Статья на тему: "АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В СЕЛЬСКОМ ДОУ"
статья по аппликации, лепке
Статья посвящена одной из актуальных проблем – художественно - эстетического развития дошкольников. Изобразительная деятельность является одним из важных средств познания мира и развития эстетического восприятия, которая связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью детей. Инновационное средство представляет алгоритм занятия по аппликации в разновозрастной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya_kak_sredstvo_poznaniya_mira_zemskova_ulanova.docx | 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.М. Земскова,
воспитатель МДОУ Майнского
детского сада №5 «Теремок»,
e-mail: zemsk656@mail.ru,
Н.В. Уланова,
старший воспитатель МДОУ Майнского
детского сада №5 «Теремок»,
e-mail: ulanowanatalya@mail.ru
АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В СЕЛЬСКОМ ДОУ
Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем – художественно - эстетического развития дошкольников. Изобразительная деятельность является одним из важных средств познания мира и развития эстетического восприятия, которая связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью детей. Инновационное средство представляет алгоритм занятия по аппликации в разновозрастной группе.
Ключевые слова: разновозрастная группа, творчество, сотрудничество, художественно-эстетическое развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит различные задачи перед системой образования. В том числе, задачу обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства и т.п.
В настоящее время в нашей стране сельские ДОУ представлены в большинстве малокомплектными детскими садами. В этой связи сельские малокомплектные ДОУ и дошкольные группы предшкольной подготовки в сельских школах имеют небольшие возможности по организации развития детей. Эти возможности ограничены прежде всего разновозрастным смешанным составом детей в них. Но задачи и они должны выполнять полностью.
Важной частью всестороннего развития детей является развитие детского творчества. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.
Важность данной проблемы в современных условиях функционирования системы дошкольного образования связывается и с проблемой качества образования, которое включает и художественно-творческое развитие дошкольников, влияющее и на степень активности и самостоятельности ребенка при подготовке его к школе.
Изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего, эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
Считая творчество необходимым условием существования каждого человека, Л.С. Выготский отмечает, что оно «живёт в самом человеке, носит личностный характер», является «уделом всех в большей или меньшей степени». Оно несёт человеку большие радости, хотя потребность в нём не всегда совпадает с возможностями творчества.
А.Т. Шумилин формулирует следующие признаки творчества:
- творчество есть деятельность, состоящая в производстве существенно нового;
- творчество в генетическом плане представляет собой создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем;
- творчество органически связано с познанием, отражением действительности, законов ее развития и функционирования;
- творчество есть процесс, состоящий в постановки и в решении проблем, нестандартных задач или процесс разрешения, лежащих в основе развития общества противоречий между потребностями человека и средствами их разрешения;
- творчество есть форма качественного развития мира и окружающей среды, всей культуры;
- высшая специфическая форма развития человека;
- высший вид деятельности первичный по отношению к стереотипной исполнительской деятельности;
- представляет собой единство духовного и материального;
есть проявление диалектики, проявления ее законов и категорий;
- родовой признак, сущность человека, способ его бытия, форма его саморазвития и самоутверждения.
Таким образом, исследователями творчество определяется как деятельность, в результате которой создается нечто новое, причем обязательно значимое для общества.
В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Для того, чтобы развивать изобразительное творчество на занятиях по изобразительной деятельности, необходима особая организация этой деятельности, поиск новых способов художественного выражения. Однако на практике к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на развитии изобразительного творчества. С другой стороны методических разработок по организации успешного художественно-эстетического развития дошкольников в условиях разновозрастной группы детей дошкольного возраста сельского ДОУ или групп предшкольной подготовки сельских школ практически нет.
Анализ сложившейся ситуации, проведенный в Майнских детских садах № 1 «Ромашка», № 2 «Сказка», № 5 «Теремок» Ульяновской области позволил создать систему работы, направленную на художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях разновозрастной группы сельского ДОУ или групп предшкольной подготовки сельских школ.
Цель нашей экспериментальной работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации художественно-эстетического развития дошкольников в условиях разновозрастной группы сельского ДОУ или групп предшкольной подготовки сельских школ.
Новизна исследования в том, что существующие методические разработки не учитывают специфику работы в разновозрастной группе сельского ДОУ или группе предшкольной подготовки сельских школ. Практические материалы предоставляют возможность максимально эффективно использовать разработанный комплекс непосредственной образовательной деятельности для художественно-эстетического развития дошкольников в разновозрастной группе сельского ДОУ или группе предшкольной подготовки сельских школ, а результаты работы являются методическим обеспечением содержания ОО «Художественно-эстетическое развитие» дошкольников в соответствии с ФГОС ДО в малокомплектных ДОУ и сельских школах нашей страны.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта работы дошкольных образовательных организаций на региональном и всероссийском уровне; предварительный анализ объекта исследования; выдвижение рабочей гипотезы; прогностическое моделирование.
2. Эмпирические методы: педагогический эксперимент; разработка содержания специально организованных, дифференцированных в соответствии с разработанной моделью, мероприятий (НОД) для дошкольников; апробирование разработанного комплекса непосредственной образовательной деятельности реализации ОО «Художественно-эстетическое развитие» дошкольников в соответствии с ФГОС ДО; наблюдения и оценка качества мероприятий; мониторинг результатов и их обработка.
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» р.п. Майна Ульяновской области, являющееся федеральной экспериментальной площадкой по ОО «Художественно-эстетическое развитие» дошкольников, и имеющее многолетний опыт экспериментальной работы в рамках РИП Ульяновской области;
Рабочей группой Майнского детского сада №5 «Теремок» разработано комплексно-тематическое планирование по аппликации для разновозрастных групп, фрагмент планирования для среднего и старшего дошкольного возраста в осенний период представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Комплексно-тематическое планирование по РИП для разновозрастных групп по аппликации
Средняя-старшая группа | |||
Месяц № занятия | Тема | Задачи для средней группы | Задачи для старшей группы |
Сентябрь Занятие 1 «Золотая осень» | «Осенний пейзаж» | - Расширять представления детей об осени. - Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - отцвели цветы, опадают листочки). - Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, разрезая по прямой короткие полоски. - Учить составлять из полос изображения деревьев или кустов. Учить приему обрывной аппликации. | - Расширять знания детей об осени. - Формировать обобщённые представления об осени как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе. - Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, вырезать овалы из прямоугольников и круги из квадратов). - Побуждать создавать предметные композиции. |
Октябрь Занятие 1 «Золотая осень» | «Витамины Доктора Айболита» (фрукты, ягоды и овощи) | - Расширять знания о местных ягодах и фруктах. - Продолжать осваивать технику обрывной аппликации. - Закреплять навыки аккуратного наклеивания. - Воспитывать интерес к природе, эстетические чувства. | -Расширять знания детей об осени, местных овощах, их пользе для здоровья. - Продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. - Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения. |
Октябрь Занятие 2 «Моя семья» | «Рамочка для семейной фотографии» | - Продолжать формировать представление детей о выражении эмоционального состояния людей. Вызвать у детей желание проявить внимание и заботу о своей семье. - Развивать у детей умение создавать образ оригинальной рамки в технике аппликации. - Закреплять навыки составления композиции с последовательным наклеиванием бумажных комочков. | - Продолжать формировать представление детей о выражении эмоционального состояния людей. - Вызвать у детей желание проявить внимание и заботу о своей семье. - Развивать у детей умение создавать образ оригинальной рамки в технике аппликации. - Закреплять навыки составления композиции с использованием природного материала. |
Ноябрь Занятие 1 «Мой город, моя страна» | «Дома на нашей улице» | - Знакомить с родным городом (поселком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. - Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов – домов, как реальных, так и воображаемых из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.). - Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Поощрять проявление активности и творчества. | - Расширять представления детей о родном поселке. Развивать интерес к истории своего поселка. - Закреплять умение детей создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных домов. - Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. |
Ноябрь Занятие 2 «Мой город, моя страна» | «Автобус» | - Формировать представления о видах транспорта и его назначении. - Закреплять умение вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта). - Продолжать учить срезать у прямоугольника углы, разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). - Развивать умение пользоваться ножницами и клеем. - Учить составлять изображение из частей, правильно располагая и аккуратно наклеивая их. - Воспитывать у детей внимательность, сосредоточенность. | - Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Учить детей правильно располагать детали аппликации на листе бумаги, создавая образ автобуса. - Продолжать учить срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна). - Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. - Совершенствовать навыки работы с клеем. |
Дети четырёх лет осознанно подходят к данному процессу и стремятся достичь желаемого результата (составляют узоры, изображение предметов из деталей, учатся правильно работать с ножницами, с клеем.
Дети 5-6 лет учатся вырезать предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, а также дополняют образ необходимыми деталями. Создают композиции, коллективные работы.
Занятия по аппликации проводятся в соответствии:
1. Создании игровой ситуации
2. Изготовлении аппликации
3. Доведение аппликации до нужного образа
4. Рассматривание готовых работ.
Задача педагога в разновозрастной группе заключается в том, чтобы по возможности создать для каждого ребенка такие условия, в которых он мог бы попробовать себя в деле, в избранной роли и добиться успеха. Это помогает каждому ребенку поверить в себя, развить волю, инициативность, обрести чувство собственного достоинства. Грамотная, профессиональная организация жизни и разнообразной деятельности детей разного возраста в детском саду, создание благоприятных условий для развития, реализация принципа эмоционального благополучия будут способствовать разностороннему развитию детей, воспитывающихся в режиме разновозрастных групп.
В условиях разновозрастной группы наиболее эффективными являются идеи педагогики сотрудничества, которые заключаются в установлении партнёрских отношений педагога с воспитуемыми и детей друг с другом. При этом важно уметь использовать все преимущества воспитания детей разновозрастного возраста - наладить свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших.
В разновозрастной группе педагог должен уметь так организовать формат занятия, чтобы получалось держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, стремиться к тому, чтобы материал каждого занятия был доступен и интересен детям соответствующего возраста.
Для организации инновационной работы мы выделили взаимосвязь особенностей в разновозрастной группе и использовали несколько вариантов организации детей на занятиях изобразительной деятельности, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Организация занятий в разновозрастной группе детского сада
Форма организации | Применение |
Все дети заняты одним видом деятельности | Введение в тему. Соблюдение общих правил и условий. Разъяснение поэтапных шагов задания. Деятельность, связанная с наблюдением, изучением, играми |
Один вид деятельности, но индивидуальные задания с учётом возраста детей. | Используется для коллективных творческих проектов. Например: Создание аппликации « Праздничный букет». Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем, старшие изготавливают объёмные детали и добавляют в общую работу |
Совместные занятия с двумя подгруппами | Применяется для проведения однотипных учебных занятий. Чтобы продолжительность занятия соответствовала возрасту ребёнка, его проводят со ступенчатым началом или окончанием (начало занятия одновременное, но младших отпускаем раньше, или младшие позже подключаются к занятию) |
Занятия с одной группой по одной методике | Применяется поочередно с одной, затем другой подгруппой детей |
Взрослый в разновозрастной группе имеет большее влияние на детей, чем в одновозрастной. С одной стороны, взрослый своим отношением задает образец отношения к другому, «другому» как непохожему, отличающемуся. Взрослый либо ориентируется на норму, образец, правило и как следствие, на оценку соответствия (тогда у детей складываются отношения обесценивания), либо проявляет интерес к индивидуальной неповторимости, уникальности каждого.
С другой стороны, взрослый создает условия, организуя разновозрастное детское сообщество, находя баланс между возрастным и разновозрастным общением детей. Так, дети разного возраста различаются внутренним ритмом жизнедеятельности, уровнем саморегуляции: у младших детей быстрее происходит пресыщение, им необходима смена видов активности, в отличие от них старшие способны к более длительным взаимодействиям, разворачивая сложные сюжеты, погружаясь в деятельность. В зависимости от характера участия взрослого внутренний ритм жизнедеятельности в разновозрастной группе могут задавать младшие дети: высокая активность, хаотичность, преобладание предметной активности (соответственно, между младшими и старшими устанавливаются эгоцентрические и менторские отношения); другой вариант возможен только при участии взрослого, когда ритм удерживают старшие дети.
Такая организация занятия помогает осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если ребёнок 5 лет слабо владеет навыками рисования, лепки, аппликации следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для 4-х летних детей. И наоборот, если ребёнок 4 лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.
Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам. Маленькие дети, постоянно общаясь и подражая старшим, приобретают практические навыки и умения, малыши становятся более самостоятельными. Старшим детям становятся присущи такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, прекращается соперничество между детьми, изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений со взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.
По нашим наблюдениям, в образовательном процессе разновозрастной группы детского сада, огромная зона развивающих возможностей для детей. Благодаря разновозрастной среде детского сада наши дети активнее, результативнее и естественнее социализируются, и адаптируются в школе.
Список использованных источников и литературы:
[1] Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.- 144 с.
[2] Федеральный Закон «об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года (ст.27, ст.64) источник – zakon-ob-obrazovanii.ru/
[3] Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155/ Министерство образования и науки Российской федерации.-Москва: 2013г.
[4] Ясин В.А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада. Образование и наука. 2006, №5, стр.27-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции...
Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и х...
Пластилинография как средство познания мира и развития восприятия у детей раннего дошкольного возраста
Из опыта работы....
"Весенние цветы": конструкт организации образовательной деятельности - знакомство с природным миром, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие с детьми 7-го года жизни
Конструкт итогового занятия с детьми 7-го года жизни по областям: речевое, познавательное, художественно - эстетическое развитие на тему "Весенние цветы"...
Нетрадиционные техники рисования как средство познания мира и развития эстетического восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи
Статья об использовании нетрадиционной техники рисования "Эбру" в творческом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи....
МАСТЕР-КЛАСС "Овладение методикой использования оригами как средства моделирования, направленного на развитие художественно-эстетического творчества детей»
laquo;Овладение методикой использования оригами как средства моделирования, направленного на развитие художественно-эстетического творчества детей»...