Нетрадиционные техники рисования как средство познания мира и развития эстетического восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи
статья по рисованию на тему
Статья об использовании нетрадиционной техники рисования "Эбру" в творческом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ - КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, их реальному миру. Таким образом, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Речь пойдет о детях с ТНР.
Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений. В целом, коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР.
У детей с речевой патологией часто наблюдаются нарушения моторики, что указывает на недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений. Эти нарушения проявляются во время продуктивной деятельности. У детей с нарушениями речи наблюдается узость тематики рисунков и многократные повторения темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов и неумение владеть инструментом. Внимание детей с речевым недоразвитием имеет невысокий уровень развития по сравнению с нормой и характеризуется неустойчивостью. Снижен уровень произвольного внимания, дети часто отвлекаются. Дети испытывают трудности в планировании своих действий. Им гораздо труднее сосредоточиться на выполнении задания в условиях словесной, чем зрительной инструкции. Контроль за деятельностью часто не сформирован или значительно нарушен. Снижено и критическое отношение к чужой и своей работе.
Без специально организованного обучения деятельность у логопатов самостоятельно не возникает. Любой вид деятельности детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии педагога и обязательного повседневного руководства ею.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой этого вида искусства, рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования. Ведь любое нарушение развития ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточны и несогласованны.
Все это говорит о том, что с детьми, страдающими тяжёлыми нарушениями речи, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик (арттерапии). Использование в изобразительном искусстве нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Главная цель арттерапии – гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ТНР. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге успешно интегрировать его в обществе. Арттерапевтический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности.
Быстро растущий интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения, что обусловлено ориентацией арттерапии и артпедагогики на присущие каждому человеку потенциал мыслей, чувств, самоисцеления, стремления к гармонии, творчеству.
Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Одной из нетрадиционных техник рисования является Эбру.
Эбру — это древнее искусство рисования на воде. Рисование на воде – особый творческий процесс, заставляющий с трепетом наблюдать за происходящим. Без особого труда даже дети имеющие ограничения по здоровью могут создавать шедевры, просто проведя палочкой по каплям краски на воде. Особый восторг возникает у детей, когда они узнают о том, что рисунок можно перенести на бумагу, и он останется им на память! «Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага» - так по – разному называют искусство ЭБРУ в странах Востока. Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, но и один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования Эбру не требуется никаких выдающихся способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает нечто красивое. Тайна Эбру заключается в том, что тот, кто занимается данным видом искусства, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковые картины просто невозможно!
Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает ребенка к природе и к своему внутреннему миру.
А как приятно слышать восторженные отзывы о детских рисунках! Как приятно видеть, как дети гордятся своими успехами и обретают веру в собственные силы и возможности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье представлена система игр, способствующих преодолению нарушений речи детей....
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
Формирование лексико-грамматических навыков — одна из задач коррекционного обучения и воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....
«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
laquo;Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения» направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие...
Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики»
Важную роль в коррекции речевой патологии помогают сыграть все виды художественной деятельности, расширяющие возможности коммуникации, повышающие самооценку ребёнка, ...
Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».
Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...
«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих...