Тестопластика – как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)
«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testoplastika.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестопластика – как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Еще на Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно играли и свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста.
Курс кружка по тестопластике «Колосок» - лепим из соленого теста, способен увести детей в увлекательную страну художественного творчества, открыть дверцу в мир фантазии и мастерства. Тестопластика является одним из видов народно – прикладного искусства. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей
С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию навыков необходимых для успешного обучения. Лепка развивает чувство прекрасного, а также воспитывает усидчивость, развивает ловкость пальцев и трудовые умения. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных приемов ручной умелости.
Мной разработана образовательная программа по дополнительному образованию. В течение 2021-2022гг. являюсь руководителем кружка «Колосок» для детей среднего дошкольного возраста.
Цель работы кружка «Колосок»: создание условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через работу с соленым тестом.
Определив направление в работе, приступила к его реализации. Кружок «Колосок» начал свою работу с октября месяца 2021 г. Посещает кружок 12 детей 4 раза в месяц (32 занятий в год по 20 минут), во второй половине дня на основе совместной деятельности с детьми в рамках ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», используя разнообразные методы работы: игровой, наглядный, словесный и др.
Педагогическая диагностика уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей проводится 2 раза в год (октябрь, апрель) - на начальном и итоговом этапах, по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Занятия в кружке «Колосок» помогли решить следующие задачи:
Обучающие:
-знакомить с новыми способами изображения – лепка из нетрадиционных видов массы для лепки, основными приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
-формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством лепки;
-формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
Воспитательные:
-воспитывать навыки аккуратной работы;
-воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;
-воспитывать отзывчивость, доброту, желание помогать сверстникам.
Развивающие:
- создать условия для формирования интереса:
- к процессу и результатам работы;
-способствовать повышению речевой активности детей;
-развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки;
- расширить представления детей о народных промыслах региона: хакасская пиала и её роспись и т.д.;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах детского творчества.
Методы организованной образовательной деятельности:
- Словесный метод: беседа, рассказ, объяснения, пояснения, опрос, словесная инструкция.
- Наглядный метод: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия), показ приёмов выполнения работы (частичный, полностью).
Формы работы организованной образовательной деятельности:
- рассматривание эстетически привлекательных предметов;
- игра;
- организация выставок;
- слушание соответствующей возрасту народной, классической, этнической и детской музыки.
Используемые материалы: мука, соль “Экстра”, клей обойный, клей ПВА, краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко, бисер, бусинки, мешковина, ткань.
В результате обучения по данной программе дошкольники научились:
- различным приёмам работы с солёным тестом;
- следовать устным инструкциям;
- создавать композиции с изделиями;
- развили внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и фантазию, согласно возрастным показателям;
- овладели навыками культуры труда;
- улучшили свои коммуникативные способности и приобрели навыки работы в коллективе.
Особое внимание уделялось творческим коллективным работам. Это позволило соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, а также развить коммуникативные качества работы в коллективе. В процессе обучения широко использовались наглядные пособия, что способствует сокращению времени на изложение теории. Для создания непринужденной творческой атмосферы использовались игры и игровые приемы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, развивает детей эстетически. Раскрашенные изделия выглядят подобно керамическим. А экологическая чистота, доступность и безвредность материала упрощает воплощение задуманного в своей поделке. Можно сказать, что это пластилин своими руками, он мягкий и совсем не липнет к рукам, долго хранится, а готовится в считанные минуты из экологических безопасных ингредиентов.
Работа кружка заинтересовала родителей наших воспитанников. В рамках родительского собрания был проведен мастер класс «Удивительные игрушки из соленого теста». Полки нашей группы украшают поделки, сделанные своими руками наших детей и их родителей.
В процессе организованной деятельности в кружке воспитанники научились доводить начатое дело до конца и показали хорошие результаты обучения, которые были намечены в программе по работе с соленым тестом. Детьми освоены правила техники безопасности при работе с инструментами и красками; правила оборудования рабочего места; правила высушивания изделий, раскрашивания и хранения своих поделок. Дети научились следовать устным инструкциям, последовательно и правильно соединять отдельные элементы при изготовлении своей работы, пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста; оценивать свою работу и работы своих товарищей, работать в коллективе. Поделки, изготовленные своими руками, обладают необыкновенной привлекательностью.
Итак, подводя итоги проделанной работы, следует отметить что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством занятий тестопластикой, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинальных изделий, в процессе работы, над которыми были самостоятельно применены и усвоены знания, умения, навыки, проявлена индивидуальность, художество, детская фантазия, воображение и особое видение мира.
Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица «Верная указка - не кулак, а ласка». Поэтому в кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.
Для совершенствования работы по данной теме наметила следующие перспективы:
- продолжить работу кружка «Колосок» в будущем учебном году;
-продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей; продолжать осуществлять взаимодействие с семьями своих воспитанников.
Список использованных источников:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2010, 289 с.
2. Грибовская А. А., Халезова – Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2 – 7 лет. – ТЦ Сфера, 2013, 80с.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Просвещение, 2010, 172 с.
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Педагогика, 2011, 174 с.
5. Кравцова Е. Е. Понимание игры в психологии Л. С, Выготского. //
6. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.: Карапуз, 2010, 154 с.
7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная про грамма дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - М.: Мозаика – Синтез, 2012, 336 с.
8. Павлова О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2014, 158с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста"
В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, инновационные технологии здоровьесбережения, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного воз...
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «с...
Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-и...
Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия ...
Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Репка», как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
Программное содержание: 1. Развивать творческие способности детей, эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации.2. Формировать умение находить выразительные средст...
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста».
В статье представлен практический опыт работы по театрализованной деятельности в средней группе....
Тестопластика – как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
Создание условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через работу с соленым тестом....