Проект в подготовительной группы компенсирующей направленности «Как жили раньше на Руси».
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Предлагаем Вашему вниманию разработку проекта "Как жили раньше на Руси". Проект направлен на формирование и воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s19.09.22-09.10.22_kak_zhili_ranshe_na_rusi.docx | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа « Сертоловский центр образование №2»» Дошкольное отделение.
МОБУ СОШ «Сертоловский ЦО №2» Дошкольное отделение.
Проект: «Как жили раньше на Руси»
Подготовительной группы №12/18 компенсирующей направленности.
Сроки реализации 19.09.22-09.10.22
Подготовили: Табанькова О.А., Левченко И.Н.,
Володина Е.А., Аврамова С.П.,
Бабенко О.В., Медведева Е.И.
Г. Сертолово 2022г
Содержание
1. Введение
2. Актуальность проекта
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
4. Аннотация проекта
5. Этапы реализации проекта программы
6. План мероприятий
7. Выводы
1. Введение.
Предлагаем Вашему вниманию разработку проекта "Как жили раньше на Руси". Проект направлен на формирование и воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.
2. Актуальность проекта.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили люди на Руси? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо знать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Как жили раньше на Руси».
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.
Вид проекта: творческий, долгосрочный.
Цель проекта: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа. Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.
Задачи проекта:
Образовательные:
• познакомить детей с предметами русского быта;
• познакомить детей с традицией русского гостеприимства;
• познакомить детей с народными праздниками;
•учить детей рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;
• учить детей различать и знать народное искусство, как основу национальной культуры русского народа.
Развивающие:
• развитие интереса у дошкольников к русскому народному творчеству через: фольклор (песни, загадки, пословицы, поговорки, частушки), литературу и живопись;
•развивать умение использовать в речи знакомые малые формы фольклора
Воспитательные:
•формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств и воспитание высокой духовности через приобщение детей к народной культуре;
•воспитывать культуру общения, навыки этикетного поведения;
•воспитывать интерес к малым фольклорным формам;
• воспитывать интерес и желание участвовать в совместных праздниках.
Методы проекта:
Словесные:
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихов, потешек, прибауток ;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- беседа с детьми;
- беседа с родителями.
Наглядные:
- рассматривание иллюстраций, картинок
Практические:
- создание развивающей среды;
- создание условий для познавательного развития
Продукт:
- Тематические выставки;
- Создана развивающая предметно-пространственная среда;
- Совместная экскурсия в Этнографический музей «Русская Изба»;
- Музыкальное развлечение с родителями «Русская Ярмарка».
Ожидаемые результаты:
•Расширились представления детей об окружающем мире.
•Обогатились представлений детей о традициях и культуре русского народа.
•Повысился уровень нравственно-патриотических чувств воспитанников.
•Понимание знания народных тряпичных кукол, правил народных игр, умение в них играть.
•Повысилась активность родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края.
- Аннотация проекта.
Участники: дети подготовительной группы, родители.
В соответствии с ФГОС ДО построение проекта опирается на
принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого проекта;
• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретной организации;
• оценить риски реализации проекта.
- Этапы реализации проекта программы.
Реализация проекта рассчитана на 3 недели: с «19» сентября 2022г. по «09» октября 2022г.
- Подготовительный этап.
Цель: самосовершенствование по данной теме.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
4. Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы;
5. Обогащение предметно-развивающей среды в группе;
6. Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме;
7. Постановка цели и задач проекта «Как жили раньше на Руси »
8. Составление плана работы с детьми по проекту «Как жили раньше на Руси»;
9. Групповое родительское собрание с целью информирования родителей о реализации проекта «Как жили раньше на Руси».
- Основной этап.
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
Реализация плана проекта.
Каждая неделя реализации проекта имела свое тематическое название, проводились мероприятия, связанные единой целью.
В исследовательский поиск вовлекалась вся группа детей и их родители. Задача была - собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее.
- Заключительный этап.
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив
Оценка результатов и отчетность
- План мероприятий.
Первая неделя с 19.09.2022 по 23.09.2022.
Тема «Русская народная игрушка».
Работа с детьми:
- Беседа «Игрушки наших бабушек и дедушек».
Задачи: познакомить детей со старинными русско народными игрушками.
- Конструирование обрядовых кукол из ткани. Куклы «Неразлучники» — символ дружной семьи
Задачи: Вызвать интерес к конструированию парной куклы «Неразлучники» как символ дружной семьи. Приобщать к традициям и ценностям народной культуры. Воспитывать интерес к народной культуре.
- Лепка «Дымковкая игрушка» по выбору детей.
Задачи: учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого. Воспитывать у детей интерес к дымковской игрушке.
- Чтение сказки М. Евсеева «Как жили на Руси. Куделино Лето»
- Русская народная игра «Горшочки»
Задачи: приобщать детей к русской национальной культуре, прививать любовь к русскому народному фольклору, учить играть в народные игры.
- Рисование пластилином «Матрёшка – символ страны».
Задачи: воспитывать нравственно-патриотические чувства, посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством – русскими матрешками.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Важность русской народной игрушки в жизни ребенка».
- Консультация для родителей «Знакомство детей с дымковской игрушкой».
- Папка передвижка «Русско народные игры».
- Папка-передвижка «Матрешка - самая известная русская игрушка».
Совершенствование предметно-развивающей среды:
- Мини музей «Дымковская игрушка», «Матрёшка – символ страны».
- Выставка в уголке художественная литература: русские народные сказки, потешки, прибаутки, загадки.
- Картотека народных подвижных игр.
Вторая неделя С 26.09.2022 по 30.09.2022
Тема «Русский народный костюм».
Работа с детьми:
- Беседа «Как одевались люди на Руси».
Задачи: познакомить детей с историей русского народного костюма, с особенностями его внешнего вида. Обогащать словарь детей словами: кокошник, понёва, передник, душегрея, косоворотка.
- Рисование «Девица и Молодец» в русско-народном костюме.
Задачи: обобщать и конкретизировать знания детей об истории русского национального костюма. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
- Просмотр отрывка мультипликационного фильма «Аленький цветочек»
Задачи: продолжать знакомить детей с разнообразными одеждами русских людей прошлых веков.
- Русская народная игра «Золотые ворота».
Задачи: развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; развивать умение ориентироваться в пространстве; закреплять умение совместных действий; упражнять в ходьбе цепочкой.
- Аппликация «Расписной платок для бабушки».
Задачи: познакомить с историей производства платков. Учить детей использовать платок, как аксессуар одежды. Формировать интерес к оформлению платков и расширять представления детей о городе Павловский Посад и платках.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Как одевались на Руси. Народный костюм».
- Папка – передвижка «Как приобщить детей к русской культуре».
- Консультация для родителей «Подвижные русские народные игры на улице».
- Папка-передвижка «Русский праздничный народный костюм».
Совершенствование предметно-развивающей среды:
- Иллюстрации с изображением одежды разных сословий, рисунки с изображением элементов вышивки, предметы русской национальной одежды с вышивкой.
- Выставка «Русских народных платков».
- Лэпбук «Как жили люди на Руси».
Третья неделя с 3.10.2022 по 07.10.2022
Тема « Быт русского народа», «Русская Ярмарка»
Работа с детьми:
- Беседа «Быт русской избы».
Задачи: продолжить знакомить детей с традициями русского народа. Продолжить знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
- Русская народная игра «Ручеёк».
Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
- Чтение сказки М. Евсеева «Как жили на Руси. Осенние хлопоты
кудели»
- Совместная экскурсия в Этнографический музей «Русская Изба». (09.10.2022)
Задачи: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старины. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям.
5. Беседа «Весёлая ярмарка».
Задачи: продолжать приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа.
6. Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка».
Задачи: формировать систему знаний о русской народной традиции,
проведения ярмарочного гуляния.
7. Музыкальное развлечение с родителями «Русская Ярмарка».
Задачи: расширять знания о русской ярмарке. Приобщение к музыкальному искусству. Прививать любовь к народному культурному наследию.
5. Интервью у детей о проекте «Как жили раньше на Руси».
6. Чтение потешек, прибауток, разгадывание загадок по теме проекта.
Работа с родителями:
- Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций».
- Предложить родителям принести экспонаты для мини-музея «Русский быт».
- Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего».
- Консультация для родителей «Как сделать поход в музей приятным и полезным, как вести себя в музее».
- Консультация для родителей «Что такое Ярмарка».
- Интервью у родителей о проекте «Как жили раньше на Руси».
Совершенствование предметно-развивающей среды:
- Макет «Русская изба».
- Наглядно – демонстративное пособие, изделия с городецкой росписью, схема последовательности росписи доски городецким узором.
- Выставка предметов народно-прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, образцы ложек.
- Мини - выставка предметов домашнего быта на Руси.
- Плакаты, иллюстрации «Как проходила Ярмарка на Руси».
- Выставка продуктивной деятельности детей и родителей на протяжение всего проекта.
- Выводы.
Все запланированные мероприятия прошли плодотворно, с пользой для детей, а главное с огромным желанием.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.
Воспитание подрастающего поколения на исторических и культурных традициях способствует расширению кругозора, любви к Родине, родному краю. Организация заданий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народной истории и культуре, уважение к его традициям способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности.
Реализация данного педагогического проекта по приобщению к русской народной культуре воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит, такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.
Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос.
Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Таким образом, тема - расширение представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Дети с интересом принимали участие в проекте, охотно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные эмоции.
Считаем, что все цели и задачи, поставленные в нашем проекте, выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР "Моя мама лучше всех"
Проект направлен на углубление знаний детей о женских профессиях, о роли мамы в их жизни; на развитие интереса ребёнка к своим близким; на воспитание доброго и заботливого отношения к маме. ...
Как жили раньше на Руси
План – конспект тематического мероприятия (НОД) по ...
Проект в группе компенсирующей направленности на тему: «КОСМОС».
Создание условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, любознательности, развитию умственных способностей. Привлечение внимания детей к космическим достижениям нашей ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ТЕМУ: «Городецкая роспись»
Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригина...
Творческий проект в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет. Тема : «Народные промыслы России».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТАФормирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.ЗАДАЧИ ПРОЕКТА1. Познакомить детей...
Творческий проект в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема:«Хорошо рядом с мамой»
ТИП ПРОЕКТАПо предметно-содержательной деятельности - познавательно - речевой.По числу участников проекта – групповой.По времени проведения - краткосрочный (1...
Проект "Как жили раньше на Руси"
В настоящее время, к сожалению, наблюдается утрата интереса к прошлому народа, его наследию. Дети дошкольного возраста поверхностно знакомы с тем, как жили люди раньше, как строили свое жилище, к...