ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО–ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ 4 – 7 ЛЕТ
рабочая программа по аппликации, лепке
Программа дополнительного образования по тестопластике «Мир творчества» представляет оригинальный вариант реализации специфических задач художественно-эстетического образовании ядетей по лепке. Программа содержит полный курс занятий для воспитанников 4 – 7 лет и предполагает использование современных технологий и техник тестопластики, которые оказывают помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_tvorchestva.docx | 94.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 489 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ВОСПИТАННИКОВ 4 – 7 ЛЕТ
«Мир творчества»
Составитель: Фроленко Т.П.
Воспитатель высшей категории
г. Новосибирск 2019
АНОТАЦИЯ
Программа дополнительного образования по тестопластике «Мир творчества» представляет оригинальный вариант реализации специфических задач художественно-эстетического образовании ядетей по лепке. Программа содержит полный курс занятий для воспитанников 4 – 7 лет и предполагает использование современных технологий и техник тестопластики, которые оказывают помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Каждый день в нашей жизни мы, так или иначе, используем тесто. Чаще всего – в виде кондитерских изделий. И даже не подозреваем, что когда-то давным-давно еще древние египтяне делали из теста замечательные поделки, которые можно назвать даже произведениями искусства. Как они сохранились? Секрет прост: их делали из соленого теста. Благодаря этому они не деформировались, не подвергались внешним воздействиям.
Лепить из соленого теста большое удовольствие и радость. Данный вид искусства имеет маленькие затраты и очень большие возможности, так как все необходимые материалы легко доступны, а результаты порой поражают ожидания. Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому малышу, и не беда, если маленький исследователь попробует его на вкус. Лепка ведет к развитию у детей мелкой моторики, формирует слаженность работы рук и глаз, развивает образное и интеллектуальное мышление. В связи с отсутствием типовых образовательных программ по курсу тестопластика, возникла необходимость в создании авторской образовательной программы с учётом образовательных компетенций.
В процессе обучения воспитанники научатся самостоятельно изготавливать различные подарки, сувениры и украшения для себя, родных и близких. Поделки, изготовленные своими руками, позволяют проявить ребенку индивидуальность и фантазию, они обладают особой аурой, хранят частичку души и любви ребенка. Поэтому программа «Мир творчества» является актуальной в наше время.
В процессе работы идёт развитие мелкой моторику рук, усидчивости, внимательности, трудолюбия, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также воспитывается упорство, наблюдательность, воображение и хороший вкус. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.
Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение тестопластике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, для изготовления которых используются поделки из солёного теста.
Данная программа составлена на основе методических пособий Глебова И.Ю., Тупичкина Е.А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки; Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста; Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто.
Принципы построения программы:
- от простого к сложному;
- связь знаний, умений с жизнью, с практикой;
- научность;
- доступность;
- системность знаний;
- воспитывающая и развивающая направленность;
- всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;
- активность и самостоятельность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Нормативно - правовой базой для разработки программы послужили следующие документы:
- Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2002 г. № 273 –ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПин 2.4.1. 3049-13).
Цель программы:создание условий для развития сенсомоторной функции у воспитанников дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.
Задачи программы:
- обогащать опыт ощущений и восприятий ребёнка;
- способствовать развитию воображения, памяти, внимания;
- формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина;
- развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук;
- обучать приёмам лепки из соленого теста, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук;
- стимулировать понимание речи и активную речь самого воспитанника;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение работать в группе;
- приучать к аккуратной работе за столом.
Организация услуги.
Программа рассчитана на 108 занятий, реализуемых в течение трех учебных лет (с сентября по май). Периодичность – 1 занятие в неделю: в группе первого года обучения - 20 минут, в группе второго года обучения - 25 минут, в группе третьего года обучения – 30 минут.
Этапы реализации программы
В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.
I этап (начальный) – «Путешествие в страну «Мир творчества» начинается».
Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями; научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста; обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста.
На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества.
Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.
II этап (промежуточный) – «Увлекательнаятестопластика»
Цель: научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста; обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста; начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.
III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры».
Цель: развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности; развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.
В работе с дошкольниками используются такие формы организации художественно-творческой деятельности, как создание детьми индивидуальных работ в лепке, создание детьми коллективных работ. На коллективных занятиях дети изготавливают художественные панно, макеты, рельефные картины и т.д.
Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам.
Возраст воспитанников.
Данная программа рассчитана на воспитанников 4 – 7 лет. Программа по тестопластике «Мир творчества» основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности.
Основные методы обучения дошкольников реализации программы:
- наглядные;
- словесные методы с опорой на наглядность;
- словесные методы без опоры на наглядность;
- практические методы, которые должны носитьигровой характер.
Основные приемы работы приемы:
Словесные приемы, игровые. Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Структура занятия.
Все занятия ориентированы на психологическую защищенность воспитанника, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Динамическая пауза
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Материально-техническое обеспечение реализации программы:
- доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
- салфетки - бумажные и тканевые;
- различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
- инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от Чупа-чупса;
- печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
- формочки для кексов, формочки для игр с песком;
- трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
- соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
- природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
- бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
- пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
- клей ПВА;
- кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.
Преимущества соленого теста:
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
- легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот.
- лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
- предметы из соленого теста хорошо красятся.
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
- с готовыми предметами можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Рецепты соленого теста:
Рецепт № 1: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол, ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
Рецепт № 2: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, 0.5 пакета пищевого красителя, 2 столовые ложки растительного масла.
Рецепт № 3: 1.5 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 столовая ложка растительного масла, 1 стакан воды. В муку постепенно добавлять воду и масло, замесить тесто.
Способы сушки:
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. (Зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребѐнка конкретным показателем его успехов является:
1. Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально, и педагогом.
2. Скорость выполнения заданий и чѐткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
3. Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
4. Оригинальность предлагаемых художественных решений.
5. Окрепшая моторика рук.
К концу обучения дети знают рецепты приготовления соленого теста, теоретические основы цветоведения и светотени, умеют лепить по представлению отдельные предметы и натюрморты, фигуры человека, животных и птиц бытовые украшения.
В результате освоения данной программы дошкольники овладевают следующими умениями и навыками:
Первый год обучения:
- скатывание прямыми движениями;
- скатывание круговыми движениями;
- расплющивание;
- соединение в виде кольца;
- защипывание края формы;
- лепка из нескольких частей;
- оттягивание части от основной формы;
- сглаживание поверхности формы;
- присоединение части;
- прижимание;
- примазывание;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки.
Второй год обучения:
- лепка с натуры;
- лепка по представлению;
- лепка из целого куска;
- сглаживание поверхности формы;
- устойчивость изделия;
- выразительность образа;
- динамика движения;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- роспись;
- налепы;
- углубленный рельеф.
Третий год обучения
- лепка с натуры;
- лепка по представлению;
- динамика движения;
- выразительность образа;
- лепка скульптуры из 2-3 предметов;
- поза;
- пропорции;
- разные способы лепки;
- сплющивание;
- защипывание, соединение краев теста;
- оттягивание;
- сглаживание;
- вдавливание;
- прижимание;
- примазывание;
- раскатывание;
- мелкие налепы;
- устойчивость;
- рельеф;
- роспись;
- использование стеки.
В конце учебного года – выставка творческих работ детей.
Как итог реализации программы предусмотрено проведение мониторинга по освоению программы по тестопластике.
Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 4 - 7 лет.
Оценка дастся по трехбалльной системе: высокий уровень - 3 балла, средний уровень - 2 балла, низкий - 1 балл.
№п/п | Критерий | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1. | Содержание изображения. | содержание передано точно | есть незначительные искажения | искажения значительные, содержание не передано |
2. | Передача формы | форма передана точно | есть незначительные искажения | искажения значительные, форма не удалась |
3. | Строение предмета | части расположены верно | есть незначительные искажения | пропорции предмета переданы не верно |
4. | Передача пропорций предмета в изделии: | пропорции предмета соблюдаются | есть незначительные искажения | пропорции предмета переданы не верно |
5. | Композиция. | соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов | композиция не продумана, носит случайный характер | пропорциональность разных предметов передана не верно. |
6. | Передача движения | движение передано достаточно четко | движение передано неопределенно, неумело | изображение статичное |
7. | Оценка ребенком, созданного им изображения | адекватна | неадекватна (завышенная, заниженная) | отсутствует |
8. | Уровень самостоятельности | выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; | необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, с вопросами обращается редко | вопросами к взрослым не обращается |
9. | Творчество | самостоятельность замысла | оригинальность изображения | нет стремления к наиболее полному раскрытию замысла |
Учебный план
реализации дополнительной образовательной программы по художественно – эстетическому развитию воспитанников 4 – 7 лет
«Мир творчества»
Этапы работы | Тема | Количество занятий | Количество часов | |
I | Первый год обучения (4 – 5 лет) | «Путешествие в страну МукаСолька» | 36 (по 20 минут) | 12 |
II | Второй год обучения (5 – 6 лет) | «Удивительная тестопластика» | 36 (по 25 минут) | 15 |
III | Третий год обучения (6 – 7 лет) | «Мы – фантазеры» | 36 (по 30 минут) | 18 |
IV | Диагностика образовательных результатов | Проводится по ходу образовательной деятельности: в сентябре, мае. | ||
Итого | 108 | 45 |
Учебно-тематическое планирование
Первый год обучения: «Путешествие в страну Мир творчества»
Месяц | Неделя | Название занятия | Задачи |
Сентябрь | 1 | «Королева Мира творчества приглашает друзей» | Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. |
2 | «Ягодки на тарелочки» | Учить детей лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелки и пальцев — для ягодок. Показать возможность преобразования (сплющивания) шара в диск для получения тарелочки и поднимания (загибания) бортиков, чтобы «ягодки не выкатились».). Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы. | |
3 | «Я пеку, пеку, пеку» | Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук; показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг, колобок, шар, пирожок, бублик (кольцо); активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков); | |
4 | «Бублики-баранки» | Рассказать о свойствах соленого теста: мягкое, пластичное, из него можно лепить; вызвать интерес к лепке баранок и бубликов; формировать умение раскатывать столбики (колбаски) разной длины (для баранок – длинные, для бубликов – короткие) и замыкать в кольцо; развивать восприятие формы и величины, глазомер, | |
Октябрь | 1 | «Осеннее дерево с листочками» | Создавать образ осеннего дерева с помощью теста; продолжать учить детей скатывать шар из теста между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне. Учить детей наносить тесто на поверхность; развивать сообразительность, мышление, мелкую моторику рук. |
2 | «Корзина с вишнями» | Учить сравнивать и описывать фрукты, отгадывать загадки, учить лепить из соленого теста ягоды методом раскатывания из небольших кусочков, корзину из длинного пластилинового жгутика; закреплять приёмы скатывания круговыми движениями между ладоней, и метод спирального скручивания; развивать аккуратность, моторику пальцев рук. | |
3 | «Ёжики-колючки» | учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Воспитывать уверенность в изобразительной деятельности. | |
4 | «Грибы для ежат» | Развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик у детей - желание оказать помощь ежику; учить детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы: формировать умение раскатывать шар, сплющить его, умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета; раскатывание цилиндра-ножки; соединение деталей. | |
Ноябрь | 1 | «Мышка – норушка» | Учить детей лепить мышку на основе конусообразной или яйцевидной формы (по выбору педагога). Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек - семечек, для хвостика - верёвочек, для глаз - бусинок или бисера). Развивать чувство формы и мелкую моторику |
2 | «Сороконожка» | Продолжать учить лепить выразительные образы живых существ по мотивам стихотворения. Разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра: раскатывать прямыми движениями ладоней длинные столбики, видоизменять форму - изгибать, закручивать, передавая движение, дополнять мелкими деталями. | |
3 | «Друзья для Мишки» | Формирование интереса к работе с соленым тестом; продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки соленого теста от куска и скатывать из них шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе; углублять знания детей о жизни животных в лесу; развивать память, речь, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений. | |
4 | «Лепим сказку» Коллективная работа | Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. | |
Декабрь | 1 | «Сосулька» | Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности. |
2 | «Снежинка» | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой. Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев). | |
3 | «Игрушка на Новогоднюю ёлку» | Учить раскатывать тесто в тонкий жгут, сворачивать его в круг, располагать на картоне; закреплять приемы лепки: скатывание пластилина между ладонями; закреплять умение соединять части, плотно прижимая, их друг к другу; вызывать положительные эмоции от полученного результата. | |
4 | «Снеговик в гостях у маленькой ёлочки» | Продолжать учить детей создавать выразительные образы конструктивным способом; пояснить связь между пластической формой и способом лепки; учить задумывать свой образ, делить материал на нужное количество частей, разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами; развивать глазомер, формы и пропорции; интеграция разных видов деятельности. | |
Январь | 1 | «Забавный поросенок» | Изготовление забавного поросенка из соленого теста; уточнение, расширение знаний детей по теме «Домашние животные»; развивать слуховое восприятия; учить лепить забавного поросенка передавая характерные особенности строения и окраски; развивать мелкую моторику рук, чувство объема и формы; закреплять раннее изученные приемы лепки; Воспитывать художественный вкус. |
2 | «Печенье к Рождеству» | Учить детей из солёного теста создавать форму шара, сплющивать и украшать её, выполнять некоторые операции пальцами, закреплять цвет, форму, величину; развивать творческие способности, самостоятельность, слуховое восприятие, внимание, речь, умение отвечать на вопросы, учить замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального, использовать знакомые приёмы рисования красками. | |
Февраль | 1 | «Медведь» | Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление; учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку); закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке |
2 | «Декоративные сердечки» | Продолжать развивать интерес к лепке из соленого теста; закреплять приемы лепки, освоенные на предыдущих занятиях: придавливание с легким оттягиванием приплюснутого шара; поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором из бусин; обратить внимание детей на технику безопасности при работе с мелкими предметами. Развивать творческое воображение. | |
3 | «Веселые неваляшки» | Продолжать учить основным приемам лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание; закреплять ранее приобретенные навыки: понимать вопросы, различать основные цвета и некоторые оттенки, любоваться готовыми изделиями, память, мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажу | |
4 | «Цыплята» | Формировать умение прищипывать мелкие детали; закрепить приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; закрепление приемов аккуратной лепки; закрепить знания о домашних птицах; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, отвечать на вопросы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе | |
Март | 1 | «Букет для любимой мамы» | Продолжать знакомить детей со свойствами соленого теста; обучать приемам лепки: от одного куска теста отрывать небольшие кусочки, раскатывать прямыми и круговыми движениями ладоней, защипывать и оттягивать края; учить использовать для нанесения узора стеки. |
2 | «Ах, матрёшечка, матрёшечка» | Продолжать знакомство с образом русской народной игрушки - матрёшкой, которая является традиционным сувениром из России. | |
3 | «Гонцы весны» | Учить детей лепить фигурки птиц из соленого теста по мотивам филимоновской игрушки; продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность; формировать способ лепки птицы на основе цилиндра; развивать эстетический вкус, мышление, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к народному искусству. | |
4 | «Роспись готовых изображений» | Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски. | |
Апрель | 1 | «Воробышки на лужице» | учить детей лепить птиц из пластилина конструктивным способом из четырех частей, разных по форме и размеру, с использованием природного материала (грецкий орех для туловища, семечки для клювиков, перышки для крылышек и хвостиков) и дополнительного материала (бисер для глазок). Направить на самостоятельный поиск способов передачи движения лепной фигурки (голова опущена вниз, крылья приподняты). |
2 | «Осьминог» | Учить передавать в лепке сходство и характерные особенности осьминога; сформировать умение лепить осьминога из нескольких отдельных частей, закреплять приёмы скатывания шариков, придание им цилиндрической формы. | |
3 | «Ути – ути» | Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать от всего куска соленого теста такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы птицы; свободно применять знакомые приёмы лепки. | |
4 | «Весёлая черепашка» | Учить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост; упражнять в приемках скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания. | |
Май | 1 | «Весенняя полянка» (коллективная работа) | Научить детей лепить бабочек, составлять композицию на панно; закрепить навыки лепки из соленого теста предметов разной формы (шар, колбаска, лепешка, передавать особенности предметов; закрепить у детей знания об особенностях жизни насекомых. |
2 | «Мы нашли в траве жука» | вызвать интерес, желание слепить божью коровку; познакомить детей со скульптурным способом лепки; учить приему оттягивания от целого куска теста такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы; развитие познавательного интереса и бережного отношения детей к живой природе (в частности, к насекомым). | |
3 | «Божья коровка» | обеспечить закрепление знаний и способов лепки из соленого теста; закрепить умение раскатывать комочки теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке. | |
4 | «Принцесса Мира творчества приглашает друзей» | Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность. |
Второй год обучения: «Удивительная тестопластика».
Месяц | Неделя | Название занятия | Задачи |
Сентябрь | 1 | «Пряничный домик» | Закрепить умение детей работать со стекой при изготовлении основной детали по шаблону; развивать творческие способности фантазию в процессе украшения избушки дополнительными деталями из теста; развивать ручной праксис |
2 | «Пряники русские» | Продолжать вызывать интерес к лепке из соленого теста; формировать умение вырезать пряники с помощью формочек для выпечки; активизировать приемы декорирования лепных образов с помощью природных материалов. | |
3 | «Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста» | Расширять и уточнять представление детей о хлебе, изделий из него, развивать умение лепить хлебобулочные изделия из соленого теста; закрепить умение детей лепить, используя приемы раскатывания круговыми, продольными движениями ладоней, используя прием промазывания, украшать свои изделия при помощи стека, лепнины. | |
4 | «Хлебушек душистый, теплый, золотистый» | Закрепить знания детей о труде взрослых, благодаря которому хлеб приходит на стол, формировать положительное отношения к труду пекаря; воспитывать бережного отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми; обучать детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т. д.; | |
Октябрь | 1 | «Фрукты в корзине» (коллективная работа) | Познакомить обучающихся с технологией изготовления композиции с фруктами из соленого теста; повышать компетентность детей на основе изучения поделок из соленого теста, закрепить прием приглаживания; воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству, как основе профессии дизайнера; обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в работе; воспитывать у детей уважение к труду, стремление принимать участие в коллективной работе. |
2 | «Овощная ярмарка» (коллективная работа) | Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки; закрепить прием приглаживания; познакомить детей с понятием «ярмарка»; подбор относительных прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус овощей. | |
3 | «Гриб-боровик» | Закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание теста прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. Развивать творческую самостоятельность, воображение. | |
4 | «Фруктовая сказка» | Познакомить детей с картиной художника И. И. Машкова «Синие сливы». Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Обратить внимание на цвет как средство передачи настроения. | |
Ноябрь | 1 | «Кто что любит» | Учить детей лепить щенка из соленого теста, передавать его характерные особенности (тело овальное, голова круглая, морда вытянутая, короткие лапы); воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. |
2 | «Угощение для Бабы Яги» | Воспитывать бережное отношение к хлебобулочным изделиям; расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать связную речь; развивать мелкую моторику рук, интерес к ручному труду; продолжать знакомить детей с тестом как с материалом и учить детей лепить из теста "печенье". | |
3 | «Осенний натюрморт» | Учить детей создавать объёмную композицию (натюрморты) из соленого теста; совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки); развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создав гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку); формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. | |
4 | «Золотая рыбка» | продолжать закреплять навыки работы с соленым тестом на плоскости, создавая изображение в полуобъеме; добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа; развивать аккуратность в работе. | |
Декабрь | 1 | «Лепим сказку» | Учить детей лепить предмет из двух частей: шарика и палочки, соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Упражнять в раскатывании теста прямыми и круговыми движениями ладоней. |
2 | «Веселый снеговик» | Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Учить детей передавать образ смешного снеговика силуэтным способом. Познакомить с новым способом крепления деталей – с помощью зубочистки. | |
3 | «Новогодние игрушки» | Моделирование игрушек из 2-3 частей для новогодней елки, сочетание разных приемов лепки, раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание | |
4 | «Ёлочка» | Обеспечить закрепление знаний и способов лепки из соленого тест; закрепить умение раскатывать комок теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать. | |
Январь | 1 | «Петушок с семьёй» | Продолжать формировать знания о скульптуре, относиться к ней как к произведению искусства; совершенствовать у детей умение лепить по представлению знакомые предметы, из соленого теста передавая их характерные особенности. |
2 | «Животные холодных стран» | Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить тесто на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. | |
Февраль | 1 | «Декоративные сердечки» | Продолжаем учить лепить рельефные картины. Показать варианты изображения цветов с элементами – сердечками. Учить лепить сердечки способом моделирования формы пальцами. |
2 | «Фоторамка для папы» | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки лепки из соленого теста; композиционно правильно располагать вылепленные детали на готовой рамке; развивать чувства композиции; соединять детали при помощи кисти смоченной в воде; воспитывать стремление добиваться хорошего результата. | |
3 | «Снегири» | Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста; и развивать умение передавать характерные особенности; формировать умение сглаживать поверхности формы. | |
4 | «Кот Мурсик» | Развивать умение передавать характерные особенности; формировать умение сглаживать поверхности формы; закреплять умение предавать в лепке выразительность образа. | |
Март | 1 | «Хризантемы для мамы» | Учить создавать панно; учить детей создавать поделку в рамке, на дощечке; делать лепестки при помощи надрезов теста ножницами и поднимая надрезы вверх, делать рамку при помощи жгутиков. |
2 | «Путешествие в лес» | Закрепить умение детей лепить фигуры животных, птиц, насекомых из соленого теста. Создать коллективные композиции. Развивать фантазию. | |
3 | «Как весна зиму прогнала» | Учить детей выявлять во время изображения основной характер формы, пропорции, строение предмета, наиболее характерные детали и движение. | |
4 | « Сказочный торт» | Вызвать у детей интерес к лепке сказочного торта на примере анализа наглядного пособия «Сказочные угощения», обратить внимание на его конструкцию, на приёмы украшения, использование настоящих свечей, кондитерских присыпок. | |
Апрель | 1 | «Море волнуется раз» | Закрепить знания детей об обитателях морей и океанов посредством лепки из пластилина; продолжать знакомить детей с обитателями подводного мира; закреплять навыки лепки из соленого теста; воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе. |
2 | «Дельфин» | Расширить знания о живой природе; изготовить фигурку дельфина из солёного теста; развивать интерес детей к природе; развивать творческие способности детей через приобщение прикладному искусству; развивать мелкую моторику рук; воспитывать любовь к животным. | |
3 | «Веселые колокольчики» | Приобщить детей к истокам русской народной культуры; формирование чувства сопричастности к русской истории и национальной культуре; развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа. | |
4 | «Перелетные птицы» | Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах; частях тела птиц. | |
Май | 1 | «Цветик – семицветик» | Продолжать учить детей раскатывать кусочек теста круговыми и прямыми движениями между ладоней. Использовать дополнительные детали: листик для завершения образа, умение пользоваться стекой, учить делить кусочек теста визуально на равные части; |
2 | «Цветы в вазе» | Упражнять детей выполнять приёмы тестопластики; закрепить умение выкраивать детали с помощью бумажного шаблона; развивать глазомер, ориентировку на плоскости и мелкую моторику пальцев рук; воспитывать эстетические качества. | |
3 | «Лягушата в пруду» | Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы комбинированным способом, пояснить связь между пластической формой и способом лепки; учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами. | |
4 | «Золотой луг» | Учить детей лепить одуванчик и насекомых по выбору (бабочек, жуков, пчел, стрекоз); учить передавать в поделке характерные особенности растения и насекомых, придавать поделке устойчивость, гармонично располагать свою поделку среди работ других детей; формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к живой природе. |
Третий год обучения: «Мы – фантазеры»
Месяц | Неделя | Название занятия | Задачи |
Сентябрь | 1 | «Рыбка сувенирная» | Поддерживать интерес у детей к занятиям тестопластикой, обучать некоторым приемам изготовления рельефа из соленого теста; обучить приемам изготовления рельефа из соленого теста (работа с шаблоном, прием декорирования); воспитывать у детей усидчивость аккуратность; прививать уважение к историческим традициям творчества; развивать воображение, внимательность, мелкую моторику рук. |
2 | «Подсолнух» | Накапливать опыт работы с тестом, выполнять приёмы тестопластики и барельефа; упражнять в выкраивании деталей из теста с помощью бумажного шаблона; развивать глазомер и мелкую моторику пальцев рук; воспитывать чувство коллективизма и эстетические качества. | |
3 | «Овощная ярмарка» | Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки. | |
4 | «Гроздь винограда» | Учить детей изображать гроздь винограда; творчески подходить к выполнению работы, изображать гроздь винограда, закреплять навыки аккуратной лепки. | |
Октябрь | 1 | «Осенняя береза» | Закреплять навыки и умения лепки из соленого теста; учить создавать образ дерева, листьев, травы из теста, используя разный метод лепки (шарики, колбаски, сплющивание); развивать мелкую моторику, чувство цвета и формы. |
2 | «Корзина с грибами» | Расширить знания о грибах; способствовать развитию речи; учить детей лепить корзину с грибами; развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов (углубление, загнутые края, утолщающиеся ножки); развивать умение применять знакомые приёмы лепки: лепка предмета из отдельных частей, скатывание шарика, раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке. | |
3 | «Кисть рябины» | Учить раскатывать тесто для создания ягод, веток или листьев рябины; развивать мелкую моторику рук. | |
4 | «Дерево жизни» | Формировать умение применять знания по декоративному творчеству при создании образа в лепке; формировать правильные приемы лепки, показать новые приемы декорирования.Воспитывать аккуратность в работе с соленым тестом, любовь к окружающей природе и бережное отношение к ней. | |
Ноябрь | 1 | «Фоторамка: наша дружная семья» | Формировать умение создавать предметную композицию из соленого теста – объемную рамочку; продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф); продолжать формировать умение создавать узор стекой; развивать композиционные умения и способность к воплощению образа со своей точки зрения; |
2 | Раскрашивание рамки | Продолжать формировать умение создавать узор стекой; развивать композиционные умения и способность к воплощению образа со своей точки зрения. | |
3 | «Мои любимые игрушки» | Уточнять представления детей об игрушках, отмечая характерные признаки их внешнего вида; формировать способы зрительного восприятия в упражнении на сличение силуэтных изображений и соотнесение их с реальными изображениями; развивать мелкую и общую моторику. | |
4 | Раскрашивание игрушки | Продолжать формировать умение создавать узор стекой; развивать композиционные умения и способность к воплощению образа со своей точки зрения. | |
Декабрь | 1 | «Сказочная птица» | Учить детей соотносить реальные и сказочные образы, создавать в лепке образ сказочной птицы, передавая её необычность, используя элементы декоративного оформления. Продолжать знакомить детей с техникой лепки из солёного теста, учить планировать дальнейшую работу на следующем занятии. |
2 | «Зайчонок» | Учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище, округлую (голова, цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их одну часть к другой. | |
3 | «Дед Мороз» | Расширить знания, умения и навыки лепки изделий из соленого теста; развивать эстетические чувства детей, навыки самостоятельного творчества; использовать различные декорирующие материалы при создании сувениров; развивать мелкую моторику рук. | |
4 | «Новогодние подарки» | Развитие мелкой моторики, познавательной активности; развитие силы, подвижности кисти и пальцев, точности и координации их движений (замес теста, раскатывание пласта, формование поделок); развитие ориентировки в микро пространстве (на поверхности стола, на раскатанном пласте теста); развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина). | |
Январь | 1 | «Буренушка» | Учить лепить животных с натуры, передавая основные части тела, особенности внешнего вида; закреплять умение лепить комбинированным способом (конструктивным и скульптурным); продолжать учить свободно применять знакомые приемы лепки |
2 | «Лепка золотой рыбки» | Учить детей лепить фигурку рыбку, передавать форму туловища, строение, форму частей, пропорции, плотно скреплять части, Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов. | |
Февраль | 1 | «Лепка автомобилей» | Формирование умений лепки машины из раскатанных шаров; продолжать учить детей, лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины. |
2 | «Как мы весну спасали» | Развитие мелкой моторики, познавательной активности; развитие силы, подвижности кисти и пальцев, точности и координации их движений. Воспитывать инициативность и самостоятельность. | |
3 | «Подарок к 23 февраля» | Продолжать учить работать по схеме изготовления поделки из соленого теста; вспомнить основные символы и атрибуты Российской Армии; развивать усидчивость, мелкую моторику. | |
4 | «Животные жарких стран» | Закрепить умение лепить животных, передавая его характерные особенности, пользуясь усвоенными ранее приемами лепки;развивать мелкую моторику рук при создании объемных поделок из соленого теста. | |
Март | 1 | «Фиалка в подарок маме» | Учить создавать изображения одних и тех же предметов по–разному, вариативными способами, закрепить правила работы с соленым тестом: раскатывать пласт, пользоваться стекой при оформлении жилок листьев, разминать, оформлять края лепестков, передавая им характерную форму; развивать навыки коллективного творчества. Расширять образные представления детей. |
2 | «Лепим чайник» | Продолжать учить изображать посуду, передавая особенности формы; творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки; украшать готовое изделие налепами; закреплять навыки аккуратной лепки. | |
3 | «Нужные профессии» | Закрепить и расширить представления о профессиях, труде людей; воспитывать уважение к людям труда; закреплять умение составлять небольшой рассказ о вещи, сделанной руками человека; побуждать лепить предметы, используя знакомые приёмы лепки. | |
4 | «Цирк» | Учить передавать характерное строение фигур, самостоятельно решать, как лепить фигурки из целого куска; развивать умение задумывать содержание своей лепки, используя приемы ранее изученные; развивать самостоятельность, творчество. Воспитывать аккуратность. | |
Апрель | 1 | «Домовенок» | посредством лепки из соленого теста создать условия для развития творческих способностей детей при изготовлении оберега в виде домовенка; добиваться закрепления приемов лепки: отщипывание, скатывание, сплющивание, оттягивание, мелкийналеп. |
2 | «Космические корабли» | Учить детей лепить космические корабли конструктивным и комбинированным способами. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы лепки в новую творческую ситуацию. | |
3 | «Пришельцы из космоса» | Направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов (пластическими, графическими и аппликативными средствами); вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. | |
4 | «Полет птиц» | Посредством лепки из соленого теста создать условия для развития творческих способностей детей. | |
Май | 1 | «Теремок» | Создание условий для сотрудничества детей при выполнении коллективных сюжетных композиций. |
2 | «Подснежники» | Формирование у учащихся знаний о раннецветущих растениях: подснежниках. Знакомство с устным народным творчеством: легендах о подснежниках. | |
3 | «Весенний букет» | Продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства. Совершенствовать технику рельефной лепки. Показать способ получения большого количества одинаковых элементов - сворачивание трубочки и разрезание на части. Поощрять самостоятельность и творчество. | |
4 | «Прощальный бал во дворце королевы Мир творчеств» | Создать положительный эмоциональный настрой, праздничное настроение. Развивать инициативу и творческую активность детей. |
Литература:
- М.А. Антипова Соленое тесто. – Ростов н/Д.: ИД Владис, 2008г.
- Г.М. Блинов Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. – М. Детская литература, 1977.
- В.С. Горичева., М.И. Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.– Ярославль. Академия развития, 1998.
- И.Ю. Глебова, Е.А. Тупичкина Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.
- Е.А. Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107.
- Д.Н. Колдина Лепка с детьми. – М. Мозаика-синтез, 2009.
- О.А. Морозова Волшебный пластилин – М.: Мозаика синтез.1999.
- Н.В. Зимина Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
- Т.С. Комарова Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- И.А. Лыкова Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
- Н.Б. Халезова и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада /. И.Н. Хананова Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»
Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»...
Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»
Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка» с детьми дошкольного возраста (4 -6 лет)
тематический план, краткое описание деятельности в мастерской...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно эстетическому развитию воспитанников 4-7 лет "Разноцветные ладошки"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...