Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерилки» (Пластилинография) для детей младшего дошкольного возраста. (направление: художественно - эстетическое)
учебно-методическое пособие по аппликации, лепке (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерилки» (Пластилинография) для детей младшего дошкольного возраста. (направление: художественно - эстетическое)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterilki_3_-_4.docx | 65.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерилки»
(Пластилинография)
Направленность программы: художественно - эстетическая
Автор-составитель:
Павлова Наталья Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 3-4 лет
Срок реализации: 62 часа
Великий Новгород
2022
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа имеет художественно - эстетическую направленность. Программа разработана и реализуется в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. N 533;
- Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждённой приказом Минпросвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019г. № 467);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";
- Проектом Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 18 ноября 2015г. № 09- 3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Уставом и локально-нормативными актами учреждения.
Программа дополнительной образовательной услуги «Мастерилки» для детей 4-5 лет имеет художественную направленность и обеспечивает развитие мелкой моторики пальцев рук во время работы с пластилином детей младшего дошкольного возраста с учётом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский
Новизна программы.
Новизна данной программы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей.
Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии будет способствовать развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира.
Актуальность программы.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом (стека). Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Поэтому использование пластилинографии в качестве дополнительной образовательной услуги является актуальной.
Цель программы
Обучение детей нетрадиционным принципам лепки из пластилина и применение их при изготовлении поделок в технике: пластилинографии.
Задачи программы
Образовательные:
- Овладеть начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.
- Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.
- Научить способами планирования и организации досуговой деятельности.
- Формировать навыки творческого сотрудничества.
- Учить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить работать на заданном пространстве.
- Создавать условия для формирования у детей мотивации к овладению техническими навыками изображения, вызывая чувство удовлетворения от работы.
- Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
- Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
- Научить создавать образы окружающего мира в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.
Развивающие:
- Повышение интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
- Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).
- Способствовать развитию памяти, внимания, речевого слуха, наглядно-действенного воображения, мышления.
- Способствовать развитию сенсорных способностей, композиционных навыков, координации рук, мелкой моторики, технического и логического мышления, глазомера.
- Сформировать изобразительные умения и навыки.
- Развить творческие способности.
- Учить смешивать различные цвета пластилина, создавать нужные оттенки, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога.
- Отрабатывать и совершенствовать приёмы работы в технике пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, скатывание).
- Использовать в работе техники: прямой, контурной, мозаичной пластилинографии.
- Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к результатам труда.
- Воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству.
- Прививать интерес к творческой деятельности.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки и пластилина, очищать инструменты), не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Психологические особенности детей 3-4 лет.
В возрасте 3-4 лет начинается чёткое осознание ребёнком кто он и какой он. Возраст трёх лет характеризуется кризисом трёх лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребёнку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него ещё недостаточно.
Восприятие детей в 3 – 4 лет
Предметность восприятия
Для детей этого возраста свойства предметов ещё неотделимы от самих предметов.
Рассматривая изображения предметов, дети трёх и четырех лет фиксируют внимание на одном, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от него «домысливают» весь предмет.
Информация и её восприятие в 3-4 года
Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трёх и четырёхлетки видят общую картинку, затрудняясь её анализировать и сопоставлять факты.
Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребёнка, активизируя процесс и направляя его.
Внимание детей в 3 – 4 лет
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течении 10-15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается.
Память детей в 3 – 4 лет
Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из пяти-семи специально предложенных ему отдельных слов обычно запоминает не более двух-трёх). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы, и явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление детей в 3 – 4 лет
В три-четыре года ребёнок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме.
Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);
В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);
Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);
Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.
Для тренировки логического мышления подойдут некоторые словесные игры
Воображение детей в 3 – 4 лет
В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и изображает на его месте другой палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул-машина для путешествий и т. д. В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослого ребёнок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослыми рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, то есть соотносит картинку и прочитанный текст. Ребенок начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы; уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.
Развитие мелкой моторики рук
В три-четыре года ребёнок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть.
Учиться обводить простые лёгкие рисунки.
Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки.
Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы.
Учить действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по намеченному контуру.
Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место.
Учить лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их между собой.
Отличительная особенность программы.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса МАДОУ «Детский сад № 73 «Ладушки». Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей наполняемостью до 12 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Программа способствует интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребёнка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Одним из несомненных достоинств занятий пластилинографией с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическая», тесно переплетаются с жизнью детей, с той образовательной, игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно. Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их.
У детей закрепляются математические представления о счете, размере, величине. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Работа с детьми в изобразительной деятельности, основанная на использовании технологий пластилинографии, развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи.
Форма организации деятельности обучающихся на занятии: групповая, индивидуальная. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями результативность в усвоении материала может быть различной. Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятию и способствует творческому росту детей.
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность: младшая группа – 15 минут. Начинаются в октябре и заканчиваются в мае.
Планируемые результаты освоения Программы
Ребёнок знает и умеет:
- У детей разовьётся память, внимание, речевой слух, наглядно-действенное воображение, мышление.
- Дети научатся передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Научатся работать на заданном пространстве.
- Приобретут навыки аккуратной работы с пластилином.
- У детей разовьются сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика, сформируются изобразительные умения и навыки, разовьются творческие способности.
- Научаться использовать в работе техники: прямой, контурной пластилинографии.
- Смогут использовать приёмы работы в технике пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, скатывание).
- Дети свободно смогут экспериментировать со смешиванием различных цветов пластилина, создавая нужные оттенки, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (сумеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
Способы и формы работы с детьми
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребёнка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Для решения поставленных задач на занятиях максимально использовались все анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).
Использование игр в обучении детей пластилинографии помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Методы и приёмы:
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение, знакомство с новыми словами (пластилинография, стека, шаблон, покров и т. д);
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
Игровой- каждое НОД проходит в виде игры, используются игры (пальчиковые, игры с пластилином и т.д.)
Календарный учебный график
Наименование | Продолжительность обучения по программе | Занятий в неделю | Занятий в месяц | Дни в неделю | Диагностический период |
«Читайка» | Октябрь-май Всего: 62 часа 1 полугодие С 01.10.2022 по 31.12.2022 (13 нед.) 2 полугодие С 11.01.2023 по 28.05.2023 (19 нед.) Общая: 32 недели | 2 | 8 | По утвержден-ному расписанию | Начало, середина и конец учебного года |
Учебный план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Втом числе | Формы аттестации | |
Теория | Практика | ||||
1. 2. 3. 4. | «Наш весёлый пластелин» «Воздушный шарик» «Солнышко» «Осенние листья» «Яблоко» | 1 1 2 2 2 | 0,6 0,2 0,4 0,4 0,4 | 0,4 0,8 1,6 1,6 1,6 | Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение |
5. 6. 7. 8. | «Яблочки на дереве» «Осеннее дерево» «Грибочки» «Мухомор»
| 2 2 2 2 | 0,4 0,4 0,4 0,4 | 1,6 1,6 1,6 1,6 | Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение |
9. 10. 11. 12. | «Пирамидка» «Медведь» «Котик» «Зайчик» | 2 2 2 2 | 0,2 0,4 0,4 0,4 | 1,8 1,6 1,6 1,6 | Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение |
13. 14. 15. | «Новогодняя ёлочка» «Снеговик» «Новогодний шарик» | 2 2 2 | 0,4 0,2 0,4 | 1,6 1,8 1,6 | Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение |
16. 17. 18. 19. | «Курочка» «Петушок» «Ёжик» «Божья коровка» | 2 2 2 2 | 0,4 0,4 0,4 0,4 | 1,6 1,6 1,6 1,6 | Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение |
20. 21. 22. 23. | «Веточка мимозы» «Бусы для мамы» «Цветы для мамы»» «Цветик – семицветик» | 2 2 2 2 | 0,4 0,2 0,4 0,4 | 1,6 1,8 1,6 1,6 | Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение |
24. 25. 26. 27. | «Осьминог» «Бабочка» «Дельфин» «Золотая рыбка» | 2 2 2 2 | 0,2 0,4 0,4 0,4 | 1,8 1,6 1,6 1,6 | Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение |
28. 29. 30. 31. | «Подсолнух» «Ромашка» «Арбуз» «Радуга» | 2 2 2 2 | 0,2 0,2 0,2 0,2 | 1,8 1,8 1,8 1,8 | Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение |
Итого: 62 | 11,2 | 50,8 |
Диагностика уровня развития |
Формы подведения итогов.
Педагогическое наблюдение, дидактические игры, конкурсы.
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: текущий контроль (в течение учебного года, педагогическое наблюдение), итоговый контроль (май, диагностика уровня развития детей). Приложение 1.
Содержание программы
месяц | Тема занятия | Программное содержание (теория) | Программное содержание (практика) |
Октябрь
| Вводное занятие «Наш весёлый пластилин» 1 занятие | Познакомить детей с техникой пластилинография. Познакомить детей с инструментами необходимыми на занятии пластилинография. Познакомить с приёмами лепки: раскатывание, примазывание, сглаживание, прищипывание, отщипывание. | Рассмотреть образцы изделий в технике пластилинография. Ознакомить с приёмами лепки: раскатывание, примазывание, сглаживание, прищипывание, отщипывание. |
Октябрь | «Воздушные шары» 1 занятия | Закрепить умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Воспитывать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прямыми движениями ладоней, прикреплять готовую форму на плоскости путём равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие. | Выполнить плоскостное изображение, использовать технику: раскатывание, примазывание, сглаживание, расплющивание. Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, размер A5; пластилин красного, синего, зелёного цветов; воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации; салфетка для рук; доска для лепки; |
Октябрь | «Солнышко» 2 занятия | Воспитывать умение передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями предавая ему шарообразную форму. Учить приёму сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладоней прямыми движениями обеих рук. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. | Выполнить плоскостное изображение, использовать технику: раскатывание, сплющивание, примазывание, сглаживание, расплющивание. Плотный картон голубого (синего) цвета размер A5, силуэтами пчелы, птички, пластилин жёлтого, красного, оранжевого цветов; салфетка для рук; доска для лепки. |
Октябрь | «Осенние листья» 2 занятия | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости; учить приёму «вливание одного цвета в другой». | Выполнить плоскостное изображение, использовать технику: раскатывание, примазывание, сглаживание, расплющивание и «вливание одного цвета в другой». Картон с нарисованными контурами листьев, размер A5; пластилин красного, жёлтого, оранжевого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; |
Октябрь | «Яблоко» 2 занятия | Учить передавать посредствам пластилинографии изображение фруктового дерева: отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать эстетическое восприятие природы. | Использовать в своей работе приёмы: раскатывание, скатывание, расплющивание и «вливание одного цвета в другой». Плотный картон жёлтого цвета с силуэтом яблока, размер А5; пластилин кранного, желтого или зеленого цветов; стека. |
Ноябрь
| «Яблочки на дереве» 2 занятия | Воспитывать умение передавать по средствам пластилинографии изображение фруктового дерева. Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умения расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие. | Использовать в своей работе приёмы: раскатывание, отщипывание, скатывание, расплющиванте. Плотный картон цветной с контурным рисунком ветки, пластилин красного или жёлтого цвета, размер А5; яблоки для рассматривания , стека, салфетка для рук.
|
Ноябрь | «Осеннее дерево» 2 занятия | Развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание); Воспитывать эстетические чувства через восприятие картин художников об осени. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. | Использовать в своей работе приёмы: раскатывание, скатывание, расплющивание и «вливание одного цвета в другой». Картон с нарисованными контурами деревьев размер А5; пластилин красного, желтого, зеленого цветов; картины осени, салфетка для рук; доска для лепки. |
Ноябрь | «Грибочки» 2 занятия | Воспитывать умение передавать по средствам пластилинографии изображение грибочков. Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умения расплющивать шарики на всей поверхности силуэта . Развивать образное восприятие. | Использовать в своей работе приёмы: раскатывание, скатывание, расплющивание. Картон с нарисованным контуром гриба, размером А5, пластилин коричневого, белого и жёлтого цветов. салфетка для рук; доска для лепки. |
Ноябрь | «Мухомор» 2 занятия | Учить детей создавать выразительный образ посредством объёма и цвета. Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умения расплющивать шарики на всей поверхности силуэта . Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; формировать у детей интерес к творчеству. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. | Использовать в своей работе приёмы: раскатывание, скатывание, расплющивание, налеп. Картон с нарисованным контуром гриба, размером А5, картона зеленого цвета, на картоне силуэт гриба, пластилин белого, красного цвета, дощечки, образец работы, картинки с изображением мухомора; стеки, салфетки. |
Декабрь | «Пирамидка» 2 занятия | Продолжать учить детей раскатывать жгутики между ладонями; выкладывать готовые жгутики в форме овалов разных по цвету и размеру; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать интерес к лепке, аккуратность, усидчивость | Использовать в своей работе приёмы: раскатывание, скатывание, расплющивание. Картон А5 с нарисованными контурами пирамидки Башенка, состоящая из 4–5 колец разного цвета, пластилин, доски (на каждого ребёнка) |
Декабрь | «Медведь» 2 занятия | Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Развивать цветовосприятие. | Использовать в своей работе следующие приёмы: лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание, налеп, Картон А5, на нём силуэт мишки, пластилин коричневого, черного, оранжевого, красного цветов. |
Декабрь | «Котик» 2 занятия
| Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Развивать мелкую моторику рук. | Использовать в своей работе приѐмы: лепнины, скатывание, вытягивание, прищипывание раскатывание примазывание, сглаживание, использовать в работе бросовый материал. Плотный картон голубого цвета А5 с силуэтом кота, пластилин оранж. , жёлтый, корич. . Салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением котика. |
Декабрь | «Зайчик» 2 занятия | Расширить представления детей о многообразии живых существ, местах их обитания. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).
| Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание, расплющивание, примазывание, налеп, сглаживание, использовать стеку, для создания эффекта пушистости шубки. Плотный картон А5 с силуэтом зайчика, белый, чёрный, оранжевый пластилин, салфетка для рук; доска для лепки; |
Январь | «Новогодняя ёлочка» 2 занятия | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации); добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки); использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребёнку, но и окружающим его людям. | Использовать в своей работе приёмы: раскатывание примазывание, сглаживание, налеп. Украсить композицию бросовым материалом Плотный картон А5 с силуэтом ёлочки, пластилин ярких цветов; салфетка для рук; доска для лепки; картина «Ёлка новогодняя» блёстки, горох и т.д. |
Январь | «Снеговик» 2 занятия | Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук. | Использовать в своей работе приёмы: раскатывание примазывание, расплющивание, сглаживание, налеп. Плотный картон А5 синего цвета с силуэтом снеговика; пластилин белого, оранжевого, чёрного цвета; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением снеговика. |
Январь | «Новогодний шарик» 2 занятия | Учить применять различные вспомогательные средства для выразительности и красочности образа. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Воспитывать стремление внести свою лепту в подготовку праздничных интерьеров, украшений. | Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание. Украсить композицию бросовым материалом. Картон А5, пластилин разных цветов паетки, шарики для декора салфетка для рук; доска для лепки; |
Февраль | «Курочка» 2 занятия
| Учить составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Закрепить умения равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела. Составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. | Выполнить натюрморт с помощью пластилина. Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание примазывание, сглаживание и «вливание одного цвета в другой». Плотный картон А5 зелёного цвета с силуэтом курицы; пластилин желтого и красного цветов; две горошины черного перца; иллюстрация с изображением курицы с цыплятами. |
Февраль | «Петушок» 2 занятия | Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках. Закрепить умения равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела. Развивать координацию рук, мелкую моторику. Развивать формовосприятие. | Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание, расплющивание, отщипывание. примазывание, сглаживание и «вливание одного цвета в другой» Плотный картон А5 зеленого цвета с силуэтом петушка, пластилин желтого и красного, зелёного, синего, оранжевого цветов; две горошины чёрного перца; иллюстрация с изобр. петушка с семьёй. |
Февраль | «Ёжик» 2 занятия | Научить детей отщипывать кусочек пластилина, делать из него шарики, и растирать его на листе бумаги, создавая рисунок; развивать мелкую моторику, творческое мышление и воображение; воспитывать любовь к природе и животным. | Использовать в своей работе приѐмы: раскатывание, расплющивание, отщипывание. примазывание, сглаживание. Выполнить полу объёмную работу на плоскости, моделировать образ ёжика путём изображения его колючек целостность. Игрушка ёжик, трафареты с рисунком ежа на каждого ребёнка; набор пластилина для каждого ребенка; стека, салфетка для рук, компьютер с презентацией про ежей; |
Февраль | «Божья коровка» 2 занятия | Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать образные представления, Развивать находчивость в процессе выполнения задания: стремиться использовать как можно больше средств для воплощения образа. Воспитывать усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца. | Рассмотреть изображения насекомых. выполнить работу. Использовать в работе технику: лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание. Плотный картон с силуэтом божьей коровки, размер А5; пластилин черного и красного цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением божьей коровки. |
Март | «Веточка мимозы» 2 занятия | Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы. | Использовать стеки, декорировать предметы, выполнить рельефный орнамент на плоскости. Использовать в работе технику: лепнина, скатывание, вытягивание, примазывание, сглаживание. картинки на картоне А5 с изображением веточек мимозы; пластилин; стеки; доски для лепки. |
Март | «Бусы для мамы» 2 занятия
| Закрепить умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умения скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Уточнить знание детей округлой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. | Использовать в своей работе приёмы: скатывание, прищипывание, раскатывание, сглаживание, использовать в работе бросовый материал. Плотный картон А5 с контуром нитки для бус, пластилин жёлтого и красного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки; разные бусы для образца. |
Март | «Цветы для мамы» 2 занятия | Продолжать знакомить детей с вариантами использования пластилиновых жгутиков. Учить отражать природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие, композицию. Вызвать желание сделать подарок любимому человеку. | Использовать в своей работе приёмы: скатывание, налеп, прищипывание, раскатывание, сглаживание, вливание «один цвет в другой». Использовать стеки, декорировать предметы, выполнить рельефный орнамент на плоскости. Плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтом цветка, размер А5; пластилин разных цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрации с изображениями цветов. |
Март | «Цветик – семицветик» 2 занятия | Расширять представления детей о цветах; Развивать умение отщипывать от куска пластилина маленькие кусочки; Учить использовать в работе имеющиеся навыки: скатывание, расплющивание; Учить аккуратной работе нанесения пластилина на готовый рисунок; Развивать эстетический вкус, цветовосприятие; Закреплять знания об основных цветах спектра. | Использовать в своей работе приёмы: скатывание, налеп, расплющивание, сглаживание, отщипывание, вливание «один цвет в другой». Использовать стеки, декорировать предметы, выполнить рельефный орнамент на плоскости. Пластилин многоцветный, лист картона А5 с нанесённым рисунком цветка. Кусочки пластилина 7 цветов, салфетки, доски для лепки, стеки, |
Апрель | «Осьминог» 2 занятия | Продолжать учить детей выкладывать изображение по контуру, лепить длинные «колбаски», закреплять приём надавливания. Учить детей работать на заданном пространстве, дополнять работу бисером, ракушками. Развивать у детей творческие способности, фантазию, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Использовать стеки, декорировать предмет, выполнить плоскостное изображение, вливание одного цвета в другой. Использовать в своей работе приёмы: раскатывание примазывание, сглаживание, сплющивание. Плотный картон синего цвета с силуэтом осьминога, размер А5; стека. Пластилин розового цвета; Салфетка для рук; Доска для лепки; Иллюстрации с изображением осьминога и других морских обитателей |
Апрель | «Бабочка» 2 занятия | Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; | Использовать в своей работе приёмы: раскатывание примазывание, сглаживание. Плотный картон А5 синего, голубого цвета с силуэтом бабочки, набор пластилина, стека, салфетка для рук. Изображение бабочки. |
Апрель | «Дельфин» 2 занятия | Дать представление о разнообразии животного мира. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида, окружающую среду с помощью приемов лепки. Развивать воображение, цветовосприятие. | Рассмотреть изображения дельфина. Использовать в своей работе технику: примазывание, скатывание, налеп. Плотный картон А5 голубого цвета с силуэтом дельфина, пластилин синего, белого, голубого цвета. Салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением дельфина. |
Апрель | «Золотая рыбка» 2 занятия | Способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники) посредством пластилинографии; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (ракушки, блестки и т.д.); развивать мелкую моторику; аккуратность, воспитывать чувство любви к красоте родной природы | Рассмотреть изображения рыбок. Использовать в своей работе технику: примазывание, скатывание, налеп. , вливание «один цвет в другой» Уметь строить сюжет и дополнять его бросовым материалом. Плотный картон А5 светлого тона; пластилин желтого, оранжевого цвета; иллюстрации с изображением рыбки по произведению А.С. Пушкина, украшения для рыбки (пуговицы, арбузные семечки, паетки, блёстки и т д) |
Май | «Подсолнух» 2 занятия | Учить детей способом расплющивания пластилиновых шариков заполнять сердцевину подсолнуха ”семечками” не выходя за контур. | Использовать в своей работе технику: примазывание, скатывание, расплющивание. Использовать стеки, декорировать предмет, выполнить рельефный орнамент на плоскости в изображении подсолнуха. Пастилин жёлтого, зеленого и чёрного цветов, стека, семечки подсолнечника, дощечки для лепки (по количеству детей, заготовки картона А5 (по количеству детей). |
Май | «Ромашка» 2 занятия | Расширять представление о цветах (особенностях внешнего вида, строения, формы), совершенствовать основные приёмы лепки: отщипывание и раскатывание прямыми и круговыми движениями, сплющивание. Развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук; воспитывать заботливое отношение к растительному миру, любовь к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающего мира; | Использовать в своей работе технику: отщипывание и раскатывание прямыми и круговыми движениями, сплющивание. Использовать стеки, декорировать предметов, выполнить рельефный орнамент на плоскости. Картинки с изображением полевых и луговых цветов. Однотонный цветной картон А5, пластилин белого, желтого и зеленого цвета, салфетки для рук. |
Май | «Арбуз» 2 занятия | Учить детей лепить ломти арбуза, моделируя части (корка, мякоть) по размеру и форме. Вносить оригинальные элементы оформления – вкраплять арбузные семечки, вылепленные из пластилина, развивать мышление и творческое воображение. Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. | Рассмотреть изображения арбуза. Использовать в своей работе технику: примазывание, раскатывания, скатывание, налеп. Плотный картон А5 (голубого или жёлтого) цвета, пластилин зелёного, красного, белого, чёрного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки. |
Май | «Радуга» 2 занятия | Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувства прекрасного. | Использовать в своей работе приёмы: раскатывание, примазывание, скатывание, сглаживание. Плотный картон А5 синего цвета с изображением солнышка, облако с дождём, с контуром радуги, пластилин красного оранжегого, жёлтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов. |
Методическое обеспечение программы
Список литературы
- С. И. Гудилина “Чудеса своими руками». Аквариум 1998 год.
- Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество». Просвещение, 1985
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». «Сфера», 2007.
- Г. Н. Давыдова «Пластилинография». Издательство: Скрипторий 2003.
- Г. Н. Давыдова «Детский дизайн» - пластилинография. Издательство: Скрипторий 2003
Материально – техническое оснащение занятий:
- - доска – 1 шт.
- - магнитная доска – 1 шт.
- - столы – 6 шт.
- - стулья – 12 шт.
- - мольберт - 1 шт.
- - магнитофон – 1 шт.
- - диски с музыкой (детский репертуар).
Комплект материалов инструментов и оборудования:
- наборы пластилина;
- стеки, доски, влажные салфетки;
- наборы плотного картона разного по форме, цвету;
- фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов;
- различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).
Приложение 1.
Таблица оценки результативности работ детей
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.
ФИО ребёнка | Технические навыки | Проявление творчест ва в декоре | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | ||||||||
Раскатывание | Сплющивание | Размазывание | ||||||||||
| Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни сформированности.
Сформирован (красный) – справляется с задание самостоятельно, без помощи взрослого.
Частично сформирован (зелёный) – с заданием самостоятельно справляется частично, требуется помощь взрослого.
Не сформирован (синий)– без помощи взрослого с заданием не справляется.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. Задачи: 1) формирование представление детей старшего дошкольно...
Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...
Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерилки» (Пластилинография) для детей среднего дошкольного возраста. (направление: художественно - эстетическое)
Программа дополнительной образовательной услуги «Мастерилки» для детей 4-5 лет имеет художественную направленность и обеспечивает развитие мелкой моторики пальцев рук во время работы с пла...
Дополнительная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блоки Дьенеша. Цветная логика»
Аннотация к программе дополнительного образования«Блоки Дьенеша. Цветная логика».Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению дет...
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Юный конструктор» разработана на основе педагогических решений от LEGO Education.Концепция программы. Современное образование стремится ...