Методическая разработка "Пластилинография" для дошкольников
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Феоктистова Екатерина Васильевна

Методическая разработка "Пластилинография"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка- «пластилинография» искусство рисования пластилином как средство развития детей

Аннотация: Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.

Ключевые слова: пластилинография, сплющивание, налепы, прилепы, развитие мелкой моторики рук, развитие личности.

 

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства – пластилинография предоставляет возможность для развития творческих способностей детей. Понятие пластилинография имеет два смысловых корня: графия – создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой. Основной материал- пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука ( вернее, обе руки) следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям с ограниченными возможностями, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией предоставляют большую возможность для развития и обучения детей. Способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет развивать личность ребёнка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, ознакомления с окружающим, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Занятия составляются с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, умения, навыки, ребёнок учится познавать мир и осознавать себя, своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Использование художественного слова, игровых методов и приемов воспитателем позволяет достичь успехов в работе по формированию у детей изобразительных умений и навыков. Художественное слово способствует созданию детьми ярких, неповторимых образов, обогащает словарь детей, вызывает желание отразить свои впечатления в собственной художественно-продуктивной деятельности. При организации занятий по пластилинографии происходит закрепление знаний полученных по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с художественной литературой и т.д.

В технике пластинографии можно создавать: цветы, растения, плоды и т.д.

Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей – пластилинография, она даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией коррекционного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.

Основными целями и задачами обучения детей с ограниченными возможностями данной техники являются:

- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к пластилинографии;

- освоение новых приемов ( скатывания, надавливания, размазывания);

- развитие мелкой моторики;

- ознакомление с окружающим миром;

- развитие эмоций и фантазии.

- развитие координации движения рук, глазомера;

- ориентировка на листе бумаги.

Этапы выполнения работы:

  1. Работа по сюжетным картинкам ( рассмотреть море, рыбок);
  2. Тактильное обследование рыбки (игрушки);
  3. Подготовка основы для выполнения работы (картон);
  4. Нарисовать контуры моря и рыбки;
  5. Наклеить пленку ( скользящая);
  6. Приготовить мягкий пластилин;
  7. Салфетки.

Задача перед ребенком:

  1. Подготовительный этап.

- освоить прием надавливания;

- освоить прием вдавливания;

- освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца;

- освоить правильную постановку пальца;

- освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;

- научиться работать на ограниченной поверхности.

2. Основной этап.

- научиться не выходить за контур рисунка;

-научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

- использовать несколько цветов пластилина;

- научиться пользоваться специальной стекой;

- научиться доводить дело до конца;

- научиться аккуратно, выполнять свои работы;

- выполнять коллективные работы вместе с другими детьми;

- последовательности выполняемых действий;

- действовать по образцу воспитателя;

-действовать по словесному указанию воспитателя.

3. Итог.

- самостоятельно решать творческие задачи;

- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Обучение происходило поэтапно с возрастанием уровня сложности- от простого к сложному. Формируя навыки надавливания и размазывания, важно было научить детей прилагать усилие пальчиками. Показывала детям приемы, а при необходимости брала указательный пальчик ребенка и помогала нарисовать пластилиновую линию, поворачивая пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо. Во время работы следила за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляла возможность выбора пластилина. Во время работы всегда помнила, что любую ошибку можно исправить. Пластилин-материал волшебный. Неудачное изображение просто счищали стекой, потом снова добавляли фон и работу продолжали. Возможность исправить ошибку особенно привлекательна для детей. На выполнение этой работы ушло не одно занятие, рисовали пластилином в свободное от занятий время. Самое главное во время выполнения этой работы дети радовались полноценному творческому процессу, им было комфортно. Они понимали, что со стороны взрослого всегда придет помощь.

Предлагаемая методика очень гибкая и позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями. Вообще дети с удовольствием осваивают новые приемы, достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием.

Эта методика позволяет выполнять коллективные картины, что особенно важно, в работе с детьми с ограниченными возможностями. Некоторым детям можно, например, поручить скатывать шарики для чешуи рыбки, а некоторым - только закрывать фон. С другими выполнять работу «Рука в руку». От участия в общем деле на равных, при неравных возможностях выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Сложные элементы может выполнять сам педагог, внеся свой вклад в общий творческий процесс. Когда дети делают картину совместно с педагогом, возникает особенная доверительная атмосфера, ребенок не боится сделать ошибку. А хороший результат одинаково порадует всех.

Обучившись этому методу работы с пластилином, дети с удовольствием занимают этой деятельностью свое свободное время. Это очень важно, так как проблема занятия досуга всегда имеет большое значение в воспитательном процессе.

Структура занятий:

Занятия по рисованию пластилином ничем не отличаются от традиционных занятий, только как сменой изобразительного материала. Структура может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь нужно создать эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приемы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.

В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает приемы рисования пластилином. Далее дети выполняют практическое задание – дорисовывание необходимых элементов в общей композиции (лучиков, капелек, ножек и т.д.) При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физкультминутку.

В заключительной части дети встают, подходят к мольберту. Воспитатель подводит итог занятия: детей за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту композиции.

Методы и формы работы:

Занятия провожу нетрадиционно, используя новые методы:

  1. надавливания и размазывания;
  2. налепы и прилепы;
  3. скатывания и раскатывания;
  4. сплющивания.

Занятия пластилинографией одновременно является и развитием речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином веду непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с игрушечным персонажем. Занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативных функций речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Применяю в работе с детьми стихотворения, потешки, загадки.

Знакомлю детей с окружающим миром, применяю варианты обобщения, даю знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развиваю фантазию и творчество. Для успешности работы детей необходима похвала и одобрение.

В работе предлагаю пластилин разного цвета, использую эстетически красочные предметы, игрушки. На обобщающих занятиях сравниваем поделки детей. Им представляю больше самостоятельности, поддерживаю интерес к пластилинографии. Разумно чередую активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское переутомление. Слежу за осанкой детей. Организую выставку детских работ и регулярно обновляю её.

Польза работы с пластилином:

  • Рисование пластилином увлекательное и полезное занятие. Увлекательное , так как это позволяет сделать картину более рельефной, а, следовательно, более живой. А полезное- так как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку, что хорошо развивает мелкую моторику рук, готовя к школьным нагрузкам.

Главное при работе с пластилином не переоценить силы детей, а дать им доступные и интересные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

Сборник методических материалов по результатам работы городского методического объединения педагогов, работающих с дошкольниками за 2016 - 2017 учебный год.

В сборнике представлены программно-методические материалы, разработанные с учетом  современных ФГОС дошкольного образования, рекомендации, статьи, конспекты занятий, подготовленные участника...

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Обобщение и распространение опыта по методическим темам. Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности "

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольни...

Методическое пособие «Дошкольник и ПДД»

Маленькие дети – особая   категория   пешеходов   и пассажиров.     Актуальность проблемы связана еще   и с тем, что у детей отсутствует защитная    ...