Дополнительное образование. Кружковая работа "Умелые ручки" (пластилинография) для среднего дошкольного возраста
материал по аппликации, лепке (средняя группа)
Пояснительная записка
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.
Актуальность проведения кружковой работы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Цель: Развивать художественно – творческие способности у детей младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи программы:
· Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
· Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
· Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
· Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
· Развивать мелкую моторику рук
· Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе. Цели и задачи повышенного уровня
· Побуждать детей вносить свой замысел в работу.
· Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.
· Учить детей самим оформлять свои готовые работы. ( Фон, рамки, паспарту и т.д.)
В возрасте 4 -5 лет у ребенка активно проявляется стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Группа является профильной, её состав постоянный. Дети в группу набираются по желанию (свободно). Программа рассчитана на работу с группой в количестве 8 - 1 0 человек, в связи с условиями развивающей среды.
Форма проведения занятий: Занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа. Методы и приёмы: Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций. Средства: Художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.
Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы:
· Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
· Принцип развивающего характера художественного образования;
· Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
· Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
· Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
· Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Методы работы:
· Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо при- общение к художественной культуре).
· Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
· Метод разнообразной художественной практики.
· Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
· Метод эвристических и поисковых ситуаций.
· Метод игровых, творческих ситуаций.
Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.
Режим занятий: Занятия кружка «Умелые ручки» проводятся с детьми младшего дошкольного возраста (4-5 лет) во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность – 20 минут;
Техника безопасности работы с пластилином и особенности используемого материала. Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе. В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна. Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
· Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
· Для работы использовать плотный картон. .
· Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
· На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
· После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
· В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
Дата проведения | Тема | Цель | Пальчиковая игра |
05.10.2017г, 12.10.2017г | «Разноцветная осень» | Развивать у детей эстетическое восприятие природы средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. | "Собираем листочки"
|
19.10.2017г, 26.10.2017г | "Грибы - грибочки выросли в лесочке" | Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму | "Грибы"
|
02.11.2017г, 09.11.2017г | «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать, желание помочь персонажу. Поддерживать желание доводить начатое до результата. | «Яркое солнышко» |
16.11.2017г, 23.11.2017г | "Яблоки на тарелочке" | Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовое восприятие. | "Яблоки"
|
30.11.2017г, 07.12.2017г | «Мышка - норушка и золотое яичко» | Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Развивать сюжетно - игровой замысел. | «Мышка»
|
14.12.2017г, 21.12.2017г | «Елочные шары на ветке» | Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма, тренировать детей в раскатывании жгутиков. | «Ёлочка»
|
28.12.2017г, 11.01.2018г | «Новогодняя ёлочка» | Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать у детей мелкую моторику рук. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма. | «Новогодняя ёлочка»
|
18.01.2018г, 25.01.2018г | «Снежинки» (на темном фоне) | Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно - творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. | «Снежинка»
|
01.02.2018г, 08.02.2018г | «Снеговик» | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. | «Снеговик»
|
15.02.2018г, 22.02.2018г | «Самолет летит» | Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости. | «Самолет» |
01.03.2018г, 15.03.2018г | «Букет для мамы» | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Учить приему сворачивания пластилина по спирали. Развивать мелкую моторику рук. | «Цветок»
|
22.03.2018г, 29.03.2018г | "Подводный мир" (на тарелочке) | Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу. Развивать эстетическое и образное мышление. | «Подводный мир»
|
05.04.2018г, 12.04.2018г | «Звездное небо» | Учить детей передавать образ звездного неба посредствам пластилинографии. Развивать композиционное и пространственное восприятие. | «Звезды»
|
19.04.2018г, 26.04.2018г | "Вот и весна пришла!" | Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | «Весна»
|
03.05.2018г, 10.05.2018г | «Улитка, улитка, выпусти рога» | Учить лепить улитку, дополняя объект необходимыми деталями для выразительности образа. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук | "Улитка" |
17.05.2018г, 24.05.2018г | "Веселый зоопарк" | Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк". | «В зоопарке»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).
Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и ...
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Программа направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как ...
Программа дополнительного образования по психолого – педагогическому развитию детей раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 года) «Развивай – ка!»
Пояснительная записка Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в проц...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у среднего дошкольного возраста "Лепим и играем."
программа доп образования "Лепим и играем " для детей среднего возраста...
«Организация кружковой работы «Познавайки» в рамках дополнительного образования, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые н...
Кружковая работа дополнительного образования Обучению компьютерной грамотности дошкольников «Мышк@» Старший дошкольный возраст
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество. Психологическая готовность к жизни в нем...