Программа дополнительного образования "Умелые ручки"(4-6лет)
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
В программе даются творческие занятия с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umelye_ruchki.stepanova_n.a.na_sayte_shkoly_-_kopiya.docx | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1613»
Ратная ул., д. 6 Б, Москва, 117628
Телефон: (495) 711-2490 Факс: (495) 711-2490 e-mail: 1613@edu.mos.ruhttp://sch1613uz.mskobr.ru/
ОКПО27982936 ОГРН 5147746142880 ИНН/КПП 7727844401/772701001
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 1613 ________________ Н.С. Зенкина «31 августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО педагогическим советом ГБОУ Школа № 1613 протокол № от 31.08.2018 г. |
Художественная направленность
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Умелые ручки»
Педагог:
Степанова Н.А.
Возраст обучающихся: 4-6 лет
Срок реализации: 1 год
Москва, 2018 г.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Так художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Благодаря этому появляется
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Данная программа составлена в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, А.М., Васильевой, (2014г.), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом(ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Направленность программы дополнительного образования «Умелые ручки» является программой художественно-эстетической направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – художественно-эстетической, по времени реализации – долговременной (1 год ).
Новизна программы состоит в том, что она спроектирована на основе интеграции всех образовательных областей по ФГОС (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) и направлена на формирование творческих способностей у детей, а также развитие всех психических процессов.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Основные направления программы дополнительного образования «Умелые ручки»:
- Нетрадиционные формы рисования
- аппликация
- лепка
- ручной и художественный труд
- пластилинография
- тестопластика
- конструирование
- оригами
В ходе занятий обязательно проводятся физкультурные минутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика.
Цель программы: развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления, воображения и фантазии в ходе формирования художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия окружающей действительности природы.
Задачи программы:
- Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к познанию природы в процессе художественного творчества.
- Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирать материал, способы и приемы декорирования образа.
- Формировать разнообразные навыки, умения, способности и качества личности.
- Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами.
- Развивать умение самостоятельно сравнивать, анализировать собственную работу.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук в ходе работы с разнообразными материалами.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, умение работать самостоятельно и в коллективе.
Методическое обеспечение.
Методы и приемы используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности:
- наглядные;
- словесные;
- практические;
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).
Приемы: беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова, объяснение, игра, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения, эксперименты, совместный анализ выполненной работы, похвала, одобрение, благодарность, поощрение, конкурсы, выставки.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 3-5 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
В состав входят 12 воспитанников.
Непосредственно образовательная деятельность проводится с группой детей 2 раза в неделю (во 2-й половине дня) с октября по май, продолжительность которых составляет 20минут.
Ожидаемые результаты реализации программы и методы их контроля.
- Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
- Умение находить новые способы для художественного изображения, самостоятельно выбирать художественный образ, сюжетную композицию, материалы, инструменты и способы реализации своих замыслов.
- Желание детей общаться с природой, друг с другом и отражать свои впечатления через различные виды продуктивной деятельности.
- Совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
- Развитие связной речи.
- Умение и навыки работы с различными материалами, приспособлениями, инструментами.
7.Результаты творчества детей будут представлены систематическими выставками, участием в конкурсах и оформлением работами интерьера детского сада.
Учебный план работы кружка «Умелые ручки»
на 2015-2016 учебный год.
Название курса | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год | Длительность занятий,мин. | Кол-во воспитанников |
Умелые ручки | 2 | 62 | 20 | 12 |
Календарно-тематический план кружка «Умелые ручки».
2 занятия в неделю.
№ п/п | Тема занятия. | Задачи. | Количество занятий. |
1 | Аппликация из высушенных листьев. «Осеннее дерево». | Вызвать у детей интерес к аппликации из осенних листьев. Развивать фантазию в ходе самостоятельного выбора листочков. Учить создавать целостный образ из частей. | 2 |
2 | Пластилинография. «Яблоки в осеннем саду». | Учить наносить пластилин на картон прилагая усилия. Развивать мелкую моторику. Развивать восприятие в ходе самостоятельного выбора цвета пластилина. | 1 |
3 | Коллективная поделка из природного материала. «Звери в лесу». | Закреплять умение детей в конструировании из природного материала(шишек, желудей, палочек и т.д.).Развивать воображение в ходе создания композиции. Учить работать коллективно. | 3 |
4 | Поделка из пшена. «Цыпленок». | Учить работать с мелкими деталями(пшеном).Прививать аккуратность и усидчивость. Учить работать с кисточкой и клеем. | 2 |
5 | Рисование пальчиками по замыслу. | Развивать воображение создавая свой образ.Развивать речь посредством описания своего рисунка. | 1 |
6 | Лепка. «Грибочки». | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образца посредством лепки. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. Учить использовать возможности бросового материала (н-р зубочистки)для придания объекту завершенности и выразительности. | 1 |
7 | Нетрадиционное рисование «Осенние листья»(отпечаток листьев). | Познакомить детей с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях. | 1 |
№ п/п | Тема занятия. | Задачи. | Количество занятий. |
8 | Поделка из пластилина и разнообразных материалов. «Ваза»(декорирование вазы). | Учить размазывать пластилин по стеклянной поверхности. Учить вдавливать аксессуар (семена, камешки, ракушки, крупы, бусины и т.д.). | 2 |
9 | Поделка из засушенных растений(икебана) в ранее изготовленной вазе. «Осенний букет». | Учить фантазировать самостоятельно выбирая растения для букета. Учить аккуратно работать с засушенными цветами. Прививать любовь к ручному труду. | 1 |
10 | Тестопластика. «Фигурки». | Развивать мелкую моторику в ходе раскатывания теста. Учить делать формочками разнообразные фигурки из готового соленого теста . | 1 |
11 | Нетрадиционное рисование «Раскрась фигурку»(из теста). | Учить самостоятельно придумывать рисунок для своей фигурки из теста. Развивать воображение при работе с красками. | 1 |
12 | Коллективная поделка из веток и бумажных салфеток «Заснеженное дерево». | Развивать мелкую моторику пальцев рук в ходе смятия салфеток. Учить работать с клеем наклеивая салфетки на ветку. Учить создавать целостный образ из частей. | 1 |
13 | Изготовление новогодних игрушек из бумаги. | Учить работать с ножницами и клеем создавая разнообразные бумажные игрушки. Прививать интерес к предстоящему празднику, наполнить новыми впечатлениями и ожиданиями чуда. Украсить группу своими игрушками. | 2 |
14 | Аппликация из мятой гофрированной бумаги. «Снеговик». | Развивать познавательный интерес к сказочным героям: снеговик, Снегурочка, Дед Мороз. Вызвать положительные эмоции от предстоящего новогоднего праздника. Побуждать детей к разучиванию стихов для Новогоднего утренника. | 1 |
№ п/п | Тема занятия. | Задачи. | Количество занятий. | |
15 | Панно из макарон. «Домик». | Учить работать детей с клеем. Развивать воображение и мышление в ходе создания домика из нетрадиционного материала. | 1 | |
16 | Мозаика из семян по замыслу.
| Учить фантазировать самостоятельно выбирая семена для мозаики. Учить аккуратно работать с мелкими деталями. Прививать любовь к ручному труду. | 2 | |
17 | Изготовление снежинок из бумаги и салфеток. | Развивать мелкую моторику в ходе работы с ножницами. Учить делать снежинки разнообразной формы. Прививать любовь к разнообразным природным явлениям. | 1 | |
18 | Нетрадиционное рисование. «Белая береза». | Учить рисовать гуашью. Учить рисовать снег способом примакивания (поролоном). Развивать воображение при работе с красками. Развивать чувство композиции. | 1 | |
19 | Коллективная поделка из природного и бросового материала. «Зимний лес». | Развивать мелкую моторику пальцев рук в ходе работы с разнообразным материалом (шишки, кора, желуди, косточки от фруктов, пластилин). Учить создавать целостный образ из частей. Прививать любовь к жителям леса. | 3 | |
20 | Лепка. «Гусеница». | Учить делить пластилин на равные части и делать из него шарики. Расширить представления детей о многообразии живых существ. Развивать эстетический вкус и восприятие. | 1 | |
21 | Панно из манной крупы. «Зайка». | Расширить представления детей о многообразии живых существ, местах их обитания. Учить аккуратно работать с сыпучим материалом. Прививать любовь к животным. | 1 | |
22 | Панно из засушенных растений. «Букет». | Учить детей создавать целостную композицию из частей. Развивать воображение в ходе создания композиции. Воспитывать эстетический вкус. | 2 | |
№ п/п | Тема занятия. | Задачи. | Количество занятий. | |
23 | Аппликация из яичной скорлупы. «Мышка». | Учить создавать плоскостное изображение. Учить работать с нетрадиционным видом материала. Развивать воображение . | 1 | |
24 | Рисование по замыслу. «Роспись по дереву».
| Учить расписывать деревянный предмет(кружка, игрушка, матрешка).Развивать фантазию и чувство цвета. Воспитывать интерес к людям ремесленных профессий. | 1 | |
25 | Лепка. Коллективная работа «Пингвины на льдине». | Развивать мелкую моторику в ходе работы с пластилином . Дать понятие о холодных странах. Прививать любовь к животному миру холодных стран. | 2 | |
26 | Аппликация из бумаги ко Дню защитника Отечества. «Подарок к 23 февраля». | Учить самостоятельно вырезать фигуры из бумаги, работать с клеем. Воспитывать чувство патриотизма. Прививать любовь к Родине. | 1 | |
27 | Тестопластика. «Булочная». | Развивать мелкую моторику в ходе раскатывания теста. Учить делать разнообразные формы булочек(ватрушки, крендельки, батоны) из готового соленого теста. Прививать любовь к профессии «пекарь». | 1 | |
28 | Нетрадиционное рисование «Раскрась булочку»(из теста). | Развивать эстетический вкус и восприятие. Учить самостоятельно придумывать рисунок для своей булочки. | 1 | |
29 | Объёмная аппликация
| Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать объёмную композицию из цветов. Развивать чувство прекрасного, желание сделать подарок своими руками
| 1 |
№ п/п | Тема занятия. | Задачи. | Количество занятий. |
30 | Лепка из глины. «Птичка». | Учить детей раскатывать из глины колбаску, шарик. Учить палочкой прорисовывать недостающие детали. Развивать воображение в ходе создания объекта. Воспитывать эстетический вкус. | 1 |
31 | Нетрадиционное рисование. «Птичка»(раскрашивание глиняной птички). | Учить аккуратно пользоваться кисточкой прорисовывая конкретные детали. Прививать любовь к животному миру. | 1 |
32 | Работа с бумагой. «Гусеница». | Учить делать объемную игрушку из полосок бумаги. Учить работать аккуратно и точно при складывании полосок. | 1 |
33 | Пластилинография. «Бегут ручьи». | Учить наносить пластилин на картон прилагая усилия. Развивать мелкую моторику. Развивать восприятие в ходе самостоятельного выбора цвета пластилина. Прививать любовь к природе. | 1 |
34 | Коллективные поделки из природного материала. «Весенняя фантазия». | Продолжать учить работать с природным материалом создавая знакомые образы (деревья, животные, птицы).Воспитывать умение работать в коллективе. Развивать воображение в ходе создания поделки. | 2 |
3 5 | Нетрадиционное рисование | Совершенствововать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельную технику и тему. | 1 |
№ п/п | Тема занятия. | Задачи. | Количество занятий. |
36 | Работа с бумагой. «Кузовок». | Учить вырезать из бумаги заданный рисунок. Учить наклеивать кузовок не полностью, а по краям. Развивать творческое воображение в ходе рисования ягод в кузовке. | 1 |
37 | Поделка из природного материала (шишки). «Львенок». | Учить создавать из шишек образ львенка. Развивать память в процессе воспоминаний о цирке. Развивать мелкую моторику рук в ходе соединения деталей. Прививать любовь к животным. | 1 |
38 | Цветы из гофробумаги. «Крокусы». | Расширить представления о весне. Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию. Развивать мелкую моторику в ходе работы с бумагой. Воспитывать эстетический вкус. | 2 |
39 | Коллективная аппликация из засушенных растений и семян. «Весенняя фантазия». | Учить детей выполнять работу из сухих растений. Достичь понимания детьми того, что результат зависит от творческого отношения к труду. Развивать интерес к занятию. Продолжать прививать умение работать коллективно. | 2 |
40 | Нетрадиционное рисование. «Пасхальное яичко». | Расширить представление детей о Пасхе. Учить расписывать деревянное яичко красками. Развивать художественный вкус, творчество, старательность. | 1 |
41 | Оригами. «Стаканчик». | Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу новым способом. Развивать мелкую моторику пальцев рук при складывании бумаги. | 1 |
№ п/п | Тема занятия. | Задачи. | Количество занятий. |
42 | Цветы из гофробумаги к 9 мая. | Расширить представление детей о празднике День Победы. Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя, создавать цветы. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине. | 1 |
43 | Поделка из рисовой крупы. «Хрюшка». | Расширить представление детей о домашних животных. Учить аккуратно наклеивать рис на данное изображение, не выходя за линию. Прививать любовь к домашним животным. | 1 |
44 | Оригами. «Пилотка». | Дать детям представление о жаркой солнечной погоде, о том для чего нужно носить головной убор. Учить складывать бумагу по показу и указанию воспитателя. Развивать творческое воображение в ходе самостоятельного раскрашивания своей пилотки. | 1 |
45 | Тестопластика по замыслу. | Развивать мелкую моторику в ходе раскатывания теста. Учить делать разнообразные поделки самостоятельно придуманные. Развивать все психические процессы в ходе работы с тестом. | 1 |
46 | Нетрадиционное рисование(раскрашивание изготовленных детьми поделок из теста). | Закреплять умение детей самостоятельно раскрашивать свои поделки, придумывая свой рисунок. Развивать воображение, творческую активность | 1 |
47 | Пластилинография с аппликацией из семян. «Кувшин»(декорирование кувшина) | Расширить представление детей о посуде. Продолжать учить детей наносить пластилин на плоское изображение. Учить декорировать кувшин семенами. Научить фантазировать,создавать настоящее произведение с использованием пластилина и семян. | 2 |
Содержание программы.
Вводный блок.
Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми. Знакомство с правилами техники безопасности.
Аппликация, ручной и художественный труд.
Работа с засушенными осенними листьями и различными растениями. Рассказать о форме и многообразии листьев, растений о разнообразии их цветов и названий.
Работа с цветной, гофрированной бумагой. Показать как сминать бумагу, вырезать из нее разнообразные фигурки, правильно наклеивать ее.
Изготовление панно, поделок из бросового материала (семена,крупы,яичная скорлупы).
Коллективные работы.
Нетрадиционное рисование.
Познакомить с разнообразными формами нетрадиционного рисования(пальчиками, листьями деревьев, роспись по дереву, роспись фигурок из теста,поролоном). Рассказать о разнообразии красок (гуашь, тушь, пастель, акварель и др.)
Лепка и пластилинография.
Дать понятие что такое пластилин, глина. Рассказать об их свойствах и в каких сферах можно использовать данный материал. Использование пластилина вместе с природным материалом. Коллективные работы.
Конструирование.
Работа с бумагой, изготовление игрушек из бумаги. Работа с природным материалом( шишки, желуди, береста, ветки деревьев и т.д.)Изготовление коллективных поделок.
Работа с пенопластом. Рассказать о свойствах пенопласта, где его используют.
Работа с бумагой. Изготовление цветов к праздникам. Рассказ о праздниках.
Тестопластика.
Рассказать о свойствах теста, что из него делают. Дать понятие о профессиях связанных с тестом. Изготовление поделок из теста, их роспись.
Оригами.
Познакомить с базовыми формами и моделями оригами. Рассказать о происхождении оригами.
Творческие работы.
Самостоятельные и коллективные работы. Правила работы в коллективе. Выбор темы работ. Выставки и конкурсы.
Праздники и подготовка к ним.
Изготовление сувениров, игрушек, цветов к праздникам. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников, Как дарить подарки, сделанные своими руками. Посещение выставок прикладного творчества.
Техническое оснащение занятий.
Цветная и гофрированная бумага, картон (белый и цветной), клей (ПВА и суперклей), природный материал(засушенные растения, листья, шишки, желуди, веточки, хвоя, береста, мох),крупы (пшено, манка, макаронные изделия, рис),яичная скорлупа, семена растение, косточки фруктов, пластилин, тесто, разнообразные аксессуары для украшений (камешки, ракушки, бусины), салфетки, поролон, пенопласт, глина, проволока, зубочистки, палочки, деревянное яичко, стеклянные баночки, баночки для воды, палитра, альбомные листы, гуашь, акварель, кисточки, ножницы, скотч, клеенка.
Список литературы:
- Аверьянова А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду” – М.: Мозаика Синтез, 2001, 96с.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., “Игрушки из бумаги” – Спб.: Регата, 2000, 192с.
- Васина Н.С. «Бумажная симфония».-М.: Айрис-пресс,2010-128с.
- Давыдова Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография”. М.:Скрипторий, 2006, 80с.
- Казакова Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники” – М.: ТЦ Сфера, 2004, 128с.
- Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. “Аппликация в детском саду” - Ярославль: Академия развития, 2000, 144с.
- Моргунова К. «Фигурки животных из природных материалов-М.:Эксмо,2011.-64с.
- Петрова И.М. “Объёмная аппликация” – Спб.: Детство-пресс, 2002, 48с.
- Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика” – М.: Педобщество России, 2009, 64с.
- Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” – М.:Владос, 2002, 176с (старшая группа), 160с (подготовительная группа).
- Шпикалова Т.Я.,Ершова Л.В.и др. «Волшебный мир народного творчества».В 2ч.-М.:Просвещение,2004, 79с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования в ДОУ . Бисероплетение. «Умелые ручки».
Образовательнаядвухгодичная программа программа по бисероплетению с детьми старшего дошкольного возрастасоставлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей ...
Образовательная программа дополнительного образования "Учимся правильно говорить"(5-6лет)
Материал по планированию работы учителя- логопеда в рамках дополнительного образования. Возраст детей 5-6 лет....
программа дополнительного образования по развитию речи для дошкольников (5-6лет)" ОТ ЗВУКА К БУКВЕ"
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно -образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Парциальная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста (6лет-7 лет) «Елочка»
Программа разработана на основе программы экологического воспитания «Юный эколог» автор С.Н.Николаева ...