Методическая разработка. Конспект НОД по ХЭР (аппликация): Филимоновская игрушка.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Савко Татьяна Вячеславовна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_filimonovskaya_igrushka_starsh.gr_.docx157.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 «Искорка», г. Бердск

         

Методическая разработка

Конспект непрерывной образовательной деятельности

интегрированное занятие по познавательному развитию с элементами аппликации

в старшей группе.

«Аппликация из ниток Филимоновская игрушка».

         

Составила воспитатель: Савко Т.В.

                                                                                                                   

                                                     

г. Бердск

Цель: Использование текстильных материалов для изготовления декоративно - прикладных работ с элементами росписи филимоновской игрушки в технике «канитель».

Задачи:

Познакомить детей с характерными особенностями филимоновской свистульки (материал, форма, цвет, узор, элементы росписи).

Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам в технике «канитель».

Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.

Оборудование:

Модели силуэтов по мотивам «Филимоновская игрушка», шерстяные нитки разных цветов, клей ПВА, лист картона, салфетка, простой карандаш, филимоновские игрушки, плакаты «Филимоновская игрушка», презентация «Филимоновская игрушка».

Ход НОД

Воспитатель: Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!

(Воспитатель демонстрирует филимоновские игрушки).

Воспитатель: Сегодня мы вспомним глиняные игрушки - филимоновские. Зародились эти игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка про деда Филимона:

- Шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.

Как правило мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или «забавки» стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий.

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто - черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно»- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Педагог показывает презентацию поэтапной росписи филимоновской игрушки. Обращает внимание на особенности филимоновской росписи.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются яркими и веселыми.

Воспитатель: Каким узором украшены филимоновские игрушки?

Ответы детей  (Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.)

Воспитатель: В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Обратите внимание, что все игрушки, кроме петушка и павлинчика - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть.

Воспитатель: А где же свисток?

Ответы детей (В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.)

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале 20 в., но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х гг. усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Пройдя долгий и сложный путь, филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л. Г. Зайцевой, ласковых зверей А. Г. Карповой, свистульки Е. К. Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц).

Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать модели филимоновской игрушки, но необычным способом.

Показ образцов изделий

Пальчиковая гимнастика

ДВА КОЗЛИКА.

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку - плюх!

Роняем руки на колени.

Воспитатель: Мы будем расписывать свои изделия в технике «канитель». Можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать узор. Сначала мы поучимся наматывать «канитель» на карандаш, затем на стержень от авторучки. Показ изготовления «канители», снятия со стержня, приклеивания по контуру игрушки, скрепление «канители» между собой.

Звучит негромкая народная музыка.

Рефлексия

Воспитатель: Почему игрушка называется филимоновской?

Воспитатель: Особенности филимоновской игрушки?

Воспитатель: Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

Воспитатель: Нравятся ли вам эти игрушки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта совместной продуктивной деятельности (аппликация) в младшей группе "Помощник Светофор"

Цель: продолжать формировать представления детей о правилах безопасности дорожного движения. Задачи: 1.  Познакомить детей с работой светофора.2.  Способствовать закреплению у...

Методическая разработка Конспект занятия по области "Познавательное развитие" "Игрушка-погремушка".

. Дать знания об игрушке - погремушке и ее особенностях. Обратить внимание на то, что погремушка может звучать «тихо» и «громко»....

Методическая разработка конспекта занятия по выполнению аппликации из бумаги по теме «Снеговик»

Методическая разработка конспекта занятия по выполнению аппликации из бумагипо теме «Снеговик»...

Методическая разработка. Конспект занятия НОД по аппликации из природного материала в первой младшей группе. Коллективная работа «Осенняя береза».

Цель: обучение детей изготовлять аппликацию из природного материала.Задачи: продолжать учить работать с природным материалом, совершенствовать приемы наклеивания: частично намазывая кл...