Образовательный проект «Народные промыслы - Городецкая и Дымковская росписи » Старшая группа
проект по рисованию (старшая группа)
Цель проекта: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере Городецкой росписи и Дымковской игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательный проект «Народные промыслы - Городецкая и Дымковская росписи » Старшая группа | 42.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №137»
Образовательный проект
«Народные промыслы - Городецкая и Дымковская росписи »
Старшая группа
Подготовила:
воспитатель
высшей категории
Пущиенко Н.В.
г. Дзержинск
2022 год
Проект
Название: «Народные промыслы - Городецкая и Дымковская росписи»
Вид: групповой, познавательно – информационный, практико – исследовательский, среднесрочный.
Возрастная группа: старшая группа №2(8).
Состав участников: дети, воспитатель и родители группы.
Разработчик:
Воспитатель высшей категории Пущиенко Н.В.
Срок реализации: 25.04.2022г. - 14.05.2022г
Цель проекта: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере Городецкой росписи и Дымковской игрушки.
Задачи:
- Формировать у детей патриотические чувства: чувство гордости и любви к Родине на основе изучения народных промыслов России.
- Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством - городецкая и дымковская роспись, сформировать навыки рисования элементов городецкой и дымковской росписи.
- Развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно.
- Воспитывать желание с уважением и интересом относиться к культурным традициям русского народа; любовь и уважение к народным промыслам; любознательность.
Актуальность проекта
Представления у детей о русской культуре бывают отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, городецкой росписи и народной дымковской игрушки. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут приобщить детей воспринимать прекрасное и доброе, научить любоваться красотой.
Постановка проблемы
В ходе диагностической беседы мной были выявлены следующие проблемы: дети не называют элементы городецкой и дымковской росписи. Имеют бедный словарный запас. Чтобы устранить эти проблемы, решила разработать проект по теме: «Народные промыслы - Городецкая и Дымковская росписи»
Ожидаемые результаты
- Дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;
- выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки и городецкой росписи: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре, экспериментируют с цветом, умеют составлять узоры по мотивам этой росписи. и т.п.;
- лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;
- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.
Механизм реализации проекта
Формы работы с дошкольниками:
- беседы о дымковских игрушках и городецкой росписи, об особенностях узора, композиции, цветосочетании ;
- рассматривание элементов росписи;
- рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения
занятия;
- познавательные рассказы воспитателя;
- просмотр слайдов;
- дидактические игры;
- чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках;
- раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек ;
- рассматривание иллюстраций и др.
Взаимодействие с родителями:
- консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» и «Городец » на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» ;
- изготовление папки-раскладушки «Дымковская игрушка».
Деятельность педагога:
- подбор литературы о народном промысле "Дымка";
- подбор литературы о народном промысле "Городец";
- иллюстраций дымковских изделий ;
- изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек.
Продукт проектной деятельности:
- мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;
- мультимедийная презентация «Городецкая ропись»;
- литературно-художественный материал: стихи о дымковских игрушках; исторические справки.
Ресурсное обеспечение проекта:
- информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
- материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
- кадровое (педагоги ДОУ, родители).
Этапы проекта
I. Подготовительный:
-определение проблемы, цели, задачи проекта;
-изучение методической литературы;
-пополнение развивающей среды (иллюстрации, картинки, художественная литература, альбомы, дидактические игры картотеки: дидактических игр, пальчиковых игр);
-составление плана проектной деятельности.
II. Основной
- Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
- Обсуждение проблемы, принятие задачи.
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- Развивать умение собирать узор по образцу и без образца.
- Развивать внимание, память, тактильные ощущения.
- Поощрять желание детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игр, использовать предметы-заместители.
Дидактические и развивающие игры: «Четвёртый лишний», «Назови элемент узора», «Чистоговорки о городецкой росписи», «Вспомни пословицу о городецкой росписи», «Составь предложение, используя картинку», «Сравни узоры городецкой росписи», «Загадки - отгадки».
Подвижные игры: эстафета «Кто быстрее соберёт узор ромашки», эстафета «Кто быстрее соберёт узор купавы».
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин городецкой росписи», «Магазин дымковской игрушки»
«Речевое развитие»
Задачи:
- продолжать развивать речь, как средство общения;
- развивать умение внимательно слушать стихотворение;
- воспитывать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.
Творческое рассказывание детей по темам: «Создание Городенской росписи и дымковской игрушки», «Как мастера рисуют по дереву», «Городенские узоры», «Дымковская игрушка»
Чтение художественной литературы: «Сказка и Городце»
Заучивание стихотворений: «Городецкие узоры», «Весёлыё Городец».
Разучивание пословиц и поговорок о городецкой росписи.
Составление описательного рассказа по картине.
«Познавательное развитие»
Задачи:
- Расширять знания детей о городецкой и дымковской росписи.
- Уточнить знания об узорах и цветовой гамме городецкой и дымковской росписи.
Беседы на темы: «Весёлый Городец», «Городецкая роспись», «Знакомство как нарисовать купаву», «Познакомить детей как нарисовать ромашку», «Городецкий конь», «Дымковская игрушка»
Рассматривание альбомов: «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка»,, Отгадывание загадок: о Городецкой росписи, дымковской игрушки.
Наблюдение на прогулке: за небом, солнцем, ветром, цветами сравнивать с узорами городецкой и дымковской росписи . Закреплять умение устанавливать простейшие связи: узоры, листья, цветы, птицы.
«Физическое развитие»
Задачи:
- Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами.
- Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к эстафетам, к активному здоровому образу жизни. –
Совершенствовать основные движения: бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем.
Пальчиковая гимнастика: «Городецкие узоры». «Дымковская игрушка»
Физкультминутка: «Городецкие мотивы». «Дымковская игрушка»
Подвижные игры: Эстафета «Собери узор».
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
- Совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании,
- обучать доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе,
- вызывать желание слушать музыку, выполнять движения в такт музыки,
- развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности.
Рисование» «Досточка (конь)» - дымковские узоры . «Поднос - Фазан»(городецкие узоры)».
Конструирование: «Мастерская для создания городецкой и дымковской росписи».
Пластилинография « Конь», «Птица», «Розан», «Ромашка».
Лепка «Дымковский конь»
III. Презентация проекта
- Коллективная работа «Цветы на скатерти».
- Итоговое занятие «Игра – викторина «Народные промыслы «Дымковская и городецкая роспись».
- Создание папки «Городецкая роспись ».
-. Создание папки «Дымковская игрушка ».
Итоги проекта:
В проекте дети участвовали с удовольствием. Реализация проекта «Народные промыслы «Дымковская и городецкая роспись».способствовала развитию, как информационной, коммуникативной, социальной, так и историческому наследию. Родителям понравилось участвовать в выставке рисунков. Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.
Литература
1. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
2. В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.
3. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
4. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Декоративное рисование «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи). Средняя группа.
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе (по мотивам дымковской росписи)....
Образовательный проект "Народные промыслы России"
Народные промыслы - это история страны, города, семьи; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров.Использование в работе с дошкольникам...
Тематический образовательный проект "Народные промыслы"
Данный проект подходит для детей старшего дошкольного возраста. Разработан на основе тематическиго образовательного проекта художественно-эстетической направленности по изучению народных промысло...
Конспект занятия " Знакомство с Городецкой росписью " ( старшая группа)
laquo; Знакомство с Городецкой росписью» (Старшая группа)Цель:Познакомить детей с городецкой росписью .Учить выделять яркий колорит ( красные, голубые, цветы)Продолжать развив...
Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Тайны городецкой росписи». Старшая группа
Вызвать интерес детей к городецкой росписи. Знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей рисовать городецкий цветок...
музыкально -образовательный проект "Народные промыслы"
Проект"Народные промыслы" (краткосрочный проект для подготовительной к школе группы) подг. музыкальный руководитель Дериглазова О.В.,воспитатели Углова Л.А., О.В., Гордиенко Л,А.)Тип проекта...
- Мне нравится (1)