Дополнительная Программа "Волшебство из пластилина"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Филиппова Ольга Александровна

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности по освоению пластилинографии

 детьми от 4 до 7 лет

         Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработана программа художественной направленности ― «Волшебство из пластилина», основной идей которой является рисование картин пластилином - пластилинография.  Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. 

         Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.). 

         Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Срок реализации Программы  - 3 года

Программа ориентирована на детей 4-7 лет

Занятия проводятся раз в неделю, в группах по 8-10  человек.

         Курс занятий рассчитан на 36 недель, 36 занятий для каждой возрастной группы. Зачисление в ПОУ проходит на добровольной основе. Форма обучения – очная.

         Количество непосредственно образовательной деятельности (НОД) по возрастным группам:

от 4 до 5 лет — 1 раз в неделю длительностью 20 минут,

от 5 до 6 лет — 1 раза в неделю длительностью 25 минут,

от 6 до 7 лет —1 раза в неделю длительностью 30 минут.

Цель: Развивать художественно – творческие способности у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи программы:

  • Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
  • Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  • Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе.
  • Познакомить детей с новыми техниками в Пластилинографии – изразец, барельеф.
  •  Побуждать детей вносить свой замысел в работу.
  • Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.
  • Учить детей приѐму «вливания одного цвета в другой».
  • Учить детей самим оформлять свои готовые работы. (Фон, рамки, паспарту и т.д.)
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы 

         Ожидаемые результаты: у ребёнка развит интерес к творческой деятельности; усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии; мелкая моторика развита на достаточном уровне; ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop.programma_volshebstvo_iz_plastilina.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Солнышко»

Принята на педагогическом совете                                                УТВЕРЖДАЮ
МБДОУ д/с «Солнышко»                                                  приказом заведующего
Протокол № 1                                                        МБДОУ д/с «Солнышко» № 29
от 02 сентября 2020 г.                                                                        от  02.09.2020г.

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ВОЛШЕБСТВО ИЗ ПЛАСТИЛИНА»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественная

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 6 -7 лет

Срок реализации: 1 год    

Автор составитель

Воспитатель Филиппова О.А.

п.Тазовский 2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел

1.1.

Паспорт программы

2

1.2.

Пояснительная записка

3

1.3.

Планируемые результаты усвоения

5

2

Содержание

2.1.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

6

2.2.

Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

7

2.3.

Учебно-тематический план

9

2.4.

Содержание изучаемого курса

11

3.

Организационно-педагогические условия

3.1.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

15

4.

Оценочные материалы

19

5.

Список литературы

21

6.

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности по освоению пластилинографии

22


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Волшебство из пластилина»

(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель (первой квалификационной категории)

Филиппова Ольга Александровна

Организация-исполнитель

МДОУ «детский сад «Солнышко»

ЯНАО п.Тазовский у.Пристанская 47

Адрес организации

исполнителя

ЯНАО п.Тазовский у.Пристанская 47

Цель программы

овладение детьми 6-7 лет приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином- пластилинографии.

Направленность программы

художественно- эстетической

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

6-7лет

- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;

- ребенок использует разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в продуктивной деятельности;

- ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию;

- у ребенка развиты сенсорные эталоны;

- у ребенка развита умелость рук, пинцетное хватание;

- ребенок способен принимать задачу;

- ребенок умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии


Пояснительная записка

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Особенностями детей 6-7 летнего возраста являются проявление произвольности всех психических процессов, переход к младшему школьному возрасту, проявление кризиса 7 лет, повышенная чувствительность, ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, таким образом, развивается наблюдательность. Эта работа даѐт простор детской фантазии, способствующей развитию творческих способностей. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка.

Ребёнок осязает то, что он делает.

Актуальность программы

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а непросто разучивает и исполняет созданное кем-то стихотворение, песню, танец.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.

Цель программы кружковой работы:

  • Познакомить детей с новыми техниками в Пластилинографии – изразец, барельеф.
  • Побуждать детей вносить свой замысел в работу.
  • Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.
  • Учить детей приёму «вливания одного цвета в другой».
  • Учить детей самим оформлять свои готовые работы. (Фон, рамки, паспарту и т.д.)

        Авторская образовательная программа дополнительного образования рассчитана на 1 год обучения детей 6-7 лет и реализует следующие задачи:

Обучающие:

  • Овладеть   начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.
  • Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.
  • Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.
  • Использовать навыки творческого сотрудничества.

Развивающие: способствовать развитию

  • творческих способностей.
  • сенсорики, мелкой моторики рук.
  • пространственного воображения.
  • технического и логического мышления, глазомера.
  • способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

   Воспитательные:

  • Уважительное отношение к результатам труда.
  • Интерес к творческой и досуговой деятельности.
  • Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • частично- поисковый;
  • практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Материалы для создания пластилиновой картины:

  • Картон с контурным рисунком
  • Набор пластилина
  • Салфетки для рук
  • Стеки
  • Доска для лепки
  • Бросовый и природный материал

Планируемые результаты усвоения

Программы и способы их проверки

  • Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.
  • Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
  • Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.
  • Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.
  • Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
  • Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
  • Получат навыки совместной работы.

При работе с пластилином предлагается следовать следующим рекомендациям:

  • Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, (но не заливать кипятком).
  • Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
  • Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
  • Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  • На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  • Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Занятия проводятся один раз в неделю в период с середины сентября по май месяц 33 занятия в год. Периодичность – 1 раз в неделю.  

Группа является профильной, её состав постоянный. Дети в группу набираются по желанию (свободно). Программа рассчитана на работу с группой в количестве 5-6 человек. Продолжительность занятий составляет – 25-30 минут.

Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Подведение итогов:  планируется оформление  работ детей в форме  выставки, выполнение совместных работ детьми,  участие в конкурсах различного уровня, отчета о проделанной работе.

Показатели развития

К концу учебного года ребенок:

  • Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;
  • Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
  • Вырабатывать усидчивость;
  • Развивает мелкую моторику пальцев
  • Сохраняет интерес к занят

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

В рамках реализации программы дополнительного образования «Волшебство из пластилина» определена система работы с родителями воспитанников.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму. Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Организуются разные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации по вопросам развития ручной умелости у детей старшего возраста, мастер – класс, беседы.

Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста 

        В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В 8 лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.

        К 7-ми годам дети могут передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях. 

Отличительные особенности программы - программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей: 

Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни.  Идет исследовательская образовательная деятельность.

Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для глаз.

 Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды  образовательной  деятельности направлены  на  решение эстетических задач


Учебно – тематический план

№ п/п

Содержание

Количество часов

Теоретические/

Практические

Сентябрь

2-3 неделя

Мониторинг

1/1

1

3 неделя

Подарки осени

3

Октябрь

1 неделя

Наши любимые бабушки и дедушки

1

1

1

1

2 неделя

Чудо плоды

3 неделя

Творю что хочу (самостоятельная деятельность детей)

4 неделя

Животные наших лесов

4

Ноябрь

1 неделя

Усатый-полосатый

1

1

1

1

2 неделя

Теремок

3 неделя

Я любимой маме подарю подарок (индивидуальная работа на конкурс).

4 неделя

Букет для мамы

4

Декабрь

1 неделя

Творю что хочу (самостоятельная деятельность детей)

1

1

1

1

2 неделя

Веселый снеговик

3 неделя

Зимний лес

4 неделя

Новогодний символ

4

Январь

3 неделя

Снегурочка

1

1

4 неделя

Удивительная дымка

2

Февраль

1 неделя

1

1

1

1

2 неделя

Валентинка

3- 4 неделя

С 23 февраля – Днем защитника Отечества

4

Март

1 неделя

8 марта – праздник мам

1

1

1

1

2 неделя

Ветка мимозы

3 неделя

Творю что хочу (самостоятельная деятельность детей)

4 неделя

Веселый клоун

4

Апрель

1 неделя

Космические дали

1

1

1/1

2 неделя

Пасхальное яйцо

3-4неделя

МОНИТОРИНГ

4

Май

1 неделя

Полевые цветы

1

1

1

1

2 неделя

Божьи коровки на ромашке

3 неделя

Душистый снег

4 неделя

Мир насекомых/стрекоза

4

Всего часов:

33


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Месяц

Название занятия

Задачи

Материал

Сентябрь

1.

2-3 неделя

Мониторинг

4 неделя

Подарки осени

Продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы

Шаблоны грибов, листьев деревьев, пластилин

Октябрь

2

1 неделя

Наши любимые бабушки и дедушки

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой.

Картон, пластилин, стека, салфетка для рук.

2 неделя

Чудо -плоды

Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности цвета. Создать лепную картину с выпуклым изображением.

силуэты фруктово-овощных плодов, пластилин, стека, салфетка для рук.

3 неделя

"Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей)

 Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

Картон, пластилин, стека, салфетки для рук

4 неделя

Животные нашего леса.

Продолжать знакомить детей с представителями животного мира наших лесов. Учить детей создавать из отдельных частей образ животного посредством – пластинографии, передавать пропорции частей тела, выразительность. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (пушистость). Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания. Развивать мелкую моторику рук.

Силуэты животных из картона, пластилин, стека, салфетки для рук

Ноябрь

3

1 неделя

Усатый-полосатый (по мотиву сказки С.Маршака)

Учить скатывать пластилин в тонкие полоски и наносить их по контуру рисунка; дополнять образ предметами (клубочки); развивать мелкую моторику, глазомер, согласованность движений обеих рук; воспитывать аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение к животным.

Картон, пластилин, стеки

2 неделя

Теремок

Развивать у детей творческое воображение. Умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. Закреплять способы работы в технике пластилинография. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

Картон, пластилин, стека, салфетка для рук, игрушка Чебурашка

3 неделя

Я любимой маме подарю подарок (индивидуальная работа на конкурс).

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. Развивать умение выполнять картину в технике «обратная пластилинография».

Рамка для фотографий, липкая лента, маркер, пластилин, стека, салфетка для рук

4 неделя

Букет для мамы

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. Развивать умение выполнять лепную картину.

Картон, пластилин, крупа, паетки, бисер (на выбор детей)

Декабрь

1 неделя

"Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей)

 Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

Картон, пластилин, стека, салфетки для рук

2 неделя

Веселый снеговик

Продолжать учить наносить пластилин, размазывая и не выходя за контур; скатывать пластилин в тонкие полоски и наносить их по контуру рисунка развивать глазомер, согласованность обеих рук; воспитывать усидчивость, аккуратность;  активизировать словарь (снеговичок, уголечки)

Картон, пластилин, паетки

3 неделя

Зимний лес

Учить детей приему размазывания из столбика. Закрепить прием прямого раскатывания. Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца.

Картон, пластилин, стека, салфетка для рук

4 неделя

Новогодний символ

Продолжать совершенствовать прием размазывания по готовому шаблону, не выходя за контуры; учить соединять пластилин двух цветов приемом смешивания для создания яркого выразительного образа; развивать творчество, фантазию

Картон, пластилин, стека, салфетка для рук

Январь

3 неделя

Снегурочка

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию. Развивать мелкую моторику рук.

Плотный картон с изображением силуэта снегурочки, пластилин, стека, салфетка для рук

4 неделя

Удивительная дымка

Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином. Учить самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски.

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Плотный картон с силуэтом дымковских игрушек пластилин, дымковские игрушки, салфетка для рук.

Февраль

1 неделя

"Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей)

 Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

Картон, пластилин, стека, салфетки для рук

2 неделя

Валентинка

Совершенствовать прием размазывания по готовому шаблону, скатывания в круглую форму и  надавливания; координацию рук, глаз; самостоятельного выбора цветовой гаммы; инкрустировать работу дополнительными средствами по желанию; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; желание изготовить подарок; активизировать словарь (подарок, валентинка, радость, любовь)

Картон, пластилин, стеки, паетки

3-4 неделя

С 23 февраля – Днем защитника Отечества

Совершенствовать прием размазывания по готовому шаблону, скатывания в круглую форму и  надавливания; вносить дополнительные детали  для создания выразительного образа (звезды, салют); развивать согласованность обеих рук, глазомер; воспитывать чувство патриотизма, гордости за Отечество; активизировать словарь (армия, Отечество, защищать, солдаты, танкисты и др.)

Картон, пластилин, стеки, паетки

Март

1 неделя

8 марта – праздник мам

Продолжать совершенствовать прием размазывания по готовому шаблону, не выходя за контуры; учить соединять пластилин двух цветов приемом смешивания для создания яркого выразительного образа; развивать творчество, фантазию; воспитывать чувство любви к маме и близким людям (бабушке, сестре); активизировать словарь (праздник, международный женский день, поздравленье)

Картон, пластилин, стека,

2 неделя

Ветка мимозы

Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете. Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. Формировать композиционные навыки, цветовосприятие.

Заготовки “картинок” по кол-ву детей. Иллюстрация с изображением пластилин, салфетка для рук

3 неделя

"Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей)

 Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

Картон, пластилин, стека, салфетки для рук

4 неделя

Веселый клоун

Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Воспитывать интерес детей к цирковому искусству; уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей.

Картон, набор пластилина, стека, иллюстрация о цирке, салфетка для рук.

Апрель

1 неделя

Космические дали

Формировать представления и космосе; учить сочетать прием размазывания и расположения тонких линий из пластилина на шаблоне; совершенствовать координацию и согласованность обеих рук, развивать мелкую моторику; использовать разные цвета пластилина для создания выразительного, яркого образа; воспитывать чувство прекрасного; активизировать словарь (космос, дали, ракета, космический корабль, космонавты)

Картон, пластилин, стеки, паетки

2 неделя

Пасхальное яйцо

Продолжать учить скатывать пластилин между пальцами рук в круглую форму и наносить приемом надавливания на готовый шаблон; создавать яркий, праздничный образ, применяя творческий подход в инкрустации, украшения изделия; расширять кругозор о народных праздниках и традициях и прививать к ним любовь; активизировать словарный запас (пасха, пасхальное яйцо, украшают, разрисовывают, разноцветные, праздничные)

Картон, пластилин, бисер, бусинки, паетки

3-4неделя

МОНИТОРИНГ

Май

1 неделя

Полевые цветы

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.

Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Плотный картон, пластилин, стека, доска для лепки, скалка, салфетка для рук, фото или иллюстрации полевых цветов.

2 неделя

Божьи коровки на ромашке

Вызвать интерес детей к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина. Развивать  мелкую моторику рук.

Силуэт ромашки  с серединкой из плотного картона, пластилин, стека, салфетка для рук

3 неделя

Душистый снег

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Развивать мелкую моторику рук.

Картон с контурным изображением ветки., пластилин, стека, фото или иллюстрация цветущей ветки

4 неделя

Мир насекомых/\стрекоза

Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида стрекозы Совершенствовать умение работать в нетрадиционной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. Развивать мелкую моторику рук.

Пластиковая основа с изображением силуэта бабочки, пластилин, стека, салфетка для рук.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали.

Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Особенности выполнения работы:

1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

Особенности выполнения работы:

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.

2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.

Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.

Чтобы работа в технике пластилинография была более эффективной воспитателю необходимо, прежде всего, заинтересовать детей, начинать работу следует постепенно от лёгкого к сложному. В процессе обучения пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Организация работы в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

  1. Приемы и методы организации.

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

  1. Дидактический материал. 

  • Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребёнка (трафареты, шаблоны и пр.);
  • таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
  • альбомы с образцами, фотографиями.

  1. Техническое оснащение занятий.
  • Материалы, используемые в пластилинографии:
  • Пластилин (разных цветов);
  • Пластиковые дощечки для выполнения работ;
  • Стеки;
  • Картон (однотонный и цветной), плотный;
  • Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик;

 Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, паетки, бусины и т.д.


МОНИТОРИНГ

художественно – творческих способностей детей по результатам контрольных занятий

Требования к уровню подготовки воспитанников

Должны знать:

- правила и приемы работы с пластилином (размазывание, сплющивание, раскатывание, надавливание);

- что основа всех предметов – линии, круги, квадраты, овалы, прямоугольники;

- цветовую гамму: красный, желтый, синий, зеленый, белый, оранжевый, коричневый, черный, розовый, голубой, фиолетовый.

Должны уметь:

- размазывать пластилин, не выходя за контур рисунка;

- размазывать пластилин от центра в разных направлениях;

- скатывать пластилин между двумя ладонями и между пальцами в круглую форму (горошины), палочки и самостоятельно наносить на готовый шаблон;

- дополнять композицию различными образами и изображениями (солнце, облака и др.)

- инкрустировать работу дополнительными материалами;

-смешивать два цвета пластилина приемом смешивания и вливания;

- проявлять активность в выборе цветовой гаммы, создавая яркий, выразительный образ;

- проявлять самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.

Должны иметь представление:

- о технике «пластилинография»;

- о свойствах пластилина: мягкий, пластичный, разноцветный

-  об инкрустировании картин дополнительными материалами (природного и бросового содержания)  с целью создания ярких, выразительных художественных образов;

- о сезонных явлениях, предметах и явлениях окружающей среды, традиционных для семьи, общества и государства, праздничных событиях (День Матери, Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, Международный женский день, Пасха, Вербное воскресенье и др.)

- о порядке подготовки к занятию и уборке рабочего места по окончанию занятия.

Для оценки знаний, умений, представлений уровня освоения воспитанниками содержания образовательной программы дополнительного образования  «Умелые ручки» можно использовать следующие таблицы. (см. прилож. № 1).

Приложение № 1

Критерии

(индикаторы)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Технические навыки (раскатывание, сплющивание, размазывание)

Ребенок самостоятельно и легко разминает, сплющивает пластилин, раскатывает в заданную форму, размазывает по картону в заданном направлении на рисунке

Ребенок иногда обращается за помощью к взрослому для разминания пластилина, придания пластилину заданной формы, определения направления в размазывании

Ребенок не активен, не выражает интерес к работе с пластилином и не пытается освоить формы работы с пластилином

Развитие мелкой моторики

(общая ручная умелость)

Хорошо развита моторика рук, аккуратность.  

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

Сенсорные способности

(чувство цвета, формы).

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Творческая активность.

Повышенный интерес,  творческая активность.

Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Проявление самостоятельности

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

Требуется незначительная помощь.

Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.

Фамилия, имя ребенка

Технические навыки

Проявление творчества

Развитие мелкой моторики

Сенсорные способности

Проявление самостоятельности

Раскат.

Расплющ.

Размаз.

Используемая литература

 

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2.3.4 – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  2. Г.Н.Давыдова «детский дизайн. Пластилинография» - М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
  3. 2. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
  4. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
  5. Анищенкова .Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника.-М.АСТ.АСтрель2006.
  6. Бондоренкою.А.К.Словесные игры в детском саду.-Просвещение.1997.
  7. Фролова.Г.А.Физкультминутка..Дмитров. Издательский дом «Карапуз».1998.
  8. Ляхов.П.Р.Я познаю мир.Животные.Дет.энциклопедия-М.2003.
  9. Ткаченко.Т.Б.Сторадуп К.И.Лепим из пластилина.-Ростов-н-Д.Издательство» Феникс» 2003.


Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности по освоению пластилинографии

 детьми от 4 до 7 лет

        Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработана программа художественной направленности ― «Волшебство из пластилина», основной идей которой является рисование картин пластилином - пластилинография.  Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.        

        Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).  

        Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Срок реализации Программы  - 3 года

Программа ориентирована на детей 4-7 лет

Занятия проводятся раз в неделю, в группах по 8-10  человек.

        Курс занятий рассчитан на 36 недель, 36 занятий для каждой возрастной группы. Зачисление в ПОУ проходит на добровольной основе. Форма обучения – очная.

        Количество непосредственно образовательной деятельности (НОД) по возрастным группам:

от 4 до 5 лет — 1 раз в неделю длительностью 20 минут,

от 5 до 6 лет — 1 раза в неделю длительностью 25 минут,

от 6 до 7 лет —1 раза в неделю длительностью 30 минут.

Цель: Развивать художественно – творческие способности у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Задачи программы: 

  • Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
  • Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  • Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе.
  • Познакомить детей с новыми техниками в Пластилинографии – изразец, барельеф.
  •  Побуждать детей вносить свой замысел в работу.
  • Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.
  • Учить детей приѐму «вливания одного цвета в другой».
  • Учить детей самим оформлять свои готовые работы. (Фон, рамки, паспарту и т.д.)
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы  

        Ожидаемые результаты: у ребёнка развит интерес к творческой деятельности; усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии; мелкая моторика развита на достаточном уровне; ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка дополнительного образования "Весёлый пластилин" с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии для детей 3-4 лет

Программа моего кружка включает в себя несколько разделов:1 Пояснительную записку, в которой подробно описаны:-актуальность программы,-цели и задачи кружка,-предполагаемые результаты освоения программ...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"

Программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"...

Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин"

Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин"...

Проект «Кружок дополнительного образования «Веселый пластилин», уровень обр. орг., 2018г.

Проект «Кружок дополнительного образования «Веселый пластилин», уровень обр. орг., 2018г.Результат презентация «Веселый пластилин», 25 воспитанников, 15 родителей, 1 педа...

Программа дополнительного образования "Весёлый пластилин"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию программу дополнительного образования "Весёлый пластилин"...