Конспект НОД по аппликации "Эвенкийские кумаланы"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Цыкина Ольга Викторовна

Конспект образовательной деяельности по аппликации с целью приобщения детей с культуре эвенкийского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_applikatsiya_evenkiskie_kumalany.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по аппликации в старшей группе  

«Эвенкийские кумаланы».

Цель: Приобщение детей к традиционной культуре эвенков Амурской области.

Задачи:  Познакомить детей с жизнью и бытом эвенкийского народа.

 Формировать у детей интерес к получению знаний о культуре, искусстве, обычаях амурский эвенков. Расширять и углублять представления детей о родном крае. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей о родном крае, его коренных жителях эвенках. Развивать память и логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения. Совершенствовать навыки работы с фетром, мехом.

Развивать эмоциональное восприятие, художественный вкус, творчество.

Воспитывать любовь и патриотические чувства детей к родному краю.

Прививать уважительное отношение к коренному народу родного края - эвенкам, к их культуре, традициям и обычаям. Воспитывать дружеские взаимоотношения, навыки сотрудничества,  усидчивость и аккуратность в работе.

Предварительная работа:

Беседы о народах Амурской области, о родном крае, о жизни людей и животных на Севере. Чтение эвенкийских сказок. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений амурских поэтов о родном крае. Посещение Серышевского историко-краеведческого музея. Посещение передвижной выставки «Северный узор».

Материалы и оборудование:

Мультимедийная презентация, кукла в эвенкийском национальном костюме,   картон с нарисованным шаблоном круга, шаблоны животных, олени, птиц и рыб, полоски меха, клей ПВА, кисточки.

Ход НОД:

Дети сидят полукругом напротив экрана.

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы живем?

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: Как называется наша область?

Дети: Наша область называется «Амурская».

Воспитатель: Правильно! Как вы считаете, а почему нашу область назвали Амурской или Приамурьем?

Дети: Потому что здесь протекает река Амур.

Воспитатель: Вы правы. А в каком поселке мы с вами живем?

Дети: Мы живем в поселке Серышево.

(Раздаётся плач)

Воспитатель: Ребята, кто же это плачет? Пойдёмте, посмотрим.

(В раздевалке дети находят куклу в эвенкийском костюме)

Дайаана: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Дайаана: Меня зовут Дайаана. Я приехала к вам с севера Амурской области, оттуда, где живет мой древний, коренной народ Амурской области, ставший ныне малочисленным - эвенки.  Вы можете называть меня Дашей, так как у эвенков два имени: одно дается при рождении, другое русское.

Воспитатель: Дети, как зовут нашу гостью?

Дети: Дайаана или Даша.

Воспитатель: Дайаана,скажи, почему ты плакала?

Дайаана: Гуляла я как то по тайге и встретила Совушку. Она – то и рассказала  мне о вас рябят а, как вы в детском саду знакомитесь с эвенкийскими сказками, делаете к ним декорации. И захотелось мне подарить вам эвенкийские кумаланы. Я везла вам подарок – эвенкийский кумаланы, но по дороге они потерялись.

Воспитатель: Ребята, что же делать, как нам успокоить Дайаану?

Дети: Мы сделаем эвенкийские кумаланы сами.

Воспитатель: правильно. Молодцы ребята. А Дайаана будет нам рассказывать, последовательность работы.

Дайаана: Ребята, как хорошо вы придумали. Я конечно же научу вас делать кумаланф.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе, давайте немного поиграем.

Игра «У оленя дом большой»

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окно (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «посутчаться») «Стук-стук

Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца) 

Лапу мне давай!» (подать руку).

Воспитатель: Ребята, проходите, занимайте места в нашей мастерской.

(дети садятся за столы.)

 (Слайды)

Кумалан – это национальный ковер эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов. Эвенки придают белому цвету большое значение ,с ним связаны сказки и предания .

Кумалан всегда считался мерилом (показателем) достатка семьи, ее благополучия.

Кумаланы шьют в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца , луны и звезд. Также они декорировались широкой кожаной каймой, придающей им нарядность и декоративность. Украшают кумаланы и геометрическим , растительным орнаментом из кожи или вышивкой. Их шьют из шкур лобовины оленя или лося . На окантовку и детали идут кусочки меха рыси , лисицы , медведя .

В настоящее время , когда эвенкийским народом утеряны древние техники шитья кумаланов , мы можем выделить следующие виды современных кумаланов в зависимости от техники исполнения их в материале :

1Кумаланы в технике меховой мозаики с тканной или кожаной аппликацией;

2Кумаланы в технике меховой мозаики бисером или нитками;

3Кумаланы в технике меховой мозаики с декорированием берестой и т.д.

Существует несколько видов кумаланов :

1. Бытовые кумаланы (использовались в хозяйственных целях для домашних условий и для транспортировки на оленях ). Такие коврики использовались эвенками в домашних условиях для сидения, для покрытия оленя ( под седло или на седло ) для удобства езды на олене или для лучшей перевозки поклажи . Также кумаланы использовали и в качестве походной постели .

2.Праздничные кумаланы   (использовались в праздничных и семейных обрядах , дарились молодым во время свадьбы и т.д. )

3. Культовые или шаманские кумаланы Наму ( использовались шаманом во время камланий в виде коврика для сидения шамана в присутствии коллектива сородичей , а также вешались на шаманские столбики Сэргэ для исполнения особых действий ).

Шитье кумаланов очень трудоемкая работа , требовало совершенного мастерства ручного шитья . Девочек начинали учить по выделке и шитью с самого раннего возраста.

Маленькие девочки сначала были помощницами у своих бабушек и мам , а в подростковом возрасте уже начинали шить сами.

Эвенкийские женщины очень трудолюбивы. На них лежат обязанности ухода за детьми, приготовления пищи, поддержания порядка в чуме. Эвенкийки – настоящие мастерицы: из рыбьей кожи шьют сумочки, обувь, игольницы, украшенные бисером, из оленьих шкур делают одежду, , сумки, кукол, обувь, головные уборы,  кумаланы.

Дайаана: у вас лежит картон, вам необходимо вырезать  круг из картона. Из фетра нужно вырезать изображение животного, птицы или рыбы и приклеить его в центр круга. Затем нанесите клей на полоски меха с обратной стороны и приклейте по краю круга. Добавьте в центр круга пайетки и тесьму.

Дайаана: Ну вот, ребята, у вас получились настоящие эвенкийские амулеты, а  мне пора возвращаться домой. Я приглашаю вас к себе в гости на Север и буду с нетерпением ждать встречи. До свидания! (уходит).

Дети: До свидания!

Воспитатель: Ребята, как зовут нашу гостью?

Дети: Дайаана или Даша.

Воспитатель: Что вы узнали нового из рассказа Даши? Чему научились новому?

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...