Конспект ООД по художествено - эстетическому развитию с использованием регионального компонента "Лепка уточки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая, средняя группа)

Кононова Людмила Евгеньевна

Конспект ООД "Лепка уточки". С тарооскольская игрушка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_utochki_konspekt_.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Лепка утушки». (По мотивам старооскольской глиняной игрушки)

Цель: учить лепить глиняные игрушки, соблюдая традиции лепки старооскольских игрушек. Продолжать учить лепить игрушки из целого куска, вытягивая детали, сглаживать поверхность вылепленных изделий. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Коррекционная задача: развивать навыки тактильного обследования предмета

Материалы и оборудование: утушка, глина, стеки, доски, вода для сглаживания поверхности форм, макет пруда.

        

                                        Ход мероприятия.

Детям слышны звуки крякающей утки. Идут на звук и находят уточку.

                Пестрая крякушка

                Ловит лягушек,

                Ходит вразвалочку

                Спотыкалочку

        - Правильно, это уточка. А вот и отгадка.

Показываю глиняную игрушку – утушку.

        - Кто скажет, как называется эта игрушка?

        - Правильно, это утушка. Давайте рассмотрим эту игрушку. Из каких частей состоит утушка? Какой формы у нее туловище? Где оно расположено? Какого размера туловище? Какие части есть еще у утушки? Расскажите о них.

        - На прошлом занятии вы хотели научиться лепить народные игрушки и сейчас я покажу вам, как лепить утушку. Настоящие мастера лепят игрушки полыми, пустыми внутри, чтобы они свистели. Это очень трудно и вы пока не сможете этого сделать. Поэтому мы будем лепить утушку из целого куска. Для этого надо будет взять кусок глины, раскатать из него столбик, затем один конец у столбика загибаем вверх и вытягиваем из него голову, а спереди прищипываем клюв. Затем  сзади надо вытянуть хвост. Вот и получилась утушка. Посмотрите, похожа она на ту, которую вылепили мастерицы?

Объяснение я сопровождаю показом способов лепки.

        - А теперь попробуйте сами вылепить такие игрушки. А когда вы закончите свои работы, мы пустим их вот в этот пруд к нашей утушке. Прежде, чем приступить к работе, давайте напомним, как вы будете лепить утушку. Кто мне скажет, с чего мы начнем работу?

        Дети вспоминают последовательность лепки утушки.

        - А теперь нам осталось размять пальчики и можно приступать к работе.

        Провожу пальчиковую гимнастику:

                Все, что только захотим                         Дети растирают

                Мы из глины смастерим.                        пальцы рук.

                Кусочек глины разомнем,                        Сжимают пальцы.

                Лепить игрушку мы начнем.                        «Лепят».

                Слепим, пригладим,                                Гладят поочередно одну

                В пруд к утушке посадим.                        руку другой.

        Дети приступают к лепке игрушек. Я прохожу, помогаю тем, кто затрудняется. В конце занятия дети выставляют работы на макет пруда, и я провожу анализ

детских работ.

        - Посмотрите, какая красота! Сколько много у нас получилось игрушек! А как они похожи на настоящую утушку! Кто хочет пойти и рассказать о понравившейся работе?

        Спрашиваю 3-4 человек.

- Молодцы! Все сегодня постарались и работы получились очень хорошие, совсем как у настоящих мастериц, только не свистят.

Рефлексия:

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

- Какое настроение было, когда вы лепили утушку?

Свои работы мы поставим на выставку детского творчества, чтобы каждый желающий мог посмотреть.

«Роспись утушки». (По мотивам старооскольской глиняной игрушки).

        Цель: Закрепить знания о символике старооскольских игрушек, семантике элементов, о том, какие цвета используют мастера при росписи игрушек этого промысла. Учить росписи объёмных форм, познакомить с элементами росписи старооскольских игрушек. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.

        Материалы и оборудование: утушка, вылепленные детьми игрушки, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.

                                                Ход мероприятия.

        В центре группы на столе Старооскольская игрушка и игрушки, вылепленные детьми.

        - Дети, посмотрите, что вы здесь видите?

        - Правильно, это утушка, а рядом с ней игрушки, которые вы вылепили на прошлом занятии. Послушайте стихотворение про них:  

                Утка по воду пошла

                Деток за собой вела,

                Детки крякали ей вслед:

                «Нас распишут или нет?»

        - Вы хотите расписать свои игрушки?

        - Тогда давайте вспомним, что означала утушка для людей в давние времена?

        - Правильно, утушка символ очистительной силы воды. А теперь посмотрите,

какие элементы использовали мастера для росписи этой игрушки? (Прямые линии, волнистые линии, веточку, крестик).

        - Кто вспомнит, как эти элементы называют мастера?

        - Правильно, прямая линия называется земля, волнистая – вода, веточка – дерево, а крестик – птичка. А теперь посмотрите, как правильно надо рисовать эти элементы. Для того, чтобы нарисовать «землю» надо нарисовать прямую линию.(Объяснение сопровождаю показом). Чтобы нарисовать элемент «вода», надо поставить кисточку и рисуем вначале немного вверх, затем вниз, опять вверх и вниз и так далее. Получилась волнистая линия – вода. А «дерево» рисуется очень просто: вначале рисуем прямую линию, затем от неё  проводим короткие линии. Вот и получилась веточка, которая называется «дерево». «Птичку» рисуем  так: вначале проводим одну наклонную линию, затем другую, чтобы они пересекались, получился крестик, затем вдоль угла проводим ещё по две линии, чтобы они образовали такой же угол; точно также рисуем со всех четырех сторон получившегося крестика.  (Всё объяснение сопровождаю показом).

        - Всем понятно, как надо рисовать элементы? А теперь подумайте, какие элементы вы хотите использовать при росписи своих игрушек, где вы их расположите. (Спрашиваю 3-4 человека).

        - Перед тем, как расписывать свои игрушки давайте разомнём пальчики:

                Птички – утушки летели                Машут ладонями.

                Друг на друга не глядели

                Раз, два, три, четыре, пять                Загибают по очереди пальчики.

                Всех и не пересчитать.                        Хлопают в ладоши.

Дети приступают к работе; воспитатель следит за тем, как дети расписывают игрушки, пользуются красками, кистью.

        - Давайте посмотрим, какие у вас получились утушки. А для этого поставим их на макет пруда: первой будет стоять самая красивая утушка, за ней – самая яркая, потом – самая аккуратная и т.д.

        Подводя итог работы, необходимо сказать добрые слова обо всех работах детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования и взаимодействие с развитием речи

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию  с использованием нетрадиционной техники рисования  и взаимодействие с развитием речи ...

Конспект НОД по художествено-эстетическому развитию "Березовая роща" (рисование)

Знакомство детей с новой нетрадиционой техникой рисования....

Конспект ИОС по художественно - эстетическому развитию на тему: "Украсим дымковскую уточку". Младший возраст.

Конспект ИОС по художественно - эстетическому развитию на тему: "Украсим дымковскую уточку". Младший возраст....

Конспект занятия по художествено-эстетическому развитию (апплекация) во второй младшей группе

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию (аппликация) во второй младшей группе Воспитатель. Ильченко А.А. Тема: «Витаминки на тарелке» Цель: формирование представления о ...