«Народные промыслы. Голубая гжель»
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Разработка направлена на знакомство с народными промыслами, в частности с гжельскими изделиями, формируя эстетическое отношение к изделиям народных умельцев, воспитывая уважение к их труду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по лепке в подготовительной группе « Народные промыслы. Голубая гжель»
Тема : «Лепка посуды способом кругового налепа»
Цели:
Обучающие:
- продолжать знакомить с народными промыслами, в частности с гжельскими изделиями, формируя эстетическое отношение к изделиям народных умельцев, воспитывать уважение к их труду;
- учить определять разницу между керамическими изделиями различных промыслов, учить проводить сравнительный анализ по иллюстрациям и представленным образцам;
Развивающие:
-обогатить словарь детей словами ,обозначающими названия старинной посуды ( квасница, ставец- большая чашка, миска, братина);
-развивать логические операции сравнения, классификации, учить находить признаки различия и сходства.
Воспитательная:
- продолжать воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию
Коррекционная:
- развивать мелкую и крупную моторику;
- помогать отрабатывать произношение шипящих, свистящих , сонорных согласных в словах Гжель, чашка, чайник, Жостов;
- упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания и прищипывания для выполнения отдельных деталей.
Материалы: глина, доски , чашки с водой для увлажнения глины,салфетки изделия гжельского промысла - различная посуда и сувениры; иллюстрация изделий Гжели
Подготовка: прослушивание народных песен; беседа о народных промыслах, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства
Ход занятия:
1.Организационный момент (объявить тему и цель занятия)
2. Введение в тему
Беседа о народных промыслах : Золотой хохломе – посуде из дерева, сказочной Дымке ,бело-синем таинстве Гжели, необыкновенных жостовских подносах, украшенных незабываемыми букетами (сопровождается чтением детьми стихотворений поэтов о Гжели.
Нет, серьезно: неужели Все изделия из Гжели
Вы не слышали о Гжели? Цвет имеют только белый
Про фаянсовое чудо- А на нем лишь синий цвет,
Статуэтки и посуду? И других здесь красок нет!
Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает посуду из Гжели: чайники, чашки , кувшины, которые, имея разные формы и величину, сходятся в одном : имеют три части : дно, стенки и ручку.
- Ребята, перед нами посуда ,сделанная и расписанная гжельскими мастерами необыкновенно красивыми узорами, синими розами. Мы можем взять чашку, или чайник в руки, почувствовать , какая форма,вес у изделия (ответы детей), какие детали делают удобной ручку(ответы детей), чем отличаются донышки чайника и чашки (ответы- размерами и толщиной).
- Как вы думаете, из какого материала сделана (создана) эта красота? Из дерева, металла, стекла (песка), пластика или глины?
- Ответы детей ( комментируются , корректируются)
- Да, ребята, нужен специальный материал – глина(белая), которую мастера обнаружили много лет назад недалеко от Москвы, в селении Гжель. Нужно приложить много усилий и потратить много времени, чтобы из глины (белой, синей, бурой, красной, желтой), а в данном случае- белой путем размачивания, лепки, сушки, обжига , а затем только– росписи, получить такую посуду. Предлагаю примерить на себя профессию гончара правда, у нас нет гончарного круга, но все, что мы делаем нашими ручками, полезно и ручкам, и всему организму. Воспитатель предлагает размять руки перед работой при помощи пальчиковой гимнастики ( 1 -2 минуты) .
3. Основная часть .
Дети одевают фартуки,помогая друг другу с завязками, занимают места за столами с подготовленным для лепки материалом: синей глиной, водой для увлажнения глины, стеками, индивидуальными досками, салфетками. Воспитатель предлагает 2 метода лепки- метод кругового налепа (конструктивный) и скульптурный- из целого куска; объясняет,как надо лепить методом кругового налепа: хорошо размять глину, разделить ее на 3 части: для донышка, стенок, ручки. Особенность кругового налепа заключается в том, что стенки чашки надо делать из глиняных валиков (4), аккуратно прищипывая и примазывая первый к донышку,- первое кольцо, а последующий валик – к предыдущему- второе кольцо и т.д. Сглаживать примазываемые части необходимо мокрой салфеткой.
Детали чашки ребята лепят отдельно, пользуясь технологической картой, затем осторожно соединяют их с помощью примазывания. Окружность дна чашки и первого кольца из валика должны быть одинаковы по длине. Места стыков валиков не должны быть на одной линии , ручку чашки можно сделать из самого короткого валика - примазать к чашке верхний конец , согнуть и примазать нижний конец, заглаживая пальцами и мокрой салфеткой места соединения. Воспитатель помогает выполнять детям задание, рекомендуя использовать схему пошагового выполнения задания, отмечая старательность и аккуратность продуктивной деятельности и напоминая об обязательном смачивании водой примазываемых деталей изделия. По окончании работы, воспитатель обращается с вопросом к детям:
4. -Ребята, как вы думаете, работа окончательно завершена? -Нет.-Согласна с вами, а какие действия вы предлагаете?- Просушку наших чашек. А затем –роспись. – Правильно !- Давайте отнесем их на солнечный подоконник для просушки.- И будем наблюдать за этим процессом.
Изделия выставляются на просушку. После высыхания (через несколько дней) грунтуются белой гуашью, на которую на занятии по рисованию наносится гжельский узор.
- Рефлексия.
Давайте, ребята , вспомним самые интересные моменты занятия.
- Что вам понравилось больше всего? ( Ответы детей).
- Да, мы освоили новый способ (метод) лепки- круговой налеп.
- Сюрприз вам понравился? (Да, свистульками филимоновскими)
- Сегодня на занятии вы все старались, поэтому ваши работы получились такими замечательными. Молодцы, спасибо всем!
Еще один момент, ребята: глина может находиться у нас буквально под ногами, в почве. Её можно заметить на срезе земли в яме, вырытой экскаватором на стройке, например. Если комочек глины, даже сухой, хорошо увлажнить, он разминается и лепится как пластилин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Конспект интегрированного занятия "Небесно- голубая гжель" в рамках проекта "Страна Народных Мастеров" (старшая группа)
Конспект ознакомительного занятия в старшей гуппе по знакомству с народными промыслами...
Материал для создания мини - альбома для знакомства детей с видом народного промысла: росписью "Гжель"
Материал для создания мини-альбома в тематическую зону "художественное развитие" на тему "Гжель"...
Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»
Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...
Проект недели "Народные промыслы "Хохлома", "Гжель""
Тематическое планирование...
Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.
Конспект занятия по ознакомлению детей с гжельским народным промыслом «Сказочная гжель» в подготовительной группе.Цель: Обобщать знания детей о народном художественном промысле русских мас...
Народные промыслы."Сказочная гжель". Презентация для детей старшего дошкольного возраста.
Народные промыслы."Сказочная гжель"....