Конспект занятия "Как мы побывали в гончарной мастерской"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Чухлебова Ульяна Александровна

Цель: формирование представлений о саратовской игрушке.Формировать умение работать с глиной.

Задачи:

1. Образовательные.

• Познакомить с историей возникновения промысла, технологией изготовления саратовской игрушки;

• Учить выделять характерные особенности пластики и росписи игрушки.

• Формировать представления о символизме саратовской росписи;

2. Развивающие.

• Развивать познавательную активность и познавательные процессов.

• Развивать слуховое и зрительное внимание;

• Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;

• Развивать координацию движений, мышечный тонус.

• Развивать логическое мышление.

3. Воспитательные.

• Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lepka_iz_gliny.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

НОД. Лепка «как мы побывали в гончарной мастерской»

Цель: формирование представлений о саратовской игрушке.Формировать умение работать с глиной.

Задачи:

1. Образовательные.

• Познакомить с историей возникновения промысла, технологией изготовления саратовской игрушки;

• Учить выделять характерные особенности пластики и росписи игрушки.

• Формировать представления о символизме саратовской росписи;

2. Развивающие.

• Развивать познавательную активность и познавательные процессов.

• Развивать слуховое и зрительное внимание;

• Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;

• Развивать координацию движений, мышечный тонус.

• Развивать логическое мышление.

3. Воспитательные.

• Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству России.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Ход :

I. Вводная часть .

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Воспитатель: умельцы так в стародавние времена называли гончаров,скульпторов,художников.Ребята, а вы бывали хоть раз в гончарной мастерской? (нет). А хотите там побывать? (да),но сначало я вам расскажу историю происхождения гончарного мастерства в нашем крае. Гончарное ремесло всегда было одним из главных народных промыслов в Саратовской губернии. Промысел зародился в начале 17 века в русских деревнях Малая и Большая Крюковка и на окраинах города Саратова по месту залегания пригодных для изготовления игрушки глин.

Воспитатель: В далёком прошлом вечерами, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие.

- Да, ребята русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Их делали из разных материалов: глины, дерева, соломы, ткани.

Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины, да и слепит что-нибудь эдакое, какую-нибудь безделицу для своих детей. Изготовлением игрушек стали заниматься целые семьи, передавая секреты от поколения к поколению.

II. Основная часть .Воспитатель:  -Давайте узнаем, как же изготавливались глиняные  игрушки  в Саратове. Саратовская глиняная игрушка лепится из серо-белой местной глины. Места ее залегания – склоны саратовских гор вдоль Волги. Иногда мастера добавляли в серо-белую глину коричневую и получали светло-коричневые оттенки. В отличии от многих других Саратовская игрушка всегда имела естественный цвет глины и никогда не закрашивалась красителями полностью. Сырьё для изготовления игрушек, предназначенных для обжига, тщательно перерабатывается, оно измельчается на мельнице в муку, просеивается или в жидком состоянии процеживалось через частое сито или материю.                                                                                           Таким способом из глиняной массы удаляются крупинки извести, которые повреждают изделие.  Главная особенность Саратовской игрушки – уникальный штампиковый (ямчатый) декор. В этом и состоит её особая художественная ценность. По сырому изделию штампиками с геометрическим рисунком (линии, квадраты, уголки и др.) на теле игрушки оттискивается симметричный узор.После высыхания изделия, в штампиковые углубления выборочно закапывается один или несколько красителей. Потом на игрушку тампоном (пульверизатором) наносится молоко (клей ПВА, ацетоновый бесцветный лак). Сверху по первому покрытию наносят масляный бесцветный лак, чтобы изделие блестело еще больше.

Вот вы и узнали как изготавливали игрушки,а теперь закройте глаза и представьте что мы с вами попали в такую мастерскую,представили? Теперь мы будем сегодня гончарами и сделаем игрушки, но в виде кого вы должны отгадать.

Воспитатель: Наша русская игрушка

Не стареет сотни лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Чок – Чок, пятачок,

Сзади розовый крючок,

Посреди бочонок,

Голос тонок, звонок.

В луже любит полежать

Громко хрюкая, визжать…(свинья)

Воспитатель:правильно,давайте рассмотрим такую игрушку(дети рассматривают игрушку,определяют части тела).Ну а теперьприступайте кработе.После того как дети слепят фигурки,воспитательпредлагает  поиграть в русскую народную игру «У бабушки Маланьи».

«У Маланьи, у старушки, Дети идут хороводом, приговаривая

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами, Показывают жестами

С вот такими бородами,

Все они сидели,

Ничего не ели, Воспроизводят действия, показанные Воспитателем.

Делали вот так…»

-Молодцы!

Игрушки можно раздать по группам детского сада, чтобы в каждой группе присутствовала глиняная игрушка Саратовского края.

Воспитатель: Посмотрите сколько много самых разных и удивительных игрушек. Все они красивые, а из какого материала эти игрушки  мыизготовили? (из глины). Нам пора возвращаться обратно закрывайте глаза (звучит музыка)

Воспитатель: ну вот мы с вами и побывали в гончарной мастерской, изготовили много красивых глиняных свинок,эти игрушки мы поставим на полку для украшения группы все молодцы постарались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект психолого-педагогического сопровождения Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития.

Дошкольное образование: создание образовательной среды для инклюзивного образования дошкольников...

Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития.

Дошкольное образование: создание образовательной среды для инклюзивного образования дошкольников...

Лепка на тему "Гончарная мастерская"

План- конспект по лепке на тему "Гончарная мастерская" для подготовительной к школе группы...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке в разновозрастной группе (старший, подготовительный возраст) " Экскурсия в гончарную мастерскую."

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей посредством ознакомления с народными промыслами....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Гончарная мастерская»

Форма работы с детьми: творческая мастерскаяПрограммное содержание:Образовательные задачи: Познакомить с гончарным ремеслом  и с особенностями работы мастера-гончара,  гончарным кругом и спо...


 

Комментарии

Спасибо за интересный конспект. Обязательно проведу со своими детьми.