Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Новикова Ирина Ивановна

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_yunyy_ekolog.docx72.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33 «Радуга» города Смоленска

ПРИНЯТО

Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №33

«Радуга»

Протокол №1 от 30.08.2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Детский сад №33 «Радуга»

И.И.Ковалёва Приказ №88-од от 30.08.2021 г.

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»

Автор: воспитатель

Новикова Ирина Ивановна

Смоленск, 2021-2021 уч.гг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь направит.

М. Саади

Человек – разумная часть живой природы, и именно ему необходимо проявлять заботу о ней: сохранять и приумножать ее богатства, заботиться о флоре и фауне. Но в настоящее время, практически вся человеческая деятельность направлена на чрезмерное потребление, а иногда и разрушение того, что мы имеем. Современная молодежь беспечно относится к живой природе. Она не только не сажает деревья, но и ломает их, бросает мусор там, где вздумается, расточительно относится к природному запасу воды и другим ресурсам.

С экранов телевизора, со страниц СМИ и Интернета все чаще мы слышим призывы о том, что необходимо беречь природу, не только тратить экономно те богатства, что она нам дает, но и заботиться о восстановлении данных богатств. Но, если человеку эти навыки не закладывать с детства, то у взрослого их тяжело сформировать, поэтому проблемой экологического воспитания личности необходимо заниматься еще в детском саду.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, втом числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, то, зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.

Экологическое воспитание в детском саду это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Используя определенные образовательные приемы в повседневной жизни и на занятиях,

воспитатель способен сформировать у детей сознательное отношение к окружающей среде, развить у них чувства бережного отношения к природе, беспокойства за ее состояние.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому, целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

ПРИНЦЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствиядля организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок. Принцип        успешности заключается        в                том,        что        на        первом этапе формирования        здоровья        ребенок                получает        задания,        которыеон

способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: расширить, обобщить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.

Задачи:

  1. развивать        у        детей        умение        выявлять        причинно-следственные связи, обучать последовательному и логическому рассказу;
  2. развивать        мыслительные        операции:        анализ,        сравнение, установление связей между явлениями природы;
  3. развивать у детей умение самостоятельно выявлять признаки времен года;
  4. воспитывать интерес к труду человека в природе;
  5. расширять представление детей о неживой и живой природе;
  6. воспитывать у детей познавательный интерес к человеку как биологическому существу;
  7. развивать        умение        сравнивать        и        обобщать        на        материале собственных наблюдений;
  8. воспитывать интерес к народному календарю;
  9. закреплять знания детей о животных, растениях, насекомых; 10.развивать        у        детей        умение        устанавливать        взаимосвязи        в

экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представление о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе;

  1. обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня;
  2. формировать познавательный интерес к лекарственным растениям, их роли в жизни человека;
  3. формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

  • традиционные;
  • игровые;
  • занятия – путешествия;
  • обучающие;
  • познавательные.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Наглядные методы:
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр.
  1. Словесные методы:
  • чтение литературных произведений;
  • беседы        с        элементами        диалога,        обобщающие        рассказы воспитателя.
  1. Игровые методы:
  • проведение        разнообразных        игр        (малоподвижных,        сюжетно- ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
  • загадывание загадок;
  • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
  1. Практические методы:
  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

НАПРАВЛЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

  • Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
  • Фонд методических, наглядно-иллюстрированных материалов;
  • Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Маленький ученый»

  • Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, лупы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла,металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок,глина, земля, семена;
  • Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
  • Медицинские        материалы:        пипетки,        колбы,        шприцы,        мерные ложечки, вата, бинт;
  • Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
  • Сыпучие        продукты        (мука, зерна,        крупа, соль,        сода);        свечи, фонарики;
  • Детские халаты, фартуки;
  • Схемы для проведения опытов;
  • Журнал для фиксирования результатов.

«Уголок природы»

  • Календарь природы, модель календаря природы
  • Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями, паспорта растений)
  • Различные емкости (лейки, ведра, пластиковые, различных цветов бутылки)
  • Воронки
  • Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
  • Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
  • Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
  • Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)

«Огород на подоконнике»

  • Мини – огород (контейнеры для выращивания рассадыцветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
  • Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Умелые ручки»

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:

  • Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
  • Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
  • Для        аппликации        (ц/бумага,        б/бумага,        клей,        ножницы, трафареты…)

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных

техниках.

«Экологическая тропа»

  • Центр организован на территории детского сада.
  • Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы – 1 год:

  • 1раз в неделю
  • время проведения – 20-25 минут
  • в месяц – 4 занятия – 2 часа
  • количество детей – 25 человек, возраст 4-5 лет

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
  • Проводятся под руководством педагога.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Расширение границ знаний и умений детей старшего дошкольного возраста в вопросах экологического воспитания; воспитание в детях человечности, доброты и ответственного отношения, как к природе, так и к людям, которые живут рядом.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы к изучению

Задач и

Формы изучения

Способы демонстрации проделанной

работы

Форма отчета по проделанной работе

СЕНТЯБРЬ

Диагностика на начало учебного года

«Путешествие

Познакомить детей со

злаковыми

Игра-приветствие

«Здравствуйте,

Пополнение

Оформление гербария

колоска»

культурами, из которых

выпекают

ребята!»

экологического уголка

совместно с детьми

белый и черный хлеб;

развивать

Обсуждение сказки

«Колосок»

мнемомоделью

«Рожь»

умение различать растение по

Чтение стихов

«Путешествие

колоска»,

Игра-развлечение

характерным признакам

(строение

Использование мнемомодели

для

игровыми

персонажами –

«Колобок учит детей

колоска, цвет, количество

зерен);

рассказывания «Путешествие

мышатами Круть и

Верть;

выпекать булочки»

познакомить с современной

колоска»

пополнение книжного

технологией изготовления

хлеба и

Беседа «Мыши на хлебном

поле»

уголка сказками,

стихами

сравнить с тем, как его

Физкультминутка «Колоски

о злаковых культурах.

изготавливали раньше.

растут»

Просмотр фильма «Как

делают

хлеб»

Посещение кафе

Систематизировать

представления

Дидактическая игра

«Придумай

Пополнение

Оформление выставки

«Дары осени»

детей о фруктах и овощах;

загадку» (овощи, фрукты),

экологического уголка

(совместная с

упражнять в составлении

«Я знаю пять названий»

мнемомоделью

родителями) «Дары

(овощи),

«Готовим

осени»

рассказов об овощах и

фруктах;

«Узнай на вкус»

варенье»; пополнение

познакомить с технологией

Беседа «Что можно

приготовить

книжного уголка

приготовления блюд из

овощей и

на зиму из овощей и фруктов»

загадками и

пословицами

фруктов.

Игра «Чего не хватает»

про овощи и фрукты;

Конкурс «Кто быстрее

соберет

пополнение уголка

ИЗО

картошку»

трафаретами овощей,

Просмотр м/ф «День варенья»

фруктов, листьев;

пополнение уголка

экспериментальной

деятельности:

«Ботаническое лото».

ОКТЯБРЬ

Экскурсия впарк

«Как растения готовятся к зиме»

Формировать у детей представления о состоянии растений осенью; дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений; учить устанавливать связи между состоянием растенийи условиями среды; познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Рассматривание иллюстраций обосени Ведение календаря расцвечивания листьев Рассматривание семян и плодов Чтение стихов об осени

Наблюдение за изменениямиживой природы на прогулке Конкурс на лучшего

знатокаосенней природы

Пополнение экологического уголка мнемомоделью

««Способы распространения семян» икалендарем

«Расцвечивание листьев»;пополнение книжного уголка сказками, стихамипро осень

Рисование по замыслу

«Осенний парк» Оформление гербария

«Осенние листья»

«Унылая пора!Очей очарованье!..

»

Закрепить представления

детей озолотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природеи изменениями в жизни растенийи животных; развивать память

детей, воображение,

мышление; активизировать словарный запас (заморозок, ледостав); развиватьумение видеть поэтическую красоту золотой осени.

Беседа «Ледостав»

Чтение        стихов        об осени Ритмопластика

«Игра        с

листочками»

Беседа        «Для        чего деревулисточки» Дидактическая игра «Птички»

Пополнение

экологического уголкакалендарем

«Расцвечивание листьев»;пополнение книжного уголка книгами В.Бианки, Г.Снегирева; иллюстрациями И.Левитана «Осень»,

«Золотая осень», И.Грабарь

«Осеннийдень», И.Броцкая

«Упавшие листья»; пополнение уголка эксперименталь ной деятельности:

«Вершки икорешки»,

«Что зачем» (последовательность стадий: от растения –

к хлебу)

Оформление выставки

«Что нам осень принесла» (поделки детей из природного материала)

«Как и для чего человек дышит»

Познакомить детей с

дыхательнойсистемой

человека; продолжать воспитывать

Беседа «Для чего человек

дышит»

Опытно-экспериментальная деятельность «Что такое

Пополнение

уголка

эксперименталь ной

Составление рассказа

«Как и для чего человекдышит»

познавательныйинтерес

к человеку.

кислород»

деятельности

оборудованием для

опытов по

выявлению свойств воздуха: емкостьс водой, полиэтиленовые мешочки, бумажные салфетки, воронка, спущенные воздушные

шарики, губка

НОЯБРЬ

«Путешестви е восенний лес»

Обобщать и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для

животных и приспособлением их к зиме; развивать логическое

мышление;развитие творческого

воображения; воспитывать бережное отношение к

животным.

Логическая задача

«Книжка проосень» Дидактическая игра «Чей силуэт?», «Симметричное пятно»,

«Времена года»

Разгадывание загадок про осень иосенние признаки Физкультминутка «В осенний лес»

Беседа «Ноябрь – ворота зимы»

Пополнение экологического уголка мнемомоделью приспособления животных к зиме; пополнение уголка эксперименталь ной деятельности: лото

«Времена года»; пополнение книжногоуголка книгами про

первый снег;

Создание книги с детьми

«Книжка про осень»

иллюстрациями

А.Пластова

«Первый снег»

«Для чего растению нужны семена»

Закрепить представление,

что семя – конечное стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни; дать знания о строении семени; формировать представления о распространениисемян.

Беседа «Как

распространяютсясемена» Рассматривание семян Физкультминутка «осенний сад»Разгадывание загадок Дидактическая игра «Кто дружитс елью»

Пополнение

экологического уголка мнемомоделью строениясемян; способы распространения семян; семена; лупы

Оформить уголок

для родителей по экологическому воспитанию

«Азбука поведения в природе»;сделать кормушки дляптиц

«Путешеств ие капельки»

Формировать представления

о круговороте воды в природе; воспитывать бережное отношение к воде.

Дидактическая игра

«Путешествие капельки»Чтение художественных произведений о воде

Пополнение

уголка эксперименталь ной деятельности емкостямидля

определения свойств

Оформить уголок

дляродителей по экологическому воспитанию «Давайте

Разгадывание загадок о воде

воды: испаряемость воды,способность предметов плавать и тонуть; пополнение книжного

уголка книгами о воде

беречь воду»

«Зачем человеку желудок»

Сформировать представление об органах пищеварения; раскрыть функции и значение желудка для организма; воспитывать бережное

отношение к своему здоровью.

Беседа        «Зачем                нужен желудок»                Дидактическая игра «Узнай по запаху» Подвижная                игра                        «Кто быстрее и лучше        накроет стол»

Пополнение экологического уголкамоделью строения пищеварительной системы человека

Составление рассказа

«Роль

желудка в организме»

ДЕКАБРЬ

«Клуб знатоков леса»

Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях

животных и растений к условиям жизни; формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать доказательную, связную речь у детей.

Дидактическая игра

«Цепочкаслов» (насекомые) Беседа «Для чего животному нужна

определенная окраска» Беседа «Среда обитанияживотных» Разгадывание загадок о животных, насекомых,

птицах Игра «Блиц-опрос» Физкультминутка

«Насекомые»

Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки птиц, зверей и насекомых

Оформить уголок для родителей по экологическому воспитанию

«Сбережемнашу елочку»

«Приключен ие Мамонтенка

»

Закрепить знания о

четырех классах

животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах; учить

детей выделять характерные признаки с помощью моделей

каждого класса

животных; тренировать детей в систематизации понятий по

заданному признаку; обогащатьсловарный запас.

Дидактическая        игра

«Домашние                птицы, водоплавающие,        лесные, хищные птицы» Дидактическая игра- соревнование

«Кто дальше прыгнет» Дидактическая игра

«Чего нехватает»

Пополнение

экологического уголка моделью – существенные признаки зверей, рыб, птиц, насекомых; пополнение уголка ИЗО трафаретами животных, птиц; пополнение книжного уголка энциклопедиями о животных

Рисование

«Любимое животное»

«Для чего человек ест»

Дать детям представление о том,что пища необходима для жизничеловека, закрепить знания об основных процессах пищеварения; развивать интерес кстроению человека.

Беседа «Для чего нужна слюна» Дидактическая игра

«Кто большеназовет сладких, кислых,

соленых, горьких продуктов»

Пополнение экологического уголка моделью – строение пищеварительной системы; пополнение книжного уголка книгами

«Строение человека»

Составление рассказа

«Пищеваритель наясистема»

ЯНВАРЬ

«Как живут наши пернатые друзья зимой»

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать

желание помочь нашим крылатымдрузьям в зимнюю бескормицу.

Чтение художественной литературы про птиц

Разгадывание загадок про птицБеседа «Как помочь птицам зимой» Дидактическая игра

«Узнайптицу» Физкультминутка

«Маленькиептички» Дидактическая игра

«Сложиптицу»

Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки птиц, моделью обитания птиц, моделью – правила охраны птиц зимой.

Сделать лакомства дляптиц из сала и зерен Рисование по замыслу

«Птицы в городе»

Север – царствольда и снега»

Формировать представление

детей о климатических условиях Крайнего севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; развивать умение устанавливать зависимость междутемпературой воздуха и состоянием воды и почвы; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северногоклимата.

Дидактическая игра

«Ктолишний?» Беседа «Как приспосабливаются животные к условиям крайнего Севера» Физкультминутка «У оленя домбольшой» Дидактическая игра

«Чейсилуэт?»

Пополнение

экологического уголка моделью

«Север»; моделью приспособления

животных к зимним условиям; пополнение книжного уголка энциклопедиями о

животных Крайнегосевера.

Оформление макета

«Животные крайнегоСевера»

«Что такое огонь?»

Познакомить с огнем как

явлениям неживой природы; показать необходимость огня как

Беседа «Зачем люди

придумалиогонь?» Дидактическая игра «Раньше и

Пополнение

экологического уголка моделью вращения Земли

Коллективное

рисование

на тему «Огонь» Оформить уголок для

условия жизни на Земле; показатьпротиворечивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком.

теперь»

Обсуждение мифа

«Прометей»Беседа «Как люди добывали и сохраняли огонь?» Этюд «Пламя костра»Этюд

«Свеча»

Беседа «Как человек приручилогонь и заставил работать на

себя?»

вокруг Солнца; модельюсостояния погоды в зависимости от активности Солнца; пополнение книжного уголка книгами об огне.

родителей по экологическому воспитанию

«Огонь –друг или враг?»

«Колыбельная издвух слов»

Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце; воспитывать любознательность,

бережное отношение к своемуорганизму.

Беседа «Зачем человеку сердце?» Беседа «Сердце – наш        моторчик» Физкультминутка                для тренировкисердечка

Пополнение экологического уголка моделью строения сердца; пополнение книжного уголка энциклопедией

«Строение человека»

Составление рассказа

«Роль сердца в организме»

ФЕВРАЛЬ

«Лес как экологическ аясистема»

Сформировать понятие

«Этажилеса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания

животных; развивать у детей элементы экологического сознания:

«Мынужны друг другу на

Чтение рассказа О.Дмитриева

«Что такое лес» Беседа «Что такое лес» Дидактическая игра «Чемотличаются деревья от кустарников» Дидактическая игра

«Экологические связи»

Пополнение экологического уголка макетами деревьев, моделью

«Этажи леса»; Пополнение музыкального уголкадиском

«Пение птиц»

Подготовка и проведениебеседы с родителями на тему

«Не причиняя вреда природе» Коллективная поделка

«Этажи леса»

земле».

Просмотр м/ф «В лесной

чащи»,беседа по содержанию

«Пищевые цепочки в лесу»

Закрепить знания детей о взаимосвязи в экосистеме

«Лес» растений, животных и факторов неживой природы; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать

«пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детейк природе.

Чтение В.Танасийчук

«Цепочки влесу», Л.Толстая

«На что нужны мыши?» Дидактическая игра

«Кто чтопринес?»

Беседа «Что будет, если в лесу пропадут все насекомые?» Составление пищевых цепочек на фланелеграфе.

Пополнение экологического уголка мнемомоделью

«Пищевые цепочки»; пополнение книжного уголка энциклопедиями о

животных, насекомых, птицах, загадками о лесе и его обитателях; экологические игры

«Пищевые цепочки»,

«Этажи леса»

Изготовление совместно с детьми лесных жителейв техники оригами.

«Как животные приспособил иськ зиме»

Уточнить и расширить представления детей о приспособлении

животныхразных классов к зимним

условиям существования; дать знания о том, что

животные могутвыжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимнимусловиям; воспитывать стремление

помогать птицам; зверям зимой.

Игра-кубик «Чей хвост?» Беседа «Что едят животныезимой» Беседа «Как готовят на зимуживотные свои

жилища»

Беседа «Что делают зимой рыбы»Подвижная игра

«Превратись»

Пополнение экологического уголкамоделью

«Приспособления зверей к зиме»; пополнение книжного уголка книгамипро то, как зимуют

животные.

Театрализованная деятельность: постановкасказки

«Зимовье зверей»

«Если хочешь быть здоров»

Закрепить представления

детей оприспособляемости человека к зимним условиям жизни; познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепленияздоровья человека; дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях; познакомить детей с правилами

Обсуждение сказки В.Катаева

«Цветик-семицветик» Беседа «Что такое здоровье» Беседа «Как человек готовится к приходу зимы»

Беседа «Причины простудных заболеваний» Физкультминутка

«Сердитый лев», «Лев в домике», «Добрыйлев» Беседа «Чем лечит тебя мама до

Пополнение

познавательн ой деятельности моделью использования

средств народной медицины при простудных заболеваниях; правилповедения при

заболевании. Пополнение экологического уголка

Оформить уголок

для родителей        на тему

«Народная медицина        –

помощник        в

лечении        и

профилактике простудны

х заболевани й»

поведения при простудном заболевании.

прихода врача?» Дидактическая игра

«Цветик-семицветик»

Беседа «Как надо закаляться»

моделью приготовления человека к зиме. Пополнение книжногоуголка книгами по здоровьесбережению, познавательными детскими

журналами. Посадка лука.

МАРТ

«Как поссорились март и

февраль»

Продолжать формировать у детейпредставления о марте как месяцепробуждения природы; развиватьумение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю.

Отгадывание загадок по весну Беседа «Капельник и протальник»Беседа «Ручьи и ручейки»

Беседа «Приметы первой весны»Физкультминутка Дидактическая игра «На чтопохоже?»

Беседа «Чем опасен весеннийлед?» Дидактическая игра «Кто у когородился?» Дидактическая игра

«Ктозимовал, кто прилетит?»

Пополнение экологического уголка макетом

«Пробуждение природы».

Пополнение книжного уголка книгами по ранней весне.

Пополнение музыкального уголка аудиозаписями

«Весенняякапель» Пополнение уголка ИЗО трафаретами

птиц, цветов.

Совместное изготовлениес детьми макета

«Пробуждение природы»

«Комнатные растения – спутники нашейжизни»

Расширить и

систематизировать знания детей о комнатных растениях; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений; воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями; развивать логическое

мышление; учить доказательной речи.

Отгадывание загадок

прокомнатные растения

Беседа «Вредители комнатныхрастений» Беседа «Подготовка к посадкекомнатных растений» Дидактическая игра

«Друг иливраг»

Пополнение

экологического уголка моделью строения комнатного растения; плакатом

«Комнатные растения»; дидактическаяигра

«Комнатные растения»; модель

«Уходза комнатными растениями

Посадка

комнатных растений

«Загадк и природ ы»

Обобщить представления

детей о

типичных экосистемах (лес, луг,водоем, пустыня);

развивать

Рассматривание

географическойкарты Дидактическая игра «Что возьмем

Пополнение

экологического уголкамини- панорамой

Посадка семян

деревьев илуговых трав

умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; закрепить знаниядетей о правилах поведения в экосистемах.

с собой в поход?»

Обсуждение картины «Лес послепожара»

Беседа «Как сажают деревья»Дидактическая игра «Я знаю пять…» Обсуждение процесса посадкидеревьев и травы Рассматривание и

обсуждение

мини-панорамы «Пустыня»

«Пустыня»; пополненияуголка ИЗО картинами природы

«Как растет человек»

Учить различать проявления возрастных и половых особенностей во внешнем обликелюдей; закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье; показать значение семьи в жизни человека.

Обсуждение семейных фотографий Рассказ педагога

«Почему мыпохожи на своих родителей» Чтение стихотворений

Беседа «Кто такие родные люди»Дидактическая игра

«Сравни куклы – новорожденного и подросшего ребенка.

Найдиразличия»

Пополнения познавательного уголка мнемомоделью

«Физическ ие

упражнени я»,

«Правильное питание»,

«Родословное древо»

Составления с родителями родословноедрево Рисование «Нарисуй, какпроходит и на что похожа жизнь человека»

АПРЕЛЬ

«Весення я экскурсия в лесопарк»

Сформировать; представления детей о лесопарке как сообществе,в котором живут вместе растения;учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастная растений и проживания

животных; понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотретьцветение раннецветущих растений, набухание почек;

формировать навыки

правильногоповедения в природе.

Беседа с детьми о правилахповедения в лесопарках.

Дидактическая игра «Что возьмемс собой на экскурсию в лесопарк»Игра

«Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии» Повторение ПДД

Отгадывание загадок о весне Дидактическая игра «Раз, два, три

– к названному дереву беги»

Пополнение уголка ПДДпечатными играми; пополнение книжного уголка стихами и загадками о весне; пополнение экологического уголка гербарием раннецветущего растения

Рисование с натуры

«Копия коры дерева»; окапывание деревьев на участке; сбор сухих ветоки листьев

«Почему земля кормит»

Познакомить детей с

компонентами, которые входят всостав почвы, при помощи

опытов; воспитывать познавательный интерес иразвивать навыки исследовательской деятельности.

Беседа «Что такое почва,

зачемона нужна растениям?» Опыты с почвой

Беседа «Отличие «земля» и

«почва»

Знакомство с поговорками и пословицами

Пополнение книжного

уголка книгами об апреле,апрельских приметах, книгами В.Бианки; пополнение экологического уголка экологической игры

«Живое-неживое»; пополнение уголка ИЗО обводками

лекарственных растений и птиц

Посадка семян

овса Выращивание рассадыовощных культур

«Кто такой человек»

Уточнить знания детей о

человекев сравнении с

животным и растительным миром; показать, что человек ближе всего относится к группе зверей; рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать любовь, бережное отношение к

Беседа «Почему надо

беречьздоровье?» Беседа «Дары природы» Беседа

«Внутренние органы человека» Дидактические игры

«Собери цветок»,

«Напоминающие знаки» Беседа «Зачем человеку мозг»

Пополнение

экологического уголка мнемомоделью отличиячеловека от животного;игрой

«Собери цветок»; моделями птиц

Обсуждение и

запись

высказываний детей на тему «Я человек, потомучто…»

природе.

МАЙ

«Весенние заботыптиц»

Обобщить, систематизироватьзнания детей об изменениях в

жизни птиц весной; учить устанавливать связи

между

прилетом птиц и наличием корма;познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о птенцах;

формировать гуманное отношениек птицам

Беседа «22 марта – праздникптиц» Беседа «Зимующие и перелетныептицы» Чтение и обсуждение книг проптиц Дидактическая игра

«Прилетелиптицы» Обсуждение народных примет оприлете птиц Игровое упражнение «Чье гнездо»(пересказ детьми) Игровое упражнение «Чем занятыскворцы»

Беседа «Птицы – нашипомощники»

Пополнение экологического уголка календарем прилета птиц, плакатом

«Перелетные и зимующие птицы», картинками птиц и гнезд;пополнение книжного уголка книгами и энциклопедиями о птицах.

Совместное изготовлениес детьми календаря прилета птиц

«Строим экологическ ийгород»

Уточнить природоведческие знания детей о факторах

окружающей        среды, необходимых для жизни на Земле; формировать умение прогнозировать

последствия своих действий; воспитывать гуманное отношениек природе,

желание сберечь и сохранить

Беседы «Да сохранится шарземной»

Наблюдение за цветением березыОбсуждение фотографий разных уголков Земли

Беседа, «Какие условия необходимы людям для жизни наЗемле»

Беседа «Экологически

чистыевиды транспорта»

Пополнение экологического уголка экодеревом с поделками детей; картой мира; пополнение книжного уголка энциклопедиями и книгами о планете

Земля.

Оформление дерева поделками детей экологической тематикиРисование

«Экологическ ийтранспорт»

красоту природы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая,подготовительная группы). ВАКО, 2010.
  3. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
  4. Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)

В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог"

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог"...

Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2019-2021 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»для детей 3-5 летна 2019-2021 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 5-7 лет на 2021-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»для детей 5-7 летна 2021-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2022-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2022-2024 учебный год...