Рабочая программа дополнительного образования общеразвивающей направленности кружка «Умелые ручки» 5-6 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста(5-6 лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАДОУ «Детский сад «Радуга» (протокол от 28.08.2018_ № 1) | УТВЕРЖДЕНА Приказом МАДОУ «Детский сад «Радуга» от 31.08.2018 № 1-к |
Рабочая программа дополнительного образования общеразвивающей направленности
кружка «Умелые ручки»
Возраст учащихся: 5–6 лет
Срок реализации: 1 год
Составители:
Урасинова Л.В., воспитатель,
Воробьева Н.В., воспитатель
г. Советский
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста(5-6 лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Педагогическая целесообразность программы: способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Цель программы: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Задачи:
Образовательные:
- создавать условия для развития творческой активности детей;
- формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда;
- познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ;
- знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.
Развивающие:
- развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук;
- развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук;
- развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
Воспитательные:
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ;
- воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление;
- воспитывать и развивать творческие способности детей.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка
Сроки реализации программы: программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на один год обучения (октябрь-апрель) и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Формы и режим: формой организации учебных занятий является подгрупповая и индивидуальная. Занятия кружковой деятельности проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут, в соответствии с циклограммой мероприятий старшей группы, с октября по апрель включительно. Общее количество занятий в год составляет: 28 занятий.
Формы подведения итогов:
- изготовление альбома фотографий детских работ;
- проведение выставок детских работ.
Основные методы работы. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности. Педагогами используются следующие методы:
- словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме;
- наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия;
- практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Примерная структура занятий.
1. Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
5. Самостоятельное изготовление поделки.
6. Оказание помощи детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
7. По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Ожидаемые результаты.
- наличие и совершенствование навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;
- осваивать последовательность работы;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
К концу года дети должны уметь:
-склеивать готовые элементы и соединять их в образы;
- преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;
- составлять плоскостную, сюжетную композицию;
- уметь создавать аппликацию способом обрывания;
-смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;
-использовать нетрадиционный материал в рисовании.
Содержание программы включает календарно-тематический план и содержание календарно-тематического плана.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел | Тема занятия | Программное содержание (задачи) | Количество занятий | Результат | |
План | Факт | ||||||
1 | 5.10 | 5.10 | Осенняя пора… | «Дерево»- аппликация из сухих листьев. | Образовательная: продолжать знакомить с аппликацией из сухих листьев. Развивающая: развивать фантазию. Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении аппликации. | 1 | Выставка |
2 | 12.10 | 12.10 | Осенняя пора… | «Осенний листочек»- пластилинография. | Образовательная: учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Развивающая: закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. | 1 | Выставка |
3 | 19.10 | 19.10 | Осенняя пора… | «Деревья осенью»- монотипия. | Образовательная: познакомить с техникой «монотипия». Развивающая: учить делать оттиски листиками. Учить смешивать краски, наносить их на лист. Воспитательная: воспитывать аккуратность. | 1 | Выставка |
4 | 26.10 | 26.10 | Осенняя пора… | «Осенний лес»- обрывная аппликация. | Образовательная: расширять знания детей о приметах осени. Развивающая: продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки. Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении аппликации. | 1 | Коллективная работа |
5 | 2.11 | 2.11 | Животные: домашние и дикие, насекомые | «Весёлая гусеница»- аппликация. | Образовательная: учить вырезать несколько геометрических фигур, путём складывания бумаги. Развивающая: развивать фантазию. Совершенствовать навыки работы с ножницами Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении аппликации. | 1 | Выставка |
6 | 9.11 | 9.11 | Животные: домашние и дикие, насекомые | «Цыплята в траве»- аппликация из ватных дисков. | Образовательная: учить из ватных дисков создавать образ цыплёнка. Развивающая: развивать творческие способности. Воспитательная: воспитывать навыки коллективного труда. | 1 | Коллективная работа |
7 | 16.11 | 16.11 | Животные: домашние и дикие, насекомые | «Зверушки из конусов»- бумажная пластика. | Образовательная: учить делать конус из бумаги, обводить по трафарету, приклеивать мелкие детали. Развивающая: развивать фантазию. Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении поделки. | 1 | Выставка |
8 | 23.11 | 23.11 | Животные: домашние и дикие, насекомые | «Забавные зайчата»- бумажная пластика. | Образовательная: познакомить с новым способом склеивания игрушки из колец разной величины. Развивающая: развивать творческие способности. Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении поделки. | 1 | Выставка |
9 | 30.11 | 30.11 | Животные: домашние и дикие, насекомые | «Животные»- рисование ладошкой. | Образовательная: обобщить знания детей о диких и домашних животных. Учить создавать образы животных. Развивающая: развивать фантазию и творчество. Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе с красками. | 1 | Выставка |
10 | 7.12 | 7.12 | Зимушка-зима! | «Здравствуй, зимушка – зима»- обрывная аппликация. | Образовательная: закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки и наклеивать. Создавать зимний пейзаж. Развивающая: развивать творческие способности. Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении аппликации. | 1 | Коллективная работа |
11 | 14.12 | 14.12 | Зимушка-зима! | «Снеговик»- мятая бумага, аппликация. | Образовательная: учить сминать бумагу, формировать из неё круги, аккуратно приклеивать к листу. Развивающая: развивать фантазию и творчество. Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении аппликации. | 1 | Выставка |
12 | 21.12 | 21.12 | Зимушка-зима! | «Новогодние шары так прекрасны и важны»- пластилинография. | Образовательная: создавать лепную картину с выпуклым изображением, побуждать самостоятельно создавать узор для шара. Развивающая: развивать творческие способности. Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. | 1 | Выставка |
13 | 28.12 | 28.12 | Зимушка-зима! | «Ёлочка» - мозаика из пластилина. | Образовательная: учить отщипывать пластилин, раскатывать его, ровно по контуру прикреплять к рисунку. Развивающая: развивать фантазию и творчество. Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. | 1 | Выставка |
14 | 11.01 | 11.01 | Зимние забавы | «Шапка» - аппликация с использованием ваты. | Образовательная: повторить одежду. Развивающая: учить работать с ватой и клеем. Воспитательная: воспитывать интерес к занятиям. | 1 | Выставка |
15 | 18.01 | 18.01 | Зимние забавы | «Зайчик» - рисование поролоновой губкой. | Образовательная: помочь детям освоить способ рисования поролоновой губкой. Учить располагать рисунок на листе. Воспитывать любовь к животным. Развивающая: развивать фантазию и творчество. Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе с красками. | 1 | Выставка |
16 | 25.01 | 25.01 | Зимние забавы | «Зимний пейзаж» - аппликация с использованием ваты. | Образовательная: учить создавать образы зимних деревьев, снег. Прививать чувство прекрасного. Развивающая: учить работать с ватой и клеем. Воспитательная: воспитывать интерес к занятиям. | 1 | Выставка |
17 | 1.02 | 1.02 | Праздник к нам приходит | «Вкусное мороженое» - аппликация из геометрических фигур. | Образовательная: учить складывать бумагу, вырезать геометрические фигуры. Воспитывать аккуратность. Развивающая: Воспитательная: | 1 | Выставка |
18 | 8.02 | 8.02 | «Валентинки» - рисование ватными палочками, пальчиками. | Образовательная: учить вырезать по контуру, совершенствовать навыки рисования пальчиками и ватными палочками. Развивать фантазию, умение составлять узор. Развивающая: Воспитательная: | 1 | Выставка | |
19 | 15.02 | 15.02 | «Самолёт» - объёмная аппликация. | Образовательная: учить делать объёмную аппликацию. Обобщить знания детей об Армии. Закреплять навыки работы с ножницами и клеем. Развивающая: Воспитательная: | 1 | Выставка | |
20 | 22.02 | 22.02 | «Открытка для мамы» - объёмная аппликация. Ватные диски. | Образовательная: учить создавать цветы из ватных дисков, путём вырезания. Развивающая: Воспитательная: | 1 | Выставка | |
21 | 1.03 | 1.03 | Весеннее настроение | «Открытка для мамы» - продолжение | Образовательная: учить составлять композицию из подготовленных материалов. Закрашивать ватные диски гуашью. Воспитывать любовь к близким людям. Развивающая: Воспитательная: | 1 | Выставка |
22 | 15.03 | 15.03 | «Аппликация в круге» - работа с зёрнами. | Образовательная: учить создавать свою композицию на основе пластилина и зёрен тыквы, подсолнуха, фасоли, гороха. Развивать фантазию, творчество, усидчивость. Развивающая: Воспитательная: | 1 | Выставка | |
23 | 22.03 | 22.03 | «Причёски» - объёмная аппликация. | Образовательная: учить из бумажных полос создавать причёски, путём накручивания полос на зубочистку и палочку от кисточки. Обобщить знания детей о профессии парикмахера. Развивающая: Воспитательная: | 1 | Выставка | |
24 | 29.03 | 29.03 | «Цветик-семицветик» - пластилинография. | Образовательная: познакомить с сказкой Катаева «Цветик-семицветик». Учить создавать из пластилина цветок. Повторить основные цвета. Развивающая: Воспитательная: | 1 | Выставка | |
25 | 5.04 | 5.04 | Мир прекрасен | «Распускаются цветы» - аппликация из ватных дисков. | Образовательная: создавать коллективную картину цветов. Закреплять навыки работы с клеем, ножницами. Воспитывать чувство взаимопомощи. Развивающая: Воспитательная: | 1 | Коллективная работа |
26 | 12.04 | 12.04 | «Облако» - аппликация из манки. | Образовательная: познакомить с техникой аппликации с крупами. Повторить название весенних месяцев, признаки весны. Развивающая: Воспитательная: | 1 | Выставка | |
27 | 19.04 | 19.04 | «Пасхальные яйца» - различные техники. | Образовательная: познакомить с историей возникновения росписи яиц. Учить расписывать пасхальное яйцо по своему замыслу различными техниками (тычок, пальчики, оттиск). Развивающая: Воспитательная: | 1 | Выставка | |
28 | 26.04 | 26.04 | «Пчёлка» - аппликация из ватных дисков. | Образовательная: учить делать из ватных дисков пчёлку. Закрепить знания детей о насекомых, о пользе пчелы. Развивающая: Воспитательная: | 1 | Выставка |
Мониторинг достижения результатов.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я. Д.
Диагностика проводится методом опроса, заданий, наблюдений и заполняется мониторинговая карта.
Формы подведения итогов:
- диагностика умений, навыков работы с бумагой;
- выставки детских работ (тематические, авторские);
- участие детей в городских конкурсах.
Список используемой литературы
- Л.В.Куцакова. «Конструирование и художественный труд д/саду». Программа и конспекты занятий.
- А.И. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Методическое пособие для воспитателей.
- Т.Сержантова «Оригами для всей семьи» Москва Айрис пресс 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования в ДОУ . Бисероплетение. «Умелые ручки».
Образовательнаядвухгодичная программа программа по бисероплетению с детьми старшего дошкольного возрастасоставлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей ...
Программа дополнительного образования по художественному труду «Умелые ручки»
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю.Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие ...
Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки"
Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки", для руководителя кружковой работы...
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»...
Программа дополнительного образования технической направленности «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (стартовый уровень)
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники, физики и архитектуры. Современное конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву ...
Программа дополнительного образования по кружковой работе "Умелые ручки" для детей подготовительной группы
Работа по программе «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей....
Программа дополнительного образования детей средней группы "Умелые ручки"
Программа дополнительного образования детей средней группы "Умелые ручки". В ней представлены цели,задачи занятий,основные умения и навыки, которые приобретут воспитанники4-5 лет, необходимы...