ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по аппликации, лепке (младшая группа)

Иванова Ольга Юрьевна

Истоки способностей, дарований детей, развитие их речевой и мыслительной деятельности, находятся на кончиках пальцев. А самая эффективная методика по развитию мелкой моторики пальцев-это «Пластилинография». Эта нетрадиционная художественная техника работы с пластилином, как одна из видов декоративно-прикладного искусства, легко доступна детям младшего дошкольного возраста и позволяет эффективно развивать мелкую моторику рук, вовлекать в работу движения рук (ладоней, пальцев), тем самым помогая педагогу в более короткие сроки способствовать развитию речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_plastilinografii.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Иванова Ольга Юрьевна, воспитатель, МОУ «Детский сад №300 Дзержинского района Волгограда»

Истоки способностей, дарований детей, развитие их речевой и мыслительной деятельности, находятся на кончиках пальцев. А самая эффективная методика по развитию мелкой моторики пальцев-это «Пластилинография». Эта нетрадиционная художественная техника работы с пластилином, как одна из видов декоративно-прикладного искусства, легко доступна детям младшего дошкольного возраста и позволяет эффективно развивать мелкую моторику рук, вовлекать в работу движения рук (ладоней, пальцев), тем самым помогая педагогу в более короткие сроки способствовать развитию речи ребенка.

Учёными выявлена взаимосвязь между активным движением пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребенка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие.  

Пластилинография - техника кропотливая, интересная, необычная, способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую моторику рук, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику -согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность, ориентировку в пространстве, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи.

Основной формой обучения детей рисованию пластилином является творческая мастерская (образовательная деятельность в игровой форме).

С целью ознакомления с нетрадиционной техникой лепки- пластилинографией в младшей группе мною составлены конспекты образовательной деятельности в соответствии с рабочей программой группы: "Наряжаем ёлочку", "Пряничный домик", "Головные уборы", "Снежинка", "Кораблик для папы", "Мимоза для любимой мамы", "Филимоновские игрушки-свистульки", "Ромашки".

Обучение технике пластилинографии следует в порядке повышения уровня сложности, где начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить от простого, к сложному.

Следует учитывать особенности работы с пластилином. Для получения нужного оттенка можно смешивать пластилин разных цветов, но не более двух. Можно пользоваться двумя способами получения новых цветовых оттенков. Первый - смешивать пластилин прямо на основе, накладывая его попеременно. Второй - смешать пластилиновые шарики, получить третий цвет и рисовать. Для придания блеска использовать воду, слегка смачивая пальцы. Разнообразие способа нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветовой гаммы способствует развитию фантазии дошкольников.

Творчество должно доставлять детям радость общения, познания, труда, игры, отдыха.  В процессе творческой деятельности с детьми пластилинографией дополнительно необходимо использовать художественное слово: загадки, стихи, чистоговорки, потешки.

 В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Это стимулирует речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих.
Так же для эмоционального настроя  детей в процессе образовательной следует прослушивать и музыкальные произведения.

Как известно, основным инструментом деятельности в пластилинографии являются руки ребенка: у детей развивается пинцетное хватание.  Тактильная активность, напрямую влияет формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребенка фантазии и его интеллектуальными способностями.

Благодаря творческой  образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике-пластилинографии,  дети быстрее усваивают способы изображения и переходят быстрее  к самостоятельной изобразительной деятельности без показа способов действий, что в свою очередь  ведет к интенсивному творческому мышлению,  у детей  формируется умение  планировать свою работу, доводить начатое до конца, умение проговаривать этапы деятельности, делиться впечатлениями с другими детьми.

Таким образом, системность и поэтапность занятий и творческий подход педагога в организации образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники - пластилинографии в изобразительной деятельности способствуют активному речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.. 2008.
  4. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5,
  5. Семенович А.В. Ланина Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка - фундамент коррекции общего недоразвития речи // Практическая психология и логопедия. - №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность темы исследования доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ...

Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, нетрадиционная ...

Пластилинография как средство творческого развития детей младшего дошкольного возраста

Пластилинография как средство творческого развития детей младшего дошкольного возраста...