Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
статья по рисованию по теме
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и
воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенса-
ции зрительной недостаточности. Детям, имеющим нарушения функций зрения, нелегок путь познания. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их характерные признаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_khudozhestvenno-tvorch.netrad.materila_i_tekhniki.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга
Статья
Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
Автор:
Смирнова Людмила Ивановна
воспитатель высшей кв. категории
…Это правда! Ну, чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э.Успенский
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства.
Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и реализуются первые проявления творчества.
У современных детей фантазии и воображения более чем достаточно. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и
воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенса-
ции зрительной недостаточности. Детям, имеющим нарушения функций зрения, нелегок путь познания. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их характерные признаки.
Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.
Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия
- внимания, усидчивости
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмо
циональной отзывчивости.
Очень часто отсутствие знаний и навыков владения техникой рисования, отталкивает ребенка от рисования, поскольку результат его усилий, получается непривлекательным, т.е. не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту , который он пытался изобразить.
Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира в нетрадиционной технике рисования или с нетрадиционными материалами, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством. В совместном творчестве с детьми, используя нетрадиционные материалы и техники, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы совместной деятельности и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Все это говорит о том, что с детьми, страдающими нарушением зрения, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных приемов изображения.
Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества,т.е. позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Изобразительная и художественно-продуктивная деятельность приносят много радости детям, особенно используя в своих работах нетрадиционные техники изображения и нетрадиционные материалы. Что же такое нетрадиционные техники рисования – это тычок кистью, печатание листьями, оттиск печатками из овощей, кляксография, выдувание трубочками, рисование пальчиками, палочками, трубочками, ластиком и т.д. Наиболее простой и эффективный способ выражения своих чувств, радости и удивления в художественно-продуктивной деятельности –это аппликация. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для детей младшего дошкольного возраста, т.к. их деятельность в этот период носит предметный характер. И сколько радости и эмоций проявляет ребенок, когда работает с нетрадиционными материалами и у него получается то, что он хотел изобразить. Используя в своей работе такие нетрадиционные материалы, как ватные диски, из которых получаются красивые цветы, пушистые животные и т.д., поролон и даже изоленту, дети получают положительные эмоции.
Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат свое работы они видят сразу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»
Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...
Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и х...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»
Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....
Формирование эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества
Презентация по формированию эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества...
Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техники по изобразительной деятельности (рисование) «Путешествие в мастерскую художника»
Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техник...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей является изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий. т. к. в...
ОПЫТ РАБОТЫ Сенсорное развитие детей 2-3 лет через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности
Сенсорное развитие детей 2-3 лет через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности...