Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Царица - Водица». Подготовительная группа.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды: родники, реки, моря, озера, океаны, осадки. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятия по предотвращению загрязнения. Развивать речь мышление, любознательность, умению любоваться красотой водоемов. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_na_temu.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Царица - Водица».
Подготовительная группа.
Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды: родники, реки, моря, озера, океаны, осадки. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятия по предотвращению загрязнения. Развивать речь мышление, любознательность, умению любоваться красотой водоемов. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру.
Беседа: Путешествие по глобусу.
В гости к детям приходит Незнайка с глобусом, с вопросом к детям. Помогите, объясните-что это такое и для чего он. Он просит детей разобраться. Дети рассказывают незнайке что такое глобус и для чего он.
Воспитатель закрепляет полученную информацию, говорит, что глобус-это модель земного шара, что так из космоса выглядит наша планета.
Дети спрашивают у Незнайки, что ты подумал Незнайка, когда ты первый раз увидел этот предмет, на что это похоже?
А что думают дети об этом предмете, где можно использовать его?
Воспитатель предлагает путешествовать по глобусу. Ребята, что на глобусе обозначается голубым цветом?
А какие цвета вы еще видите? Что обозначено этими цветами? Воспитатель быстро крутит глобус, ребята посмотрите, какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит? (ответы детей).
Воспитатель предлагает взять модель земного шара, сравните сушу и воду по величине чего больше? Ребята человек может жить без воды? Кому еще нужна вода? (ответы детей).
Можно ли пить воду из моря океана? Откуда воду можно пить? Откуда берется пресная вода? Посмотрите ребята на глобус, где больше воды в реках или в океанах. Дети делают вывод, что пресной воды на земле очень мало и ее надо беречь.
Игра «Водичка - водичка».
- Какого цвета вода? (бесцветная);
- Какой вкус у воды? (безвкусна);
- Какая бывает вода? (минеральная, колодезная, морская, речная и т.д.);
- Какой запах у воды? (без запаха);
- Чем можно измерить температуру воды?
- Где встречается вода в природе?
- Много или мало воды на Земле? (много);
- Любую ли воду можно пить?
- Зачем нужна вода?
- Что случилось бы, если б вода вдруг исчезла?
За каждый правильный ответ ребенок получает синюю капельку. В конце игры подсчитываются набранные капельки, и выявляется победитель.
Ребята вы очень много уже знаете о воде, но для того чтобы поиграть в игру я вас и Незнайку приглашаю в лабораторию, и мы будем исследователями! Кто из вас знает, кто такой «исследователь»?
Дети: Это человек, который много знает, умеет проводить опыты, исследования и узнает очень много нового.
Воспитатель: Правильно! Вы хотите быть исследователями? (Да)
Тогда, добро пожаловать в нашу лабораторию! Воспитатель и дети проходят в лабораторию, где приготовлены три стола с оборудованием для опытов, накрытые салфеткой.
ОПЫТ №1
Дети и воспитатель садятся вокруг первого стола.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем первый опыт. Вы видите, на столе приготовлены пипетки, вода и волшебные карточки. Сейчас мы по одной капельки будем капать воду на волшебные карточки. Немного наклоним карточку, что происходит?
Дети: Капельки воды то соединяются, то опять растекаются.
Воспитатель: Ребята, а почему это происходит? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Давайте попробуем построить схему, где капельки соприкасаются друг с другом, как будто легонько взялись за руки. Дети за столом строят схему. Воспитатель выставляет свой образец на доску.
Воспитатель: Такое состояние воды называется жидким. Повторим все вместе: вода – это жидкое вещество.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Настоящие исследователи!
ОПЫТ № 2
Воспитатель: Вода бывает не только в жидком состоянии. Пройдем ко второму столу.
Воспитатель: Ребята у меня на столе стоит чайник. Сейчас я сниму крышку, что вы видите?
Дети: Выделяется пар.
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, почему из чайника выделяется пар?
Дети: Потому что в чайнике вскипятили воду.
Воспитатель накрывает чайник стеклом, поднимает стекло.
Воспитатель: Из чайника выделяется пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Что стало с паром, во что он превратился?
Дети: Пар превратился в воду.
Воспитатель: Значит, пар это тоже вода. Но в паре расстояние между капельками больше, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Давайте попробуем построить схему, где капельки отдельно друг от друга, как будто убегают друг от друга. Дети за столом строят схему. Воспитатель выставляет свой образец на доску.
Воспитатель: Такое состояние воды называется газообразным. Повторим это слово все вместе.
Воспитатель: Ребята, мы успешно провели и этот опыт. Поздравьте друг друга!
(дети выполняют ритуал поздравления: похлопали друг другу, поклонились и пожали соседям руки)
ОПЫТ №3.
Воспитатель: А сейчас мы с Царицей – Водицей приглашаем вас к третьему столу, посмотрим, что за сюрприз нас ожидает там. Ребята вы видите, что на столе лежат кубики льда и перчатки. Сейчас мы будем работать в парах. ( Дети делятся на пары). Один из вас наденет перчатку, и берет кубик льда, а второй берет кубик льда в голые руки. Как вы думаете, у кого из вас лед растает быстрее? ( Дети говорят свои версии).
Воспитатель: Сейчас мы узнаем кто же прав! Посмотрите, у кого лед тает быстрее?
Дети: Быстрее тает тот, что в голых руках.
Воспитатель: Ребята, а почему так происходит?
Дети: лед соприкасается с теплом рук и тает быстрее, а перчатки разъединяют тепло рук и холод льда, поэтому он тает медленно
Воспитатель: Правильно, ребята! Но во что превратился лед, когда растаял?
Дети: В воду.
Воспитатель: Кто мне может объяснить, как мы получили лед?
Дети: Налили в форму воду и поставили в холодильник. При низкой температуре вода замерзла и превратилась в твердый лед.
Воспитатель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу, и двигаются очень медленно. Давайте попробуем изобразить схему, где капельки соединены друг с другом, как будто крепко накрепко держатся за руки.
Дети за столом строят схему. Воспитатель выставляет свой образец на доску.
Воспитатель: Ребята, такое состояние воды называется твердым.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, какие состояние воды бывают! Я сейчас буду вам показывать наши схемы, а вы хором отвечайте, какое состояние воды изображено, (жидкое, твердое, газообразное) Воспитатель: Почему вы так решили?
Индивидуальные ответы детей: - В газообразном состоянии связей между капельками воды нет, и каждая движется сама по себе. - В жидком состоянии связи между капельками воды сильные, но они не прочные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы. - Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии капельки воды прочно связаны друг с другом.
Подвижная игра «Капельки».
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.
Дети хаотично гуляют по кругу.
Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.
Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом
Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.
Дети берутся за руки и образуют большой круг.
Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода
Круг из детей вытягивается в овал.
Воспитатель: А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться.)
Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.
Дети бегают по группе.
Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.
Дети обнимают друг друга.
Воспитатель: Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.
Воспитатель: Ребята вам понравилась игра? (Да).
Воспитатель: Тогда уважаемые исследователи, прошу вас пройти опять в нашу лабораторию, где мы и узнаем, что происходит с веществами в воде.
ОПЫТ №4.
Воспитатель: У вас на столах баночки с водой и 3 блюдечка с разными веществами.
Бросьте каждый в одну свою баночку 1 ч.л. первого вещества и размешайте ложечкой.
А в другую баночку положите второе вещество.
Возьмите трубочку и скажите, какая вода по вкусу получилась в первой баночке?
Дети: Вода сладкая.
Воспитатель: Почему она стала сладкой?
Дети: (Мы положили туда сахар, в блюдце находился сахар.)
Воспитатель: А во второй баночке, какая вода по вкусу?
Дети: Вода по вкусу соленая. Значит, мы положили в эту баночку соль.
Воспитатель: А куда же она делась?
( Ответы детей.)
Воспитатель: Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле они не исчезли, они растворились. Сейчас мы увидим, как это происходит, своими глазами.
На третьем блюдце у нас находится знакомое вещество – марганец. Я насыпаю его в свою колбу и не мешаю. Посмотрите, что происходит с кристалликами марганца?
Дети: Частички марганца и воды перемешиваются друг с другом, вода окрашивается.
Воспитатель: Что же мы узнали из этого исследования?
Дети: Соль, сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус; марганец растворяется и окрашивает воду в розовый цвет.
Воспитатель: Верно, вода является растворителем. Это еще одно ее свойство. Повторим все вместе.
Воспитатель: Молодцы! Наше исследование закончились.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали много нового о воде. Давайте вспомним: - Каким может быть состояние воды? - Чем является вода для вещества? - Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)
( Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Незнайка очень рад, что побывал у нас в гостях. Он говорит, что теперь много знает о глобусе и о свойстве воды. Незнайка прощается с ребятами и уходит. Входит почтальон, я принес вам письма.
Дети открывают письма, а на них ничего не увидели. Ребята, а здесь подсказка, если вы его покрасите водичкой с краской, то произойдет чудо, а какое, попробуйте узнать сами!
Давайте ребята попробуем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе коррекционно-развивающего воспитания и обучения .«Экскурсия в фотосалон»
Цели занятия:Образовательные: уточнение и расширение представлений о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;ведение в речь детей новых слов: фотосалон, фотосессия, штатив, фото...
«Незнайка в городе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе.
Цель.Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение на велосипедах запреще...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Хлеб - всему голова" (подготовительная группа)
Цель: закрепить знания детей о том, как хлеб пришел к нам на стол; о процессе выращивания и изготовления хлеба; о разнообразии хлебобулочных изделий; закрепить представление о содержании и значен...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст подготовительная группа) "Кругосветное путешествие"
Это занятие продолжает знакомить детей с материками и океанами, животным миром различных материков, а также воспитывает у детей любовь и бережное отношение к природе. Формирует представление о разнооб...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Царица - Водица».
Образовательные задачи:- расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное);- познакомить детей со св...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе на тему «Полезная пища».
Занятие о продуктах питания и их значении для человека. Ребята знакомятся с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание», узнают о пользе отдельных витаминов....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Нагревание – охлаждение» в подготовительной группе.
Здесь детей знакомят со свойствами разных предметов.Проводятся опыты с нагреванием и охлаждением предметов....