«Народные промыслы. Голубая гжель»
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Айжанова Румия Ахметшеновна

Разработка направлена на знакомство с  народными промыслами, в частности с гжельскими изделиями, формируя эстетическое отношение к изделиям народных умельцев, воспитывая уважение к их труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка  занятия по лепке в подготовительной группе « Народные промыслы. Голубая гжель»

  Тема : «Лепка посуды способом  кругового налепа»

 Цели:

Обучающие:

- продолжать знакомить с  народными промыслами, в частности с гжельскими изделиями, формируя эстетическое отношение к изделиям народных умельцев, воспитывать уважение к их труду;

- учить определять разницу между керамическими изделиями различных  промыслов, учить проводить сравнительный анализ  по иллюстрациям и  представленным образцам;

 Развивающие:

-обогатить словарь детей словами ,обозначающими названия старинной посуды ( квасница, ставец- большая чашка, миска, братина);

-развивать логические операции сравнения, классификации, учить находить признаки различия и сходства.

 Воспитательная:

- продолжать воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость  за богатую народными талантами Россию

Коррекционная:

- развивать мелкую и крупную моторику;

 - помогать  отрабатывать   произношение  шипящих, свистящих , сонорных согласных в словах Гжель, чашка, чайник, Жостов;

- упражнять   в выполнении  приёмов  раскатывания, сплющивания и прищипывания  для выполнения отдельных деталей.

Материалы: глина, доски ,   чашки с водой для увлажнения глины,салфетки изделия гжельского промысла - различная посуда и сувениры;  иллюстрация изделий Гжели

Подготовка: прослушивание народных песен; беседа о народных промыслах, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства

  

Ход занятия:

     1.Организационный момент (объявить тему  и цель занятия)

     2. Введение в тему

   Беседа о народных промыслах : Золотой  хохломе –  посуде  из дерева, сказочной Дымке ,бело-синем таинстве Гжели,  необыкновенных жостовских подносах, украшенных незабываемыми букетами (сопровождается  чтением  детьми стихотворений поэтов о Гжели.

            Нет, серьезно: неужели                       Все изделия из Гжели

            Вы не слышали о Гжели?                   Цвет имеют только белый

            Про фаянсовое чудо-                           А на нем лишь синий цвет,

            Статуэтки и посуду?                            И других здесь красок нет!

Воспитатель  вместе с детьми  внимательно рассматривает посуду из Гжели:  чайники, чашки , кувшины, которые, имея  разные  формы и величину, сходятся в одном : имеют три  части :    дно, стенки  и  ручку.

 - Ребята,  перед нами посуда ,сделанная и расписанная гжельскими мастерами необыкновенно красивыми  узорами, синими  розами. Мы можем взять чашку, или чайник в руки, почувствовать , какая форма,вес у изделия (ответы детей), какие детали делают удобной  ручку(ответы детей), чем отличаются донышки чайника и чашки (ответы- размерами и толщиной).

- Как вы думаете, из какого материала сделана (создана) эта красота? Из дерева, металла, стекла (песка), пластика или  глины?

- Ответы детей ( комментируются , корректируются)

- Да, ребята, нужен специальный материал –  глина(белая), которую мастера обнаружили много лет назад  недалеко от Москвы, в селении Гжель. Нужно приложить много усилий и потратить много времени, чтобы  из  глины  (белой, синей, бурой, красной, желтой), а в данном случае- белой путем размачивания, лепки, сушки, обжига , а затем только– росписи, получить  такую посуду. Предлагаю примерить на себя профессию гончара правда, у нас нет гончарного круга, но все, что мы делаем нашими ручками, полезно и ручкам, и всему организму. Воспитатель предлагает размять руки  перед  работой при  помощи   пальчиковой гимнастики ( 1 -2 минуты) .

3.  Основная часть .

   Дети одевают  фартуки,помогая друг  другу  с завязками,    занимают места за столами   с подготовленным  для  лепки  материалом:  синей глиной, водой для  увлажнения глины, стеками, индивидуальными  досками, салфетками.   Воспитатель предлагает 2 метода лепки- метод кругового  налепа (конструктивный)  и скульптурный- из целого куска; объясняет,как надо лепить методом кругового налепа: хорошо размять глину, разделить  ее на 3  части: для донышка, стенок, ручки. Особенность кругового налепа заключается в том, что стенки чашки надо делать из глиняных валиков (4),  аккуратно  прищипывая и примазывая  первый к донышку,- первое кольцо, а последующий валик – к предыдущему- второе кольцо и т.д. Сглаживать  примазываемые части необходимо    мокрой салфеткой.

    Детали чашки   ребята  лепят отдельно, пользуясь технологической картой, затем осторожно соединяют их с помощью  примазывания. Окружность дна чашки и первого кольца из валика должны быть одинаковы по длине. Места стыков валиков не должны быть на одной линии , ручку чашки можно сделать из самого короткого валика -  примазать к чашке верхний конец , согнуть и примазать нижний конец, заглаживая пальцами  и мокрой салфеткой  места соединения.       Воспитатель  помогает выполнять детям задание, рекомендуя  использовать схему пошагового выполнения задания, отмечая старательность и аккуратность   продуктивной деятельности и напоминая об обязательном смачивании водой  примазываемых  деталей изделия. По окончании работы, воспитатель обращается с вопросом  к детям:

4.  -Ребята, как вы думаете,  работа окончательно завершена?  -Нет.-Согласна с вами, а какие  действия    вы  предлагаете?- Просушку наших чашек. А затем –роспись. – Правильно !- Давайте отнесем их на солнечный подоконник для просушки.-  И будем наблюдать  за этим процессом.

 Изделия выставляются на   просушку.    После высыхания (через несколько    дней)  грунтуются белой гуашью, на которую  на занятии по рисованию наносится гжельский узор.

  • Рефлексия.

 Давайте, ребята ,  вспомним  самые интересные моменты занятия.

  • Что вам понравилось больше всего? ( Ответы детей).
  • Да, мы освоили новый способ (метод) лепки- круговой налеп.
  • Сюрприз вам понравился? (Да, свистульками филимоновскими)
  • Сегодня на занятии вы все старались, поэтому ваши работы получились такими замечательными. Молодцы, спасибо всем!

Еще один момент, ребята: глина может находиться у нас буквально под ногами, в почве. Её можно заметить на срезе земли в яме, вырытой  экскаватором   на  стройке, например. Если комочек глины, даже сухой, хорошо  увлажнить, он разминается и лепится как пластилин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Конспект интегрированного занятия "Небесно- голубая гжель" в рамках проекта "Страна Народных Мастеров" (старшая группа)

Конспект ознакомительного занятия в старшей гуппе по знакомству с народными промыслами...

Материал для создания мини - альбома для знакомства детей с видом народного промысла: росписью "Гжель"

Материал для создания мини-альбома в тематическую зону "художественное развитие" на тему "Гжель"...

Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»

Паспорт педагогического проекта  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...

Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.

Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мас...