Пластилинография как средство творческого развития детей младшего дошкольного возраста
занимательные факты по аппликации, лепке (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пластилинография как средство творческого развития детей младшего дошкольного возраста | 246.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Попова Е.Н., воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 74 г.Челябинска»
Пластилинография как средство творческого развития детей младшего дошкольного возраста
Пластилинография – малоосвоенная техника, но невероятно занимательная и эффективная. Она развивает мелкую моторику, способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, любознательность, расширяет представление об окружающем мире.
Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Наталья Борисовна Халезова, Вера Борисовна Косминская, Нина Павловна Саккулина, Тамара Семеновна Комарова и др.) отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы, усидчивостью.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, вносит новизну в творчество детей, делает его увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами. Поэтому необходимость и целесообразность занятий пластилинографией не вызывает сомнения.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие творческих способностей, памяти, мышления, воображения, внимания, речи.
Организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Малышей сначала знакомят с простейшими приемами лепки:
Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.
Важно создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для того, чтобы самостоятельная образовательная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей, с интересом, для пользы и развития мелкой моторики. Развивающая предметно – пространственная среда группы предполагает уголок, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой пластилинографией для развития мелкой моторики руки.
Очень важно подобрать удобные материалы и приспособления для работы. В качестве основы лучше брать картон, пластик или оргстекло (например, для витражной пластилинографии). Пластилин следует подбирать ярких оттенков, хорошо поддающийся лепке, обязательно нежирный, в противном случае на подложке будут оставаться жирные следы.
Также необходимо наполнить среду различными материалами, инструментами и оборудованием.
Материал: цветной пластилин, картон, стеклянная, пластиковая основа.
Природный материал: семена клена, арбуза, тыквы, подсолнуха, крупы: фасоль, греча, рис, перловка, пшено.
Инструменты: стеки, палочки; возможно использование зубочисток, паст от шариковых ручек, трубочек для коктейлей, формочек, крышечек разного размера.
Оборудование: тканевые салфетки, доски для лепки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, бусинки, бисер, пайетки, колечки.
Демонстрационный материал: образцы пластилиновых картин, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью пластилинографии.
В своей работе, пластилинографию я использую в совместной деятельности, в свободное от занятий время. В ход идут раскраски, различные баночки от киндер сюрпризов, семечки, стеки, палочки, бусины. Перед тем как приступить к работе, рассматриваем иллюстрации раскрасок, игрушки домашних и диких животных. Проводим беседу о подборе цвета пластилина, которым дети будут пользоваться. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым. Для того, чтобы у детей получились красивые работы, необходимо показать, как правильно размазывать пластилин подушечками пальцев. Необходимо обращать внимание детей на то, что, закрашивая раскраску пластилином, как и при раскрашивании красками и карандашами, важно не выходить за контур рисунка. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
После того, как дети освоят технику работы с пластилином, с помощью педагога они могут приступать к работе самостоятельно.
Малыши радуются своим получившимся работами и стремятся показать их своим родителям. Важно похвалить ребёнка за результат.
Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Для блеска, картину можно покрыть лаком для волос. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.
Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.
Творческий ребенок – это «свободный», уверенный ребенок, умеющий воспринимать, творить, чувствовать окружающую красоту, способный создавать её по-своему и с радостью нести людям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Тема:«Сенсорное развитие как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...
Проект. Тема:«Сенсорное развитие как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Истоки способностей, дарований детей, развитие их речевой и мыслительной деятельности, находятся на кончиках пальцев. А самая эффективная методика по развитию мелкой моторики пальцев-это «Пласти...
Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, нетрадиционная ...
Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект
Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект...
"Инсценирование песен как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста"
Проект "Инсценирование песен как средство творческого развития детей старшего дошкольного возраста" представляет собой проект методической разработки по раскрытию творческого потенциала дете...