Дополнительное образование. Кружковая работа "Умелые ручки" (пластилинография) для среднего дошкольного возраста
материал по аппликации, лепке (средняя группа)

 Гайдукевич Наталья Васильевна

Пояснительная записка

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.

Актуальность проведения кружковой работы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости,  силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Цель: Развивать художественно – творческие способности у детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи программы:

· Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.

· Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.

 · Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

· Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

· Развивать мелкую моторику рук

· Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе. Цели и задачи повышенного уровня

· Побуждать детей вносить свой замысел в работу.

· Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.

· Учить детей самим оформлять свои готовые работы. ( Фон, рамки, паспарту и т.д.)

В возрасте 4 -5 лет у ребенка активно проявляется  стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Группа является профильной, её состав постоянный. Дети в группу набираются по желанию (свободно). Программа рассчитана на работу с группой  в количестве 8 - 1 0 человек, в связи с условиями развивающей среды.

Форма проведения занятий: Занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа. Методы и приёмы: Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций. Средства: Художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.

Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы:                                                                                                                                       

· Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;     

· Принцип развивающего характера художественного образования;                                        

 · Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;                           

 · Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.                                                                                                  

 · Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.                                                                                                                                               

 · Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

Методы работы:                                                                                                                              

· Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо при- общение к художественной культуре).                                                                                                           

 · Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.                                                                                                                       

 · Метод разнообразной художественной практики.                                                                   

 · Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).                                                                     

 · Метод эвристических и поисковых ситуаций.                                                                           

 · Метод игровых, творческих ситуаций.

Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.

Режим занятий: Занятия кружка «Умелые ручки» проводятся с детьми младшего дошкольного возраста (4-5 лет) во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность – 20 минут;

Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала. Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе. В  своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:                      

 · Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).

· Для работы использовать плотный картон.                                                                                .

· Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.       

 · На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.                                                                                                                           

 · После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.                                                                                                              

 · В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

 

 

Дата проведения

Тема

Цель

Пальчиковая игра

05.10.2017г,

12.10.2017г

«Разноцветная осень»

Развивать у детей эстетическое восприятие природы средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

"Собираем листочки"

 

19.10.2017г,

26.10.2017г

"Грибы - грибочки выросли в лесочке"

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

"Грибы"

 

02.11.2017г,

09.11.2017г

«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать, желание помочь персонажу. Поддерживать желание доводить начатое до результата.

«Яркое солнышко»

16.11.2017г,

23.11.2017г

"Яблоки на тарелочке"

Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовое восприятие.

"Яблоки"

 

30.11.2017г,

07.12.2017г

«Мышка - норушка и золотое яичко»

Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Развивать сюжетно - игровой замысел.

«Мышка»

 

14.12.2017г,

21.12.2017г

«Елочные шары на ветке»

Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма, тренировать детей в раскатывании жгутиков.

«Ёлочка»

 

28.12.2017г,

11.01.2018г

«Новогодняя ёлочка»

Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать у детей мелкую моторику рук. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.

«Новогодняя ёлочка»

 

18.01.2018г,

25.01.2018г

«Снежинки» (на темном фоне)

Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно - творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок.

«Снежинка»

 

01.02.2018г,

08.02.2018г

«Снеговик»

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

«Снеговик»

 

15.02.2018г,

22.02.2018г

«Самолет летит»

Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости.

«Самолет»

01.03.2018г,

15.03.2018г

«Букет для мамы»

Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить приему сворачивания пластилина по спирали. Развивать мелкую моторику рук.

«Цветок»

 

22.03.2018г,

29.03.2018г

"Подводный мир"              (на тарелочке)

Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу. Развивать эстетическое и образное мышление.

«Подводный мир»

 

05.04.2018г,

12.04.2018г

«Звездное небо»

Учить детей передавать образ звездного неба посредствам пластилинографии. Развивать композиционное и пространственное восприятие.

«Звезды»

 

19.04.2018г,

26.04.2018г

"Вот и весна пришла!"

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

«Весна»

 

03.05.2018г,

10.05.2018г

«Улитка, улитка, выпусти рога»

Учить лепить улитку, дополняя объект необходимыми деталями для выразительности образа. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук

"Улитка"

17.05.2018г,

24.05.2018г

"Веселый зоопарк"

Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк".

«В зоопарке»

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).

Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и ...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

Программа дополнительного образования по психолого – педагогическому развитию детей раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 года) «Развивай – ка!»

Пояснительная записка Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в проц...

«Организация кружковой работы «Познавайки» в рамках дополнительного образования, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

       Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые н...

Кружковая работа дополнительного образования Обучению компьютерной грамотности дошкольников «Мышк@» Старший дошкольный возраст

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество. Психологическая готовность к жизни в нем...