«Маленькие кудесники» Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
«Маленькие кудесники»
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей 4-5 лет
Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Маленькие кудесники» Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5 лет | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Маленькие кудесники»
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей 4-5 лет
Составитель: Галинова Наталья Анатольевна , воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»
Галинова Наталья Анатольевна., «Маленькие кудесники»: Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5лет / Н.А. Галинова., – Гурьевск : МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска», 2018. - 18 с.
Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире.
Пояснительная записка
Актуальность Творчество любого вида способствует разностороннему развитию ребѐнка, раскрывает его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Лепка из пластилина является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. В процессе лепки у дошкольников совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности, мелкая моторика рук. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений обеих рук.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.
Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке «Маленькие кудесники»
Занятия в кружке позволяет ребенку узнать, что можно сделать из бумаги, прочные, красочные поделки. Изготовление вначале простейших, затем боле сложных поделок с художественным оформлением. В ходе творческой работы ребенок учиться наблюдать, размышлять, сравнивать и делать свои выводы.
Программа разработана в соответствии….. программы основывалась на том что, компонент нового ФГОС обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. В связи с этим была разработана программа кружка «», где представляется возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрыть его личные задатки, развивать художественно - эстетический вкус, развитие мелкой моторики, очень важно в дошкольном возрасте подготовить руку к письму .
Изучив работы разных авторов, на основе всего изученного материала была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие кудесники». Программа составлена для детей 4-5 лет
Цель:
Развитие творческих способностей детей с помощью самовыражения через изготовление изделий из пластилина.
Задачи:
Художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;
∙ Обеспечить развитие мелкой моторики рук;
∙ Содействовать пробуждению у детей положительной эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни.
∙ Обеспечить обогащение предметно-развивающей среды в группе, способствующей проявлению творческой активности детей.
Принципы
Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
-Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Основными подходами к формированию Программы являются:
- Личностно- ориентированный подход – развитие индивидуальных способностей ребенка .Помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление , раскрытие его творческих способностей, в становлении самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
- Деятельный подход –в развитии ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное взаимодействие с ней.
- Совместная деятельность - сотрудничество взрослого и ребенка.
- Организация образовательного процесса – осуществляется в различных формах данному возрасту и с учетом интересов детей. Создать условия, мотивацию, позволяющую сделать деятельность успешной. Создавать условия для формирования у детей навыков самооценки.
Срок реализации: программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 20 мин. В год предусмотрено 36 занятий.
Использую при реализации программы
Методы
Словесные: рассказ, вопрос, пояснение, художественное слово, анализ.
Наглядные: показ образца, способа действий, демонстрация предметов, рассматривание.
Практические: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, лепка изделий.
Приемы.
Отщипывание, сплющивание, скатывание, раскатывание, соединение, прищипывание
В работе кружка «Маленькие кудесники» использую формы организованной образовательной деятельности: подгрупповые, фронтальные.
Развивающая предметно-пространственная среда: - центр развития мелкой моторики «Ловкие пальчики» (работа со шнурками, счетными палочками, мелким геометрическими фигурами и т.д.)
- центр развития творческих способностей детей «Цветик –семицветик»
- пальчиковый театр
- сенсорный центр
- выставка детских работ
Ожидаемые результаты освоения Программы
∙ Умеют скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в шарики; ∙ Умеют раскатывать куски пластилина прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
∙ Умеют надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху;
∙ Умеют размазывать пластилиновые шарики по картону;
∙ Умеют прищипывать с легким оттягиванием края пластилиновой поделки; ∙ Умеют прищипывать мелкие детали;
∙ Умеют сплющивать шарики пластилина между пальцами или ладонями;
∙ Умеют сглаживать поверхность вылепленной фигуры, места соединения частей;
∙ Умеют наносить пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне;
∙ Умеют вытягивать отдельные части из целого куска пластилина;
∙ Владеют приемами вдавливания середины пластилинового шара, цилиндра при помощи пальцев;
∙ Знакомы с использованием стеки;
∙ Способны украсить поделку узорами при помощи стеки;
∙ Умеют украшать изделие бросовым материалом.
∙ Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня соответствующему возрасту
Учебно-тематический план
№ | Название раздела (блока, темы) | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Сентябрь1. | Вводное занятие. Беседа «Волшебный пластилин» | 7 мин | 13 мин | 20мин |
2. | Фрукты | 5 мин | 15 мин | 20мин |
3. | Чашка и блюдце | 5 мин | 15 мин | 20мин |
4. | Гриб | 7 мин | 13 мин | 20мин |
Октябрь 1. | Солнце в тучах | 12 мин | 17 мин | 20мин |
2. | Пирог | 4 мин | 16 мин | 20мин |
3. | Вот поезд наш едет, колёса стучат… | 7 мин | 13 мин | 20мин |
4. | Жуки на цветочной клумбе | 5 мин | 15 мин | 20мин |
Ноябрь 1. | Ушастые пирамидки | 5 мин | 15 мин | 20мин |
2. | Петя-петушок золото гребешок | 5 мин | 15 мин | 20мин |
3. | Вот какой у нас арбуз! | 5 мин | 15 мин | 20мин |
4. | Мухомор | 7 мин | 13 мин | 20мин |
Декабрь 1. | Во саду ли, в огороде (Грядка с капустой и морковкой) | 12 мин | 8 мин | 20мин |
2. | Снегурочка танцует | 5 мин | 15 мин | 20мин |
3. | Дед Мороз принёс подарки | 5 мин | 15 мин | 20мин |
4. | Нарядная ёлочка | 12 мин | 8 мин | 20мин |
Январь 1. | «Снежная баба-франтиха» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
2. | «Сонюшки-пеленашки» | 12 мин | 8 мин | 20мин |
3. | «Два жадных медвежонка» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
4. | «О чём мечтает сибирский кот» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
Февраль 1. | «Прилетайте в гости (Воробушки на кормушке)» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
2. | «Весёлые вертолёты (Папин день)» | 4 мин | 16 мин | 20мин |
3. | «Сова и синица» | 4 мин | 16 мин | 20мин |
4. | «Вот ёжик-ни головы ни ножек…» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
Март 1. | «Цветы-сердечки» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
2. | «Чайный сервиз для игрушек» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
3. | «Филимоновские игрушки свистульки» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
4. | «Курочка и петушок» | 4 мин | 16 мин | 20мин |
Апрель 1. | «Звёзды и кометы» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
2. | «По реке плывёт кораблик» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
3. | «Наш аквариум» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
4. | «Муха-цокотуха» | 4 мин | 16 мин | 20мин |
Май 1. | «Кто-кто в рукавичке живёт?» | 4 мин | 16 мин | 20мин |
2. | «Мышка и мишка» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
3. | «Лебедь на озере» | 5 мин | 15 мин | 20мин |
4. | «Улитка» | 4 мин | 16 мин | 20 мин |
Содержание программы
№ | Тема | Образовательная деятельность | Формы работы |
Сентябрь | 1. Вводное занятие .Беседа с детьми «Ознакомление детей с особенностями пластилина» | Беседа, показ ,пальчиковая гимнастика. | Развлечение |
2. «Фрукты»
| Загадка, д\и: «Найди такой», игра « Каким фруктом они угостили бы своих друзей» | Развлечение с элементами лепки | |
3. «Чашка и блюдце»
| Чтение стихотворения, пальчиковая гим-ка «Посуда» | Занятие | |
4. «Гриб» | Чтение стихотворения, беседа | Занятие | |
Октябрь | 1. «Солнце в тучах» | Беседа, загадки д\и «Разложи», | Занятие |
2. «Пирог» | Рассматривание картинки, пальчиковая гимнастика «Я пику пироги», Чтение стихотво-рения | Развлечение с элементами лепки | |
3. «Вот поезд наш едет, колёса стучат…» | Рассматривание изображений, беседа, подвижная и с/р игра | Развлечение с элементами лепки | |
4. «Жуки на цветочной клумбе» | Рассматривание, беседа, составление коллекции зоологических игрушек (Насекомые).Чтение чистоговорок | Занятие | |
Ноябрь | 1. «Ушастые пирамидки» | Показ, рассматривание , д/и, д/у | Занятие |
2. «Петя-петушок золото гребешок» | Рассматривание, беседа, и/у, показ, чтение стихотворения | Занятие | |
3. «Вот какой у нас арбуз!» | Рассматривание, чтение стихотворения, беседа, загадки | Занятие | |
4. «Мухомор» | Беседа, рассказ, рассматривание дидактических картинок, чтение стихотворения | Занятие | |
Декабрь | 1. «Во саду ли, в огороде (Грядка с капустой и морковкой)» | Загадки, рассматривание, беседа, чтение и свободное пересказывание белорусской сказки | Развлечение с элементами лепки |
2. « Снегурочка танцует» | Беседа, рассматривание, конструирование, чтение стихотворения, п/и: (повтори движение) | Занятие | |
3. «Дед Мороз принёс подарки» | Рассматривание, беседа, конструирование, чтение стихотворения, показ | Занятие | |
4. «Нарядная ёлочка» | Рассматривание, чтение стихотворения, разучивание песен | Развлечение с элементами лепки | |
Январь | 1. «Снежная баба-франтиха» | Беседа, чтение стихотворения, рассматривание | Занятие |
2. «Сонюшки-пеленашки» | Д/и с куклой голышом: (купание, кормление, пеленание), рассказ, пояснение, чтение стихотворение | Развлечение с элементами лепки | |
3. «Два жадных медвежонка» | Чтение сказки, рассматривание, обследование | Занятие | |
4. «О чём мечтает сибирский кот» | Беседа, рассматривание, и/у: (тактильное обследование игрушечной кошки), составление описательного рассказа | Занятие | |
Февраль | 1. «Прилетайте в гости (Воробушки на кормушке)» | Наблюдение, беседа, рассматривание, рисование, д/и: (чьи следы?), чтение стихотворения | Занятие с элементами рисования |
2. «Весёлые вертолёты (Папин день)» | Рассматривание, чтение рассказа, показ | Занятие | |
3. «Сова и синица» | Рассматривание, беседа в форме вопросов и ответов, рисование, чтение стихотворения | Занятие с элементами рисования | |
4. «Вот ёжик-ни головы ни ножек…» | Рассматривание, беседа, чтение сказки, загадки, чтение стихотворения | Занятие | |
Март | 1. «Цветы-сердечки» | Беседа, рассматривание, чтение отрывков из повести, рисование и раскрашивание | Развлечение с элементами лепки |
2. «Чайный сервиз для игрушек» | Рассматривание, д/и: "подбери пару", д/и: "чего не хватает", с/р игра: "чаепитие", чтение стихотворения | Развлечение с элементами лепки | |
3. «Филимоновские игрушки-свистульки» | Рассматривание, беседа | Занятие | |
4. «Курочка и петушок» | Рассматривание, рисование, показ | Занятие с элементами рисования | |
Апрель | 1. «Звёзды и кометы» | Наблюдение, просмотр мультфильма, беседа, рисование, чтение стихотворения | Занятие с элементами рисования |
2. «По реке плывёт кораблик» | Чтение сказки, беседа, рассматривание, д/и выкладывание корабликов из геометрических фигур | Занятие | |
3. «Наш аквариум» | Рассматривание, беседа, чтение худ. литературы | Занятие | |
4. «Муха-цокотуха» | Чтение, рассматривание, беседа | Занятие | |
Май | 1. «Кто-кто в рукавичке живёт?» | Чтение сказки, рассматривание | Занятие |
2. «Мышка и мишка» | Рассматривание, д/и: "Радуга" | Занятие | |
3. «Лебедь на озере» | чтение стихотворения, рассматривание | Занятие | |
4. «Улитка» | Проговаривание немецкой народной песенки, беседа, и/у "Рисование пальчиком", рассматривание | Развлечение с элементами лепки |
Диагностический инструментарий
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений по методике
Диагностика проводится два раза в год: вводная (сентябрь) и итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
- сформирован
- в стадии формирования
- не сформирован
Диагностическая карта развития детей 4-5 лет
№ | Ф.И. ребенка | создает образ разных предметов и игрушек, обьединяет их в коллективную композицию | точно передает формы и пропорции | Аккуратность при выполнении работы | Самостоятельно оценивает свою работу | использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, вдавливание, сплющивание, прищипывание, оттягивание) | Стремится украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки, бросового материала | Кол-во баллов |
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 |
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | |||||||
20 | |||||||
21 | |||||||
22 | |||||||
23 | |||||||
24 | |||||||
25 | |||||||
26 |
3 балла- Умения и навыки сформированы.
2 балла - Умения и навыки сформированы
недостаточно, требуется помощь взрослого.
1 балла - Умения и навыки не сформированы.
Информационно-методическое обеспечение
Оборудование для образовательной деятельности
- дидактические игры , пальчиковые игры, образцы игр с пальчиками
- пособия для развития мелкой моторики: (счетные палочки, набор геометрических фигур ,пазлы, набор мячей разной величины и т.д.), мазайка
- альбомы со стихами,
- необходимый материал для творчества (альбомы, доски для лепки, стеки, пластилин, картонки-подставки, бросовый материал , цветные карандаши)
Методическое обеспечение
1. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
2. Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду" Москва, "ТЦ Сфера", 2004г. 3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 64с. (Логопед в ДОУ).
4. Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики. Игры для развития мелкой
моторики И.Д. «Литера», 2008.-32 с.
5. Колдина Дарья Николаевна .Лепка с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г.
6. Лыкова И.А, «Изобразительная деятельность в детском саду»,издательский дом «Цветной мир», Москва 2014г – 130с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Маленькие краеведы"
«Маленькие краеведы» дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности для детей 5-7 лет...
Модельная дополнительная общеразвивающая программа кружка «Мастерская маленьких волшебников» по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста
Модельная дополнительная программа кружка "Мастерская маленьких волшебников" по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"
Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие исследователи"
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемог...
Дополнительная общеразвивающая программа Естественно-научной направленности «Маленькие астрономы»
программа для дополнительного образования в ДОУ по астрономии...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...