Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства.
Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и реализуются первые проявления творчества.
У современных детей фантазии и воображения более чем достаточно. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и
воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенса-
ции зрительной недостаточности. Детям, имеющим нарушения функций зрения, нелегок путь познания. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их характерные признаки.
Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.
Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия
- внимания, усидчивости
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмо
циональной отзывчивости.
Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира в нетрадиционной технике рисования или с нетрадиционными материалами, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством. В совместном творчестве с детьми, используя нетрадиционные материалы и техники, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы совместной деятельности и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Все это говорит о том, что с детьми, страдающими нарушением зрения, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных приемов изображения.
Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, т.е. позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.r._khudozh-est_razvitie.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида
Методическая разработка раздела образовательной программы
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
Выполнила воспитатель: Бубнова Екатерина Станиславовна
г. Кулебаки 2013 г.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи раздела.
- Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала воспитанниками в соответствии с возрастными особенностями.
- Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
- Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников.
- Система знаний и система деятельности.
- Календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
…Это правда! Ну, чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э.Успенский
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства.
Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и реализуются первые проявления творчества.
У современных детей фантазии и воображения более чем достаточно. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и
воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенса-
ции зрительной недостаточности. Детям, имеющим нарушения функций зрения, нелегок путь познания. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их характерные признаки.
Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.
Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия
- внимания, усидчивости
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмо
циональной отзывчивости.
Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира в нетрадиционной технике рисования или с нетрадиционными материалами, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством. В совместном творчестве с детьми, используя нетрадиционные материалы и техники, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы совместной деятельности и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Все это говорит о том, что с детьми, страдающими нарушением зрения, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных приемов изображения.
Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, т.е. позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Цели и задачи
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» посредством использования нетрадиционных техник и материалов направлено на достижение целей формирования у детей с нарушением зрения первоначальных изобразительных навыков и умений, интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- знакомство детей с различными изобразительными материалами и разнообразными технологиями исполнения;
- совершенствование навыков изодеятельности посредством внедрения новых техник;
- развитие графических умений, ориентировка в ограниченной плоскости;
- формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- формирование нравственных качеств личности, эмоциональной отзывчивости к изобразительной деятельности;
- формирование сенсорных эталонов;
- формирование предметных представлений и способов обследования предметов,
- развитие восприятия сюжетных изображений;
- развитие осязания и мелкой моторики.
- формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира;
- развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения;
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала детей с нарушением зрения 5- 7 лет
Психофизическое развитие слепых детей имеет те же закономерности, что и развитие детей с нормальным зрением, но отсутствие ряда зрительных образов, визуальной ориентировки не может не сказываться на социальном опыте ребенка, его понимании окружающего мира.
Так как зрение в значительной степени управляет развитием моторики и обусловливает общение с окружающими, то крайне необходимо стимулировать функциональное развитие разных органов чувств. Только при условии грамотно построенной работы родителей и тифлопедагогов с ребенком можно скорректировать отклонение в развитии ребенка.
Изобразительная деятельность тесно связана с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами, а также со специфическими особенностями, которые обусловлены зрительной патологией.
При нарушении зрения у дошкольников страдает восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование представлений об окружающем. Именно поэтому необходима предварительная работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов при обследовании предмета, его качеств и свойств. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта способствует более полному формированию предметных представлений. Таким образом происходит развитие аналитико-синтетической деятельности: способности видеть отдельные свойства предмета и объединить их в целостных образ.
Изобразительной деятельности всегда предшествует наглядно - практическая. Это могут быть сюжетно-ролевые и дидактические игры, наблюдения на прогулке, экскурсии. Целесообразно использование следующих игр и упражнений:
1. Сравнение предметов и их изображений (нахождение сходства и отличия) .
2. Соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений и реальных объектов.
3. Обводка по контуру, силуэту, трафарету.
4. Определение и поиск недостающих деталей в изображении.
5. Определение и устранение ошибок и неточностей в изображении.
Необходимо помнить о том, что дети со зрительной патологией зачастую не умеют пользоваться своим нарушенным зрением. Кроме того, для них характерно нарушение зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточных зрительный контроль за движением рук. Именно поэтому необходимо повышать уровень сформированности навыков обследования. Выделяют следующие этапы обследования предмета:
1. Характеристика предмета педагогом.
2. Анализ основных частей и деталей предмета детьми.
3. Соотнесение выделенных частей с сенсорными эталонами цвета, формы и величины.
4. Определение строения предмета, определение пространственного положения всех составных частей.
5. Повторное восприятие предмета в целом.
Объект для обследования должен быть достаточно крупного размера, яркого цвета, контрастно выделяющимся на фоне. Желательно, чтобы дети могли тесно контактировать с объектом.
Важное значение имеет организация осязательного обследования предмета. Педагог берет обе руки ребенка в свои и показывает, как обхватить предмет обеими руками, как продвигать руки сверху вниз, демонстрирует способы действия пальцами при осязании.
В процессе осязательного обследования дети анализируют округлость формы, наличие граней, углов, плоскости, вогнутости и другие осязательные признаки предмета.
Большие трудности возникают у детей с нарушениями зрения при восприятии и отображении пространственных отношений предметов. Понимание и правильный перенос пространственных признаков предмета на плоскость листа во многом зависит от того, как организованы занятия по рисованию. Необходимо развивать восприятие перспективы через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся понимать таким образом величину предметов в зависимости от их расположения в пространстве. Для этого следует подбирать иллюстрации, на которых можно показать изображение перспективы. Например, дома вдали очень маленькие, а на переднем плане люди - по размеру больше, чем дома.
На занятиях по рисованию для коррекции и развития цветовосприятия дети упражняются в различении, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму. При некоторых видах глазных патологий нарушается цветоразличение и цветовосприятие, поэтому рассматривание цвета в реальных предметах способствует обогащению опыта и знаний о цвете. Дети определяют цветовую насыщенность, тональность и контрастность в окраске предметов. Когда ребенок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его способам получения нужного цвета, тональности, насыщенности в изображении. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное влияние на ребенка с нарушением зрения, поэтому педагог учит детей ориентироваться в эталонах цвета соответственно спектру цвета. При этом он обращает внимание детей на то, что цвет является одним из выразительных средств, используемых в изображении, и им надо правильно пользоваться.
Таким образом, можно говорить о том, что изобразительная деятельность в целом и подготовительная работ к ней в частности является важным средством развития и коррекции зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Это касается таких важнейших разделов как:
- формирование сенсорных эталонов;
- формирование предметных представлений и способов обследования предметов,
- восприятие сюжетных изображений;
- развитие осязания и мелкой моторики.
Подобный комплексный подход является залогом успешности коррекционного процесса.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности.
С помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов,их пространственном расположении степени удаленности. Функциями зрения являются : острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения, глазодвигательные функции.
При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего.
На первый взгляд, кажется,что дети с ограниченными возможностями здоровья и развитие творческих способностей – понятия несовместимые. Исследования показали, что по сравнению со здоровыми детьми, уровень самооценки дошкольников с нарушением зрения ниже и менее устойчив. У слабовидящих детей формирование оценки своих возможностей и осознание своего дефекта начинается уже в дошкольном возрасте.
Работая в детском саду для детей, имеющих нарушения функций зрения, я поняла, как нелегок для них путь познания. Этим и обусловлен выбор темы моей работы, которая позволяет научить растущего человека думать, фантазировать, любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.
Дети, посещающие мою группу, страдают не только зрительными дефектами, но и отстают в физическом и психическом развитии. У них плохая координация движений, память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Некоторым детям тяжело выполнять, даже самые простые, отдельные рисовальные движения. Чаще всего это касается детей, у которых недостаточно сформированы координированные зрительно – моторные реакции. Движения рук у этих скованные, неуверенные. Изображаемые линии часто набегают одна на другую, нет точности в направлении руки. В связи со слабыми изобразительными навыками у детей, я решила в своей работе использовать пять основных направлений в коррекции изобразительных навыков. Они включают:
- точность направления движения руки;
- регулирование размаха рисовального движения;
- коррекцию по усилению нажима на карандаш, кисть;
- коррекцию формообразующих движений руки;
- коррекционную работу по формированию графических умений и навыков.
Используемая многократность повторения однородных рисовальных движений в задании, позволяет развивать у ребенка зрительно – двигательную память на это движение, а значит и зрительно – моторную двигательную координацию.
Для тренировки и коррекции мышечных возможностей руки ребенка, перед каждым занятием по изобразительной деятельности, я провожу с детьми гимнастические упражне-
ния для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга. Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершенней взаимосвязь с развитием речи м мышлением дошкольника.
Гимнастика для пальцев:
«Здравствуй, пальчик!» - поочередно «здороваются» пальцы правой руки с пальцами
левой руки.
«Коза – дереза» - вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные пальцы согнуть.
«Веселые человечки» - указательный и средний пальцы бегают по столу, остальные пальцы согнуть.
«Щелчок» - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.
Учитывая специфику жизненного опыта детей (ограниченность и несистемность знаний,недостаточность традиционных для развития ребенка методов), формирование изобразительных навыков следует связывать как с реальными действиями, так и с обучаю-
щими задачами. Это обуславливает важность и необходимость в самом начале определить конкретные индивидуальные «уровни развития» и степень «обучаемости» каждого ребенка. Без выполнения данного условия невозможно достичь ожидаемого положитель-
ного результата. С этой целью необходимо провести диагностику знаний, умений, прак-
тических навыков детей. Результаты диагностики показали, что большинство детей имеют низкий уровень знаний: о цвете, величине, по использованию технических навыков.
При организации работы я учитывала возрастные особенности детей, характер зрительных диагнозов, а также сочетание разнообразных форм и методов работы с ними.
Помимо традиционных приемов изображения, эффективно использовать в работе с детьми по изобразительной деятельности и нетрадиционные техники изображения, спо-
собствующие развитию детской художественной одаренности, что особенно важно для детей со зрительной депривацией. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
В настоящее время обучение дошкольников изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения, расматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно – педагогической работы.
Для привлечения детей к рисованию в нетрадиционной художественной технике в свободное время, желательно создать в группе развивающую пространственную среду, способствующую активизации различных творческих проявлений детей и оснащенную разнообразными пособиями и материалами: трафареты, печати, клише, мелки, фломастеры, разнообразные крышечки, пробочки, фигурки и т.д.
В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения, можно условно выделить три этапа:
1 этап – развитие у детей положительного эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования;
2 этап – учить детей правильно держать и пользоваться инструментами для рисования;
3 этап – закреплять умения и навыки работы в разнообразных техниках изображения.
На протяжении всех трех этапов, я стимулирую детей отвечать на вопросы об изобра-
жаемых объектах, выделять их их сенсорные характеристики: цвет, форма, величина; рас-
сказывать о создаваемых ими образах.
Практический опыт работы с детьми позволяет сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения, раскрывают перед нашими детьми с нарушениями зрительных функций большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют проявлениям в изобразительной деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
- развитие познавательной активности и творческого потенциала детей с нарушением зрения;
- сформированность интересов к изобразительной деятельности, стремление заниматься ею по собственной инициативе;
- скоординированная работа мелкой моторики рук, ловкость, умение управлять своими движениями;
- умение использовать разнообразные материалы и техники;
- сформированность навыков речевого общения с окружающими, навыков совместной работы, умения понимать, сочувствовать, общаться со сверстниками.
Данная работа направлена на художественно – эстетическое воспитание дошкольников посредством использования нетрадиционных техник и материалов изобразительной деятельности, которая предполагает развитие следующих интегративных качеств:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками - сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
- любознательный, активный - принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; проявляет интерес к изобразительной деятельности, экспериментированию; развиты сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.
- эмоционально отзывчивый - проявляет активность и эмоциональный отклик при восприятии произведений искусства; испытывает желания отразить свои впечатления в изобразительной деятельности; охотно участвует в коллективной изобразительной деятельности.
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве); способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения - планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту - инициативен и творчески активен в процессе собственной деятельности: может как самостоятельно определить замысел будущей работы, так и охотно принимать тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создает оригинальные выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности.
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – способен работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками - сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления изобразительной деятельности; освоил различные изобразительные техники (способы создания изображения, способы использования изобразительных материалов и инструментов); демонстрирует хороший уровень технической грамотности, аккуратность в создании изображения.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
В развитии художественно - эстетического восприятия окружающего мира детей посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности использованы виды деятельности: продуктивная, трудовая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие (обогащение знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними, содействие сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления и познавательных способностей.)
- физическое развитие (формирование у детей мелких, точных и координированных движений, которые впоследствии облегчают овладение навыками работы с кистью, карандашами, фломастерами и ножницами, укрепление мелкой моторики детей.)
-художественно - эстетическое развитие (совершенствование изобразительной деятельности детей, способствование становления позиции художника-творца, активизация творческих проявлений детей, стимулирование самостоятельных проявлений эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях)
-социально-коммуникативное развитие (развитие коммуникативных навыков: доброжелательности, усидчивости, аккуратности, взаимопомощи и сотрудничества со сверстниками и педагогом.)
-речевое развитие (обогащение словаря посредством усвоения названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений; формирование связной речи и коммуникативных навыков в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников; развитие у детей образной, выразительной речи в ходе образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов)
Система знаний и система деятельности
При организации изобразительной деятельности я соблюдала следующие принципы:
- Многогранность – введение игровой направленности во все сферы совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
- Вариативность – использование различных вариантов, методов и приёмов взаимодействия с детьми в зависимости от их интересов и возможностей, а также конкретной ситуации.
- Адаптивность – приспособление содержания образования к индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребёнка с нарушением зрения.
- Гибкость – оптимальный и плавный перевод ребёнка с одного уровня сформированных возможностей на другой в целях обеспечения поступательности процесса всестороннего развития.
- Открытость и обратная связь – готовность к встрече с иным, незнакомым, неожиданным. Максимальная открытость ко всем видам партнёрства и сотрудничества.
При организации изобразительной деятельности я придерживалась следующих особенностей руководства со стороны взрослого:
- Учёт индивидуальных личностных особенностей и возможностей каждого ребёнка с нарушением зрения при организации совместной практической деятельности;
- Своевременная корректировка динамики развития изобразительных способностей ребёнка и выявления декомпенсации;
- Предоставление детям свободы выбора вида деятельности и способов действий;
- Предоставление детям возможности привносить добытые ими навыки и умения в процессе овладения новыми приёмами;
- Мотивацию благополучия через создание ситуации успеха в целях самоутверждения ребёнка в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых, привитие «вкуса успеха»;
- Обеспечение различными изобразительными материалами для самостоятельной художественной деятельности;
Перспективно – тематический план работы в старшей группе
« Когда оживают альбомные листы»
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Тема: « Мы любим рисовать» | |||
Дождик, дождик кап, кап, кап. (пальчиками) | Грибная полянка. (кисть) | Витамины в тарелке. (оттиск поролоном) | Ветка рябины. (оттиск сухих листьев, пальчиками) | |
Октябрь | Тема: «Краска и цвет» | |||
Утята на пруду. (трафарет + тычок кистью) | Лебединое озеро.(тра-фарет +тычок поролоном) | Краски осеннего Урала. (пятнами) | Дерево настроения. (техника по сырому) | |
Ноябрь | Осенний листопад. (печать сухих листьев) | Чудесные рыбки. (восковые мел-ки + акварель) | Домик и дерево ночью. (оттиск пенопластом) | Сегодня я волшебник. (живопись по мокрой бумаге) |
Декабрь | Тема: «Работа с линией» | |||
Рисуем штрихом. (фломастеры, карандаши- тех-ника тиснение) | Чудо игрушки разноцветные зверюшки. (дымковская игрушка) | Синица – вестница пороши. (карандаши) | Северное сияние. (по мокрому слою + тычок кистью) | |
Январь | Тема: «Работа с формой» | |||
Превращение кружков. (дорисовывание) | Снег, снег идёт. (свеча + акварель) | Смешной портрет. (дорисовка геометрич. форм) | Сказочная птица. (техника «ладошка») | |
Февраль | Весёлый снеговик(тычок, дорисовка) | Кто же там спрятался. (от пятна) | Зимнее настроение. (коллаж) | Разные силуэты. (простой каран-даш +гуашь) |
Март | Тема: «Композиция» | Тема: «Развивающее задание» | ||
В глуши лесной. (акварель,кисть)
| Мы рисуем, что хотим. (материал по выбору) | Мой портрет. (чёрно- белый граттаж) | Капельки- кляксы нам с детства знакомы. (кляксограф) | |
Апрель | Тема: «Делаем вместе» | Тема: «Декоративная роспись» | ||
Ракеты в космосе. (набрызг) | Вечерний город. (отражение в воде) | Ростом разные подружки… (русская матрёшка – украсить узором) | Хохломские чудеса. (составление узора) | |
Май | Тема: «В гостях у Пчёлки» | |||
Одуванчик, улыбнись солнышку. (восковые мелки +акварель печать +фломастеры) | Бабочка – красавица. (монотипия) | Я цветок! Какой? (коллективное рисование) | Мой мир в ладошке. (выставка детских работ) |
Перспективно – тематический план работы
в подготовительной к школе группе «В мире творчества»
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Приглашение в « Творческую мастерскую» | |||
Летний луг. восковые мелки + акварель, печать по трафарету | Художник и его инструмен-ты. (изменчи-вость формы)
| Ах, какой натюрморт. (тёплые, холодные тона) | Фруктовая сказка. (отпечаток + дорисовка | |
Октябрь | Тема: «Сказка про осень» Коллаж: «Осенние фантазии» | |||
Я шагаю по ковру из осенних листьев. (печать листьев, восковые мелки) | Ветка калины. (карандаши +краски) | Птички клюют ягоды. (продолжение работы – карандаши, фломастеры)
| Хмурая поздняя осень. (акварель, оттиск, монотипия)
| |
Ноябрь | Моё любимое дерево осенью. (оттиск печатком набрызг по трафаретумонотипия) | Я люблю пушистое, я люблю колючее. оттиск скомканной бумагой,поролон | Узор на разделочной доске. (городецкая роспись)
| Первый снег. (монотипия,рисование пальчиками)
|
Декабрь | Тема: «Волшебница зима» Коллаж: «Зимнее настроение» | |||
Мороз рисует на стекле. (свеча + акварель) | Зимняя ночь. (чёрно – белый граттаж) | Мои любимые снежинки. (украшение подносов узором)
| Карнавальные маски. (свободная роспись) | |
Январь | Еловый лес. печать «ладошкой» | Ёлочка нарядная. (рисование пальчиками, акварель+ восковые мелки) | Волшебные деревья. (раздувание, тушь) | Птицы волшебного сада. (городецкая роспись) |
Февраль | Пингвины на льдинах. (холодные тона, тычок жёсткой кистью) | Я в подводном мире. (восковые мелки, акварель, кляксография)
| На сугробах сидят снегири. (гуашь) | Открытка для папы. (шаблон,оттиск) |
Март | Тема: «Весенняя песня» Коллаж: «Разноцветный дождь» | |||
Мамочка милая мама моя. (портрет мамы- материал по выбору) | Великолепная посуда. (хохломская роспись) | Весёлая капель. («очеловечива-ние», дорисовка) | Птица счастья. (ассоциативное рисование)
| |
Апрель | Космическое небо. (печать, набрызг) | Мои любимые животные. (карандаши, тиснение) | Сказочная гжель. (гуашь) | Жостовский орнамент. (украшение борта подносов) |
Май | Волшебная поляна. (материал по выбору) | Чудесные бабочки. (тычкование) | Цветущий месяц май. светлые, тёплые тона, пейзаж | Разноцветный мир красок. (выставка детских работ) |
Тиражирование
Предлагаю использовать материал данной разработки в работе воспитателей своего детского сада и воспитателей других детских садов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»
Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....
Формирование эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества
Презентация по формированию эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества...
Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техники по изобразительной деятельности (рисование) «Путешествие в мастерскую художника»
Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техник...
Педагогический проект на тему "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисов...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей является изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий. т. к. в...
ОПЫТ РАБОТЫ Сенсорное развитие детей 2-3 лет через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности
Сенсорное развитие детей 2-3 лет через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности...