«Организация предметно-развивающей среды»- художественное творчество
консультация по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Организация предметно-развивающей среды - художественное творчество в дошкольных образовательных учреждениях. Цели и задачи. Основные требования. Центры творчества для разных возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предметно-развивающая среда - художественное творчество | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №105»
«Организация предметно-развивающей среды»- художественное творчество
Подготовила:
педагог дополнительного
образования по ИЗО
Поликарпова О.В.
Курск
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е.И. Тихеева
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.
Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где девочек больше.
Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности – это также будет заметно в созданной среде.
Таким образом, нет жестких, детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.
Требования к организации предметно-развивающей среды
- В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).
- Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием использовать в игре уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2 – 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.
- Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.
- Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
- Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:
- интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (мальчикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам);
- «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст.
6. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов.
Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы.
ЦЕЛИ
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения.
- Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению умственные способности и речь.
- Стимулировать творческую активность детей, воображение, желание включиться в деятельность.
Создание среды в соответствии с содержанием образовательной программы требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности, что предполагает:
- последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей;
- учет половых особенностей и предпочтений детей;
- направленность на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, создание положительных отношений между детьми;
- стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных творческих проявлений. Предметно-развивающая среда должна побуждать к фантазии и воображению.
ЦЕНТР ИСКУССТВА
Оборудования для изобразительной деятельности
- Полочка с подлинными произведениями искусства.
- Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты.
- Краска, кисти, карандаши, мелки, фломастеры.
- Белая и цветная бумага.
- Ножницы
- Пластилин, салфетки.
- Губки, штампы, тампоны.
Стеклышки, свечи.
- Силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства.
- Доски для рисования мелком.
- Детские и взрослые работы по рисованию, аппликации.
- Баночки для воды.
- Природный и бросовый материал.
- Дидактические игры.
Для детей 2 – 4 лет
- Предметы быта: вышитая, расписная одежда, расписная посуда, глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), деревянные (семеновская, полохов-майданская, матрешки, грибки, кони-каталки), соломенные.
- Скульптура малых форм, изображающая животных (анималистическая).
Для детей 3 – 4 лет (дополнительно к указанным выше)
- Игрушки из глины (тверская, вятская).
- Из дерева (богородская, архангельские птицы из щепы).
- Предметы из резной бересты: коробка, шкатулки (архангельские, вологодские).
- Расписные разделочные доски (городецкие).
- Подносы (жостовские).
- Расписная посуда (новгородская, псковская, вятская).
- Скульптура разных видов (малая пластика, декоративная).
Для детей 5 – 7 лет
1. Произведения русского прикладного и искусства других народов, игрушки из глины, из дерева, щепы, соломы, папье-маше, предметы быта из бересты, росписи и резьба, керамическая посуда, кружево, вышивка из разных областей, чеканка.
2. Скульптура малых форм.
3. Монументальная скульптура
4. Станковая скульптура: бюсты, портреты.
5. Архитектура: жилищная, декоративная, общественно-гражданская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...
презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt
Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС. ...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...
"Организация предметно-развивающей пространственной среды группы детского сада"
О том, как организовать зоны в группе...
Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...