Аппликация как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке

Суворова Наталья Александровна
Аппликация как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, который отличается оригинальностью вариативностью, гибкостью, подвижностью. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Аппликация – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Развитие способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, а также творческих способностей детей должно протекать в условиях побуждения к созидательно - поисковой деятельности, которая в полной мере может быть обеспечена изобразительным творчеством. Показателями творческой свободы являются оригинальность, индивидуальная неповторимость художественных образов, созданных детьми. Чем больше своеобразного, нового внесено в работу, тем она ценнее для автора - создателя. Проявлением детского творчества является не только достаточный уровень развития активности и самостоятельности в организации и осуществления деятельности. Высокий уровень самостоятельности характеризуется тем, что ранее усвоенные изобразительные приемы трансформируются в средства выражения субъективно-оценочного отношения ребенка к содержанию занятия. Выполнение работы протекает на фоне яркого эмоционального переживания, активности умственных и практических умений.
В формировании творчества особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу твор-чества.
Аппликация (от латинского слова – прикладывание) – один из видов художественной деятельности, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и в активном его познании, преобразовании.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Во время работы знакомлю детей со свойствами разных материалов, учу различать геометрические фигуры, цвет предметов, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. В процессе аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.
Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своей аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.
Ребёнок усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии, совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путём анализа допущенной ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь : дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений. Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называют величинные понятия. Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги : вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Разнообразные виды изобразительной деятельности, в том числе и по аппликации находят широкое применение не только на занятиях, но и в свободное время, в процессе самостоятельного художественного творчества детей.
В ходе организации такой работы я стараюсь стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок имел возможность удовлетворить свою склонность к аппликации, испробовать разные приёмы и способы изображения предметного мира.
Интерес к творческой деятельности, который зарождается у детей на занятиях по аппликации, в самостоятельной деятельности получает своё дальнейшее разностороннее развитие и углубление. При такой организации свободного времени ребёнок может наиболее полно и всесторонне усвоить программу, приобщиться к миру прекрасного, овладеть новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач.
Кроме того, для педагога – это эффективный путь развития художественных способностей дошкольников, изучения их индивидуальных склонностей и интересов. Самостоятельная изобразительная деятельность направлена на развитие умения свободно и творчески применять и совершенствовать приобретённые знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребёнок может действовать, а, следовательно, способствует формированию социально активной личности.
Свободная изобразительная деятельность требует соответствующего оборудования, разнообразия материалов, удобного и привлекательного их размещения с тем, чтобы каждый ребёнок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат.
С этой целью в группе организован уголок изобразительной деятельности, в котором расположены необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.
Аппликация может быть :
Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Оригами Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Такой вид творчества имеет ряд плюсов : - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из соломы. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
Аппликация из засушенных растений. В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.
Торцевание. Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.
Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Используя в своей работе разные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.
Большую роль в аппликации уделяю её цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на детей, увлекая их красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передавать явления природы, составить композиции типа букета, украшения ковров. Дети учатся видеть красоту и передавать её в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.
Воспитателю очень важно знать, насколько эффективно идет работа по изобразительной деятельности. С этой целью необходимо анализировать каждое занятие, выявлять трудности, которые встретились у детей, кто из детей с заданием не справился.
Необходимо оценивать как уровень овладения детьми техническими навыками и умениями, так и проявление самостоятельности, оригинальности, творчества в работах детей. Для этого были подобраны диагностические задания с учетом возраста детей.
На основании анализа программы воспитания и обучения детей под редакцией М. В. Васильевой, методических разработок А. Н. Малышевой, Н. В. Ермолаевой были определены критерии оценки уровней сформированности умений и навыков детей разных возрастных групп.
Младшая группа.
1. Приклеивание деталей.
2. Составление сюжетных композиций из геометрических фигур.
3. Нанесение клея кистью на деталь.
4. Аккуратность в выполнении заданий.
Средняя группа.
1. Наклеивание готовых форм по образцу
2. Знание правил работы с ножницами.
3. Умение держать ножницы.
4. Вырезывание несложных форм путем срезания углов.
Старшая группа.
1. Разрезание по кривым и ломаным линиям.
2. Вырезывание сложных форм.
3. Оригинальность замысла, фантазия.
4. Аккуратность.
Подготовительная группа.
1. Составление сюжетных аппликаций.
2. Оригинальность замысла, фантазия.
3. Самостоятельность.
4. Аккуратность.
В процессе проведения занятий фиксируется уровень решения заданий каждым ребенком по всем показателям.
Уровни определялись в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностических заданий.
Педагогическая диагностика
Выделенные критерии были объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Задание направлено на выявление навыков и умений работы с ножницами и владение техникой вырезания изображений.
Игровое упражнение «Запусти рыбок в аквариум».
Показателями выступают умения и навыки:
1. Знание правил работы с ножницами;
2. Навыки резания по прямой (короткие, длинные полоски);
3. Навыки вырезания круглой формы из квадратов и овальной формы из прямоугольников;
4. Навыки преобразования одних геометрических фигур в другие (квадрат в треугольники, прямоугольник — в полоски, квадрат в прямоугольники и т. п.);
5. Умения создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции;
6. Навыки аккуратного вырезания и наклеивания полученных изображений; 7. Самостоятельность при выполнении задания;
8. Точная ориентация на плоскости.
Каждый показатель оценивается в 2 балла.
Критерии оценки:
Ребенок получает 3 балла, если:
– знает и придерживается правил работы с ножницами;
– имеет отработанные технические навыки и умения;
– проявляет инициативу и самостоятельность при выполнении задания.
Ребенок получает 2 балла, если:
– не всегда соблюдает правила работы с ножницами, частично сформировано умение правильно держать ножницы;
– навыки и умения резания ножницами сформированы не до конца;
– нуждается в помощи педагога при выполнении задания.
Ребенок получает 1балл, если:
– не знает и не соблюдает правила работы с ножницами;
– навыки вырезания не сформированы;
Шкала уровней:
высокий уровень— 11–15 баллов;
средний уровень -6 -10 баллов;
начальный уровень— 0–5 баллов
Творческие способности
В качестве теста, детям было предложено Д     /И «Геометрические аппликации» Квадрат. Квадратное окошко с лисой Патрикеевной, квадратный улей, квадратный платочек на веревке и труба на крыше.
Вырезаем с ребенком квадратики и просто вклеиваем их вместо черно-белого рисунка
Продуктивность – количество квадратов, оформленных ребенком в образы, и составляло количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформлялись все четыре квадрата, то выставлялась оценка 4, если 3, то оценка была 3, и т. д.
Аккуратность образа
1 балл – вырезание с передачей одного признака;
2 балла – вырезание с передачей нескольких (2-3) признаков;
3 балла – вырезание с передачей более трех признаков.
К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.
Оригинальность
3 балла – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, лиса оранжевое окно и т. п., или близкого образа.
2 балла – средний уровень – ставится тем детям, которые наделяли образным не все квадраты, или оформляли квадраты очень просто.
1 балл – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все квадраты, задание выполнили не до конца и небрежно.
Качество выполнения аппликации
1 балл – использование при аппликации 1-2 цвета бумаги;
2 балла – использование в рисунках в целом 3-4 цвета бумаги;
3 балла – использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.
Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях:
1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);
2) по группе в целом (выводя общее число баллов, средний балл, общее число образов, и это позволило нам оценить не только уровень развития творчества, но и уровень воспитательно-образовательной работ в группе.
Шкала уровней: 0-6 – низкий уровень; 7-9 – средний уровень; 10-12 – высокий уровень.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность, проводимая в течение года, помогла в решении задачи, которую я ставила в начале своей работы: развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей.
Дети среднего дошкольного возраста умело наклеивают готовые формы по образцу, знают правила работы с ножницами и умеют держать ножницы, а также вырезают несложные формы путем срезания углов.
Не осталось детей с низким уровнем сформированности изобразительных умений и навыков.
Кроме того, анализируя полученные результаты я смогла выявить особенности приобретения умений и навыков как группой в целом, так и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.
Использование в работе с детьми старшей группы результатов диагностики позволит более эффективно работать с опорой на эти знания, знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Кроме того, выявление специфик формирования изобразительных умений, проявления фантазии и творчества у детей может помочь в анализе собственных возможностей работы по данному направлению.
В случае необходимости можно вносить коррективы в содержание занятий, увеличивать или сокращать их число, руководствуясь при этом такими факторами, как опыт, накопленный детьми в процессе ознакомления с окружающим миром, их знания, а также изобразительные умения и навыки.
Дети старшей группы обладают большим запасом зрительных образов, они лучше ориентируются в пространстве, более полно воспринимают явления окружающей действительности. Процесс создания образа должен стать еще более самостоятельным.
Развивая творческую инициативу детей, необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать способы изображения, тему и выразительные средства.
Таким образом, приобщив ребенка к изобразительному творчеству, я могу помочь ему самовыражаться. Путешествуя по миру прекрасного, ребенок получает не только навыки и приемы работы с изобразительными материалами, но и совершенствуется духовно, учится оценивать события жизни и явления природы, постигает чувство прекрасного. А это и есть одна из главных задач воспитания.
Эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование разных техник аппликации, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Аппликация способствует активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта.
Необычность способов аппликации вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности. Дети обретают самостоятельность и уверенность в своих возможностях.
Побуждайте ребёнка думать по- новому! Пробуйте новое! Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!
Таким образом, тема «Аппликация как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» позволит повысить технику выполнения аппликации и формированию у детей художественных способностей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aplikatsiya.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликация как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, который отличается оригинальностью вариативностью, гибкостью, подвижностью. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Аппликация – это толчок к развитию воображениятворчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Развитие способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, а также творческих способностей детей должно протекать в условиях побуждения к созидательно - поисковой деятельности, которая в полной мере может быть обеспечена изобразительным творчеством. Показателями творческой свободы являются оригинальность, индивидуальная неповторимость художественных образов, созданных детьми. Чем больше своеобразного, нового внесено в работу, тем она ценнее для автора - создателя. Проявлением детского творчества является не только достаточный уровень развития активности и самостоятельности в организации и осуществления деятельности. Высокий уровень самостоятельности характеризуется тем, что ранее усвоенные изобразительные приемы трансформируются в средства выражения субъективно-оценочного отношения ребенка к содержанию занятия. Выполнение работы протекает на фоне яркого эмоционального переживания, активности умственных и практических умений.

В формировании творчества особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу твор-чества.

Аппликация (от латинского слова – прикладывание) – один из видов художественной деятельности, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и в активном его познании, преобразовании.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Во время работы знакомлю детей со свойствами разных материалов, учу различать геометрические фигуры, цвет предметов, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. В процессе аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своей аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.

Ребёнок усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии, совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путём анализа допущенной ошибки (до закрепления фигур на плоскости)развивается речь : дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений. Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называют величинные понятия. Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликацииа именно:

1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.

2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги : вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Разнообразные виды изобразительной деятельности, в том числе и по аппликации находят широкое применение не только на занятиях, но и в свободное время, в процессе самостоятельного художественного творчества детей.

В ходе организации такой работы я стараюсь стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок имел возможность удовлетворить свою склонность к аппликации, испробовать разные приёмы и способы изображения предметного мира.

Интерес к творческой деятельности, который зарождается у детей на занятиях по аппликации, в самостоятельной деятельности получает своё дальнейшее разностороннее развитие и углубление. При такой организации свободного времени ребёнок может наиболее полно и всесторонне усвоить программу, приобщиться к миру прекрасного, овладеть новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач.

Кроме того, для педагога – это эффективный путь развития художественных способностей дошкольников, изучения их индивидуальных склонностей и интересов. Самостоятельная изобразительная деятельность направлена на развитие умения свободно и творчески применять и совершенствовать приобретённые знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребёнок может действовать, а, следовательно, способствует формированию социально активной личности.

Свободная изобразительная деятельность требует соответствующего оборудования, разнообразия материалов, удобного и привлекательного их размещения с тем, чтобы каждый ребёнок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат.

С этой целью в группе организован уголок изобразительной деятельности, в котором расположены необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.

Аппликация может быть :

Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Оригами Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Такой вид творчества имеет ряд плюсов : - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломыАппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений. В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Торцевание. Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Используя в своей работе разные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности. В процессе работы дети планируют свою деятельность, проявляют высокую активность и вариативность, самостоятельность, оригинальность и творчество, рационально используя уже имеющийся опыт.

Большую роль в аппликации уделяю её цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на детей, увлекая их красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передавать явления природы, составить композиции типа букета, украшения ковров. Дети учатся видеть красоту и передавать её в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

Воспитателю очень важно знать, насколько эффективно идет работа по изобразительной деятельности. С этой целью необходимо анализировать каждое занятие, выявлять трудности, которые встретились у детей, кто из детей с заданием не справился.

Необходимо оценивать как уровень овладения детьми техническими навыками и умениями, так и проявление самостоятельности, оригинальности, творчества в работах детей. Для этого были подобраны диагностические задания с учетом возраста детей.

На основании анализа программы воспитания и обучения детей под редакцией М. В. Васильевой, методических разработок А. Н. Малышевой, Н. В. Ермолаевой были определены критерии оценки уровней сформированности умений и навыков детей разных возрастных групп.

Младшая группа.

1. Приклеивание деталей.

2. Составление сюжетных композиций из геометрических фигур.

3. Нанесение клея кистью на деталь.

4. Аккуратность в выполнении заданий.

Средняя группа.

1. Наклеивание готовых форм по образцу

2. Знание правил работы с ножницами.

3. Умение держать ножницы.

4. Вырезывание несложных форм путем срезания углов.

Старшая группа.

1. Разрезание по кривым и ломаным линиям.

2. Вырезывание сложных форм.

3. Оригинальность замысла, фантазия.

4. Аккуратность.

Подготовительная группа.

1. Составление сюжетных аппликаций.

2. Оригинальность замысла, фантазия.

3. Самостоятельность.

4. Аккуратность.

В процессе проведения занятий фиксируется уровень решения заданий каждым ребенком по всем показателям.

Уровни определялись в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностических заданий.

Педагогическая диагностика

Выделенные критерии были объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Задание направлено на выявление навыков и умений работы с ножницами и владение техникой вырезания изображений.

Игровое упражнение «Запусти рыбок в аквариум».

Показателями выступают умения и навыки:

1. Знание правил работы с ножницами;

2. Навыки резания по прямой (короткие, длинные полоски);

3. Навыки вырезания круглой формы из квадратов и овальной формы из прямоугольников;

4. Навыки преобразования одних геометрических фигур в другие (квадрат в треугольники, прямоугольник — в полоски, квадрат в прямоугольники и т. п.);

5. Умения создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции;

6. Навыки аккуратного вырезания и наклеивания полученных изображений; 7. Самостоятельность при выполнении задания;

8. Точная ориентация на плоскости.

Каждый показатель оценивается в 2 балла.

Критерии оценки:

Ребенок получает 3 балла, если:

– знает и придерживается правил работы с ножницами;

– имеет отработанные технические навыки и умения;

– проявляет инициативу и самостоятельность при выполнении задания.

Ребенок получает 2 балла, если:

– не всегда соблюдает правила работы с ножницами, частично сформировано умение правильно держать ножницы;

– навыки и умения резания ножницами сформированы не до конца;

– нуждается в помощи педагога при выполнении задания.

Ребенок получает 1балл, если:

– не знает и не соблюдает правила работы с ножницами;

– навыки вырезания не сформированы;

Шкала уровней:

высокий уровень— 11–15 баллов;

средний уровень -6 -10 баллов;

начальный уровень— 0–5 баллов

Творческие способности

В качестве теста, детям было предложено Д     /И «Геометрические аппликации» Квадрат. Квадратное окошко с лисой Патрикеевной, квадратный улей, квадратный платочек на веревке и труба на крыше.

Вырезаем с ребенком квадратики и просто вклеиваем их вместо черно-белого рисунка

Продуктивность – количество квадратов, оформленных ребенком в образы, и составляло количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформлялись все четыре квадрата, то выставлялась оценка 4, если 3, то оценка была 3, и т. д.

Аккуратность образа

1 балл – вырезание с передачей одного признака;

2 балла – вырезание с передачей нескольких (2-3) признаков;

3 балла – вырезание с передачей более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

Оригинальность

3 балла – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, лиса оранжевое окно и т. п., или близкого образа.

2 балла – средний уровень – ставится тем детям, которые наделяли образным не все квадраты, или оформляли квадраты очень просто.

1 балл – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все квадраты, задание выполнили не до конца и небрежно.

Качество выполнения аппликации

1 балл – использование при аппликации 1-2 цвета бумаги;

2 балла – использование в рисунках в целом 3-4 цвета бумаги;

3 балла – использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.

Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);

2) по группе в целом (выводя общее число баллов, средний балл, общее число образов, и это позволило нам оценить не только уровень развития творчества, но и уровень воспитательно-образовательной работ в группе.

Шкала уровней: 0-6 – низкий уровень; 7-9 – средний уровень; 10-12 – высокий уровень.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность, проводимая в течение года, помогла в решении задачи, которую я ставила в начале своей работыразвитие фантазии, воображения, творческих способностей детей.

Дети среднего дошкольного возраста умело наклеивают готовые формы по образцу, знают правила работы с ножницами и умеют держать ножницы, а также вырезают несложные формы путем срезания углов.

Не осталось детей с низким уровнем сформированности изобразительных умений и навыков.

Кроме того, анализируя полученные результаты я смогла выявить особенности приобретения умений и навыков как группой в целом, так и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.

Использование в работе с детьми старшей группы результатов диагностики позволит более эффективно работать с опорой на эти знания, знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Кроме того, выявление специфик формирования изобразительных умений, проявления фантазии и творчества у детей может помочь в анализе собственных возможностей работы по данному направлению.

В случае необходимости можно вносить коррективы в содержание занятий, увеличивать или сокращать их число, руководствуясь при этом такими факторами, как опыт, накопленный детьми в процессе ознакомления с окружающим миром, их знания, а также изобразительные умения и навыки.

Дети старшей группы обладают большим запасом зрительных образов, они лучше ориентируются в пространстве, более полно воспринимают явления окружающей действительности. Процесс создания образа должен стать еще более самостоятельным.

Развивая творческую инициативу детей, необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать способы изображения, тему и выразительные средства.

Таким образом, приобщив ребенка к изобразительному творчеству, я могу помочь ему самовыражаться. Путешествуя по миру прекрасного, ребенок получает не только навыки и приемы работы с изобразительными материалами, но и совершенствуется духовно, учится оценивать события жизни и явления природы, постигает чувство прекрасного. А это и есть одна из главных задач воспитания.

Эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование разных техник аппликации, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Аппликация способствует активизации творческого воображения у детейразвитию гибкости мышления при создании образов, усвоению детьми способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта.

Необычность способов аппликации вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности. Дети обретают самостоятельность и уверенность в своих возможностях.

Побуждайте ребёнка думать по- новому! Пробуйте новое! Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!

Таким образом, тема «Аппликация как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» позволит повысить технику выполнения аппликации и формированию у детей художественных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразите...

План-конспект. Мастер-класс:" Нетрадиционные приемы рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

В данном плане-конспекте использованы несколько нетрадиционных приемов  рисования, используемых в одной работе....

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....