Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Знакомство с Мини – музеем глиняных изделий» в подготовительной группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Продолжаем знакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_glina_2022.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №50 «Дюймовочка»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему
«Знакомство с Мини – музеем глиняных изделий»
в подготовительной группе для детей
с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
разработала: воспитатель Каляганова Л.А.
Цель:
- продолжать знакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа;
- формировать умение расуждать, учить выявлять сходство и различие;
- прививать интерес к изучению произведений мастеров (гончаров); закрепить знания о различных видах росписей.
- Вызвать желание украшать изделия, похожие на изделия мастеров.
- Развивать мышление, память, воображение и творчество, мелкую моторику рук.
Материал: фотографии детей от посещения музеев, видеосюжет о работе мастера – гончара, и люстрации с современными и изделиями прошлых лет, колокольчики из глины,
Ход:
Звучит веселая музыка. (дети заходят)
Воспитатель:
— Дети, вы слышите, какая веселая музыка? И сегодня я буду, догадайтесь кем? (надевает платок и фартук).
Или я не хозяйка? Или не мастерица?
Красиво дом убрала, кушать наварила.
— И сегодня я приглашаю вас в свой мини-музей. А были ли вы, дети, хоть раз в настоящем музее? В каком? Где он находится? Давайте вспомним, как мы посещали музей. (просмотр фотографий и рассказы детей)
-Посмотрите вокруг, что вы видите в моем музее? Так-это посуда, игрушки. Вы сегодня пришли в музей глиняных изделий.
С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали керамику. Это мастерство передавалось из поколения в поколение. (обратить внимание на глиняный кувшин)
– Для чего кувшин нужен? Из чего он изготовлен?
– Как вы думаете, как называется человек, который изготавливает кувшин, горшочек, тарелку и кружку?
— Гончар — это очень древняя и уважаемая профессия. Раньше в каждом селе был свой гончар.
— Гончар находил глину в земле и оставлял ее во дворе, чтобы она слежалась, ее мочили дожди, морозили морозы, обогревало солнце, обдували ветры. А весной из глины выбирали все палочки и камешки, просеивали ее, замачивали водой, лепили изделие.
Показ Видео сюжета о работе мастера – гончара.
Уже готовое изделие поливали водой, а затем при высокой температуре обжигали в печи. Современные мастера придумали способ украшать свои изделия еще до выпекания. После выпекания посуда становится крепкой и звонкой. То изделие, которое уже обожгли в печи, называют керамикой.
Какие же предметы быта изготавливали мастера – гончары?
(глиняные игрушки – петушки-свистульки, свистульки в форме барашков, лошадок, козликов, разнообразные вазы, подсвечники, посуда – кувшины, макитры, чашки – двойняшки, тыквы, рынки, тарелки, горшки, куманцы.
Итак, гончарство – изготовление посуды и других изделий из глины.
Игра – имитация
— А теперь представьте себя настоящими мастерами, давайте просеем глину, намочим ее, вылепим посуду, польем водой, обожжем в печи.
Дети подражают называемым действиям.
Дидактическое упражнение «Скажи, какой?»
— А какая ваша посуда? (глиняная, блестящая, хорошая, красивая, большая, расписная, новая, старинная, сказочная).
Дидактическое упражнение «Назови элементы росписи»
— Посмотрите, какая красивая посуда! А чем же мастера украшали свои изделия? (различные виды росписи: Гжель, Дымковская;
какие цвета используют, элементы росписи)
Ознакомление с гончаром (рассматривание слайдов)
Дидактическое упражнение «Сравни»
Дети сравнивают картины с современными изделиями и изделиями прошлых лет.
Дидактическое упражнение «Что звучит?»
А еще как-то бабушка мне рассказывала, что раньше на базаре хорошим считался тот сосуд, который во время постукивания по нему звонко звучал.
-А ну проверим, как звучат разные колокольчики?
- Если звонко звучит колокольчик,- это свидетельствует о качественной работе гончара и его материала.
Воспитатель за ширмой звенит колокольчиком и предлагает детям отгадать, какой из них именно звучал.
Дидактическое упражнение «Да или нет?»
Дети с помощью вопросов отгадывают, какой предмет из музея глиняных изделий ребенок увидел в к5оробке.
Вопросы: Какой величины предмет? Какой формы предмет? Для чего используется? Чем украшен?
Дидактическое упражнение «Продолжи пословицу»
- Гончара глина кормит.
- Пусть горшки бьются на гончарову голову.
- Горшки не святые лепят.
- Без дела слабеет сила.
- Без труда нет плода.
- Терпение и труд все перетрут.
- Когда работаешь – время бежит, когда ждешь – не спешит.
-Мы совсем забыли. Оказывается изделия из глины в музее украшены росписью, и их пора раскрашивать!
Физкультминутка «Гончары» (движения в соответствии с текстом)
Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим, слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите».
— Я приглашаю вас в студию, где мы сможем украсить нашу посуду. Пусть ваши изделия будут очаровательными, разными, потому что каждый из вас нарисует свой узор, а какими они будут, вам подскажет ваша фантазия и творчество.
(Дети с воспитателем переходят в художественную мастерскую)
Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.
— Какие замечательные изделия у вас получились! Как бы они украсили наш мини-музей! (дети предлагают подарить свои изделия в мини – музей)
Рефлексия:— Понравилось ли вам наше путешествие? Почему?
— Кого бы вы привели ко мне в мини-музей на экскурсию?
- Как вы думаете, что бы вашим родным понравилось здесь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Царица - Водица». Подготовительная группа.
Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды: родники, реки, моря, озера, океаны, осадки. Познакомить детей с круговоро...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим на тему: «Экскурсия по мини музею «Водный мир» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Экскурсия по мини-музею"...
Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и продуктивной деятельностью «Неизвестная планета. Извержение вулкана» в подготовительной группе
занятие содержит эксперимент....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: "Знакомство с трудом помощника воспитателя"
Познакомить детей с профессией помощника воспитателя, подчеркнув значимость труда. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда....
Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Знакомство с Мини – музеем глиняных изделий»
Содержание образовательной деятельности знакомит детей с предметами, изнотовленными из глины....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская печь." для детей подготовительной группы.
Цель : приобщение детей к русской народной культуре,развитие интереса к прошлому, изучение быта русского народа.Задачи : познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; прививать любовь к с...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Знакомство со свойствами бумаги» ( вторая младшая группа).
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромТема: «Знакомство со свойствами бумаги»( вторая младшая группа)....
- Мне нравится (1)