Конспекты по аппликации и рисованию в старшей группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Петракова Ольга Дмитриевна

Вам предложены два конспекта для старшей группы. Их вы можете использования для занятий по сюжетному  рисованию и аппликации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_applikatsii.odt17.37 КБ
Файл konspek_po_syuzhetnomu_risovaniyu.odt17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование занятия по аппликации в старшей группе; отработка различных приёмов вырезывания.

Тема: «Золотая осень»
Задачи: 
Изобразительная: учить вырезать листья из бумаги, сложенное вдвое. Поощрять интерес к познанию природы и отражению этих представлений в аппликации.
Техническая: закреплять технику вырезания ножницами, умение работать с оборудованием по аппликации.  
Воспитательная: воспитывать наблюдательность и внимание в ходе наблюдений за явлениями природы
Оборудование: цветная бумага, листья (кленовые, дубовые и березовые), квадраты (желтого, оранжевого и красного цвета), ножницы, кисточки, салфетки, клеенки, гном, аудиозапись, картинки.
Содержание:

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.организационно-мотивационный игра-приветствие

художественное слово  

беседа

игровая ситуация

беседа

сюрпризный момент

Здравствуйте ребята, давайте встанем в круг возьмёмся за руки и поприветствуем, друг друга и подарим хорошее настроение, улыбнёмся. Молодцы, теперь я вижу, что вы готовы заниматься со мной интересной деятельностью.

Давайте послушаем стихотворение Марины Ходяковой «Осень».

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется.
Это время года осенью зовется
.

А какие явления природы в осенний период, в стихотворении отражает автор?
Ребята, а как называется явление природы, когда с деревьев падают листья?
И вот, один такой осенний листок залетел сегодня ко мне в окошко (показываю листок), подождите, он что – то говорит: (включается запись) «Ах, как хорошо я жил на родном дереве! А сколько полезного делал: тень и прохладу давал, от дождя спасал , птичьи гнезда от недобрых глаз прятал. А теперь! Летаю туда – сюда без дела! Мне скучно!»
- Ребята, а как вы думаете, с какого дерева этот лист?
- Если лист клена, то он какой?
- А вы знаете, кленовый лист хочет нас пригласить на прогулку в осенний лес.
- Ну что, согласны, ребята?
Приготовились! Звучит танцевальная музыка.
Как осенние листочки закружились!
А потом полетели, полетели.
В лес осенний прилетели!
- Вот мы и попали в лес. Как красиво осенью в лесу!

- Посмотрите, сколько разноцветных листьев лежит на столах. Какого они цвета?
- Давайте соберем букет из листьев.
- Ребята, посмотрите, какой красивый букет из листьев у нас получился. А листья все одинаковые?
Беру один лист.
- А этот лист с какого дерева?
- Если лист дуба, то он какой?
- Ребята, догадайтесь, как называется это дерево? показываю картинку дерева (Клен).
- Значит листья клена какие? (Кленовые) Показываю кленовый лист. - Вот с такого дерева и наш листок улетел.
- Беру другой лист.
-Как вы думаете, с какого дерева упал этот лист?
- Если лист березы, то он какой?

Пока мы с вами играли, беседовали, мне пришло письмо?

Как вы думаете от кого оно? А письмо от гнома. (Он не знает, как можно превратить обычную вазу в осеннею, ведь осень – это его любимое время года!)

Как вы думаете, что мы можем сделать?

Правильно мы можем вырезать и приклеить листики.

Ребята, давайте поможем нашему другу, вырежем для него осенние листочки.

Дети приветствуют друг друга

ответы детей

листопад

с клена

кленовый

да

красные, желтые

собирают листья

нет

дуба

дубовый

клен

кленовые

березы

березовый

бабушки, красной шапочки

можем вырезать и приклеить листочки

2.Основной

беседа

пальчиковая гимнастика

приступают к выполнению задания

оценка

Но чтобы приступить к работе, нам нужно вернуться из осеннего леса.

А этот букет, который вы собрали, поставим в вазу в группе.
Звучит танцевальная музыка.
Как осенние листочки закружились.
А потом полетели, полетели
И в детский сад прилетели.
- Садитесь за столы. (Ставлю букет в вазу).
-Ребята, как вы думаете, из чего мы будем делать наш осенний букет?
Что нам еще потребуется?
- Для работы нам понадобится цветная бумага, клей, шаблоны листочков, простой карандаш, ножницы

Рассматривание образцов, обсуждение:
- Рассмотрите листочки и скажите:
- Сколько листочков в вазе?
- С каких деревьев эти листочки?
- Из какого материала они сделаны?
- Бумагу, какого цвета мы будем использовать?
- Обратите внимание на расположение листочков: какой листок находиться по середине? С какой стороны находится березовый листочек? С какой стороны находится дубовый листочек?
- Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на ваши рабочие места.
- Какие геометрические фигуры у вас на подносах?
- Какого цвета квадраты?

Одинаковые ли квадраты по размеру?

Похожи ли квадраты на листья?  Почему нет?
- А что же делать?

Для начала вспомним правила при работе с ножницами:
Что нельзя делать?
- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде
- Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится
- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед
- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться
Перед работай, нам нужно размять мальчики пальчики.

Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

- Теперь можете приступать к работе. Помогите гномику превратить обычную вазу в осеннюю.

Практическая работа (сидя за столами).
Ребята, начинаем работу. Как вы уже поняли ваза у вас уже приклеена на листе картона вам нужно вырезать только листики. Посмотрите, как это делаю я
-складываю листочки цветной бумаги пополам,
-обвожу по шаблону на листах цветной бумаги листочки березы, дуба, клена. Листочек березы меньше, чем листик клена. Поэтому его я буду обводить на маленьком квадратике, а остальные на большом квадрате.
-вырезаю листочки из бумаги.
-затем кладе его на клеенку и аккуратно промазываю клеем.
-и приклеиваю листочки на голубой фон (символ чистого неба). Давайте оценим работы друг друга.

Алина, чей тебе букет понравился больше всего? Почему? Вова, какой по-твоему мнению букет самый красивый.
- Молодцы, ребята! У вас получились такие замечательные работы! Хорошо постарались
.

Из цветной бумаги
клей, ножницы

рассматривание образца

квадраты

желтого, оранжевого. Красного

нет: большие и маленькие

нет

вырезать

ответы детей

выполняют пальчиковую гимнастику

выполняют работу

дети оценивают друг друга

3.заключительный

- Пока наши листочки высыхают, давайте вспомним, где мы с вами побывали?
- Из каких листьев мы собрали осенний букет?
- Кого мы встретили в лесу?
- Что мы сейчас с вами делали?



Предварительный просмотр:

Планирование и организация занятий по сюжетно-тематическому рисованию с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема «Золотая осень»
Задачи:
Изобразительная:
продолжать учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад
Техническая: продолжать формировать умения детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше(сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях), навыки технических приёмов (рисование всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.) , заполнять изображением весь лист бумаги.
Воспитательная:
воспитывать у детей любовь к природе и умение видеть, переживать всю её красоту.
Оборудование: картинки «Золотая осень», краски, кисти, непроливайки, тряпочки, альбомные листы, рисунок воспитателя.
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе, беседа на тему: «Осень»; Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

Содержание

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.организационно-мотивационный

-игра приветствие

-художественное слово

-беседа

Здравствуйте ребята, давайте встанем в круг возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг,

И ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Молодцы, теперь я вижу, что вы готовы со мной заниматься интересной деятельностью.

Послушайте загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится:

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажите вы?

 Правильно. А что изменяется в лесу с приходом осени?

По каким признакам мы узнаём осень? Какая погода осенью? Многие поэты пишут свои стихотворения про осень. Предлагаю послушать стихотворение А.С Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Уж небо осень дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.
Ребята, вы видите, как поэт красиво отзывается об осени?
Как он изображает осень у себя в стихотворении?
Вы гуляли с родителями в парке осенью?

Вспомните, какая была погода?  А какие деревья вы видели в парке, одинакового ли цвета была листва?
А только ли на деревьях были листья?

Здороваются

Слушают загадку

Осень

На деревьях и кустах желтеют листья.

Слушают стихотворение

Ответы детей

2.основная

-беседа

-физкультминутка

-сообщение темы занятия

-самостоятельная деятельность детей

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Затем воспитатель помещает несколько репродукций картин на доску и говорит:

- Посмотрите, ребята. Какое время года изображено? Осень - очень красивое время года. Многие художники любят рисовать лес, парк в осенние ясные дни. Они подбирают для своих картин яркие краски.
Рисуют голубое небо, тёмные стволы деревьев, рядом с которыми особенно яркими кажутся жёлтые, оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными.

- А вы бы хотели сейчас превратиться в осенние листики и полетать, покружиться?

Воспитатель включает магнитофон с записями звуков природы.

Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)

Вот сегодня, ребята, вы сможете себя почувствовать маленькими художниками. Потому что вы тоже будете рисовать парк в ясный осенний день. Посмотрите, какой парк в ясный осенний день нарисовала я. Сначала нарисовала два больших дерева и два маленьких. Листья на деревьях я решила сделать красного, оранжевого и жёлтого цвета. Так же на моём рисунке ясная погода, поэтому небо я нарисовала голубым цветом. Придвиньте к себе листы бумаги. На листах у вас уже есть голубое небо и широкая полоса земли. На такой полосе земли можно нарисовать деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше.

 Если дерево близко, покажите, где вы его нарисуете?

  Какие будут деревья? А если дальше? (дети показывают). Как они будут выглядеть?

 Чтобы успеть нарисовать 3-4 дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки у всех деревьев. (Посмотрите, как делаю это я, беру кисточку набирая краску и если ствол тоненький и маленький, но аккуратно не торопясь, не надавливая кисточкой на бумагу, если вы хотите нарисовать толстый ствол дерева, тогда вам нужно слегка надавить на кисточку или приложить к листу плашмя. Веточки тоненькие, поэтому мы будем их рисовать, очень аккуратно не давя на кисточку). Потом уже на всех деревьях будете рисовать листву. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен изображениями. (посмотрите, как делаю это я, прикладываю кисточку плашмя сильно не давлю, вот получается листочек, или мы можем кончиком кисточки нарисовать контур листика вот так, а потом его закрасить.) Перед тем, как приступить к рисованию, давайте разомнём наши пальчики. 
«Осень»

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (положить ладошки на щеки)
Листья желтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. (поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее, (разводим одновременно ручки в
разные стороны)
К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится. )стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем (делаем вид)
И ботинки обуваем  (постучать ногами)
Знаем месяцы: (похлопать ладошками по коленкам)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь) Воспитатель включает спокойную лирическую музыку. Дети приступают к рисованию. В процессе работы воспитатель побуждает детей к использованию разных красок для изображения осенней листвы. Предлагает ещё раз посмотреть на картины, чтобы убедиться в разнообразии осенней окраски листвы. Напоминает о рациональных приёмах при изображении деревьев. Следит за использованием разных технических приёмов рисования кистью (всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.) . Падающие листья с деревьев нужно рисовать концом кисти в небольшом количестве. Тем, кто раньше справиться с заданием, можно посоветовать нарисовать дорожки в парке, скамейки и др.
В конце занятия воспитатель помещает рисунки детей на доску и спрашивает:

- Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что это осень?

Дети: На рисунках много жёлтого, красного и оранжевого цвета. Они не только на деревьях, но и на земле.

Ребята, какие рисунки по вашему мнению самые красивые и красочные?
Почему вы выбрали именно эти рисунки?
Дети: Потому что у Коли присутствую все цвета осени -это красный, оранжевый, желтый. И т..д

Да

Выполняют физкультминутку в соответствии со стихотворением

Деревья будут большие

Если дальше, то маленькие

Приступают к деятельности

Дети оценивают друг друга

3.заключительный

-оценка детский работ

-рефлексия

Какое время года вы сегодня рисовали?
Какими цветами вы рисовали листву?
Какую погоду вы изобразили, ясную или пасмурную?
Что вам понравилось рисовать больше всего?
Далее педагог показывает детям картонные фигурки мальчиков и девочек и предлагает поиграть.

- Посмотрите, какой замечательный у нас получился парк! Эти маленькие девочки и мальчики захотели прогуляться по нашему парку. Им захотелось побывать в самых красивых местах. Но парк получился большой, и они не знают, как найти эти места. Кто поможет им найти такие красивые места? (Воспитатель раздаёт желающим детям по одной фигурке и предлагает поставить их возле того места, которое он считает самым красивым местом в осеннем парке. Рассказать своему мальчику или девочке, чем же оно привлекательно, какие растут деревья, какая на них листва, что ещё интересного есть в этом месте).

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования " Весёлые бабочки"

Программное содержание:  систематизировать представления детей о многообразии насекомых ,выделив их отличительные общие признакипознакомить детей с техникой - монотипия;развивать понимание т...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе - объемная аппликация «Сердечки для любимых и родных»

Нетрадиционные техники помогают детям овершенствовать умение использовать разнообразный материал, побуждать детей к экспериментированию с материалами и средствами изображения (шерстяные нитки, бисер, ...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...

Конспект образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Рисование на воде»

Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности....

Конспект занятия по декоративному рисованию В старшей группе На тему: «Рисование по мотивам хохломской росписи».

Конспект занятия по декоративному рисованию                         В старшей гр...

Конспект занятия НОД по рисованию в старшей группе "Осенний лес" (нетрадиционная техника рисования - печать листьями)

Конспект  занятия НОД по рисованию в старшей группе "Осенний лес" (нетрадиционная техника рисования - печать листьями) Цель: учить детей видеть красоту природы через средства ...

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе с применением нетрадиционных техник рисования: «В гостях у Весны»

Конспект открытого занятия по рисованиюв старшей группес применением нетрадиционных техник рисования:«В гостях у Весны» Тема занятия: «В гостях у Весны»Образовательна...