Проект по художественно-эстетическому развитию детей 3-7 лет
проект по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Григорян Маргарита Владимировна

Цель проекта:

Развивать устойчивый интерес к художественной литературе.
Создать положительный эмоциональный настрой.
Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.

- Задачи проекта:

1. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии)книг. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

2. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

3. Воспитывать бережное отношение к книге, как результат труда многих людей.

4. Сформировать желание быть похожими на положительных героев;
5. Развивать  умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами,
 мимикой;

6. Развивать у детей умение слушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon h.e.r.doc310.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт

образовательной политики»

Кафедра педагогики и психологии детства

КПК «Художественно-эстетическое развитие детей 3-7 лет

в контексте требований ФГОС ДО

Проект

по художественно-эстетическому развитию детей 3-7 лет

Тема  проекта

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к литературе»

Выполнил: слушатель КПК

Григорян Маргарита Владимировна

Проверил:

Пазникова Зоя Ивановна

к.п.н., доцент

Улан-Удэ

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                  «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

                                                думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»                            .

                                                                                                        В. А. Сухомлинский

     Значение книги в жизни человека очень велико художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни: сначала, когда ребёнок в утробе матери, она читает ему стихи и сказки. Потом родители читают своим детям, ребёнок, подрастая начинает учить буквы и слоги и  опять читает. В школе ученик читает букварь, азбуку, внеклассное чтение, летнее чтение. Во взрослой жизни мы можем читать то, что выберем сами. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Она учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает  человеческие и духовные ценности, служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Необходима активная помощь взрослых: воспитателей и родителей. Книга не дает готовых рецептов, как научит ребенка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, переживать их. Только любящий книгу ребенок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеется, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так  ярко, что чувствует себя участником событий. Прочитанная в детстве книга оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого –

открыть ребенку всё то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребенка, прежде всего должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. Сопереживая героям художественных произведений, дети начинают замечать и настроение окружающих людей. В них начинают пробуждаться  гуманные чувства — способность проявить участие, доброту, протест против

несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Особенностью читателя-дошкольника является то, что он не умеет читать. Его читательская  деятельность базируется на ином типе восприятия искусства –слуховом. При этом ему доступны такие подвиды читательской деятельности, как слушание, разглядывание

иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в художественном тексте. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи. Приобщение к чтению –это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации.

Определяющую роль в ней играет воспитатель. Ее эффективность зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в исследуемый процесс родители воспитанников. Единые принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делает чтение естественным для ребенка, необходимой частью его жизни.

Актуальность проекта :

     Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руку книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно.

В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умения ориентироваться в круге детского чтения, создания системы чтения – все это во власти взрослого.

От взрослого в большой степени зависит, и то, станет ли ребенок настоящим, увлечением читателя или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим живыми друзьями для нас.

Проблема:

     Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение. Не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативности, творческие способности, умение думать самостоятельно.
 

Цель проекта: 

Развивать устойчивый интерес к художественной литературе.
Создать положительный эмоциональный настрой.
Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.

- Задачи проекта:

1. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии)книг. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

2. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

3. Воспитывать бережное отношение к книге, как результат труда многих людей.

4. Сформировать желание быть похожими на положительных героев;
5. Развивать  умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами,
 мимикой;

6. Развивать у детей умение слушать.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно - творческий.

Участники проекта: дети, родители, педагог.

Продолжительность: краткосрочный: (2 недели)

Сроки реализации: 14.06.2021 года по 25.06 2021 год

Методы реализации проект

1. Игровая деятельность,

2.Беседы, чтение художественной литературы,

3. Продуктивная деятельность, творческая деятельность.

  Ожидаемые результаты: 

Использование русских сказок в активной речи детей.

- Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к русской сказке..

- Сформированность познавательного интереса у детей, расширение представлений о русском народном творчестве.

- Готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

- Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.

- Привлечение родителей к  дальнейшему участию в мероприятиях группы.

Этапы проектной деятельности

                                     Этапы

Сроки выполнения

1

Подготовительный этап

Работа с детьми

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала и фотографий по теме «Сказки»;

2. Изучение литературы по теме «Сказка в нашей жизни»
Ознакомление с передовым опытом

3.Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

4.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал

5.Оформление книжного уголка

14.06.21

18.06.21

1

                          Работа с родителями

1.1 . Познакомить родителей с планом работы по проекту: «Приобщение детей к художественной литературе».

1.2. Консультации для родителей : «Приобщение детей к художественной литературе».

1.3. Рекомендации для родителей «С какого возраста начинать читать сказки?»,

1.4 Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка»

А) Памятка «Читаем с детьми»

 Русские народные сказки .

Сказки народов мира.  (Зарубежные)

1.5 Анкета для родителей детей «Русская народная сказка в жизни ребенка».

14.06.21

18.06.21

2

                     Этап реализации проекта

2.1. Беседы:

«Бережное хранение книг»

«Моя любимая сказка»

«Мой любимый сказочный герой».

2.2 Чтение художественной литературы:

Чтение р. н. сказок: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Лисичка-сестричка и волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики».

2.3.  Художественное творчество

(рисование, лепка, аппликация)

1. Раскрашивание раскрасок по сказкам.

Рисование: «Три медведя»

2. Аппликация «Избушка для зайки».

«Мисочка для трех медведей»

3. Лепка «Пирожки для дедушки бабушки».

«Была у зайчика избушка лубяная, а у лисички – ледяная»

2.4. Познание

- подбор иллюстраций к сказкам;

- репродукций картин русских художников на заданную тему;

- Знакомство с профессией – библиотекарь.

2.5 Дидактические игры:

«Книжная больница»

Игра-занятие «Необыкновенные книжки».

14.06.21

23.06.21

3

 

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1 Анализ полученных результатов.

3.2 Оформление выставки  совместных творческих работ родителей и детей «Любимый герой сказки».

3.3 Презентация музыкальной сказки «Теремок»

3.4 Танцевальный флешмоб

3.5 Презентация проекта на родительском собрании

23.06.21

25.06.21

 

                                               Заключение

    Подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение образной речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет  думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.  Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.  М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
  4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
  5. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
  6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008
  7. Фомина Л.В. Развивающие занятия в д/с Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки.-Ярославль Академ.-разв. Владимир В. К.  2008.
  8. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.:  Мозаика – Синтез,        

                                                                    Приложение 1

Анкета для родителей детей.

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Русская народная сказка в жизни ребенка».

 

1. Читали ли Вам в детстве русские народные сказки?

 

2. Читаете ли Вы сказки своему ребенку? Как часто?

 

3. С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо  читать сказки детям?

 

4.  Обсуждаете ли Вы  сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения?

 

5. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка ( чему учит)?

 

6. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок?

 

7. Играете ли Вы  со своим ребенком в игры, где задействованы герои русских народных сказок?

 

8. Хотели бы вы принять участие в театрализации русской народной сказки в детском саду вместе с вашим ребенком?

 

Приложение 2

Рисование по сказке : «Три медведя»

C:\Users\ПК\Desktop\B1D5FA4E-168A-4108-9618-186BFA8AE9C8.jpeg

C:\Users\ПК\Desktop\BDA14FB9-D8BD-436F-B16B-1931055E9402.jpeg

Приложение 3

Лепка по сказке Маша и медведь: «Пирожки для дедушки бабушки».

C:\Users\ПК\Desktop\7A23C8FE-2C28-4994-8CC2-873E42088C11.jpeg

C:\Users\ПК\Desktop\9836D679-7094-44C1-BBF1-190E30D4D71F.jpeg

Приложение 4

Сказка: «Репка»

C:\Users\ПК\Desktop\2805DDD4-85C6-4980-AC49-578387689969.jpeg

C:\Users\ПК\Desktop\E9FC387D-F5D4-4172-9B3F-F2C673BB561E (1).jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Формирование художественно – эстетического интереса у детей через использование сказок (во второй младшей группе).

1. Цели: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. 2. Задачи:·...

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."

Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...