Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Знакомство с Мини – музеем глиняных изделий» в подготовительной группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Каляганова Любовь Андреевна

Продолжаем знакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_glina_2022.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №50 «Дюймовочка»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему

«Знакомство с Мини – музеем глиняных изделий»

в подготовительной группе для детей

с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

разработала: воспитатель Каляганова Л.А.


Цель:

  • продолжать знакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа;
  • формировать  умение расуждать, учить выявлять сходство и различие;
  • прививать интерес к изучению произведений мастеров (гончаров); закрепить знания о различных видах росписей.
  • Вызвать желание украшать изделия, похожие на изделия мастеров.
  • Развивать мышление, память, воображение и творчество, мелкую моторику рук.

Материал: фотографии детей от посещения музеев, видеосюжет о работе мастера – гончара, и люстрации с современными и изделиями прошлых лет,  колокольчики из глины,

Ход:

Звучит веселая музыка. (дети заходят)

Воспитатель:

— Дети, вы слышите, какая веселая музыка? И сегодня я буду, догадайтесь кем? (надевает платок и фартук).

Или я не хозяйка? Или не мастерица?

Красиво дом убрала, кушать наварила.

— И сегодня я приглашаю вас в свой мини-музей. А были ли вы, дети, хоть раз в настоящем музее? В каком? Где он находится? Давайте вспомним, как мы посещали музей. (просмотр фотографий и рассказы детей)

-Посмотрите вокруг, что вы видите в моем музее? Так-это посуда, игрушки. Вы сегодня пришли в музей глиняных изделий.

С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали керамику. Это мастерство передавалось из поколения в поколение. (обратить внимание на глиняный  кувшин)

– Для чего кувшин  нужен? Из чего он изготовлен?

– Как вы думаете, как называется человек, который изготавливает кувшин, горшочек, тарелку и кружку?

— Гончар — это очень древняя и уважаемая профессия. Раньше в каждом селе был свой гончар.
— Гончар находил глину в земле и оставлял ее во дворе, чтобы она слежалась, ее мочили дожди, морозили морозы, обогревало солнце, обдували ветры. А весной из глины выбирали все палочки и камешки, просеивали ее, замачивали водой, лепили изделие.

Показ Видео сюжета о работе мастера – гончара.

Уже готовое изделие поливали водой, а затем при высокой температуре обжигали в печи. Современные мастера придумали способ украшать свои изделия еще до выпекания. После выпекания посуда становится крепкой и звонкой. То изделие, которое уже обожгли в печи, называют керамикой.
Какие же предметы быта изготавливали мастера – гончары?

 (глиняные игрушки – петушки-свистульки, свистульки в форме барашков, лошадок, козликов, разнообразные вазы, подсвечники, посуда – кувшины, макитры, чашки – двойняшки, тыквы, рынки, тарелки, горшки, куманцы.

Итак, гончарство – изготовление посуды и других изделий из глины.

Игра – имитация

— А теперь представьте себя настоящими мастерами, давайте просеем глину, намочим ее, вылепим посуду, польем водой, обожжем в печи.

Дети подражают называемым действиям.

Дидактическое упражнение «Скажи, какой?»

— А какая ваша посуда? (глиняная, блестящая, хорошая, красивая, большая, расписная, новая, старинная, сказочная).

Дидактическое упражнение «Назови элементы росписи»

— Посмотрите, какая красивая посуда! А чем же мастера украшали свои изделия? (различные виды росписи: Гжель, Дымковская;

 какие цвета используют, элементы росписи)

Ознакомление с гончаром (рассматривание  слайдов)

Дидактическое упражнение «Сравни»

Дети сравнивают картины с современными изделиями и изделиями прошлых лет.

Дидактическое упражнение «Что звучит?»

А еще как-то бабушка мне рассказывала, что раньше на базаре хорошим считался тот сосуд, который во время постукивания по нему звонко звучал.

-А ну проверим, как  звучат разные колокольчики?

- Если звонко звучит колокольчик,- это свидетельствует о качественной работе гончара и его материала.

Воспитатель за ширмой звенит колокольчиком и предлагает детям отгадать,  какой из них именно звучал.

Дидактическое упражнение «Да или нет?» 

Дети с помощью вопросов отгадывают,  какой предмет из музея глиняных изделий ребенок увидел в к5оробке.

Вопросы: Какой величины предмет? Какой формы предмет? Для чего используется? Чем украшен?

Дидактическое упражнение «Продолжи пословицу»

  1. Гончара глина кормит.
  2. Пусть горшки бьются на гончарову голову.
  3. Горшки не святые лепят.
  4. Без дела слабеет сила.
  5. Без труда нет плода.
  6. Терпение и труд все перетрут.
  7. Когда работаешь – время бежит, когда ждешь – не спешит.

-Мы совсем забыли. Оказывается  изделия из глины  в музее украшены росписью, и их пора раскрашивать!

Физкультминутка «Гончары» (движения в соответствии с текстом)

Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим, слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите».

— Я приглашаю вас в студию, где мы сможем украсить нашу посуду. Пусть ваши изделия будут очаровательными, разными, потому что каждый из вас нарисует свой узор, а какими они будут, вам подскажет ваша фантазия и творчество.

(Дети с воспитателем переходят в художественную мастерскую)

Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.

— Какие замечательные изделия у вас получились! Как бы они украсили наш мини-музей! (дети предлагают подарить свои изделия в мини – музей)

Рефлексия:— Понравилось ли вам наше путешествие? Почему?

— Кого бы вы привели ко мне в мини-музей на экскурсию?

- Как вы думаете, что бы вашим родным понравилось здесь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Царица - Водица». Подготовительная группа.

Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды: родники, реки, моря, озера, океаны, осадки. Познакомить детей с круговоро...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: "Знакомство с трудом помощника воспитателя"

Познакомить детей с профессией помощника воспитателя, подчеркнув значимость труда. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда....

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Знакомство с Мини – музеем глиняных изделий»

Содержание образовательной деятельности знакомит детей с предметами, изнотовленными из глины....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская печь." для детей подготовительной группы.

Цель : приобщение детей к русской народной культуре,развитие интереса к прошлому, изучение быта русского народа.Задачи : познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; прививать любовь к с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Знакомство со свойствами бумаги» ( вторая младшая группа).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромТема: «Знакомство со свойствами бумаги»( вторая младшая группа)....