«Маленькие кудесники» Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Галинова Наталья Анатольевна

«Маленькие кудесники»

Дополнительная общеразвивающая программа

для детей 4-5 лет

Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                     

                                               «Маленькие кудесники»

Дополнительная общеразвивающая программа

для детей 4-5 лет

                                                                                         

Составитель: Галинова Наталья Анатольевна , воспитатель муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»

Галинова Наталья Анатольевна., «Маленькие кудесники»: Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5лет / Н.А. Галинова., – Гурьевск : МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска», 2018. -  18 с.

 Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире.

                              Пояснительная записка

Актуальность  Творчество любого вида способствует разностороннему развитию ребѐнка, раскрывает его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Лепка из пластилина является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. В процессе лепки у дошкольников совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности, мелкая моторика рук. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений обеих рук.

 В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. 
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке «Маленькие кудесники»

Занятия в кружке позволяет ребенку  узнать, что можно сделать из бумаги, прочные, красочные поделки. Изготовление вначале простейших, затем боле сложных поделок с художественным  оформлением. В ходе творческой работы ребенок учиться наблюдать, размышлять, сравнивать и делать свои выводы.  

Программа разработана в соответствии….. программы основывалась на  том что, компонент нового ФГОС  обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. В связи с этим была разработана программа  кружка «», где представляется  возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрыть его личные задатки, развивать художественно - эстетический вкус, развитие мелкой моторики, очень важно  в дошкольном возрасте подготовить руку к письму .

  Изучив работы разных авторов, на основе всего изученного материала  была разработана  дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие кудесники». Программа составлена для детей 4-5 лет

 Цель:

Развитие творческих способностей детей с помощью самовыражения через изготовление изделий из пластилина.

Задачи:

Художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;

  Обеспечить развитие мелкой моторики рук;

 Содействовать пробуждению у детей положительной эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни.

 Обеспечить обогащение предметно-развивающей среды в группе, способствующей проявлению творческой активности детей.

Принципы

 Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

-Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

-«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

-Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Основными подходами к формированию Программы являются: 

- Личностно- ориентированный подход –  развитие индивидуальных способностей ребенка .Помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление , раскрытие его творческих способностей, в становлении самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.

- Деятельный  подход –в  развитии ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное взаимодействие с ней.

- Совместная деятельность  - сотрудничество взрослого и ребенка.

- Организация образовательного процесса – осуществляется в различных формах  данному возрасту и  с учетом интересов детей. Создать условия, мотивацию, позволяющую сделать деятельность успешной. Создавать условия для формирования у детей  навыков самооценки.

Срок реализации: программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 20 мин. В год предусмотрено 36 занятий.

Использую при реализации программы

Методы

Словесные: рассказ, вопрос, пояснение, художественное слово, анализ.

Наглядные: показ образца, способа действий, демонстрация предметов, рассматривание.

 Практические: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, лепка изделий.

Приемы.

Отщипывание, сплющивание, скатывание, раскатывание, соединение, прищипывание

В работе кружка «Маленькие кудесники» использую формы  организованной образовательной деятельности: подгрупповые, фронтальные.

Развивающая предметно-пространственная среда: - центр развития мелкой моторики «Ловкие пальчики» (работа со шнурками, счетными палочками, мелким геометрическими фигурами и т.д.)

- центр развития творческих способностей детей «Цветик –семицветик»

- пальчиковый театр

- сенсорный центр

- выставка детских работ

Ожидаемые результаты освоения Программы

 Умеют скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в шарики;  Умеют раскатывать куски пластилина прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

 Умеют надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху;

  Умеют размазывать пластилиновые шарики по картону;

 Умеют прищипывать с легким оттягиванием края пластилиновой поделки;  Умеют прищипывать мелкие детали;

 Умеют сплющивать шарики пластилина между пальцами или ладонями;

  Умеют сглаживать поверхность вылепленной фигуры, места соединения частей;

 Умеют наносить пластилин в границах нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне;

 Умеют вытягивать отдельные части из целого куска пластилина;

 Владеют приемами вдавливания середины пластилинового шара, цилиндра при помощи пальцев;

 Знакомы с использованием стеки;

 Способны украсить поделку узорами при помощи стеки;

 Умеют украшать изделие бросовым материалом.

 Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня соответствующему возрасту

Учебно-тематический план

Название раздела (блока,

темы)

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Сентябрь1.

Вводное занятие. Беседа

«Волшебный пластилин»  

7 мин

13 мин

20мин

2.

Фрукты

5 мин

15 мин

     20мин

3.

Чашка и блюдце

      5 мин

15 мин

   20мин

4.

Гриб

7 мин

13 мин

   20мин

Октябрь

1.

Солнце в тучах

12 мин

17 мин

   20мин

2.

Пирог

4 мин

16 мин

   20мин

3.

Вот поезд наш едет, колёса стучат…

7 мин

13 мин

   20мин

4.

Жуки на цветочной клумбе

5 мин

15 мин

   20мин

Ноябрь

1.

Ушастые пирамидки

5 мин

15 мин

   20мин

2.

Петя-петушок золото гребешок

5 мин

15 мин

   20мин

3.

Вот какой у нас арбуз!

5 мин

15 мин

  20мин

4.

Мухомор

7 мин

13 мин

  20мин

Декабрь

1.

Во саду ли, в огороде (Грядка с капустой и морковкой)

12 мин

8 мин

  20мин

2.

Снегурочка танцует

5 мин

15 мин

  20мин

3.

Дед Мороз принёс подарки

5 мин

15 мин

  20мин

4.

Нарядная ёлочка

12 мин

8 мин

  20мин

Январь

1.

 «Снежная баба-франтиха»

5 мин

15 мин

  20мин

2.

 «Сонюшки-пеленашки»

12 мин

8 мин

  20мин

3.

 «Два жадных медвежонка»

5 мин

15 мин

  20мин

4.

 «О чём мечтает сибирский кот»

5 мин

15 мин

  20мин

Февраль

1.

«Прилетайте в гости (Воробушки на кормушке)»

5 мин

15 мин

  20мин

2.

 «Весёлые вертолёты (Папин день)»

4 мин

16 мин

  20мин

3.

 «Сова и синица»

4 мин

16 мин

  20мин

4.

 «Вот ёжик-ни головы ни ножек…»

5 мин

15 мин

  20мин

Март

1.

 «Цветы-сердечки»

5 мин

15 мин

  20мин

2.

 «Чайный сервиз для игрушек»

5 мин

15 мин

  20мин

3.

«Филимоновские игрушки свистульки»

5 мин

15 мин

  20мин

4.

 «Курочка и петушок»

4 мин

16 мин

  20мин

Апрель

1.

 «Звёзды и кометы»

5 мин

15 мин

  20мин

2.

 «По реке плывёт кораблик»

5 мин

15 мин

  20мин

3.

«Наш аквариум»

5 мин

15 мин

  20мин

4.

 «Муха-цокотуха»

4 мин

16 мин

  20мин

Май

1.

«Кто-кто в рукавичке живёт?»

4 мин

16 мин

  20мин

2.

«Мышка и мишка»

5 мин

15 мин

  20мин

3.

«Лебедь на озере»

5 мин

15 мин

  20мин

4.

«Улитка»

4 мин

16 мин

20 мин

        

Содержание программы

Тема

Образовательная

деятельность

Формы работы

Сентябрь

1. Вводное занятие .Беседа с детьми «Ознакомление детей с особенностями пластилина»

Беседа, показ ,пальчиковая гимнастика.

Развлечение

2. «Фрукты»

 

Загадка, д\и: «Найди такой», игра « Каким фруктом они угостили бы своих друзей»

Развлечение с элементами лепки

3. «Чашка и блюдце»

         

Чтение стихотворения,

пальчиковая гим-ка «Посуда»

Занятие

4. «Гриб»

Чтение стихотворения, беседа

Занятие

Октябрь

1. «Солнце в тучах»

Беседа, загадки д\и «Разложи»,

Занятие

2. «Пирог»

Рассматривание картинки, пальчиковая гимнастика «Я пику пироги», Чтение стихотво-рения

Развлечение с элементами лепки

3. «Вот поезд наш едет, колёса стучат…»

Рассматривание  изображений, беседа, подвижная и с/р игра

Развлечение с элементами лепки

4. «Жуки на цветочной клумбе»

Рассматривание, беседа, составление коллекции зоологических игрушек  (Насекомые).Чтение чистоговорок

Занятие

Ноябрь

1. «Ушастые пирамидки»

Показ, рассматривание , д/и, д/у

Занятие

2. «Петя-петушок золото гребешок»

Рассматривание, беседа, и/у, показ, чтение стихотворения

Занятие

3. «Вот какой у нас арбуз!»

Рассматривание, чтение стихотворения, беседа, загадки

Занятие

4. «Мухомор»

Беседа, рассказ, рассматривание дидактических картинок, чтение стихотворения

Занятие

Декабрь

1. «Во саду ли, в огороде (Грядка с капустой и морковкой)»

Загадки, рассматривание, беседа, чтение и свободное пересказывание белорусской сказки

Развлечение с элементами лепки

2. « Снегурочка танцует»

Беседа, рассматривание, конструирование, чтение стихотворения, п/и: (повтори движение)

Занятие

3. «Дед Мороз принёс подарки»

Рассматривание, беседа, конструирование, чтение стихотворения, показ

Занятие

4. «Нарядная ёлочка»

Рассматривание, чтение стихотворения, разучивание песен

Развлечение с элементами лепки

Январь

1. «Снежная баба-франтиха»

Беседа, чтение стихотворения, рассматривание

Занятие

2. «Сонюшки-пеленашки»

Д/и с куклой голышом: (купание, кормление, пеленание), рассказ, пояснение, чтение стихотворение

Развлечение с элементами лепки

3. «Два жадных медвежонка»

Чтение сказки, рассматривание, обследование

Занятие

4. «О чём мечтает сибирский кот»

Беседа,  рассматривание, и/у: (тактильное обследование игрушечной кошки), составление описательного рассказа

Занятие

Февраль

1. «Прилетайте в гости (Воробушки на кормушке)»

Наблюдение, беседа, рассматривание, рисование, д/и: (чьи следы?), чтение стихотворения

Занятие с элементами рисования

2. «Весёлые вертолёты (Папин день)»

Рассматривание, чтение рассказа, показ

Занятие

3. «Сова и синица»

Рассматривание, беседа в форме вопросов и ответов, рисование, чтение стихотворения

Занятие с элементами рисования

4. «Вот ёжик-ни головы ни ножек…»

Рассматривание, беседа, чтение сказки, загадки, чтение стихотворения

Занятие

Март

1. «Цветы-сердечки»

Беседа, рассматривание, чтение отрывков из повести, рисование и раскрашивание

Развлечение с элементами лепки

2. «Чайный сервиз для игрушек»

Рассматривание, д/и: "подбери пару", д/и: "чего не хватает", с/р игра: "чаепитие", чтение стихотворения

Развлечение с элементами лепки

3. «Филимоновские игрушки-свистульки»

Рассматривание, беседа

Занятие

4. «Курочка и петушок»

Рассматривание, рисование, показ

Занятие с элементами рисования

Апрель

1. «Звёзды и кометы»

Наблюдение, просмотр мультфильма, беседа, рисование, чтение стихотворения

Занятие с элементами рисования

2. «По реке плывёт кораблик»

Чтение сказки, беседа, рассматривание, д/и выкладывание корабликов из геометрических фигур

Занятие

3. «Наш аквариум»

Рассматривание, беседа, чтение худ. литературы

Занятие

4. «Муха-цокотуха»

Чтение, рассматривание, беседа

Занятие

Май

1. «Кто-кто в рукавичке живёт?»

Чтение сказки, рассматривание

Занятие

2. «Мышка и мишка»

Рассматривание, д/и: "Радуга"

Занятие

3. «Лебедь на озере»

чтение стихотворения, рассматривание

Занятие

4. «Улитка»

Проговаривание немецкой народной песенки, беседа, и/у "Рисование пальчиком", рассматривание

Развлечение с элементами лепки

        

Диагностический инструментарий

Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений по методике

Диагностика проводится два раза в год: вводная (сентябрь) и итоговая (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:

  • сформирован
  • в стадии формирования
  • не сформирован

                                                           Диагностическая карта развития детей 4-5 лет

Ф.И. ребенка

создает образ разных предметов и игрушек, обьединяет их в коллективную композицию

точно передает формы и пропорции

Аккуратность при выполнении работы

Самостоятельно оценивает свою работу

использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, вдавливание, сплющивание, прищипывание, оттягивание)

Стремится украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки, бросового материала

Кол-во

баллов

1.

2.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

3 балла- Умения и навыки сформированы.

2 балла - Умения и навыки сформированы

недостаточно, требуется помощь взрослого.

1 балла - Умения и навыки не сформированы.

                    Информационно-методическое обеспечение 

                  Оборудование  для образовательной деятельности                                              

- дидактические игры , пальчиковые игры, образцы игр с пальчиками

- пособия для  развития мелкой моторики:  (счетные палочки, набор геометрических фигур ,пазлы, набор мячей  разной величины и т.д.), мазайка

- альбомы со стихами,

- необходимый  материал для творчества  (альбомы, доски для лепки, стеки, пластилин, картонки-подставки, бросовый материал , цветные карандаши)

Методическое обеспечение

1. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г. 

2. Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду" Москва, "ТЦ Сфера", 2004г3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. –  М.:ТЦ Сфера, 2005. – 64с. (Логопед в ДОУ).    

4. Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики. Игры для развития мелкой  

          моторики  И.Д.  «Литера», 2008.-32 с.

5. Колдина Дарья Николаевна .Лепка с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г.

6.  Лыкова И.А, «Изобразительная деятельность в детском саду»,издательский   дом «Цветной мир», Москва 2014г – 130с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Маленькие краеведы"

«Маленькие краеведы» дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности для детей 5-7 лет...

Модельная дополнительная общеразвивающая программа кружка «Мастерская маленьких волшебников» по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста

Модельная дополнительная программа кружка "Мастерская маленьких волшебников" по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"

Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие исследователи"

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит   метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемог...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...