Конспект НОД по аппликации декоративной (прорезной декор)для детей 6 – 7 лет «Платье для русской красавицы»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Савиных Наталья Газизовна

Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором («бумажным фольклором»); учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам или дважды пополам; закрепить умение работать с бумагой и клеем.

 

Развивающие задачи: развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной двухцветной аппликации красиво сочетающиеся цвета); закреплять правила техники безопасности при  работе с ножницами.

 

 Воспитательные задачи: воспитывать и поддерживать доброе, чуткое отношение к работам своих друзей; аккуратность при выполнении творческих работ.

 

Материалы, инструменты, оборудование: сундук с  русскими народными костюмами, красивые льняные полотенца с тканым и вышитым орнаментом; силуэты сарафанов, бумажные прямоугольники разного цвета и размера, ножницы, клей, кисти.

 

Предварительная работа: беседа о русских народных традициях украшения одежды символическими орнаментами; чтение русских- народных сказок, рассматривание иллюстраций, роспись силуэта «Русской красавицы», знакомство с видом народного декоративно-прикладного искусства – аппликацией из бумаги, прорезной декор.

 

Ход занятия:

Посмотрите, что это? (сундук)  Как вы думаете, что в нем?  

Давайте заглянем.                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikatsiya_russkaya_krasavitsa_proreznoy_dekor.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по аппликации декоративной (прорезной декор)для детей 6 – 7 лет

«Платье для русской красавицы»  

Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором («бумажным фольклором»); учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам или дважды пополам; закрепить умение работать с бумагой и клеем.

Развивающие задачи: развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной двухцветной аппликации красиво сочетающиеся цвета); закреплять правила техники безопасности при  работе с ножницами.

 Воспитательные задачи: воспитывать и поддерживать доброе, чуткое отношение к работам своих друзей; аккуратность при выполнении творческих работ.

Материалы, инструменты, оборудование: сундук с  русскими народными костюмами, красивые льняные полотенца с тканым и вышитым орнаментом; силуэты сарафанов, бумажные прямоугольники разного цвета и размера, ножницы, клей, кисти.

Предварительная работа: беседа о русских народных традициях украшения одежды символическими орнаментами; чтение русских- народных сказок, рассматривание иллюстраций, роспись силуэта «Русской красавицы», знакомство с видом народного декоративно-прикладного искусства – аппликацией из бумаги, прорезной декор.

Ход занятия:

Посмотрите, что это? (сундук)  Как вы думаете, что в нем?  

Давайте заглянем.                              

Одежда, но посмотрите какая она необычная, мы такую одежду сейчас носим?

Давным-давно такую одежду носили наши предки и хранили ее в таких сундуках, да еще и передавали ее от матери к дочери, от  отца к сыну… потому что тогда не было фабрик и заводов, женщины сами ткали  дома на самодельных деревянных станках, шили и украшали одежду

Хотите узнать, какими узорами украшали раньше одежду и для чего.

Тогда мы совершим небольшое путешествие в прошлое.

Посмотрите где же мы очутились? ( картинка на интерактивной панели, деревенский праздник- ярмарка, звучит русо- народная музыка)

В деревне на празднике, одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Одежду шили из льняной ткани. Её ткали из льняных нитей, нити из которых ее ткут, спрядены изо льна. ( как раньше пряли ткань мы уже знаем – на специальных станках и из этих тканей уже и шили одежду). Нити были конечно не только из льна еще и шерстяные для теплой одежды.  

В одежде из этой ткани зимой не холодно, летом не жарко. Льняная ткань имеет серый цвет. Но ведь людям хотелось одеваться в красивую нарядную одежду. Что делать?(Покрасить).А чем? Где взять краски для окрашивания ткани?

В то время люди использовали растения для того что бы покрасить ткань.  

("Зверобой - красный цвет - означая - праздник, радость, тепло), (лук - желтый - цвет солнца, богатства (коричневый - символ земли - кормилицы; (василек - голубой - символ неба, молодости;(зеленый - цвет травы, растений, природы).

Ткань этого сарафана окрашена в красный цвет. Как вы думаете, что означает красный цвет ткани? (Тепло, праздник, радостное настроение) Чаще всего сарафаны были красного, жёлтого, голубого и коричневого цветов. Жёлтый цвет олицетворяет солнце, богатство; голубой был символом неба, молодости. А как вы думаете, что означает коричневый цвет ткани? (Землю-кормилицу).

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры вышивка.

 Занимались этим искусством женщины любого возраста, девочки с 7 лет начинали готовить себе приданое

И я открою вам секрет это не просто украшения, а обереги. Каждый символ на одежде имел свое значение, и эти знания передавались из поколения в поколение.

Вышитые  узоры красными нитками - это был древний оберег от злых духов.

Люди придумали специальные знаки-картинки и стали ими украшать самые разные предметы и вещи – посуду, одежду, ковры, полотенца. Им хотелось, чтобы все вещи были красивыми и о чём-то рассказывали.
Что означали элементы узора?
Круг - это солнце,  ромб - поле (земля), прямая линия - дорога, волнистая линия - вода, зигзаг - молния, треугольник - стрела, ряд треугольников - коса.

-Ребята, я предлагаю вам «превратиться» в мастериц  и создать красивые узорчатые наряды для наших русских красавиц, которые мы рисовали.

Но сначала мы немного потанцуем и сами превратимся в русских красавиц.

(Музыкальный хоровод)

 Посмотрите, какие узоры получились у меня.

Для этого нужно выбрать сарафан того цвета, какой вам больше нравиться, и подобрать 2 цветных прямоугольника, один большой и один поменьше, которые будут красиво сочетаться с цветом сарафана.

Сворачиваем прямоугольник пополам по длине и на линии сгиба нарисовать, а затем вырезать узор.

Нужно постараться придумать красивый и «говорящий» узор. Давайте вспомним, что означают те или иные ажурные элементы. (Дети вспоминают, что круг – это солнце, полукруг – месяц, волна – дорога или вода, зигзаг (ломаная) – молния, ромб – поле (земля)).

Когда узор вырезан, прямоугольники нужно развернуть и приклеить на сарафан  – его цвет будет виден через ажурные вырезы. По желанию – можно украсить сарафан ажурными элементами, которые остались после вырезания узора: кругов, ромбов, треугольников и др.

Дети под русскую народную музыку выполняют работу.

-Ребята, посмотрите, какие красивые сарафаны у вас получились. Давайте полюбуемся работами друг друга.

-Вы довольны своей работой?

-Чей сарафан  вам понравился больше?

Что рассказывает  цвет  и узоры на сарафане?

-Ребята, спасибо вам за работу!                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по декоративному рисованию (комплексное) для детей старшего возраста "Голубая гжель"

Материал конспекта дает возможность в увлекательной форме рассказать о народных промыслах....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации декоративной (прорезной декор) в группе общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет № 6 на тему: «Узорчатые полотенца»

Обучающие задачи: продолжать формировать у детей уважительное отношение к любой профессии; продолжать знакомить детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором («бу...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию детей младшего возраста. Тема: «Бабочки - красавицы».

Государственное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 95Красногвардейского района  Санкт - Петербурга       Конспект непрерывной образова...

Конспект занятия по аппликации в младшей группе на тему: «Нарядное платье для куклы Кати».

Цель:1. Закреплять умение называть основные цвета.2. Развивать умение создавать аппликацию на бумаге разной формы.3. Развивать мелкую моторику кистей рук.Задачи:1. Воспитывать интерес ...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с речевыми нарушениями «Зима в городе» план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с  речевыми нарушениями на тему: «Зима в городе»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, проду...

Конспект открытого занятия по декоративно-прикладному рисованию в старшей группе на тему: «Русская матрешечка»

Матрешка- красавица, с милым и доброжелательным личиком- рксская народная игрушка, которая известна во всем мире. По народной игрушки можно много узнать о культуре народа. Матрешка не просто игрушка, ...