Программа по народно-прикладному искусству в условиях ФГОС. (Нетрадиционная техника рисования и лепка)
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Цель программы.
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodno-prikladnoe_dlya_starshey.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по народно-прикладному искусству
в условиях ФГОС.
(Нетрадиционная техника рисования и лепка)
Объяснительная записка
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. . Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Цель программы.
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы.
1.Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
2.Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
3.Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие, эстетические чувства;
4.Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
5.Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д.);
6.На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
Особенностью программы является то, что выделяю пять видов декоративно-прикладного искусства. Каждому виду декоративно-прикладного искусства посвящаются несколько занятий.
Первые занятия отвожу знакомству детей с изделием. Затем провожу 6-7 занятия по рисованию и лепке. На каждом занятии четко определяю задачи и композиции; форму листа и расположения узора. Когда дети усваивают принципы композиционного расположения и способы составления узора, их начинаю обучать изображению птиц с последующим включением данных элементов в композицию с цветами.
Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения. Считаю, что лучше использовать обведение элементов рукой и определять их место в узоре. При обучении детей декоративному рисованию широко использую игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии. В подготовительной к школе группе дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, прямоугольнике, многоугольнике, овале и т.д.), расписывают свои работы из глины.
В программу включен бурятский орнамент. Так как мы живем в Республике Бурятия, то мы должны ознакомить детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом и узором.
Ведущими задачами при этом является обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве, подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека. Формирование умения обличать своеобразие национального декоративного искусства, его характерные особенности.
Для осуществления данной программы необходимо учитывать следующие направления:
1. Дымковская игрушка и роспись
2. Городецкая роспись
3. Хохломская роспись
4. Гжель
5.Бурятский орнамент
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | Путешествие по народным промыслам | Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, семеновская матрешка, городецкие, гжельские, хохломские изделия, Павлово-Посадские платки и шали. |
Октябрь | Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. | Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. |
Октябрь | Дымковская барышня. Лепка из соленного теста. | Лепить дымковскую барышню, пользуясь натурой. Передавать ее выразительные особенности: юбка колоколом плавно переходящая в верхнюю часть туловища, относительно маленькая головка в шляпке, в руках муфта. |
Октябрь | Дымковская барышня. Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками. | После сушки предложить детям расписать гуашью. Показываю детям иллюстрации, игрушки и рассматриваем дымковскую роспись. |
Ноябрь | Филимоновская свистулька. Лепка из соленного теста. | Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. |
Ноябрь | Филимоновская свистулька. (роспись) Ватные палочки, перышко. | Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. |
Ноябрь | Филимоновские олени Лепка из соленного теста. | Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку животного, передавая особенности формы, пропорций и деталей. |
Ноябрь | Филимоновские олени (роспись) Ватные палочки, перышко. | Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать аккуратность в работе. |
Декабрь | Дымковский петушок. Лепка из соленного теста. | Рассмотреть игрушку петушка, спросить о его выразительных особенностях. Подумать как можно вылепить петушка. |
Декабрь | Дымковский петушок. (роспись) Ватные палочки, пальчиками | Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. |
Декабрь | Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла. Ватные палочки, «тычки». | Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. |
Январь | Чашка (папье-маше) | Учить детей изготовить чашку из папье- маше и высушить для росписи |
Январь | Чашка (хохломская роспись) Рисование пальчиками, «тычком» | Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. |
Январь | Золотая трава Хохломы Рисование пальчиками | На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. |
Февраль | Ложка для Жихорки Рисование ватными палочками | Учить рисовать завиток, располагать на нем элементы хохломской росписи (цветы, ягоды, листья). Закрепить умение пользоваться тычком при рисовании ягод. |
Февраль | Шарфик для козлят Ватные палочки, пальчиками | Учить подбирать краски соответственно фону бумаги. Продолжать учить рисовать перышки (элемент «травки»). |
Февраль | Веселый Городец. Рассказ об истории промысла. Рисование пальчиками, «тычком» | Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. |
Февраль | Городецкий узор на кухонной доске Рисование пальчиками, оттиск поролоном. | Самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами белыми точками. |
Март | Роспись треугольника, круга, квадрата Городецкой росписью Рисование пальчиками, оттиск поролоном. | Продолжать знакомить детей с характером Городецкой росписи- ее колоритом, составляющими элементами. Формировать эстетическое отношение к народному творчеству. |
Март | Прорисовка элементов Городецкой росписи, вырезание и наклеивание их на ткань | Развивать у детей эстетическое воспитание. Воспитать интерес у детей , развивать замысел, уметь подбирать контрастные цвета бумаги для создания красивого узора. |
Март | Тарелка (Гжель) Лепка из саленного теста | Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из теста, используя конструктивный способ. |
Март | Тарелка (Роспись после сушки). Рисование пальчиками, «тычком» | Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи. |
Апрель | На выбор гжельскую фигурку Лепка из соленного теста | Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из теста, используя конструктивный способ. |
Апрель | Роспись гжельской фигурки Рисование ватными палочками и пёрышко | Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ватными палочками. |
Апрель | Чайник , пир на весь мир (гжель) Лепка из соленного теста | Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить посуду передавая особенности формы, пропорций и деталей. |
Апрель | Чайник , пир на весь мир (гжель) Роспись чайника (Рисование ватными палочками и пёрышко) | Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ватными палочками. |
Май | Из папье- маше Тарелка | Учить детей изготовить тарелку из папье- маше и высушить для росписи |
Май | Роспись тарелки. Бурятские орнаменты (Рисование ватными палочками и пёрышко) | Закрепить знания детей о бурятском орнаменте и росписи. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов бурятского орнамента |
Май | Украшаем одежду бурятским орнаментом Штампы, печатки. | Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов, использовать при работе нетрадиционную технику рисования штампами и печатками. |
Май | Украшаем шапку бурятским орнаментом Штампы, печатки, ватные палочки | Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя нетрадиционную технику рисования. |
Список литературы:
1.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
2.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
3.Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
4.Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
5.Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
6.Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
7.Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
8.Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
9.Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
10.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
11.Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
12.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
13.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
14.Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
15.Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
16.Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
17.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
18.Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
19.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
20.Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
21.Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
22.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
23.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.
24.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
25.Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
26.Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
27.Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.
28.Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.
29.Мосин И.Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. Екатеринбург. У - Фактория, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных техник рисования.
Новизной и отличительной особенностью моей работы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества. Мною был разработан перспективный план по ознакомлению детей с ...
Рабочая программа Кружка «Радуга красок» по художественно – эстетическому развитию (изобразительное искусство) с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе на 2015 – 2016 учебный год
Кружок по художественно – эстетическому развитию...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...
НОД по ознакомлению детей старшей группы с изобразительным искусством и использованием нетрадиционных техник рисования на тему «Путешествие в Зазеркалье»
КОНСПЕКТНОД по ознакомлению детей старшей группы с изобразительным искусством и использованием нетрадиционных техник рисования на тему «Путешествие в Зазеркалье»...
Прививайте интерес и любовь к изобразительному искусству с помощью нетрадиционные техники рисования.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС Нетрадиционная техника рисования. Для детей подготовительной группы Возраст детей с 6 до 7 лет
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.Задачи программы.Развивать у детей коммуникативные, речевые, инте...
Программа по народно-прикладному искусству в условиях ФГОС. (Нетрадиционная техника рисования и лепка) для детей 5-6 лет
Цель программы.Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.Задачи программы.1.Приобщать детей к народному декоративно-прокладному иску...