Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерилки» (Пластилинография) для детей среднего дошкольного возраста. (направление: художественно - эстетическое)
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Программа дополнительной образовательной услуги «Мастерилки» для детей 4-5 лет имеет художественную направленность и обеспечивает развитие мелкой моторики пальцев рук во время работы с пластилином детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya_4-5_let.docx | 55.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мастерилки»
(Пластилинография)
для детей среднего дошкольного возраста.
(направление: художественно - эстетическое)
Автор программы: Павлова Н. Ю.
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор: Павлова Н. Ю.
Руководитель: воспитатель Павлова Н. Ю.
Великий Новгород
2019 год
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………….
Направленность……………………………………………………..
Новизна и оригинальность………………………………………....
Актуальность………………………………………………………..
Цель программы…………………………………………………….
Задачи программы………………………………….…….…………
Отличительные особенности……………………………………….
Участники……………………………………………………………
Продолжительность реализации программы……………………...
Формы и режим занятий…………………………………………...
Ожидаемый результат……………………………………………...
Формы подведения итогов………………………………………..
Механизм отслеживания качества дополнительной
общеразвивающей программы………………………………………….
2. Учебно-тематический план…………………………………………………...
Перечень разделов, тем……………………………………………..
Количество часов по каждой теме…………………………………
3. Содержание……………………………………………………………………
4. Методическое обеспечение…………………………………………………..
5. Список использованной литературы………………………………………..
- Пояснительная записка
Направленность
Программа дополнительной образовательной услуги «Мастерилки» для детей 4-5 лет имеет художественную направленность и обеспечивает развитие мелкой моторики пальцев рук во время работы с пластилином детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский
Новизна.
Новизна данной программы подтверждается отсутствием каких-либо научных исследований по технологии пластилинографии, а также особенностей влияния пластилинографии на развитие творческих процессов у детей.
Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии будет способствовать развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира.
Актуальность.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом (стека). Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Поэтому использование пластилинографии в качестве дополнительной образовательной услуги является актуальной.
Цель программы:
Обучение детей нетрадиционным принципам лепки из пластилина и применение их при изготовлении поделок в технике: пластилинографии.
Задачи:
- Создавать условия для формирования у детей мотивации к овладению техническими навыками изображения, вызывая чувство удовлетворения от работы.
- Способствовать развитию памяти, внимания, речевого слуха, наглядно-действенного воображения, мышления.
- Учить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить работать на заданном пространстве.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Способствовать развитию сенсорных способностей, композиционных навыков, координации рук, мелкой моторики, сформировать изобразительные умения и навыки, развить творческие способности.
- Использовать в работе техники: прямой, контурной, мозаичной пластилинографии.
- Отрабатывать и совершенствовать приемы работы в технике пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, скатывание).
- Учить смешивать различные цвета пластилина, создавать нужные оттенки, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога.
Отличительные особенности
Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившихся новых жанров (видов) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой способ создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Одним из несомненных достоинств занятий пластилинографией с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическая», тесно переплетаются с жизнью детей, с той образовательной, игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно. Такое построение занятий кружка «Мастерилки» способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их.
У детей закрепляются математические представления о счете, размере, величине. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Работа с детьми в изобразительной деятельности, основанная на использовании технологий пластилинографии, развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи.
В состав группы входит не более десяти человек. Дети в возрасте 4 – 5 лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена для средней группы и рассчитана на один год.
Периодичность встреч – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность: средняя группа - 20 минут. Начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на встречах: групповая.
Форма проведения встреч: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Ожидаемый результат:
- У детей разовьётся память, внимание, речевой слух, наглядно-действенное воображение, мышление.
- Дети научатся передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Научатся работать на заданном пространстве.
- Приобретут навыки аккуратной работы с пластилином.
- У детей разовьются сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика, сформируются изобразительные умения и навыки, разовьются творческие способности.
- Научаться использовать в работе техники: прямой, контурной, мозаичной пластилинографии.
- Смогут использовать приемы работы в технике пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, скатывание).
- Дети свободно смогут экспериментировать со смешиванием различных цветов пластилина, создавая нужные оттенки, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (сумеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца)
Формы подведения итогов.
Механизм отслеживания качества дополнительной общеразвивающей
программы
В программе «Мастерилки» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса.
Цель проведения диагностики:
- Выявить уровень художественного развития детей.
- Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.
Способы проверки знаний:
- Самоанализ достижений: чему новому научились.
- Выставки работ (для родителей и сотрудников д/с).
Авторская диагностика составлена на основе приёмов работы в технике «Пластилинографии».
Таблица оценки результативности работ детей
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.
ФИО ребёнка | Технические навыки | Проявление творчест ва в декоре | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | ||||||||
Раскатывание | Сплющивание | Размазывание | ||||||||||
| Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни сформированности.
Сформирован (красный) – справляется с задание самостоятельно, без помощи взрослого.
Частично сформирован (зелёный) – с заданием самостоятельно справляется частично, требуется помощь взрослого.
Не сформирован (синий)– без помощи взрослого с заданием не справляется.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
2. Учебно-тематический план
Схема и методика проведения дополнительной общеразвивающей программы «Мастерилки»
Педагогические принципы, на которых основана программа:
принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей дошкольников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и д.р.)
принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий; позволяет учитывать наглядно - образное и наглядно действенное мышление дошкольника;
принцип системности, заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие;
Методы и приёмы:
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение, знакомство с новыми словами (пластилинография, стека, шаблон, покров и т. д);
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
Игровой- каждое НОД проходит в виде игры, используются игры (пальчиковые, игры с пластилином и т.д.)
Виды пластилинографии:
Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. В данной технике могут работать все дети, начиная с младшего возраста. Для этого возраста можно подготовить простые, несложные изображения без мелких деталей. Такой рисунок лучше заполнять более мягким пластилином, таким как восковой. Аппликацию в данной технике надо выполнять на плотном картоне. Размазывать пластилин лучше всего пальцами, так получается эффект мазка масляными красками.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Пространство рисунка заполняем жгутиками, которые были предварительно подготовлены ребенком или воспитателем. Воспитатель может подготовить такие жгуты при помощи шприца. Пластилин помещаем в шприц, а шприц в горячую воду. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, получаются одинаковые жгутики.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Данная техника является самой простой в пластилинографии, так как все элементы скатываются в шарик. Самое главное подбирать красивые цвета и аккуратно заполнить рисунок, не выходя за контуры.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Процесс обучения делится на 3 этапа:
этап – Подготовительный. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.
этап – Основной. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам; освоить умение пользоваться специальной -печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
этап – Итоговый. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
- Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
- Для работы использовать плотный картон.
- Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
- После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
№ п/п |
Тема встречи | Количество встреч – ч. | В том числе | |
Теория | Практика | |||
2019-2020 год обучения | ||||
Сентябрь | Воздушные шары, Жёлтые листочки на деревьях, Созрели яблочки в саду, Грибок. | 8 | 1,8 | 6,2 |
Октябрь | Арбуз, Ветка рябины, Солнышко проснулось деткам улыбнулось, Бусы для Люси. | 8 | 1,6 | 6,4 |
Ноябрь | Котик, Клубочки для котёнка, Мишка косолапый, Змейка | 8 | 1,8 | 6,2 |
Декабрь | Снеговик, Пингвины на льдине, Весёлый клоун. | 8 | 1,6 | 6,4 |
Январь | Нарядная ёлочка, Зайчик, Снеговик и дерево. | 8 | 1,6 | 6.4 |
Февраль | Вышла курочка хохлатка, с нею жёлтые цыплятки, Петушок, Совушка, сова - большая голова. | 8 | 1,8 | 6,2 |
Март | Золотая рыбка, Уточка с утятами, Дельфин, Черепаха. | 8 | 1,8 | 6,2 |
Апрель | Мышка-норушка и золотое яичко, Ёж, Кактус в горшочке. | 8 | 1,2 | 6,8 |
Май | Радуга дуга, Бабочка, Одуванчики, Цветы в траве. | 8 | 0,8 | 7,2 |
Итого: 72 | 14 | 58 |
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Для решения поставленных задач на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).
Использование игр в обучении детей пластилинографии помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мастерилки»
№ | месяц | Тема занятия | Цель | Материалы и оборудование |
1 | Сентябрь
| Воздушные шары 2 занятия | Закрепить умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Воспитывать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прямыми движениями ладоней, прикреплять готовую форму на плоскости путём равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие. | Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, размер A4; пластилин красного, синего, зелёного цветов; воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации; салфетка для рук; доска для лепки; |
2 | Сентябрь | Жёлтые листочки на деревьях 2 занятия | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости; учить приему «вливание одного цвета в другой». | Картон с нарисованными контурами листьев, размер A4; пластилин красного, жёлтого, оранжевого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; |
3 | Сентябрь | Созрели яблочки в саду 2 занятия | Развивать эстетическое восприятие природы, воспитывать умение передавать по средствам пластилинографии изображение фруктового дерева. Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умения расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие. | Плотный картон цветной с контурным рисунком ветки, пластилин красного или жёлтого цвета; яблоки для рассматривания и угощения детей, стека, салфетка для рук. |
4 | Сентябрь | Грибок 2 занятия | Научить выполнять поделку в технике пластилинографии, развивать воображение, аккуратность, усидчивость и мелкую моторику, вызвать желание творить. | Картон с нарисованным контуром гриба, пластилин коричневого, белого и жёлтого цветов. салфетка для рук; доска для лепки. |
5 | Октябрь
| Арбуз 2 занятия | Учить детей лепить ломти арбуза, моделируя части (корка, мякоть) по размеру и форме. Вносить оригинальные элементы оформления – вкраплять арбузные семечки, вылепленные из пластилина, развивать мышление и творческое воображение. Формировать понятие о целом и его частях как взаимосвязанных формах существования одного и того же объекта. | Оборудование Плотный картон (голубого или жёлтого) цвета, пластилин зелёного, красного, белого, чёрного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки.
|
6 | Октябрь | Ветка рябины 2 занятия | Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам пластилинографии изображение ветки рябины. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Развивать образное восприятие. | Плотный картон с контуром ветки рябины, пластилин зелёного и красного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки. Ваза с букетом веточки рябины. |
7 | Октябрь | Солнышко проснулось деткам улыбнулось 2 занятия | Воспитывать умение передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями предавая ему шарообразную форму. Учить приёму сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладоней прямыми движениями обеих рук. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. | Плотный картон голубого (синего) цвета силуэтами пчелы, птички, пластилин жёлтого, красного, оранжевого цветов; салфетка для рук; доска для лепки. |
8 | Октябрь | Бусы для Люси 2 занятия | Закрепить умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умения скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Уточнить знание детей округлой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. | Плотный картон с контуром нитки для бус, пластилин жёлтого и красного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки; разные бусы для образца. |
9 | Ноябрь | Котик 2 занятия | Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного. Развивать мелкую моторику рук. | Плотный картон голубого цвета с силуэтом кота, пластилин оранж. , жёлтый, корич. . Салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением котика. |
10 | Ноябрь | Клубочки для котёнка 2 занятия | Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук. | Плотный картон с силуэтом котёнка, пластилин ярких цветов; салфетка для рук; доска для лепки; картина «Кошка с котятами» из серии «Домашние животные» (автор С. А. Веретенникова) |
11 | Ноябрь | Мишка косолапый 2 занятия
| Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Развивать цветовосприятие. | Картон, на нём силуэт мишки, пластилин коричневого, черного, оранжевого, красного цветов. |
12 | Ноябрь | Змейка 2 занятия | Расширить представления детей о многообразии живых существ, местах их обитания. Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание. Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.
| Картон, на нём силуэт змейки, пластилин коричневого, зелёного, красного, жёлтого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация змеи, игрушечная змейка, палочка или карандаш. |
13 | Декабрь | Снеговик 2 занятия | Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук. | Плотный картон синего цвета с силуэтом снеговика; пластилин белого, оранжевого, чёрного цвета; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением снеговика.
|
14 | Декабрь | Пингвины на льдине 3 занятия | Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами. Учить передавать характерное строение птицы. Развивать творческое воображение, цветовосприятие. | Плотный картон голубого цвета с силуэтами льдины и пингвина, размер; стека. салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением пингвина. |
15 | Декабрь | Весёлый клоун 3 занятия | Учить детей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения пластилинографии; развивать чувство цвета; воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой. | Оборудование Плотный картон зелёного цвета, пластилин разных цветов, по желанию детей; стека; салфетка для рук; доска для лепки. |
16 | Январь | Нарядная ёлочка 3 занятия | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации); закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки); использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. | Плотный картон с силуэтом ёлочки, пластилин ярких цветов; салфетка для рук; доска для лепки; картина «Ёлка новогодняя» блёстки, горох и т.д. |
17 | Январь | Зайчик 2 занятия | Расширить представления детей о многообразии живых существ, местах их обитания. Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание. | Плотный картон с силуэтом зайчика, белый, чёрный, оранжевый пластилин, салфетка для рук; доска для лепки; |
18 | Январь | Снеговик и дерево 3 занятия | Учить составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Закрепить умения равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела. Составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. | Плотный картон синего или фиолетового цвета, с нарисованным на нём контуром снеговика размер набор пластилина; доска для лепки; влажная салфетка для рук; иллюстрация снеговика, |
29 | Февраль | Вышла курочка хохлатка, с нею жёлтые цыплятки 2 занятия
| Учить составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Закрепить умения равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела. Составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. | Плотный картон зеленого цвета с силуэтом курицы; пластилин желтого и красного цветов; две горошины черного перца; иллюстрация с изображением курицы с цыплятами. |
20 | Февраль | Петушок 3 занятия | Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках. Закрепить умения равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела. Развивать координацию рук, мелкую моторику. Развивать формовосприятие. | Плотный картон зеленого цвета с силуэтом петушка, пластилин желтого и красного, зелёного, синего, оранжевого цветов; две горошины черного перца; иллюстрация с изобр. петушка с семьёй. |
21 | Февраль | Совушка, сова - большая голова 3 занятия
| Расширить представления детей о лесной птице – сове. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. | Картон синего цвета, жёлтый, коричневый, серый белый, чёрный пластилин, бусинки иллюстрация с изображением совы салфетка для рук; доска для лепки; стека; |
22 | Март | Золотая рыбка 2 занятия | Способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники) посредством пластилинографии; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (ракушки, блестки и т.д.); развивать мелкую моторику; аккуратность, воспитывать чувство любви к красоте родной природы | Плотный картон светлого тона; пластилин желтого, оранжевого цвета; иллюстрации с изображением рыбки по произведению А.С. Пушкина, украшения для рыбки (пуговицы, арбузные семечки, блёстки и т д) |
23 | Март | Уточка с утятами 2 занятия | Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. Развивать чувства формы и композиции. | Плотный картон синего цвета с силуэтом плавающей утки, пластилин желтого и красного цветов, две горошины черного цвета, утенок игрушка. |
24 | Март | Дельфин 2 занятия
| Дать детям представление о разнообразии животного мира. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида, окружающую среду с помощью приемов лепки. Развивать воображение, цветовосприятие. | Плотный картон голубого цвета с силуэтом дельфина, пластилин синего, белого, голубого цвета. Салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением дельфина. |
25 | Март | Черепаха 2 занятия | Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. Закрепить умения и навыки работы с пластилином воспитывать умения изображать предмет, передавая сходства с реальным предметом. | Плотный картон жёлтого цвета, пластилин коричневого и зелёного цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; черепаха (игрушка); |
26 | Апрель | Мышка- норушка и золотое яичко 2 занятия | Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную, прямыми движениями рук. Закреплять умения передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатыванием оттягиванием деталей предмета сплющивание. Развивать сюжетно-игровой замысел. | Плотный картон Салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением мышки и яичка по сказке «Курочка ряба». |
27 | Апрель | Ёжик 3 занятия | Развитие у детей познавательного интереса к природе, представлений о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды. Расширять познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать. Закрепит навыки работы с пластилином: создание полу объёмного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала. | Плотный картон зелёного цвета набор пластилина, половинки зубочисток, простой карандаш, стека, фото или иллюстрации с изображением ежа. |
28 | Апрель | Кактус в горшочке 3 занятия
| Развивать у детей представления о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям места обитания. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
| Плотный картон жёлтого цвета, набор пластилина, набор бусинок, бисер любого цвета, размера, половинки зубочисток, цветок искусственный, простой карандаш, салфетка для рук иллюстрации изображением кактусов, живое растение в горшочке. |
29 | Май | Радуга-дуга 2 занятия | Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувства прекрасного. | Плотный картон синего цвета с изображением солнышка, облако с дождем, с контуром дуги, пластилин красного оранж. желтого зеленого голубого синего фиолетового цветов; иллюстрация с изображ. радуги. |
30 | Май | Бабочка 2 занятия | Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; | Плотный картон синего, голубого цвета с силуэтом бабочки, набор пластилина, стека, салфетка для рук. Изображение бабочки. |
31 | Май | Одуванчики 2 занятия | Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учит создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения пластилинографии, используя имеющиеся навыки и у меня работы с пластилином. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы. | Картон голубого, фиолетового, лилового цвета, пластилин зеленого, коричневого цвета, стека (распушить края т е сделать надрезы) иллюстрации с изображением одуванчика. |
32 | Май | Цветы в траве 2 занятия | Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова, лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать. | Оборудование Плотный картон зелёного цвета, пластилин жёлтого, красного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки. |
Задачи кружка «Мастерилки» по взаимодействию с родителями:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- Объединить усилия для развития у детей художественного творчества.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Мероприятия, проводимые руководителем кружка «Мастерилки», для родителей в течение года:
- «День открытых дверей»
(Посещение родителями занятий кружка «Умелые ручки»).
- Темы консультаций для родителей:
«Первые шаги в работе с пластилином». «Как воспитать творческую личность» и т. д.
Материально техническое оснащение
Столы, стулья, мольберт, магнитофон, диски с музыкой (детский репертуар).
Комплект материалов инструментов и оборудования:
- наборы пластилина;
- стеки, доски, влажные салфетки;
- наборы плотного картона разного по форме, цвету;
- фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов;
- различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).
Список литературы
- С. И. Гудилина “Чудеса своими руками».
- Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
- Г. Н. Давыдова «Пластилинография».
- Г. Н. Давыдова «Детский дизайн» - пластилинография.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный завиток» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
1.Ознакомление детей с определенным видом народного- прикладного искусства.2.Обучение декоративному рисованию.3.Формирование детского декоративного творчества....
Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. Задачи: 1) формирование представление детей старшего дошкольно...
Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...
Дополнительная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блоки Дьенеша. Цветная логика»
Аннотация к программе дополнительного образования«Блоки Дьенеша. Цветная логика».Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению дет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Юный конструктор» разработана на основе педагогических решений от LEGO Education.Концепция программы. Современное образование стремится ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерилки» (Пластилинография) для детей младшего дошкольного возраста. (направление: художественно - эстетическое)
Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерилки» (Пластилинография) для детей младшего дошкольного возраста. (направление: художественно - эстетическое)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ КЛЕТОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Создать условия через формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:Развитие мелкой моторики руки ребенка.Развитие слухового внимания.Развитие графического воспр...