Программа дополнительного образования "Детские фантазии" (прикладное искусство)
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Нелли Сафаргалиевна Рубан

Программа дополнительного образования по прикладному искусству предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №11 «Вишенка»

___________ Волобуева Н. А.

10 сентября 2019г.

        

Программа

дополнительного образования

детей старшего дошкольного возраста

«Детские фантазии»

(прикладное искусство)

Разработчик:

Рубан Н. С.

Воспитатель высшая кв. кат.

г. Назарово, Красноярский край

Пояснительная записка.

Творчество — особый вид деятельности,

оно в самом себе несет удовлетворение. (С. Моэм)

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. 

Программа «Детские фантазии» разработана для занятий с дошкольниками. Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение технологических приемов при работе с соленым тестом и шерстью в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Актуальность

Творческая (изобразительная) деятельность играет важную роль в развитии ребенка-дошкольника, так как необходимость получения продукта (рисунка, лепки, поделки и т. п.) связана с развитием у детей «чувства инициативы», творчества, а также таких важных познавательных процессов, как восприятие и наглядное мышление. Актуальность данного вида декоративно-прикладного искусства в реализации кружковой деятельности заключается в том, что простой ручной труд, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Он способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус. Продукт детской деятельности отражает эмоциональное, личное отношение ребенка к миру и его представление об окружающей действительности.

Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.

Цель:

Развитие творческих способностей, фантазии, воображения. Помощь ребенку проявлять свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Данная программа позволяет решить ряд дидактических и развивающих задач:

Развивающие:

• Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность дошкольников к самоутверждению через труд.

• Выявлять и развивать индивидуальные способности детей.

• Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Обучающие:

• Формировать умения следовать устным инструкциям, следовать показу педагога.

• Обучать различным приемам работы с соленым тестом и шерстью.

• Применять полученные знания для создания композиций.

• Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: соленого теста, шерсти, тесьмы, бисера, пряжи, бросового и природного материала.

Воспитательные:

• Формировать художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

• Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

• Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.

• Расширять коммуникативные способности детей.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы обучения: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, выставки и другие.

Методы: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.); наглядный (показ видео, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию),

• репродуктивный (воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности),

• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом),

• исследовательский (самостоятельная творческая работа детей).

Организационно-методическое обеспечение:

Категория обучаемых: дети 6-7 лет.

Наполняемость группы: 10 воспитанников

Сроки реализации: сентябрь – май.

Расписание образовательной деятельности и режим работы:

Четверг/среда 16.10 – 16.40

Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (лепка, роспись лепных поделок, сухое или мокрое валяние из шерсти) и включают в себя следующие виды деятельности: изложение учебного материала и практическая деятельность детей.

Предполагаемый результат:

  • знают название и назначение материалов – бумага, гуашь, тесто, шерсть, бусины, тесьма и т.д., знают название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея и теста;
  • знают правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами и приспособлениями.
  • правильно организовывают свое рабочее место, поддерживают порядок во время работы;
  • соблюдают правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализируют под руководством педагога изделие (определяют его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • получат представление основ декоративно-прикладного искусства (сухое и мокрое валяние шерстью);
  • приобрести трудовые навыки и практические умения, для овладения работы с шерстью.

Техническая оснащённость (материалы и оборудование)

  1. Шерсть разных цветов
  2. Бархатная цветная бумага
  3. Картон
  4. Ножницы
  5. Бусины различного размера и цвета
  6. Тесьма разной ширины и разного цвета
  7. Рамки для работ
  8. Пупырчатая пленка
  9.  Подложка под ламинат
  10. Емкость для воды
  11.  Жидкое мыло
  12. Папка с файлами
  13. Мука
  14. Соль
  15. Салфетки: бумажные, тканевые
  16. Кисти, стеки
  17.  Гуашь
  18.  Природный бросовый материал.

Формы работы с детьми:

  • Групповая;
  • Индивидуальная.

Формы подведения итогов:

  • Составление альбома работ;
  • Проведение выставок детских работ.

Перспективный план работы кружка «Детские фантазии»

№ п/п

Тема занятия

К-во часов

Необходимые материалы

1

Знакомство с видами шерсти. Элементарные рисунки из шерсти: «Яблоко»

1

Цветная бархатная бумага

Шерсть для валяния разных цветов (красная, желтая, коричневая, зеленая)

2

«Знакомство с тестом. Баранки крендельки печенье для магазина»

1

Соль

Мука

Обойный клей

3

Продолжение знакомства с шерстью. Валяние картины сухим способом: «Мухомор»

1

Цветная бархатная бумага

Шерсть для валяния разных цветов (красная, желтая, зеленая, белая)

4

«Уточка» (лепка)

1

Соль

Мука

Обойный клей

5

«Уточка» (роспись)

1

Детские поделки

Гуашь цветная

Кисти

6

Продолжение знакомства с шерстью. Валяние картины сухим способом: «Береза»

1

Цветная бархатная бумага

Шерсть для валяния разных цветов (зеленая, белая, черная, желтая)

7

Оформление выставки детских картин

1

Детские картины, рамки формата А4

8

Знакомство с валянием шерсти мокрым способом. Цветы: МАК (изготовление основы цветка)

3(1)

Шерсть для валяния красного цвета

Шерсть для валяния зеленого цвета

9

Знакомство с валянием шерсти мокрым способом. Цветы: МАК (изготовление листьев цветка)

3(2)

Шерсть для валяния красного цвета

Шерсть для валяния зеленого цвета

10

Знакомство с валянием шерсти мокрым способом. Цветы: МАК (сборка готового изделия)

3(3)

Шерсть для валяния красного цвета

Шерсть для валяния зеленого цвета

11

«Петушок, золотой гребешок» (лепка)

1

Соль

Мука

Обойный клей

12

«Петушок, золотой гребешок» (роспись)

1

Детские поделки

Гуашь цветная

Кисти

13

«Идет бычок качается» (лепка)

1

Соль

Мука

Обойный клей

14

«Идет бычок качается» (роспись)

1

Детские поделки

Гуашь цветная

Кисти

15

Знакомство с валянием шерсти мокрым способом. Цветы: ЛИЛИЯ (изготовление основы цветка)

3(1)

Шерсть для валяния белого цвет

Шерсть для валяния желтого цвета

16

Знакомство с валянием шерсти мокрым способом. Цветы: ЛИЛИЯ (изготовление тычинок цветка)

3(2)

Шерсть для валяния белого цвет

17

Знакомство с валянием шерсти мокрым способом. Цветы: ЛИЛИЯ (сборка готового изделия)

3(3)

Шерсть для валяния желтого цвета

18

«Ух ты, фрукты» (цветное тесто)

1

Соль

Мука

Обойный клей

Пищевые красители

19

Оформление выставки детских работ

1

Детские картины, рамки формата А4 – 1 шт.

20

Валяние бусин мокрым способом (изготовление бусин)

3(1)

Шерсть для валяния синего цвета

Шнур синего цвета

Бусины белого цвета

21

Валяние бусин мокрым способом (изготовление бусин)

3(2)

Шерсть для валяния синего цвета

Шнур синего цвета

Бусины белого цвета

22

Валяние бусин мокрым способом (сборка готового изделия)

3(3)

Шерсть для валяния синего цвета

Шнур синего цвета

Бусины белого цвета

23

«Яблочное дерево»

1

Соль

Мука

Обойный клей

Пищевые красители

24

«Звонкие колокольчики»

1

Соль

Мука

Обойный клей

Бусины для оформления

25

Валяние объемной поделки «Колокольчик» (изготовление основы)

3(1)

Шерсть для валяния красного цвета

Шерсть для валяния желтого цвета

Тесьма желтого цвета

26

Валяние объемной поделки «Колокольчик» (изготовление язычков)

3(2)

Шерсть для валяния красного цвета

Шерсть для валяния желтого цвета

Тесьма желтого цвета

27

Валяние объемной поделки «Колокольчик» (сборка готового изделия)

3(3)

Шерсть для валяния красного цвета

Шерсть для валяния желтого цвета

Тесьма желтого цвета

28

«Портрет друга»

(лепка)

1

Соль

Мука

Обойный клей

29

«Портрет друга»

(роспись)

1

Соль

Мука

Обойный клей

30

Валяние объемной поделки «Ангелочек» (изготовление основы)

3(1)

Шерсть для валяния белого цвета

Тесьма белого цвета  

Биссер для оформления лица

31

Валяние объемной поделки «Ангелочек» (изготовление крыльев и головы)

3(2)

Шерсть для валяния белого цвета

Тесьма белого цвета  

Биссер для оформления лица

32

Валяние объемной поделки «Ангелочек» (сборка готового изделия, оформление лица)

3(3)

Шерсть для валяния белого цвета

Тесьма белого цвета  

Биссер для оформления лица

33

Изготовление салфетки мокрым способом («Цветы»)

2(1)

Шерсть для валяния желтого цвета

Шерсть для валяния белого цвета

Шерсть для валяния красного цвета

Шерсть для валяния зеленого цвета

34

Изготовление салфетки мокрым способом («Цветы»)

2(2)

Шерсть для валяния желтого цвета

Шерсть для валяния белого цвета

Шерсть для валяния красного цвета

Шерсть для валяния зеленого цвета

35

Подведение итогов

1

Детские поделки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Акварелька"

Изобразительное искусство и очень древнее, очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нём,...

Программа дополнительного образования по искусству оригами «Волшебный квадратик» для класса пред школьной подготовки.

Цель программы Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приёмами техники ор...

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичек» Елена Чумак

Елена Чумак Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичек»Подготовила: воспитатель Чумак Е. В.Пояснительная запискаВ прое...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по изобразительному искусству для детей дошкольного возраста

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «КРАСОТА»дополнительного образованияпо изобразительному искусствудля детей дошкольного возраста (для средней, старшей, подготовительной группы)...