Пластилинография как средство работы с одаренными детьми
презентация по аппликации, лепке
В настоящей педагогике проблема работы с одаренными детьми очень актуальна и обусловлена тем, что в 20 веке произошел качественный скачок в развитии новых технологий и повлек за собой большую потребность общества в людях с нестандартным мышлением, вносящих что-то новое.
Не случайно в наши дни популярными стали слова известного психолога
К. Роджерса, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости».
Образовательная организация не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей современного общества в развитии творческой личности и поиске одаренных детей.
Перед тем, как начинать работу с творческими, способными, одаренными, талантливыми детьми, хотелось бы обратиться к толковому словарю под редакцией С.И. Ожегова: «одаренный - … это человек, обладающий врожденными качествами, особыми природными способностями. Одаренный ребенок, то же, что талантливый…». Автор концепции А.И. Матюшкин считает, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека, а творческий потенциал является основой для развития одаренности. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей.
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Занимаясь нетрадиционными техниками рисования дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового. Они задают вопросы воспитателю, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как вместо готового образца воспитатель демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, не утомляет.
Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно - пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Работая в данном направлении можно использовать разнообразные методы и приемы:
Наглядные - демонстрация наглядных средств. Показ способов действий, способов работы, последовательность ее выполнения - этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначать словом.
Словесные - беседы, загадки, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими.
Практические - в развитии творческих способностей ведущая деятельность детей – художественная. Она состоится при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение продукта. Нельзя у детей развить что –либо только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая детям каких- либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности. Словесные методы делают практические методы более результативными.
Предлагаю воспользоваться и совместить две техники пластилинографии:
- прямая пластилинография, в которой лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы - колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.
- контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Можно воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.
Для работы понадобится плотный картон, пластиковая или стеклянная пластина. Кроме традиционных основ используют самые различные предметы. Например, прозрачные пластиковые крышки от сметаны или обычный CD диск. Чтобы процесс лепки доставлял радость, необходимо использовать только качественные материалы. Пластилин должен быть эластичным, не иметь резкого запаха, отлично ложиться на основу. Я рекомендую использовать восковой пластилин или тесто-пластилин.
Из инструментов понадобятся: доска для лепки; стеки; ножницы; скалочка; шприц; различные предметы для нанесения узора.
Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.
Удачи Вам, креативных идей и творческих успехов!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал — пластилин, а «инструментом» в пластилинографии являются руки ребенка, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка.
Задачи: - формировать навыки работы с пластилином; - развивать психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие; пространственную ориентацию, мелкую моторику, самостоятельность; - развивать творческие способности; - способствовать освоению новых приёмов и созданию с их помощью сюжетных картин; - воспитывать интерес к лепке.
Виды пластилинографии: Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Контурная пластилинография - изображение объектов из контуров, выполненных в виде тонких колбасок или жгутиков.
Творите вместе с детьми !
Творите вместе с детьми !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход как средство оптимизации образовательного процесса в работе с одаренными детьми
Рекомендации для педагогов и родителей...
Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"
Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...
Проект как средство работы с одаренными детьми
Среди воспитанников нашего ДОУ есть способные дети, когторым после выпуска из детского сада необходимо заниматься дополнительным образованием. Для мотивации детей на дальнейшее обучение, я реализую пр...
"Пластилинография" Работа с одаренными детьми.
Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности.Занятия по пластилинографии помогают получить информацию о разнообразии окружающег...