Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_yunyy_ekolog.docx | 72.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33 «Радуга» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №33 «Радуга» Протокол №1 от 30.08.2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №33 «Радуга» И.И.Ковалёва Приказ №88-од от 30.08.2021 г. |
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»
Автор: воспитатель
Новикова Ирина Ивановна
Смоленск, 2021-2021 уч.гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь направит.
М. Саади
Человек – разумная часть живой природы, и именно ему необходимо проявлять заботу о ней: сохранять и приумножать ее богатства, заботиться о флоре и фауне. Но в настоящее время, практически вся человеческая деятельность направлена на чрезмерное потребление, а иногда и разрушение того, что мы имеем. Современная молодежь беспечно относится к живой природе. Она не только не сажает деревья, но и ломает их, бросает мусор там, где вздумается, расточительно относится к природному запасу воды и другим ресурсам.
С экранов телевизора, со страниц СМИ и Интернета все чаще мы слышим призывы о том, что необходимо беречь природу, не только тратить экономно те богатства, что она нам дает, но и заботиться о восстановлении данных богатств. Но, если человеку эти навыки не закладывать с детства, то у взрослого их тяжело сформировать, поэтому проблемой экологического воспитания личности необходимо заниматься еще в детском саду.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, втом числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, то, зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.
Экологическое воспитание в детском саду – это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Используя определенные образовательные приемы в повседневной жизни и на занятиях,
воспитатель способен сформировать у детей сознательное отношение к окружающей среде, развить у них чувства бережного отношения к природе, беспокойства за ее состояние.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому, целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
ПРИНЦЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствиядля организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок. Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которыеон
способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: расширить, обобщить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.
Задачи:
- развивать у детей умение выявлять причинно-следственные связи, обучать последовательному и логическому рассказу;
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы;
- развивать у детей умение самостоятельно выявлять признаки времен года;
- воспитывать интерес к труду человека в природе;
- расширять представление детей о неживой и живой природе;
- воспитывать у детей познавательный интерес к человеку как биологическому существу;
- развивать умение сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений;
- воспитывать интерес к народному календарю;
- закреплять знания детей о животных, растениях, насекомых; 10.развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи в
экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представление о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе;
- обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня;
- формировать познавательный интерес к лекарственным растениям, их роли в жизни человека;
- формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
- традиционные;
- игровые;
- занятия – путешествия;
- обучающие;
- познавательные.
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр.
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно- ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
- Фонд методических, наглядно-иллюстрированных материалов;
- Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла,металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок,глина, земля, семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями, паспорта растений)
- Различные емкости (лейки, ведра, пластиковые, различных цветов бутылки)
- Воронки
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассадыцветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных
техниках.
«Экологическая тропа»
- Центр организован на территории детского сада.
- Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы – 1 год:
- 1раз в неделю
- время проведения – 20-25 минут
- в месяц – 4 занятия – 2 часа
- количество детей – 25 человек, возраст 4-5 лет
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
- Проводятся под руководством педагога.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Расширение границ знаний и умений детей старшего дошкольного возраста в вопросах экологического воспитания; воспитание в детях человечности, доброты и ответственного отношения, как к природе, так и к людям, которые живут рядом.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы к изучению | Задач и | Формы изучения | Способы демонстрации проделанной работы | Форма отчета по проделанной работе |
СЕНТЯБРЬ | ||||
Диагностика на начало учебного года | ||||
«Путешествие | Познакомить детей со злаковыми | Игра-приветствие «Здравствуйте, | Пополнение | Оформление гербария |
колоска» | культурами, из которых выпекают | ребята!» | экологического уголка | совместно с детьми |
белый и черный хлеб; развивать | Обсуждение сказки «Колосок» | мнемомоделью | «Рожь» | |
умение различать растение по | Чтение стихов | «Путешествие колоска», | Игра-развлечение | |
характерным признакам (строение | Использование мнемомодели для | игровыми персонажами – | «Колобок учит детей | |
колоска, цвет, количество зерен); | рассказывания «Путешествие | мышатами Круть и Верть; | выпекать булочки» | |
познакомить с современной | колоска» | пополнение книжного | ||
технологией изготовления хлеба и | Беседа «Мыши на хлебном поле» | уголка сказками, стихами | ||
сравнить с тем, как его | Физкультминутка «Колоски | о злаковых культурах. | ||
изготавливали раньше. | растут» | |||
Просмотр фильма «Как делают | ||||
хлеб» | ||||
Посещение кафе | Систематизировать представления | Дидактическая игра «Придумай | Пополнение | Оформление выставки |
«Дары осени» | детей о фруктах и овощах; | загадку» (овощи, фрукты), | экологического уголка | (совместная с |
упражнять в составлении | «Я знаю пять названий» | мнемомоделью | родителями) «Дары |
(овощи), | «Готовим | осени» | ||
рассказов об овощах и фруктах; | «Узнай на вкус» | варенье»; пополнение | ||
познакомить с технологией | Беседа «Что можно приготовить | книжного уголка | ||
приготовления блюд из овощей и | на зиму из овощей и фруктов» | загадками и пословицами | ||
фруктов. | Игра «Чего не хватает» | про овощи и фрукты; | ||
Конкурс «Кто быстрее соберет | пополнение уголка ИЗО | |||
картошку» | трафаретами овощей, | |||
Просмотр м/ф «День варенья» | фруктов, листьев; | |||
пополнение уголка | ||||
экспериментальной | ||||
деятельности: | ||||
«Ботаническое лото». | ||||
ОКТЯБРЬ |
Экскурсия впарк «Как растения готовятся к зиме» | Формировать у детей представления о состоянии растений осенью; дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений; учить устанавливать связи между состоянием растенийи условиями среды; познакомить детей с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью. | Рассматривание иллюстраций обосени Ведение календаря расцвечивания листьев Рассматривание семян и плодов Чтение стихов об осени Наблюдение за изменениямиживой природы на прогулке Конкурс на лучшего знатокаосенней природы | Пополнение экологического уголка мнемомоделью ««Способы распространения семян» икалендарем «Расцвечивание листьев»;пополнение книжного уголка сказками, стихамипро осень | Рисование по замыслу «Осенний парк» Оформление гербария «Осенние листья» |
«Унылая пора!Очей очарованье!.. » | Закрепить представления детей озолотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природеи изменениями в жизни растенийи животных; развивать память детей, воображение, мышление; активизировать словарный запас (заморозок, ледостав); развиватьумение видеть поэтическую красоту золотой осени. | Беседа «Ледостав» Чтение стихов об осени Ритмопластика «Игра с листочками» Беседа «Для чего деревулисточки» Дидактическая игра «Птички» | Пополнение экологического уголкакалендарем «Расцвечивание листьев»;пополнение книжного уголка книгами В.Бианки, Г.Снегирева; иллюстрациями И.Левитана «Осень», «Золотая осень», И.Грабарь «Осеннийдень», И.Броцкая «Упавшие листья»; пополнение уголка эксперименталь ной деятельности: «Вершки икорешки», «Что зачем» (последовательность стадий: от растения – к хлебу) | Оформление выставки «Что нам осень принесла» (поделки детей из природного материала) |
«Как и для чего человек дышит» | Познакомить детей с дыхательнойсистемой человека; продолжать воспитывать | Беседа «Для чего человек дышит» Опытно-экспериментальная деятельность «Что такое | Пополнение уголка эксперименталь ной | Составление рассказа «Как и для чего человекдышит» |
познавательныйинтерес к человеку. | кислород» | деятельности оборудованием для |
опытов по выявлению свойств воздуха: емкостьс водой, полиэтиленовые мешочки, бумажные салфетки, воронка, спущенные воздушные шарики, губка | ||||
НОЯБРЬ | ||||
«Путешестви е восенний лес» | Обобщать и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; развивать логическое мышление;развитие творческого воображения; воспитывать бережное отношение к животным. | Логическая задача «Книжка проосень» Дидактическая игра «Чей силуэт?», «Симметричное пятно», «Времена года» Разгадывание загадок про осень иосенние признаки Физкультминутка «В осенний лес» Беседа «Ноябрь – ворота зимы» | Пополнение экологического уголка мнемомоделью приспособления животных к зиме; пополнение уголка эксперименталь ной деятельности: лото «Времена года»; пополнение книжногоуголка книгами про первый снег; | Создание книги с детьми «Книжка про осень» |
иллюстрациями А.Пластова «Первый снег» | ||||
«Для чего растению нужны семена» | Закрепить представление, что семя – конечное стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни; дать знания о строении семени; формировать представления о распространениисемян. | Беседа «Как распространяютсясемена» Рассматривание семян Физкультминутка «осенний сад»Разгадывание загадок Дидактическая игра «Кто дружитс елью» | Пополнение экологического уголка мнемомоделью строениясемян; способы распространения семян; семена; лупы | Оформить уголок для родителей по экологическому воспитанию «Азбука поведения в природе»;сделать кормушки дляптиц |
«Путешеств ие капельки» | Формировать представления о круговороте воды в природе; воспитывать бережное отношение к воде. | Дидактическая игра «Путешествие капельки»Чтение художественных произведений о воде | Пополнение уголка эксперименталь ной деятельности емкостямидля определения свойств | Оформить уголок дляродителей по экологическому воспитанию «Давайте |
Разгадывание загадок о воде | воды: испаряемость воды,способность предметов плавать и тонуть; пополнение книжного уголка книгами о воде | беречь воду» | ||
«Зачем человеку желудок» | Сформировать представление об органах пищеварения; раскрыть функции и значение желудка для организма; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Беседа «Зачем нужен желудок» Дидактическая игра «Узнай по запаху» Подвижная игра «Кто быстрее и лучше накроет стол» | Пополнение экологического уголкамоделью строения пищеварительной системы человека | Составление рассказа «Роль желудка в организме» |
ДЕКАБРЬ | ||||
«Клуб знатоков леса» | Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни; формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать доказательную, связную речь у детей. | Дидактическая игра «Цепочкаслов» (насекомые) Беседа «Для чего животному нужна определенная окраска» Беседа «Среда обитанияживотных» Разгадывание загадок о животных, насекомых, птицах Игра «Блиц-опрос» Физкультминутка «Насекомые» | Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки птиц, зверей и насекомых | Оформить уголок для родителей по экологическому воспитанию «Сбережемнашу елочку» |
«Приключен ие Мамонтенка » | Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах; учить детей выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса животных; тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку; обогащатьсловарный запас. | Дидактическая игра «Домашние птицы, водоплавающие, лесные, хищные птицы» Дидактическая игра- соревнование «Кто дальше прыгнет» Дидактическая игра «Чего нехватает» | Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки зверей, рыб, птиц, насекомых; пополнение уголка ИЗО трафаретами животных, птиц; пополнение книжного уголка энциклопедиями о животных | Рисование «Любимое животное» |
«Для чего человек ест» | Дать детям представление о том,что пища необходима для жизничеловека, закрепить знания об основных процессах пищеварения; развивать интерес кстроению человека. | Беседа «Для чего нужна слюна» Дидактическая игра «Кто большеназовет сладких, кислых, соленых, горьких продуктов» | Пополнение экологического уголка моделью – строение пищеварительной системы; пополнение книжного уголка книгами «Строение человека» | Составление рассказа «Пищеваритель наясистема» |
ЯНВАРЬ | ||||
«Как живут наши пернатые друзья зимой» | Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатымдрузьям в зимнюю бескормицу. | Чтение художественной литературы про птиц Разгадывание загадок про птицБеседа «Как помочь птицам зимой» Дидактическая игра «Узнайптицу» Физкультминутка «Маленькиептички» Дидактическая игра «Сложиптицу» | Пополнение экологического уголка моделью – существенные признаки птиц, моделью обитания птиц, моделью – правила охраны птиц зимой. | Сделать лакомства дляптиц из сала и зерен Рисование по замыслу «Птицы в городе» |
Север – царствольда и снега» | Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; развивать умение устанавливать зависимость междутемпературой воздуха и состоянием воды и почвы; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северногоклимата. | Дидактическая игра «Ктолишний?» Беседа «Как приспосабливаются животные к условиям крайнего Севера» Физкультминутка «У оленя домбольшой» Дидактическая игра «Чейсилуэт?» | Пополнение экологического уголка моделью «Север»; моделью приспособления животных к зимним условиям; пополнение книжного уголка энциклопедиями о животных Крайнегосевера. | Оформление макета «Животные крайнегоСевера» |
«Что такое огонь?» | Познакомить с огнем как явлениям неживой природы; показать необходимость огня как | Беседа «Зачем люди придумалиогонь?» Дидактическая игра «Раньше и | Пополнение экологического уголка моделью вращения Земли | Коллективное рисование на тему «Огонь» Оформить уголок для |
условия жизни на Земле; показатьпротиворечивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком. | теперь» Обсуждение мифа «Прометей»Беседа «Как люди добывали и сохраняли огонь?» Этюд «Пламя костра»Этюд «Свеча» Беседа «Как человек приручилогонь и заставил работать на себя?» | вокруг Солнца; модельюсостояния погоды в зависимости от активности Солнца; пополнение книжного уголка книгами об огне. | родителей по экологическому воспитанию «Огонь –друг или враг?» | |
«Колыбельная издвух слов» | Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце; воспитывать любознательность, бережное отношение к своемуорганизму. | Беседа «Зачем человеку сердце?» Беседа «Сердце – наш моторчик» Физкультминутка для тренировкисердечка | Пополнение экологического уголка моделью строения сердца; пополнение книжного уголка энциклопедией «Строение человека» | Составление рассказа «Роль сердца в организме» |
ФЕВРАЛЬ | ||||
«Лес как экологическ аясистема» | Сформировать понятие «Этажилеса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания: «Мынужны друг другу на | Чтение рассказа О.Дмитриева «Что такое лес» Беседа «Что такое лес» Дидактическая игра «Чемотличаются деревья от кустарников» Дидактическая игра «Экологические связи» | Пополнение экологического уголка макетами деревьев, моделью «Этажи леса»; Пополнение музыкального уголкадиском «Пение птиц» | Подготовка и проведениебеседы с родителями на тему «Не причиняя вреда природе» Коллективная поделка «Этажи леса» |
земле». | Просмотр м/ф «В лесной чащи»,беседа по содержанию |
«Пищевые цепочки в лесу» | Закрепить знания детей о взаимосвязи в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детейк природе. | Чтение В.Танасийчук «Цепочки влесу», Л.Толстая «На что нужны мыши?» Дидактическая игра «Кто чтопринес?» Беседа «Что будет, если в лесу пропадут все насекомые?» Составление пищевых цепочек на фланелеграфе. | Пополнение экологического уголка мнемомоделью «Пищевые цепочки»; пополнение книжного уголка энциклопедиями о животных, насекомых, птицах, загадками о лесе и его обитателях; экологические игры «Пищевые цепочки», «Этажи леса» | Изготовление совместно с детьми лесных жителейв техники оригами. |
«Как животные приспособил иськ зиме» | Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животныхразных классов к зимним условиям существования; дать знания о том, что животные могутвыжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимнимусловиям; воспитывать стремление помогать птицам; зверям зимой. | Игра-кубик «Чей хвост?» Беседа «Что едят животныезимой» Беседа «Как готовят на зимуживотные свои жилища» Беседа «Что делают зимой рыбы»Подвижная игра «Превратись» | Пополнение экологического уголкамоделью «Приспособления зверей к зиме»; пополнение книжного уголка книгамипро то, как зимуют животные. | Театрализованная деятельность: постановкасказки «Зимовье зверей» |
«Если хочешь быть здоров» | Закрепить представления детей оприспособляемости человека к зимним условиям жизни; познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепленияздоровья человека; дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях; познакомить детей с правилами | Обсуждение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» Беседа «Что такое здоровье» Беседа «Как человек готовится к приходу зимы» Беседа «Причины простудных заболеваний» Физкультминутка «Сердитый лев», «Лев в домике», «Добрыйлев» Беседа «Чем лечит тебя мама до | Пополнение познавательн ой деятельности моделью использования средств народной медицины при простудных заболеваниях; правилповедения при заболевании. Пополнение экологического уголка | Оформить уголок для родителей на тему «Народная медицина – помощник в лечении и профилактике простудны х заболевани й» |
поведения при простудном заболевании. | прихода врача?» Дидактическая игра «Цветик-семицветик» Беседа «Как надо закаляться» | моделью приготовления человека к зиме. Пополнение книжногоуголка книгами по здоровьесбережению, познавательными детскими журналами. Посадка лука. | ||
МАРТ | ||||
«Как поссорились март и февраль» | Продолжать формировать у детейпредставления о марте как месяцепробуждения природы; развиватьумение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю. | Отгадывание загадок по весну Беседа «Капельник и протальник»Беседа «Ручьи и ручейки» Беседа «Приметы первой весны»Физкультминутка Дидактическая игра «На чтопохоже?» Беседа «Чем опасен весеннийлед?» Дидактическая игра «Кто у когородился?» Дидактическая игра «Ктозимовал, кто прилетит?» | Пополнение экологического уголка макетом «Пробуждение природы». Пополнение книжного уголка книгами по ранней весне. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями «Весенняякапель» Пополнение уголка ИЗО трафаретами птиц, цветов. | Совместное изготовлениес детьми макета «Пробуждение природы» |
«Комнатные растения – спутники нашейжизни» | Расширить и систематизировать знания детей о комнатных растениях; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений; воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями; развивать логическое мышление; учить доказательной речи. | Отгадывание загадок прокомнатные растения Беседа «Вредители комнатныхрастений» Беседа «Подготовка к посадкекомнатных растений» Дидактическая игра «Друг иливраг» | Пополнение экологического уголка моделью строения комнатного растения; плакатом «Комнатные растения»; дидактическаяигра «Комнатные растения»; модель «Уходза комнатными растениями | Посадка комнатных растений |
«Загадк и природ ы» | Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг,водоем, пустыня); развивать | Рассматривание географическойкарты Дидактическая игра «Что возьмем | Пополнение экологического уголкамини- панорамой | Посадка семян деревьев илуговых трав |
умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; закрепить знаниядетей о правилах поведения в экосистемах. | с собой в поход?» Обсуждение картины «Лес послепожара» Беседа «Как сажают деревья»Дидактическая игра «Я знаю пять…» Обсуждение процесса посадкидеревьев и травы Рассматривание и обсуждение мини-панорамы «Пустыня» | «Пустыня»; пополненияуголка ИЗО картинами природы | ||
«Как растет человек» | Учить различать проявления возрастных и половых особенностей во внешнем обликелюдей; закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье; показать значение семьи в жизни человека. | Обсуждение семейных фотографий Рассказ педагога «Почему мыпохожи на своих родителей» Чтение стихотворений Беседа «Кто такие родные люди»Дидактическая игра «Сравни куклы – новорожденного и подросшего ребенка. Найдиразличия» | Пополнения познавательного уголка мнемомоделью «Физическ ие упражнени я», «Правильное питание», «Родословное древо» | Составления с родителями родословноедрево Рисование «Нарисуй, какпроходит и на что похожа жизнь человека» |
АПРЕЛЬ |
«Весення я экскурсия в лесопарк» | Сформировать; представления детей о лесопарке как сообществе,в котором живут вместе растения;учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастная растений и проживания животных; понаблюдать за изменениями в природе в середине весны, посмотретьцветение раннецветущих растений, набухание почек; формировать навыки правильногоповедения в природе. | Беседа с детьми о правилахповедения в лесопарках. Дидактическая игра «Что возьмемс собой на экскурсию в лесопарк»Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии» Повторение ПДД Отгадывание загадок о весне Дидактическая игра «Раз, два, три – к названному дереву беги» | Пополнение уголка ПДДпечатными играми; пополнение книжного уголка стихами и загадками о весне; пополнение экологического уголка гербарием раннецветущего растения | Рисование с натуры «Копия коры дерева»; окапывание деревьев на участке; сбор сухих ветоки листьев |
«Почему земля кормит» | Познакомить детей с компонентами, которые входят всостав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес иразвивать навыки исследовательской деятельности. | Беседа «Что такое почва, зачемона нужна растениям?» Опыты с почвой Беседа «Отличие «земля» и «почва» Знакомство с поговорками и пословицами | Пополнение книжного уголка книгами об апреле,апрельских приметах, книгами В.Бианки; пополнение экологического уголка экологической игры «Живое-неживое»; пополнение уголка ИЗО обводками лекарственных растений и птиц | Посадка семян овса Выращивание рассадыовощных культур |
«Кто такой человек» | Уточнить знания детей о человекев сравнении с животным и растительным миром; показать, что человек ближе всего относится к группе зверей; рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать любовь, бережное отношение к | Беседа «Почему надо беречьздоровье?» Беседа «Дары природы» Беседа «Внутренние органы человека» Дидактические игры «Собери цветок», «Напоминающие знаки» Беседа «Зачем человеку мозг» | Пополнение экологического уголка мнемомоделью отличиячеловека от животного;игрой «Собери цветок»; моделями птиц | Обсуждение и запись высказываний детей на тему «Я человек, потомучто…» |
природе. | ||||
МАЙ | ||||
«Весенние заботыптиц» | Обобщить, систематизироватьзнания детей об изменениях в жизни птиц весной; учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма;познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о птенцах; формировать гуманное отношениек птицам | Беседа «22 марта – праздникптиц» Беседа «Зимующие и перелетныептицы» Чтение и обсуждение книг проптиц Дидактическая игра «Прилетелиптицы» Обсуждение народных примет оприлете птиц Игровое упражнение «Чье гнездо»(пересказ детьми) Игровое упражнение «Чем занятыскворцы» Беседа «Птицы – нашипомощники» | Пополнение экологического уголка календарем прилета птиц, плакатом «Перелетные и зимующие птицы», картинками птиц и гнезд;пополнение книжного уголка книгами и энциклопедиями о птицах. | Совместное изготовлениес детьми календаря прилета птиц |
«Строим экологическ ийгород» | Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле; формировать умение прогнозировать последствия своих действий; воспитывать гуманное отношениек природе, желание сберечь и сохранить | Беседы «Да сохранится шарземной» Наблюдение за цветением березыОбсуждение фотографий разных уголков Земли Беседа, «Какие условия необходимы людям для жизни наЗемле» Беседа «Экологически чистыевиды транспорта» | Пополнение экологического уголка экодеревом с поделками детей; картой мира; пополнение книжного уголка энциклопедиями и книгами о планете Земля. | Оформление дерева поделками детей экологической тематикиРисование «Экологическ ийтранспорт» |
красоту природы. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая,подготовительная группы). ВАКО, 2010.
- Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
- Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)
В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог"
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог"...
Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2019-2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»для детей 3-5 летна 2019-2021 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 5-7 лет на 2021-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»для детей 5-7 летна 2021-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2022-2024 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» для детей 3-5 лет на 2022-2024 учебный год...