Рабочая программа кружка " Умелые ручки" ( аппликация ) для детей второй группы раннего возраста 2-3 года
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему , что нас окружает ( возрастает познавательная активность , стремление к наблюдению и сравнению ). Аппликация в развитии мелкой моторики позволяет развивать умственную и речевую деятельность , способствует формированию координации движений пальцев на руках .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты
(МБДОУ «Детский сад № 34» г. Воркуты)
«Челядьöс 34 №-а видзанiн «Соловушка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тел. (82151) 2-41-48, e-mail: mbdou34@rambler.ru
УТВЕРЖДЕНО
Заведующим МБДОУ
«Детский сад № 34» г. Воркуты _____________ Сайфетдинова Т.Ю.
Приказ № ______ от _____2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Умелые ручки»
(аппликация)
для детей I младшей группы
в МБДОУ «Детский сад №34» г. Воркуты
на 2021-2022 учебный год
Руководитель: Ашурбекова Р.М.
г. Воркута
2021 г.
Паспорт программы
Наименование программы: Образовательная программа «Умелые ручки» (программа дополнительного образования кружка по аппликации для детей 2-4 лет)
Руководитель программы: Воспитатель Ашурбекова Раида Мусаевна.
Организация-исполнитель:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты.
Цель программы: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника.
Направленность программы: Художественно-эстетическое развитие детей.
Срок реализации программы: 1 года обучения.
Организация занятий кружка:
Одно занятие в неделю, II половина дня по 10-15 минут. Всего занятий – 32.
Основание для разработки программы:
• Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ
• Закон «Об образовании» ст. 26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
• Сан ПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26
• Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Планируемый результат:
- Приобретение навыков работы в коллективе.
- Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.
- Формирование трудовых и специальных умений.
- Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
- Овладение навыками культуры труда.
«Развивая мастерство рук, я развивал разум»
В.А. Сухомлинский.
Пояснительная записка.
Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему, что нас окружает (возрастает познавательная активность, стремление к наблюдению и сравнению). Аппликация в развитии мелкой моторики позволяет развивать умственную и речевую деятельность, способствует формированию координации движений пальцев на руках. Важнейшая задача аппликации заставить работать пальчики. Аппликация доступна абсолютно всем (даже маленьким детям). Она вносит определенную новизну в нашу деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата.
Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем.
Аппликацию выбрала потому, что это хороший способ для развития гибкости и точности движений пальцев, который благотворно влияет на формирование личности ребенка. При занятиях аппликацией у детей развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное и объектное мышление, речь.
Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника.
Задачи:
- Учить детей подбирать и чередовать предметы по форме, цвету, величине.
- Формирование умений, навыков работы с разными материалами.
- Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.
- Развитие внимания, аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей.
- Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.
На данных занятиях младший дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения. Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
Принципы организации занятий
- Каждая аппликация должна быть интересна детям по содержанию.
- Содержание аппликация обязательно должно предусматривать применение конструктивных (анализ образца) и технических (сгибание бумаги, скручивание, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия.
- В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы. Выполнение работ идёт от простого, к сложному.
- В изготовлении аппликации должен принимать участие каждый ребенок.
- Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием.
- При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.
- Необходимо сочетать время работы с кратковременным отдыхом (проведение физкультминуток или пальчиковой гимнастики).
- Использование метода синхронной работы, так как, работая вместе с детьми, педагог быстро налаживает устойчивый эмоциональный контакт с ними, создавая, таким образом, творческую мастерскую, где все занимаются одним делом. Педагог, поэтапно показывая, как выполняется та или иная деталь, даёт детям нужные советы.
- На каждом занятии надо стараться сочетать слово, изображение и музыку. Это способствует более яркому, образному восприятию темы занятия, что, в свою очередь, развивает у ребёнка целостное восприятие мира, оказывает на него более сильное эмоционально-эстетическое воздействие.
- Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Основные методы работы
- Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
- Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
- Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Тематический план по оказанию платной услуги кружка «Умелые ручки» (аппликация) для детей I младшей группы в МБДОУ «Детский сад №34»
г. Воркуты на 2021-2022 учебный год
Месяц | Тема | Кол-во часов практики | Кол-во занятий |
Сентябрь | 1. «Вот какие у нас листочки» 2. «Кап-кап, дождик» 3. «Осенняя фантазия» 4. «Пушистая тучка» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Октябрь | 1. «Груши и яблоки в вазе» 2. «Ветка рябины» 3. «Облака в небе» 4. «Зонтик» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Ноябрь | 1. «Грибы» 2. «Гусеничка» 3. «Падают снежинки» 4. Снеговик» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Декабрь | 1. «Шарфик для мышки» 2. «Рукавички» 3. «Новогодний сапожок» 4. «Праздничная елка» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Январь | 1. «Пирамидка» 2. «Кружечка» 3. «Воздушные шарики» 4. «Салфетка» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Февраль | 1. «Лесные приключения ежика» 2. «Полотенце для зайчат» 3. «Флажок» 4. «Крошки для птичек» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Март | 1. «Вот какой у нас букет!» 2. «Цыпленок» 3. «Дорожка для куклы» 4. «Платье в горошек» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Апрель | 1. «Утята» 2. «Божьи коровки» 3. «Цветочная поляна» 4. «Земляничка» | 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин 10-15 мин | 1 1 1 1 |
Итого: | 32 |
Перспективный план работы по оказанию платной услуги кружка «Умелые ручки» (аппликация)
для детей I младшей группы в МБДОУ «Детский сад №34» г. Воркуты
на 2021-2022 учебный год
Сентябрь
Октябрь
Тема занятия | Программное содержание | Материалы | ||
1. «Груши и яблоки в вазе» | Учить наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; продолжать знакомить с зеленым цветом, учить соотносить цвет с его названием; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. | Лист А4 с контуром вазы Вырезанные груши и яблоки красного и зеленого цвета Клей, кисточка, салфетка | ||
2. «Ветка рябины» |
|
| ||
3. «Облака в небе» | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону. | Лист А4 голубого цвета Белая бумага Клей, кисточка, салфетка | ||
4. «Зонтик» | Закреплять умение составлять силуэт предмета из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу. | Лист А4 Вырезанные детали зонтика из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка |
Ноябрь
Тема занятия | Программное содержание | Материалы | ||
1. «Грибы» | Закреплять умение составлять силуэт предмета из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу. | Лист А4 Вырезанные детали гриба из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка | ||
2. «Гусеничка» |
|
| ||
3. «Падают снежинки» | Познакомить с новым видом аппликации – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на картон); учить понимать и анализировать содержание стихотворения. | Лист А4 голубого цвета Белая бумага Клей, кисточка, салфетка | ||
4. Снеговик» | Учить детей наклеивать круги друг на друга. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. | Лист А4 Вырезанные детали снеговика из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка |
Декабрь
Тема занятия | Программное содержание | Материалы | ||
1. «Шарфик для мышки» | Учить располагать подготовленные фигуры по краям основы, чередуя по величине и по форме. | Лист А4 Вырезанные геометрические фигуры разные по величине из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка | ||
2. «Рукавички» |
|
| ||
3. «Новогодний сапожок» | Учить располагать подготовленные фигуры по всей поверхности сапожка, чередуя по величине и по форме. | Лист А4 с нарисованным контуром новогоднего сапожка Вырезанные геометрические фигуры разные по величине из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка | ||
4. «Праздничная елка» | Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить приклеивать на силуэт ёлки (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к аппликации. | Лист А4 с нарисованным контуром новогодней елки Вырезанные детали новогодних игрушек или огоньков из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка |
Январь
Тема занятия | Программное содержание | Материалы | ||
1. «Пирамидка» | Пирамидка – одна из любимых игрушек малышей. Подобным образом придумывайте различные игры с ней, подключайте ваши игрушки. | Лист А4 с нарисованным контуром пирамидки Вырезанные кольца пирамидки разные по величине и цвета Клей, кисточка, салфетка | ||
2. «Кружечка» |
|
| ||
3. «Воздушные шарики» | Развивать умения ребенка различать основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый. Учить наклеивать фигуры круглой и овальной формы. | Лист А4 с нарисованным контуром воздушных шаров Вырезанные кружочки (овал) разные по величине из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка | ||
4. «Салфетка» | Продолжать учить детей намазывать клей кисточкой, украшать салфетку для куклы разными геометрическими фигурами, наклеивая их в хаотичном порядке. | Лист круглой формы Вырезанные геометрические фигуры разные по величине из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка |
Февраль
Тема занятия | Программное содержание | Материалы | ||
1. «Лесные приключения ежика» | Учить детей наклеивать готовые фигуры на лист бумаги, развивать моторику рук. | Лист А4 с нарисованным ежиком Вырезанные фигурки (яблочко, грибок, листок) Клей, кисточка, салфетка | ||
2. «Полотенце для зайчат» |
|
| ||
3. «Флажок» | Учит клеить флажок из 2 элементов разного цвета | Лист А4 Вырезанные детали флажка из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка | ||
4. «Крошки для птичек» | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение. | Лист А4 с нарисованной птичкой Желтый лист цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка |
Март
Тема занятия | Программное содержание | Материалы | ||
1. «Вот какой у нас букет!» | Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме. | Лист А4 с нарисованным контуром букета Вырезанные фигурки цветов, листиков из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка | ||
2. «Цыпленок» |
|
| ||
3. «Дорожка для куклы» | Учить детей наклеивать чередуя круг и квадрат по линии, развивая и поощряя самостоятельность. | Лист А4 с контуром дорожки Вырезанные геометрические фигуры из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка | ||
4. «Платье в горошек» | Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику. | Лист А4 с нарисованным платьем Вырезанные кружочки из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка |
Апрель
Тема занятия | Программное содержание | Материалы | ||
1. «Утята» | Формировать у детей пространственные представления – учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, формировать положительный интерес. | Лист А4 Вырезанные фигурки утят Клей, кисточка, салфетка | ||
2. «Божьи коровки» |
|
| ||
3. «Цветочная поляна» | Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая. | Лист А4 зеленого цвета Вырезанные детали цветка из цветной бумаги Клей, кисточка, салфетка | ||
4. «Земляничка» | Учить детей наносить клей на изображение, прикладывать проклеенной стороной к бумаге, прижимать ладонью и разглаживать тряпочкой, закреплять знания о различных цветах | Лист А4 зеленого цвета Вырезанные ягодки земляники Клей, кисточка, салфетка |
Список использованной литературы
1. Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006.-64 с.
2. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова.— М.: АРКТИ, 2006
3. Волшебная аппликация: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. Н. Ю. Зубрилин, Е.М. Богатырская, Н.И. Карманова – М.: АРКТИ,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» на октябрь. Вторая группа раннего возраста (2–3 года)
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» на октябрь. Вторая группа раннего возраста (2–3 года)Перспективное планирование по программе "От рождения до школы...
Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год
Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...
Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушениями речи) ГРУППЫ №5 «КУЗНЕЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТ (2-3 ГОДА)
Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа кружка «Говорящие пальчики» (пальчиковая гимнастика) для детей второй группы раннего возраста 1-2 года
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи ...
Рабочая программа воспитателей в соответствии с ФГОС ДО Вторая группа раннего возраста группа №2
Рабочая программа...
Рабочая программа по реализации ООП МБДОУ №26 "Золотая рыбка" группы раннего возраста 2-3 года "Дарёнка" на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по реализации ООП МБДОУ №26 "Золотая рыбка" группы раннего возраста 2-3 года "Дарёнка" на 2020-2021 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Умелые ручки» (аппликация)
laquo;Развивая мастерство рук, я развивал разум»В.А. Сухомлинский. «Развивая мастерство рук, я развивал разум»В.А. Сухомлинский....