Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
проект (средняя группа) на тему

Галкина Ирина Николаевна

В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую.

Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.

Проект содержит перспективные планы  работы с детьми,взаимодействия с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ; конспекты занятий, творческие игры и задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_skazkoterapii.docx65.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 113 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской республики

Содержание

Введение

Паспорт проекта

Ожидаемые результаты

Сроки и этапы реализации проекта

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное.  Велики  возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Актуальность. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.

На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод  работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный  М. Эриксоном.

Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов). Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное,  это и есть главная задача сказок.

Терапия – уход, забота, лечение.

В научно – педагогической литературе, сказкотерапия  - это забота  об эмоциональном  и психологическом здоровье личности  средствами народнопоэтических произведений  (т.е. сказами).

Цель метода сказкотерапии  - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Секрет метода  заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.

Цель проекта–развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
  • формирование практических навыков и умений двигательного воображения

Развивающие:

  • развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
  • развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
  • совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей

Воспитательные:

  • воспитание  интереса к сказкам;
  • воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.

Паспорт проекта

Наименование проекта

 «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Вид проекта

Творческий, ролево-игровой, комплексный

Основание для разработки проекта

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • «Конвенция о правах ребенка»;
  • «От рождения до школы. Основная общеобразовательная

программа  дошкольного образования»  под  ред.  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А.  ВАсильевой

Цель проекта

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возрастапосредством сказкотерапии

Задачи проекта

  • формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
  • формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
  • развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
  • развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
  • совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей;
  • воспитание  интереса к сказкам;
  • воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.

Описание проекта

В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую.

Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.

Проект содержит перспективные планы  работы с детьми,взаимодействия с родителями, воспитателями и специа-листами ДОУ; конспекты занятий, творческие игры и задания.

Для эффективной реализации проекта необходимы условия, которые представлены как ресурсное обеспечение проекта.

Сроки реализации проекта

1год (с сентября 2016г. - май 2017г.).

Этапы реализации проекта

I  этап (подготовительный):

Диагностика детей, составлениеплана работы,подготовка практического материала;

II этап (основной):

Проведение занятий, прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольного театра,  проведение совместных  мероприятий   с родителями;

III этап (заключительный):

Показательное выступление -  лучшая  фитбол - сказка, придуманная детьми и родителями по конкурсу «Семейное словотворчество»; проведение диагностики на конец года с целью отслеживания результатаработы

Порядок управления реализации проекта

Управление реализацией проекта осуществляется воспитателем дошкольного учреждения в процессе воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Участники проекта

Дети,родители, воспитатели и специалисты ДОУ

Порядок мониторинга проекта

Оценка творческой деятельности воспитанников отслеживается через диагностику уровней умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности (адаптированная диагностика Комаровой Т.С. и Антипиной Е.А), которая проводится на основе творческих заданий, театрализации сказок, наблюдения во время проектной деятельности;

Ожидаемые результаты

  • формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи  их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
  • формирование  практических  навыков и умений двигательного воображения;
  • развитие творческих способностей  в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной  и игровой);
  • выразительное исполнение монологов, диалогов, реп-лик;
  • овладение навыками публичных выступлений;
  • формирование   устойчивогоинтереса  к сказкам;
  • формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
  • повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.

        Краткая аннотация проекта

В проекте  представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного возраста, направленные на активизацию творческого потенциала личности ребенка, что отвечает современным запросам системы образования и социальному заказу общества.

        Ожидаемые результаты

  • формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи  их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
  • формирование  практических  навыков и умений двигательного воображения;
  • развитие творческих способностей  в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной  и игровой);
  • выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
  • овладение навыками публичных выступлений;
  • формирование   устойчивого  интереса  к сказкам;
  • формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
  • повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.

Исполнители проекта и основные участники:

В данном проекте примут участие дети среднего дошкольного возраста, их  родители, воспитатели и специалисты ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.

Сроки и этапы реализации проекта:

Раздел

Сроки

Формы работы

Выход

        Подготовительный

Диагностика детей, составле-ниеплана работы,подготовка практического материала: наг-лядно– дидактических  посо-бий, иллюстраций, аудио и видео материалов,  подбор библиотеки,   оформлениеуголка для родителей по рус-ским народным сказкам-

консультационный материал,  советы, рекомендации.

Конспекты занятий, консультации, наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры:

 «Узнай сказку»

«Собери сказку»

«Кто лишний»

«Узнай по силуэту»

2.       Основной

Совместная  деятельность

 взрослых  и  детей:

фронтальные, подгрупповые, индивидуальные  занятия,

прослушивание  русских

народных сказок  в  аудиозапи-си, драматизация сказок, показ настольноготеатра, проведе-ниесовместных  мероприятий    сродителями: мастер-класс,

семейноесловотворчество,

совместно-продуктивное творчество (конкурсы  рисун-ков, творческая мастерская по изготовлению   атрибутов,

декораций, афиш к спектаклю, разных видов театра.

Открытые мероприятия, выставка детских рисун-ков по теме «Моя люби-мая сказка»,  наполнение предметно–развивающей  среды  костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю,  разными видами театра

3.Заключительный

Показательное выступление: лучшая фитбол-сказка, приду-манная  детьми и родителями по конкурсу: «Семейное словотворчество»; проведение диагностики на конец года  с целью отслеживания  результатов работы

Рефлексия (самоанализ)

Ресурсное обеспечение проекта

  • Учебно-методическое:

  • Программная литература по проектированию: Романова Т.А.   «Проектирование развития ДОУ»;
  • Методические рекомендации  по  сказкам: «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка» (Н.Е. Веракса,  А.Н. Веракса);
  • Методические разработки «Занимательный материал» (художественная литература, наглядные пособия, дидактические игры, аудио-сказки,  подборка речевых, подвижных игр, упражнений с массажным мячом по мотивам русских сказок, подборка консультаций для родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, презентации);
  • Диагностико-дидактическое обеспечение (Т.С.Комарова)
  • Материально-техническое:

  • Магнитофон с возможностью проигрывания записей на CD-RW и CD-R как в формате CD-audio, так и в формате МР3, по возможности - компьютер и мультимедийный проектор;
  • Театральные реквизиты по сказкам,набор театральных костюмов;
  • Разные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной, «театр кружек»;
  • Канцелярские принадлежности;
  • Спортивное оборудование: гимнастические  коврики,  мячи «Су-Джок», фитболы.

Заключение

 Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты, как в окружающей действительности, так и во внутреннем космосе. Словом, сказка дает человеку то же, что и литература других жанров. С той разницей, что чаще всего она не требует от ребенка больших знаний и богатого нравственного опыта. Иными словами, требования к имеющейся базе в детской сказки посильные для ребенка. Именно поэтому сказкотерапия является одной из самых эффективных психолого-педагогических технологий в работе с дошкольниками.

Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить прежде всего ее универсальностью. Через анализ вымышленной ребенком сказки можно получить информацию о его жизни, актуальное состояние, способ преодоления трудностей. Используя сказку, воспитатель имеет возможность передать ребенку и его родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Принимая участие в сказкотерапевтических сессиях, ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Немаловажным является то, что применение техник не формирует у детей зависимости от внешней помощи. Взрослый дает лишь общие ориентиры, основная работа осуществляется самим ребенком. Ребенок сравнивает себя с персонажем, анализирует его поведение (таким образом прибегая и к самоанализу) и на его примере учится преодолевать трудности различного характера в реальной жизни.

Сказка развивает воображение ребенка, расширяет его кругозор. Слушая и анализируя сказки в детстве, человек накапливает в подсознании банк жизненных ситуаций, который при необходимости может быть активизирован. Сказка создает особую связь между ребенком и взрослым, основанную на доверии и уверенности. В процессе сказкотерапии отрицательные персонажи (которые являются воплощением детских страхов и комплексов) превращаются в положительные.

Существуют различные методы работы со сказками. Уместно будет использовать и такой вид работы как рисование по мотивам сказки. Каждый ребенок выбирает и рисует фрагмент сказки, который хочет изобразить, героя, который больше всего понравился.
Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа с детьми, выявления страхов у ребенка также выступает одним из действенных методов применения сказки.

Инсценировка эпизодов сказки, кроме психолого-педагогического эффекта, будет способствовать развитию творческих способностей ребенка. Между детьми распределяются роли (персонажей-зверушек и персонажей-страхов) с учетом эмоционального состояния детей и предыдущих рисунков. Если ребенок боится и отказывается, заставлять не нужно, пусть будет зрителем.

Также сказка может использоваться в качестве притчи. В этом случае сказка должна стать моделью поведения. Закрепления эффекта сказки происходит тогда, когда педагог расспрашивает детей, какую сказку слышали, кто из персонажей понравился и почему.

Сказкотерапию можно использовать в работе с детьми как на профилактическом, диагностическом, так и на коррекционном этапе.

Следует также остановить внимание на тех функциях, которые, по словам современных психологов сказкотерапевтов (Г. Ожиганов, Е. Цопа, Е. Заика, Д. Арановский-Дубовис, Д. Соколов), присущие сказке на современном этапе ее использования:

  • диагностическая функция (используя сказку как проективную методику, опытный педагог может с высокой степенью точности определить причину проблемы, с которой столкнулся ребенок;
  • терапевтическая функция, которая позволяет, во-первых, психологически готовить ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям, во-вторых, символично отражать физиологические и эмоциональные стрессы, в-третьих, принять в символичной форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях, в-четвертых, отказаться от интеллектуальных интерпретаций и полностью принять всю гамму эмоциональных переживаний и т.д.;
  • воспитательная функция. Сказка – непревзойденный инструмент воспитательного воздействия именно потому, что лишена директивности. Она позволяет в мягкой форме объяснять ребенку как следует поступать, а что может принести вред.

Для реализации этих функций могут использоваться как уже существующие народные и авторские сказки, так и современные, созданные с определенной целью. Специалисты Института сказкотерапии говорят об использовании таких видов сказок для психотерапевтической, диагностической и воспитательной работе:

  • художественные сказки (несут в себе и дидактический, и психокоррекционный, и даже медитативный аспекты). Художественные сказки создавались вовсе не для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Как разновидность художественных, народные сказки создавались и создаются веками и не имеют конкретных авторов. Народные сказки несут чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять внутренние переживания;
  • дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;
  • психокоррекционные сказки создаются для деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замена неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Стоит заметить, что применение психокоррекционной сказки ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематикой (неадекватное, неэффективное поведение);
  • психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста. Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти, отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны. К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, истории Ветхого завета, некоторые сказки Г.-Х. Андерсена;
  • медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Основная задача медитативных сказок - создание в нашем бессознательном позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления. Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию ситуации.

Процесс создания новых сказок продолжается и сегодня. Особенностью этого процесса является некоторое расширение функциональной нагрузки сказки, которая все чаще создается и направляется на применение в конкретном случае. Воспитатели для успешности педагогической деятельности могут применять собственные сказки, но при их составлении также необходимо соблюдать определенные рекомендации:

  1. Во-первых, нужно выбирать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Во-вторых, описать жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого надо ввести героя в проблемную ситуацию, соответствующую реальной, которую переживает ребенок.
  3. Поиск героем путей решения проблемы необходимо сопровождать комментариями, демонстрацией ситуации с разных точек зрения. Можно ввести помощника - мудрого наставника. В конце делаем вывод, привлекая к этому ребенка. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытые причины определенного поведения, страхов и комплексов ребенка.

На первый взгляд, может показаться, что сказкотерапия пригодна только для работы с детьми, но это не так. На современном этапе метод сказкотерапии успешно применяется в работе с тяжелыми онкологическими больными (опыт А. Гнездилова), подростками с трудностями в воспитании, взрослыми людьми, которые по той или иной причине оказались в кризисном жизненном положении (опыт Д. Соколова). Это направление сказкотерапии на сегодня еще недостаточно разработанно и требует дальнейшего развития и совершенствования.

Перспективным является развитие сказкотерапии в направлении применения ее в работе со взрослыми, а также воспитание новых специалистов в этой области.

Итак, сказочная терапия представляет собой наблюдение и раскрытия внутреннего и окружающего мира, осмысление пережитого, моделирование будущего, процесс подбора для каждого ребенка его «личной» сказки. В сказках отражаются все аспекты человеческой жизни: проектируются модели отношений, определяются ценности и идеалы, которые способствуют формированию духовно здоровой, компетентной личности. А обязательный «счастливый конец» становится основным средством этого вида терапии, помогающей детям избавиться от страхов и комплексов.

Сказкотерапия – это метод, позволяющий пользоваться приобретенным в ходе исторического развития человечества опытом для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этой педагогической технологии – это целостное, духовное развитие человека (ребенка, подростка, взрослого), это возможность создания благоприятной почвы для становления целостной, творческой личности.

Список литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Теремок» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
  3. Веракса  Н.Е., Веракса  А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три медведя» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
  4. Веракса  Н.Е., Веракса  А.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три поросенка» - М.: Мозайка-синтез, 2009.-10с.
  5. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающаясказкотерапия  для детей. Спб. Речь; М.: Сфера, 2008. – 221с.
  6. Новиковская  О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.- СПб.: Паритет, 2007.-112с.
  7. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 222с.
  8. Овчинникова Т.С, Потапчук А.А. Двигательныйигротренинг  для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.- 176с.
  9. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2011г. –336 с.
  10. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.-

224с.

  1. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград:  Учитель, 2008. – 127с.
  2. Ребенок в мире сказок/авт.- сост.О.П. Власенько.- Волгоград: Учитель, 2009-44с.
  3. Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок/ авт.-сост. Н.А. Фомина –Волгоград: Учитель, 2011.- 91с.
  4. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей».-112с.
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.:ООО АСТ, 2000.- 464с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план работы с детьми

№ п/п

Тема

Цель

Формы  работы

Месяц

1

Знакомство со  сказкой

 «Теремок»

Познакомить  детей с действием сериации (выстраивание  объектов  в порядке возрастания и убывания какого - либо признака) – одно из первых мыслительных действий в дошкольном возрасте;  развитие творческого воображения  и речи.

8 занятий: 1.читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскла-дываем картинки; 3.замещаем персонажей сказки; 4.моделиру-ем сказку; 5.разыгрываем сказ-ку6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку

с помощью фитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии)

сентябрь

2

Сказка  с

шумовым сопровождением «Заяц в лесу».

Комплексное   развитие

ребенка: мелкой моторики, слуховой  памяти,

 творческой  фантазии,

формирование навыков

сотрудничества и сотвор-чества.

Чтение сказки, используя между паузами звуковые эффекты

октябрь

3

«Просто так» (стретчинг с элементами сказкотерапии)

Укрепление  здоровья,

развитие  двигательной

памяти,  творческого мышления  и воображения.

Специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме под  речитатив сказок

ноябрь

4

Сказка «Три медведя»

Развитие мышления,

творческого воображения  и речи.

8 занятий: 1. читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскла-дываем картинки; 3.подбираем предметы по величине; 4.моде-лируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фраг-менты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью театра-масок или  магнитного театра

декабрь

5

«Сказки

вместе сочи-няем, а потом мы в них

играем»

«Звери шли к теремку  и

оставили следы»

Развитие  творческого

воображения и мышления

закрепление пройденного материала (сказка «Теремок»), развитие творческого воображения

Семейное словотворчество

Игры на прогулке (дети остав-ляют следы на снегу)

январь

6

Сказка «Три

поросенка»

Развитие мышления,

творческого воображения  и речи.

8 занятий: 1. читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскла-дываем картинки; 3.подбираем предметы по величине; 4.моде-лируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фраг-менты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью кукольного театра или «театра кружек»

февраль

7

«Моя любимая сказ-ка»

Сказка «Репка»

Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий

замысел и фантазию.

Укрепление  здоровья,

 развитие  двигательной

 памяти и творческого воображения

Изобразительная деятельность

Рызыгрываем сказкус

помощьюфитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии)

март

8

Игровые занятия: «Сказка  за

 сказкой»;

«Сказка  по

кругу» (с мя-чом);

«Вы попали в сказку»;

Игра-танец «Мы  из сказ-ки»;

Игры в уголке ряженья (переодевание в  костюмы

 персонажей сказки)

Продолжать    знакомить

 детей с разными чертами характера литературного персонажа.

Учить рассказывать но-вую сказку, передавая мяч друг другу.

Развивать  творческое

мышление  детей

Учить  выполнять рит-мико - двигательные дви-жения, проявляя твор-ческую   импровизацию

Игровая деятельность

Художественная деятельность

апрель

9

Игровая деятельность

Д/игры: «Узнай сказ-ку», «Собери сказку», «Кто

 лишний»,

«Узнай   по

силуэту».

Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной   форме

узнавать сказочных  геро-ев, описывать их внешний вид и характерные признаки.

Игровая деятельность

апрель

10

Аппликация: пригласитель-ная открытка на спектакль

Воспитывать интерес к театрально - игровой дея-тельности,   желание

создавать открытки - при-глашения для родителей, поддерживать стремление проявлять  свою творчес-кую  фантазию, вообра-жение в изготовлении приглашений.

Ручной труд

май

11

«Фит-бол сказки» (придуманные детьми и ро-дителями)

Развитие двигательного воображения, творческого мышления

Художественная деятельность

май

Перспективный план работы с родителями

№ п/п

Форма работы

Тема

Сроки

1

Консультация – рекомендация на информационном стенде

«Роль сказки в жизни ребенка»

сентябрь

2

Работа библиотеки «В помощь родителям»

«Играем в сказку» (сборник Д/игр, заданий, вопросов, аудио-сказок,  игровых ситуаций по сюжетам сказок).

сентябрь - октябрь

3

Консультация

«Речевые игры по мотивам русских народных сказок»

ноябрь

4

Консультация –практикум

«Сказки на кончиках пальцев»

ноябрь

5

Консультация в форме презентации

«Вкусная сказка из теста»

декабрь

6

Семейное словотворчество

Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем.

январь

Родительская Мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для спектакля)

Мастерим для театра

февраль -март

Изготовление театральной афиши  (детско-родительское творчество)

«Спешите видеть!»

апрель

Фоторепортаж

«Готовимся к спектаклю»

май

Просмотр спектакля и отзывы родителей напремьеру

«Мы спектакль посмотрели..»

май

Перспективный план работы с воспитателями и специалистами ДОУ:

№ п/п

Форма работы

Тема

Сроки

1

Консультация

«Сказкотерапия  как мощный инструмент формирования и развития личности ребенка»

сентябрь

2

Семинар-аукцион

«Ребенок. Сказка. Творчество»

октябрь

3

Семинар-практикум (Су-Джок терапия – упражнения с массаж-ным  мячом по мотивам русских сказок)

«Сказочные мячики»

ноябрь

4

Презентация

«Кукольный театр »

ноябрь

5

Мастер-класс (персонажи кукольного театра)

«Сказки на картоне»                            

декабрь

6

Оформление картотеки

«Подвижные игры по мотивам русских народных сказок»                                

январь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

Статья "Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста".

Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики. Очень важно его формировать у ребёнка с самого раннего возраста, потому что наша действительность т...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....