ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Радуга красок»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raduga_krasok.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«РЯБИНУШКА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Радуга красок»
г. Покачи
2019- – 2020 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | «Радуга красок» |
2 | Основание для разработки программы | Развитие творческих способностей детей через лепку из соленого теста |
3 | Основные разработчики программы | Таранова Любовь Борисовна, воспитатель |
4 | Основная цель программы | Формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через тестопластику |
5 | Задачи программы |
|
6 | Условия достижения цели и задач программы | Приобщение детей к изобразительному творчеству через тестопластику. Занятия проводятся во вторую половину дня. |
7 | Основные направления программы | воспитание детей проходит через:
|
8 | Сроки реализации программы | 1 год |
9 | Пользователи основных мероприятий программы | Воспитанники ДОУ, педагоги, родители |
10 | Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Специфику лепки определяет материал. Этому виду творчества придумали современное название - ―Тестопластика‖. Тесто доступный всем, дешевый и легкий в усвоении материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть украсить свой дом или подарить сувениры своим родным В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Возраст от 4 до 6 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности является одной из актуальных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми по данной программе способствуют разностороннему развитию ребѐнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии, но в то же время, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с деятельностью по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Если говорить о лепке из соленого теста как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо воспитателя, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения. Почему именно тесто?
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.∙
Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно
∙ безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости
∙ необходимо уделять особое внимание. Легко отмывается и не оставляет следов.
∙ Безопасно при попадании в рот.
∙ Не липнет к рукам при лепке.
∙ Можно сушить на воздухе.
∙ Если покрыть лаком – сохранится на века.
∙ С игрушками из солѐного теста можно без боязни играть, они не
∙ потеряют форму.
Основные методические особенности курса
Необходимо учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей:
- Умение использовать изобразительные материалы;
- Умение работать только левой рукой;
- Быстрое выполнение задания;
- Страх плохого результата;
- Уровень развития детей;
Психологические особенности:
- Заинтересованность;
- Неуверенность при выполнении задания;
- Скованность;
- Нетерпение;
- Внимательность;
- Брезгливость и т.п.
Формы организации учебных занятий
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, самостоятельные наблюдения детей);
- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков).
Принципы построения программы:
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность
Доступность
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений,
навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Диагностика педагогического процесса
Педагогическая диагностика (измерение и оценка результатов педагогической деятельности) направлена на выявление:
- тактильного восприятия;
- владения познавательными и речевыми умениями;
- цветовосприятия;
- художественного опыта;
- предпосылок к учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Для решения данных задач возможно использование разнообразных методов педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент и др.
Организация учебных занятий
Группы формируются из воспитанников 4-5 лет. Организуя занятия потестопластике, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.
Количество занятий в неделю -2, в месяц - 8, в год - 68 занятия.
Продолжительность одного занятия - 20 минут.
Расписание занятий.
Еженедельно по 2 занятия. Длительность занятий определена в соответствии с нормами СанПин 2.4.1. 3049-13, в группах общеразвивающей направленности с детьми 4-5 лет – 20 мин., в группах общеразвивающей направленности 5-6 лет - 25 мин, в группах общеразвивающей направленности 6-8 лет – 30 мин
Педагогические требования к проведению занятий.
- Учёт возрастных и физиологических особенностей воспитанников.
- Чередование видов деятельности.
- Наличие физкультминуток и динамических пауз.
- Выполнение гигиенических требований к помещению и материалам.
- Обеспечение временного режима.
Работа с родителями.
- Консультации с родителями по вопросам развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Проведение родительских собраний.
- Проведение совместных мероприятий, где родители являются активными участниками.
Тематический план программы
«Радуга красок»
Месяц | Тема | Задачи |
Октябрь | Овощи на тарелочке | Знакомить с тестом. Учить раскатывать колбаски, шарики |
Улитка | Воспитание интереса к поисковой деятельности. Закреплять умения пользоваться стеком. Использовать бусинки для прикрепления глазок. | |
Подсолнух | Учить сплющивать колбаски | |
Морковка и зайчик | Развитие образного восприятия, работа в сотворчестве с воспитателем. Развитие мелкой моторики. Проявление фантазии, воображения, творческой активности. | |
Морковка и зайчик | Раскрашивание | |
Печенье для кукол | Развитие мелкой моторики, проявление фантазии в украшении печенья. Раскатывание между ладонями, расплющивание между ладонями, раскатывание двумя пальчиками, скрепление деталей. | |
Грибочки | Раскатывание между ладонями, расплющивание между ладонями, раскатывание двумя пальчиками, скрепление деталей. | |
Грибочки | Раскрашивание | |
Ноябрь | «ЯГОДА-МАЛИНА» | Раскатывание шариков одинаковой величины. |
«ПЧЕЛКА» | Учить правильно располагать части тела пчелки. Соединять детали с помощью воды. | |
«ПЧЕЛКА» | Раскрашивание | |
«РЫБКА» | Учить делать рельеф на плоскости. | |
«РЫБКА» | Раскрашивание | |
ЧЕРЕПАХА | Закреплять умение раскатывать колбаски. | |
Божья коровка | Учить из шара делать овальное туловище божьей коровки | |
Божья коровка | Раскрашивание | |
Декабрь | Солнышко лучистое | Создание образа солнышка. Вырезание по шаблону солнышка с зубчиками. Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Прикрепление маленьких лепешек-глазок. Использование зубочистки для прорезывания бровей и щечек. Прикрепление улыбки-полумесяца. |
Елочные украшения из колбасок | Уметь использовать способ раскатывания прямыми движениями между ладонями, скрепления деталей. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического восприятия. | |
Ёлочка | Создание образа ёлочки,. Вырезание по шаблону с помощью стеки. Развитие мелкой моторики. | |
Ёлочка | Раскрашивание. | |
«СНЕЖИНКА» | Учить делать из круга и колбасок правильную симметричную форму снежинки. | |
ГУСЕНИЧКА | Учить раскатывать шарики разного размера, скреплять с помощью воды. | |
Осьминог | Развитие чувства ритма, цвета. Использование приёма раскатывание между ладонями, расплющивание, вытягивание двумя пальчиками. Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей:. Воспитание творческого восприятия окружающего мира | |
Осьминог | Раскрашивание | |
Январь | «Собачка Жучка». | Вызвать желание лепить собачку. Учить выделять стекой шерстку |
«Собачка Жучка». | Раскрашивание | |
Снеговик | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить с помощью воды соединять детали из теста. | |
Снеговик | Раскрашивание | |
Мышка – норушка | Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок).Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | |
Мышка – норушка | Раскрашивание | |
Колобок | Ознакомление со свойствами соленого теста. Понимание способов и приемов лепки. Отщипывание небольших комочков теста, раскатывание их между ладонями круговыми движениями. Прикрепление маленьких лепешек-глазок. Использование зубочистки для прорезывания бровей и щечек. Прикрепление улыбки-полумесяца. | |
Февраль | Сердечко подвеска | Вызвать желание изготовить подарки к празднику. Раскатывание, выдавливание с помощью формы для печенья. Развитие мелкой моторики. |
Роза | Вызвать желание изготовить подарки к празднику. Уметь использовать способ раскатывания прямыми движениями между ладонями, скручивания и закрепления деталей. | |
Летят самолёты | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Учить передавать форму самолёта | |
Оденем овечку в шубку | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой. | |
Лепка по мотивам сказки «Три медведя» | Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. | |
Лепка по мотивам сказки «Три медведя» | Раскрашивание | |
Сказочная птица | Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение. | |
Сказочная птица | Раскрашивание | |
Март | Ромашка | Уметь использовать способ раскатывания прямыми движениями между ладонями, Развитие мелкой моторики. Развитие пространственного восприятия. |
Ежик | Уметь использовать способ скатывания, приплющивания, вытягивания, прикрепления деталей. Использовать макароны для оформления иголок. Создание в сотворчестве с воспитателем предметно-развивающей среды в группе. Развитие эстетического и пространственного восприятия. Развитие мелкой моторики рук. | |
Букет в вазочке | Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме. | |
Букет в вазочке | Раскрашивание | |
Бусы и браслеты (в подарок мамам) | Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус. | |
Чудо-дерево | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста и вырезать с помощью формочек для выпечки рельефные фигурки для размещения на Чудо-дереве. Воспитывать инициативность и самостоятельность. | |
Чудо-дерево | Раскрашивание | |
Конфеты | Воспитание желания самим изготавливать игрушки. Развитие творчества, фантазии. Развитие мелкой моторики, координации рук. | |
Апрель | Мышка | Уметь использовать способ скатывания, приплющивания, вытягивания, прикрепления деталей. |
Мышка | Раскрашивание | |
Звезды и кометы | Вызвать интерес к созданию космических образов. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. | |
Пасхальное яичко | Уметь лепить овальные формы. Проявление творчества, самостоятельности. Воспитание интереса к работе с пластическими материалами. | |
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» | Из колбасок с помощью сплющивания. | |
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» | Раскрашивание | |
Букет подснежников в вазе | Уметь использовать способ скатывания, приплющивания, вытягивания, прикрепления деталей. | |
Букет подснежников в вазе | Раскрашивание | |
Май
| День Победы. Панно «Праздничный салют». | Лепка шариков, звездочек, капелек салюта |
День Победы. Панно «Праздничный салют». | Раскрашивание | |
Аквариум с рыбками. | Лепка рыбок, улиток, морских коньков, звезд и т.д. | |
Аквариум с рыбками. | Раскрашивание готовых изделий |
Литература.
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1: Издательство «Скрипторий»,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2: Издательство «Скрипторий »,2013.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Москва.2012.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей: КАРО,2010.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ: ТЦ Сфера,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Радуга красок"
Кружок «Радуга красок» организован на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 4-5 лет на основании результатов анкетирования родителей, приоритетного направления художестве...
Перспективное планирование по программе дополнительного образования "Радуга красок" в подготовительной к школе группе
Занятия по программе "Радуга красок" направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей развитие творческих способност...
Программа по дополнительному образованию "Радуга красок"
Праграмма по дополнительному образованию "Радуга красок" по нетрадиционной техники рисования....
Рабочая программа по дополнительному образованию "Радуга красок" (нетрадиционные тхники рисования)
Рабочая программа по дополнительному образованию "Радуга красок" (нетрадиционные техники рисования"Программа «Радуга красок» рассчитана на 4 года. Для успешного освоения про...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Радуга красок». Подготовительная группа
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчес...
Программа дополнительного образования « Радуга красок »
Программадополнительного образования« Радуга красок »...
Программа дополнительного образования «Радуга красок»
Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...