Конспект ООД По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Городецкие мотивы» (для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Цель: Развивать интерес к народному творчеству, к городецкой росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  86 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Конспект ООД

По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

на тему: «Городецкие мотивы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

                                                                                           Автор:

Хрусталёва Н. И.

Воспитатель

ГБДОУ детский сад 86

Приморского района

Санкт-Петербург

2022

Цель: Развивать интерес к народному творчеству, к городецкой росписи.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с многообразием вариантов решений композиционных задач городецкой росписи. 
  • Закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи.

Развивающие:

  • Закрепить полученные ранее навыки, знания и приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий.
  • Развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение оценивать работу сверстников.

Материалы:

  • Мнемотаблица к сказке
  • Конверты с образцами городецких цветов
  • Шаблоны разделочных дощечек из картона желтого, оранжевого и красного цвета. 
  • Пластилин красного, розового, синего, голубого, зеленого и белого цветов.
  • Стеки. 
  • Влажные салфетки для рук, 
  • Образец выполненной работы, 
  • Наглядный материал по городецкой росписи (в том числе - по этапам выполненный рисунок по элементам городецкой росписи ).

Предварительная работа: Рассказ воспитателя о истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживка, теневка, подмалёвка; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое».

 

Воспитатель: 

Доброе утро, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

Здравствуй, птичка в вышине!

Здравствуй, рыбка в глубине!

Здравствуй, ласковый зверек!

И тебе привет, дружок!

Ребята, сегодня, когда я пришла в группу, то нашла на столе сверток. Давайте посмотрим, что в нем лежит? (Предполагаемые ответы детей)

«В некотором царстве, в небольшом городе под названием Городец жил-был могучий, красивый народ. Умели они  создавать красоту. Все, что они делали из дерева для дома (короба, полочки, доски) они украшали яркой, нарядной росписью.

Самой лучшей мастерицей была Даша. Простые предметы ее кисточка превращала в сказочные. Слава о ней разнеслась по всей земле. Когда Даша увидела царских солдат, она поняла, что царь велел забрать ее во дворец и не захотела жить в неволе. Забежала она на высокий крутой берег, взмахнула руками и поднялась в небо. Превратилась она на глазах солдат в прекрасную Жар-птицу. Летала, и ярко горели на солнце ее перья. С тех пор летает над землей красавица Жар-птица и роняет на землю свои перья. Кто находит перья, начинает замечать красоту и становится мастером.»

Ребята, а вам хотелось бы найти такое перо Жар-птицы?

Дети: (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Давайте искать.

Воспитатель: Ребята, смотрите, Жар-Птица уронила своё перо. А еще оставила конверт. Давайте посмотрим, что в нем? Что это ребята? Как вы думаете?

Дети: (Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: А чтобы вспомнить как называются элементы городецкой росписи, я буду загадывать загадки, а вы показывайте и говорите отгадки:

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон).

Воспитатель: Ребята, смотрите, еще одно перо Жар –Птицы!

«Здравствуйте, ребята! Я Жар-Птица. Кроме своих перьев я оставила вам еще подарок. Материал для росписи»

Ничего не пойму! Пластилин. Мы же на прошлых занятиях рисовали городецкую роспись красками. Как вы думаете, для чего нам Жар-Птица оставила пластилин?

(Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше искать перья Жар – Птицы.

Дети с воспитателем рассматривают узоры на предложенном образце, обращая внимание на воздушность росписи - элементы друг до друга не дотрагиваются.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как называются этапы нанесения городецкой росписи? Вы будете говорить этап, а я расскажу, как нужно его нарисовать при помощи пластилина.

Подмалевка: Скатываем шарик нужного цвета, затем нужно положить его на намеченное место и сплющить до блинчика, равномерно разминая от середины к краям. Лишний пластилин можно убрать стекой.

Теневка: Раскатать шарик средней величины, затем положить его на край цветового пятна, и расплющить до блинчика.

Оживка: Раскатать маленькие белые шарики и разместить их на теневке.

Листики: Раскатать колбаску из зеленого пластилина. Приплюснуть на намеченном месте. Лишний пластилин убрать стекой. Прорисовать прожилки стекой.

Воспитатель: Ой, что же случилось с этими досками? Куда же делась роспись? Что же делать? Как, исправить ситуацию?

(Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Перед тем как начинать творить красоту, выполним пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы»

Сидя за столами.

Наши алые цветки                Раскрываются пальчики, и кисти рук

Распускают лепестки            поворачиваются влево – вправо.

Ветерок чуть дышит,             Потихоньку пошевелить пальчиками.

Лепестки колышет.

Наши алые цветки                 Сомкнуть пальцы вместе (в « бутон»).

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,                      Кисти рук опустить вниз.

Головой качают.                     Круговые движения кистями рук.

Практический этап.

Дети под музыку выполняют работу. Индивидуально воспитатель подсказывает детям, композицию, заполнение пространства, технику рисования пластилином, направляет детей на создание своего орнамента.

В конце занятия - выставка детских работ, обсуждение их. Упор сделать на правильность и аккуратность, соблюдение правил городецкой росписи (сочетание цветов, симметричность, композиция). Особо отметить, если дети в рамках росписи к образцу преподавателя сумели внести что- то свое, индивидуальное.

Примерные вопросы для анализа работ:

- Расскажи, какие элементы росписи ты использовал? (2 ребенка.)

- Аккуратно ли выполнены работы?

- Выберите работы, где розаны выполнены аккуратно. (3 детей.)

- Почему ты выбрал эту работу?

Воспитатель: Вы настоящие художники!

И ещё мы теперь знаем, что рисовать можно не только красками, но и пластилином». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Приключение Белоснежки»

Цели:  Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Увлекательное путешествие» для детей старшего дошкольного возраста

Обучающие задачи: продолжать учить детей составлять математические задачи, выделять условие задачи, вопрос, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, решать с помощью ленты цифр, чита...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Поможем Незнайке» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Поможем Незнайке»для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это интересно!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста  на тему «Космос – это инте...

Конспект НОД по области «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Путешествие в город Безопасности» (старший дошкольный возраст)

Тема: «Путешествие в город безопасности»Интеграция областей: «Познавательное развитие». «Речевое развитие»Цель: Способствовать формированию навыков безопасного пове...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №4 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическом...