакă çутă тĕнчере
Вăйли çук та этемрен
Шывсем çинче, çĕр çинче
Хуçа пулса вăл тăрать
перевод:
Нет сильнее человека
Во вселенной никого
Он на суше и на водах
Стал хозяином всего
Воспитатель:
- О чём говорится в этих строках?
Ответы детей.
За ширмой смеётся Чиге-старик.
Чиге-старик:
- Кто на земле хозяин? В моём царстве – я хозяин!
Он выходит и садится на ширму.
Чиге-старик:
- Ааа! Заблудились? Это я повернул камень на дороге и запутал вас! Ну я вас не отпущу! Заколдую и превращу в кукол!
Воспитатель:
- А мы тебя не боимся, злой колдун! Ты и ростом с ноготок! Кто тебя боится?!
Чиге-старик:
- Я с ноготок?! Посмотрите, каким я могу быть!
Кукла-старик начинает кружиться над ширмой, уходит за ширму и превращается в человека. (Вместо куклы-старика из-за ширмы выходит второй воспитатель в костюме Чиге-старика).
Чиге-старик:
- Сейчас я закрою вас вот здесь и будете сидеть тут до вечера! А вечером я превращу вас в кукол! Теперь можно и идти поспать.
Чиге-старик уходит за ширму.
Над ширмой появляется кукла-девочка.
Кукла-девочка:
- Не бойтесь, я помогу вам! Меня тоже когда-то поймал Чиге-старик и превратил в куклу. Я была мастерицей - вышивальщицей, а теперь в плену у колдуна. Но я знаю один секрет. Чиге-старик очень боится волшебной мелодии чувашской свистульки. А свистулькой может пользоваться только тот, кто умеет лепить её. Если вы научитесь лепить свистульки, то победите этого колдуна и спасёте меня.
Кукла-девочка выпускает воспитателя с детьми.
Воспитатель:
- Ребята, пойдём быстрее, у нас мало времени, надо быстрее спасти пленницу. Как мы могли заблудиться? Здесь всего-то две дороги и разные. Посмотрите, дорога, ведущая в мастерскую какого цвета? А что означает красный цвет?
Ответы детей.
Воспитатель с детьми идут по дороге. Доходят до двери мастерской и стучатся в дверь. К ним никто не выходит.
Воспитатель:
- Ну вот! А деда Архипа нет в мастерской. Наверное он пошёл к малышам показывать свистульки. Но у нас нет времени его ждать. Хорошо что он успел научить меня лепить свистульки из глины. Сейчас попробуем слепить их вместе с вами. Помните, как мы лепили из комка глины птицу?!
Ответы детей.
Воспитатель предлагает вылепить из комка глины птицу. Затем рассказывает и показывает, как нужно отметить стекой края желобка и выгрести его, чтобы края были ровные. Дети выполняют.
Затем воспитатель показывает, где и как нужно сделать отверстия.
Воспитатель:
- У чувашей есть такая пословица: «Куç хăрать те, ал тăвать» (перевод: «Глаза боятся, а руки делают»). Вот ваши руки тоже слепили такую сложную свистульку. Эти свистульки мы оставим в мастерской сушиться, а вот расписанные готовые свистульки мы возьмём. Эти свистульки слепила я.
Воспитатель с детьми идут спасать пленницу.
Воспитатель:
- Чиге-старик, выходи, мы к тебе пришли!
Воспитатель говорит детям:
- Как колдун выйдет, сразу засвистите в свистульки. В ваших руках они обязательно засвистят!
Чиге-старик выходит из-за ширмы. Дети начинают дуть в свистульки. Играет мелодия свистульки. Чиге-старик закрывает руками свои уши, чтобы не слышать мелодию свистулек, быстро расколдовывает пленницу и исчезает за ширмой. Кукла-девочка начинает кружиться над ширмой, уходит за ширму и превращается в девочку. (Вместо куклы-девочки из-за ширмы выходит девочка).
Воспитатель:
- Вот и справились мы с Чиге-стариком! Он ушёл в свою сказку. Больше он никогда к нам не вернётся, потому что мы научились лепить свистульки, а он очень боится волшебную мелодию этих свистулек!
Дети радуются.
Девочка благодарит детей:
- Спасибо вам! Вы спасли меня!
Воспитатель:
- А сейчас послушайте танцевальную мелодию чувашской свистульки.
Начинает играть мелодия свистульки. Дети с девочкой исполняют танец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»...
конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию"Держи ушки на макушке"с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи.
Совершенствовать знания детей об органе слуха.В ыяснить почему нужно беречь слух и соблюдать правила ухода за ушами....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы Лепка «Зайчик»
Задачи:· Закрепить умение лепить знакомые предметы, состоящие из нес...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по экспериментальной деятельности
В конспекте представлены опыты, расширяющие знания детей о свойствах воздуха. На примере опытов дети получат представление о том, что такое атмосферное давление....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по опытно-экспериментальной деятельности во младшей группе «Куда сбежал воздух»
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по опытно-экспериментальной деятельности во младшей группе «Куда сбежал воздух»...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми Экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Мы- юные геологи».
Экспериментирование по выявлению свойств и качеств камней...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по познавательной деятельности на тему: «Наши помощники»
В ходе совместной деятельности в игровой форме воспитатель формирует представление детей об органах чувств человека (глаза, нос, уши, язык, кожа), их функциях и значении. ...