Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию. Аппликация на тему: «Русская матрешка».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Конспект ООД
по художественно- эстетическому развитию
в подготовительной к школе группе
Аппликация на тему: «Русская матрешка»
Цель: продолжить формировать навыки самостоятельной работы в технике “аппликация”, используя традиционные и нетрадиционные материалы.
Задачи:
Образовательные:
- На примере истории создания матрёшки продолжить знакомство с традиционными народными промыслами России;
- Закреплять навыки работы с шаблонами;
- Закреплять умение правильно подобрать цвет.
Развивающие:
- Развивать наглядно-образное восприятие;
- Развивать память, мелкую моторику, мышление, творческие способности;
- Развивать художественный вкус, чувство композиции.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам;
- Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы:
Художественное слово, демонстрационный метод, показ, объяснение, беседа, вопросы к детям, физкультурная минутка, напоминание, самостоятельная работа.
Демонстрационный материал: деревянная кукла Матрешка, презентация «Электронное письмо», презентация «История русской матрешки», алгоритм выполнения аппликации.
Приоритетная образовательная область (области): познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Планируемые результаты (исходя из цели и задач):
Целевые ориентиры:
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Материалы и оборудование (материально-технический ресурс):
для воспитателя
Мультимедийный проектор, деревянная кукла Матрешка, презентации, алгоритм выполнения аппликации.
для детей
Цветная бумага, картон, квадраты белой бумаги, шаблоны туловища и лица Матрешки, клей, ножницы, листы цветной бумаги, пайетки, мелкие бумажные детали (цветочки, кружки и т.д.).
Предварительная работа: рассматривание разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской); беседы с дошкольниками о появлении матрешки, о творчестве русских народных мастеров; рисование матрешек; загадывание загадок о матрешках; чтение стихов о матрешках; прослушивание русской народной музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood.docx | 27.35 КБ |
istoriya_matreshek.pptx | 2.8 МБ |
pismo.pptx | 304.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по художественно- эстетическому развитию
в подготовительной к школе группе №2
Аппликация на тему: «Русская матрешка»
Цель: продолжить формировать навыки самостоятельной работы в технике “аппликация”, используя традиционные и нетрадиционные материалы.
Задачи:
Образовательные:
- На примере истории создания матрёшки продолжить знакомство с традиционными народными промыслами России;
- Закреплять навыки работы с шаблонами;
- Закреплять умение правильно подобрать цвет.
Развивающие:
- Развивать наглядно-образное восприятие;
- Развивать память, мелкую моторику, мышление, творческие способности;
- Развивать художественный вкус, чувство композиции.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам;
- Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы:
Художественное слово, демонстрационный метод, показ, объяснение, беседа, вопросы к детям, физкультурная минутка, напоминание, самостоятельная работа.
Демонстрационный материал: деревянная кукла Матрешка, презентация «Электронное письмо», презентация «История русской матрешки», алгоритм выполнения аппликации.
Приоритетная образовательная область (области): познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Планируемые результаты (исходя из цели и задач):
Целевые ориентиры:
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Материалы и оборудование (материально-технический ресурс):
для воспитателя
Мультимедийный проектор, деревянная кукла Матрешка, презентации, алгоритм выполнения аппликации.
для детей
Цветная бумага, картон, квадраты белой бумаги, шаблоны туловища и лица Матрешки, клей, ножницы, листы цветной бумаги, пайетки, мелкие бумажные детали (цветочки, кружки и т.д.).
Предварительная работа: рассматривание разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской); беседы с дошкольниками о появлении матрешки, о творчестве русских народных мастеров; рисование матрешек; загадывание загадок о матрешках; чтение стихов о матрешках; прослушивание русской народной музыки.
Содержание ОД:
- Введение в ОД: мотивация детей.
Воспитатель держит в руках “волшебную палочку” и приглашает детей:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю всех играть.
Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.
Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет
Во что дальше поиграть и кто будет начинать….
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
- Совместная постановка детской (практической, игровой или другой) цели деятельности.
Раздается звук доставки электронного письма.
- Ребята, а что это за звук? (ответы детей)
- Как Вы думает, кто его нам прислал? (ответы детей)
- А хотите узнать, что в письме? (ответы детей)
- Тогда, давайте, его откроем! (открываем письмо-презентацию)
«Дорогие ребята, вам пишет письмо добрый волшебник. Я сейчас нахожусь в дальних странах. Здесь нуждаются в моей помощи! Собирался я сюда долго да только сувениры забыл с собой взять. Не могли бы вы мне помочь, прислать сувениры жителям дальних стран».
- Ребята, поможем доброму волшебнику? (ответы детей)
- Актуализация знаний детей (опора на предшествующий опыт или знания).
- Ребята, а вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей большой стране России, тоже есть свой сувенир. Может Вы знаете какой? (ответы детей)
Если дети затрудняются назвать сувенир, тогда воспитатель загадывает загадку:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки.)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешки.)
- Правильно, это матрешки. Посмотрите, какие они красивые. (поднимаем платок, под которым спрятаны Матрёшки)
- А что это за кукла? (ответы детей)
- Чем она отличается от других кукол? (ответы детей)
- Первая матрешка состояла из восьми кукол.
- Из чего сделаны Матрешки? (ответы детей)
- А Вы знаете, когда в России появились матрешки? (ответы детей)
- А хотите узнать? (ответы детей)
- Совместное «открытие» нового знания (обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение)
Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку к себе в подмосковную усадьбу в село Абрамцево. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму пряталась вся его семья (слайд 1) Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать нечто подобное. Японскую игрушку он повторять не стал. (слайд 2) Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, переодел в русский сарафан, а чтобы она выглядела интересней, пририсовал ей в ручки чёрного петуха.
Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских Василию Звездочкину. И назвал Матрёшкой.
Как вы думаете, почему так названа Матрёшка? (слайд 3)
Имя Матрёна тогда было широко распространено отсюда и название. Почему так одета. Девушки тех лет носили такие наряды. Матрёшка символизирует образ русской девушки.
Матрешка стала символом исконной русской культуры и самым традиционным сувениром из России. Вот сколько матрешек на разный вкус продается. (слайд 4)
Вот Загорская матрешка (слайд 5) двумя точками изображают нос, а губы выполнены тремя точками (две вверху, одна внизу), две пряди волос прячутся под платком и завязываются узлом, платок и передник оформляются простым цветным узором.
А Семеновской матрешке (слайд 6) мастера делают наводку черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками.
Полхов-майданские матрешки (слайд 7) самые яркие, веселые, основные цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой; узор — цветы да ягоды.
Видите, какие матрешки все разные.
- Как Вы думаете, хороший сувенир отправится в дальние страны? Будем делать Матрешек? (ответы детей)
Но, сначала давайте разомнемся:
Физминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
- А сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую!
Работать мы будем в технике “аппликация”. Что нам для этого нужно? (ответы детей)
Вспомним технику безопасности с ножницами и клеем.
Техника безопасности при работе с ножницами
- Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
- Не подходите к товарищу во время работы.
- Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
- Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были стороне от лезвия.
- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
- Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться
- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед
- Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх
- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться
- Ножницами нельзя вырезать на ходу
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
- А теперь, посмотрите, что и зачем мы будем делать. (Открываем алгоритм выполнения аппликации).
Перед детьми лежат шаблоны матрешек из белого картона, листы цветного картона, цветная бумага.
Детям предлагается:
- Обрисовать на цветном картоне шаблон матрешки, вырезать;
- Обрисовать на белом квадрате шаблон лица Матрёшки (лицо), вырезать и наклеить на свою Матрешку;
- Украсить матрешку (используя пайетки, блестки, цветочки или кружочки из цветной бумаги);
- Сделать большой цветок на переднике матрешки (для этого у вас есть лепестки и наклеить серединку из бумаги или половинки бусины)
- Нарисовать матрешке лицо (цветными карандашами или фломастерами).
Давайте сначала сделаем «Пальчиковую гимнастику»
Мы – красавицы матрёшки,
Разноцветные одёжки. (сжимают и разжимают пальцы)
Раз – Матрёна, два – Малаша,
Мила – три, четыре — Маша,
Маргарита – это пять. (загибают пальцы)
Нас не трудно сосчитать. (хлопают в ладоши)
Самостоятельная работа детей (контроль и помощь педагога)
Посмотрите, какой у нас хоровод получился из матрешек. Какие они красивые, яркие, разные.
- А какая из матрешек Вам понравилась больше всего, не считая вашей? (ответы детей)
- Чтобы бы вы сейчас изменили в своей работе? (ответы детей)
- Мне Ваши очень понравились, они веселые и добрые.
Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле.
Сейчас наши матрешки подсохнут, мы их положим в конверт и отправим доброму волшебнику, а он подарит их своим новым друзьям, жителям дальних стран.
- Подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью, анализ деятельности, вывод, рефлексия).
- Кому помогали? (ответы детей)
- Чем помогли? (ответы детей)
- Что получилось? (ответы детей)
- Что нового узнали? (ответы детей)
- Какие мы с вами использовали материалы? (ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось делать? (ответы детей)
- А вы бы хотели узнать о других предметах народного искусства, которые также можно подарить жителям других стран в качестве сувениров? (ответы детей)
Об этом мы с вами обязательно узнаем в следующий раз. А сейчас отдыхайте!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загорская матрешка Двумя точками изображают нос, а губы выполнены тремя точками (две вверху, одна внизу), две пряди волос прячутся под платком и завязываются узлом, платок и передник оформляются простым цветным узором.
Загорская матрешка
Семеновской матрешке мастера делают наводку черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками.
Полхов-майданская матрешка Самые яркие, веселые, основные цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой; узор — цветы да ягоды.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дорогие ребята, вам пишет письмо добрый волшебник. Я сейчас нахожусь в дальних странах. Здесь нуждаются в моей помощи! Собирался я сюда долго да только сувениры забыл с собой взять. Не могли бы вы мне помочь, прислать сувениры жителям дальних стран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД (художественно-эстетическое развитие)Аппликация на тему:"Веселые снеговики"
Объёмная аппликация из салфеток....
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"...
Конспект НОД художественно-эстетическое развитие (аппликация) на тему: «Снегопад».
Конспект непосредственно-образовательной деятельности художественно-эстетическое развитие (аппликация) на тему "Снегопад". Используются нетрадиционные материалы для наклеивания, комочки из б...
Конспект ООД Художественно-эстетическое развитие. Аппликации в средней группе Тема: «Русская матрёшка».
МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цв...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в младшей группе от 3-4 лет общеразвивающей направленности образовательная область: художественно-эстетическое развитие – аппликация по теме: «Нарядные матрешки ».
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельностив младшей группе от 3-4 лет общеразвивающей направленностиобразовательная область: художественно-эстетическое развитие – аппликация по ...
Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию в старшей группе «Русская матрешка»
Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическомуразвитию в старшей группе «Русская матрешка»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми разно-возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 7 лет (подготовительная подгруппа детей) по художественно-эстетическому развитию. Аппликация на тему: «Русская матр
Цель: продолжать формировать у детей патриотические чувства, любви к Родине; расширять их знания о матрешке, как о символе России; продолжить формировать навыки самостоятельной работы в технике ...