Программа кружка "Весёлый пластилин"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов: декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Педагогическая целесообразность программы
заключается в формировании у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере творчества. Основная идея программы – развитие у учащихся мотиваций к познанию и творчеству. В процессе творческой деятельности, что особенно важно изменяется сам человек, форма и способы его мышления, личностные качества. Занятия изобразительным творчеством способствует развитию пространственного мышления, воспитывает усидчивость, трудолюбие. Программа способствует возможности общения.
Одним из принципов педагогической деятельности образовательной программы является объяснение и практический показ приемов работы с пластилином. Без знаний технологических особенностей ремесла нельзя ожидать от детей хороших результатов. Педагог помогает детям приобрести такие навыки как умение видеть и воплотить, «поставить глаз», «поставит руку».
Актуальность программы.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Цель: Создание условий для развития и формирования художественно – творческие способности у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Учить работать на заданном пространстве.
Развивающие:
Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
Воспитательные:
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок Весёлый пластилин | 76.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение
«Детский сад № 12 «Улыбка» города Сафоново Смоленской области
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведующий МБДОУ д/с №12
МБДОУ д/с №12 «Улыбка» __________О.А. Торочкина
Протокол №1 от 31.08.2020г. 31.08.2020 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Весёлый пластилин»
Возраст учащихся: 5 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
воспитатель
Степченкова М.А.
г. Сафоново,2021 г.
Пояснительная записка
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный пластилин» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,СанПин 2. 4. 4. 3172 – 14 от 20. 09. 2020г; Уставом МБУ ДО «Дом детского творчества».
Направленность программы – художественная.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов: декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Педагогическая целесообразность программы
заключается в формировании у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере творчества. Основная идея программы – развитие у учащихся мотиваций к познанию и творчеству. В процессе творческой деятельности, что особенно важно изменяется сам человек, форма и способы его мышления, личностные качества. Занятия изобразительным творчеством способствует развитию пространственного мышления, воспитывает усидчивость, трудолюбие. Программа способствует возможности общения.
Одним из принципов педагогической деятельности образовательной программы является объяснение и практический показ приемов работы с пластилином. Без знаний технологических особенностей ремесла нельзя ожидать от детей хороших результатов. Педагог помогает детям приобрести такие навыки как умение видеть и воплотить, «поставить глаз», «поставит руку».
Актуальность программы.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Она создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое.
С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает о том, что пластилином можно рисовать. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объём, сделать картинку рельефной и живой.
Значение пластилина в развитии ребенка трудно переоценить. Занятия с ним способствуют развитию мелкой моторики рук, это необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка. Работа с пластилином способствует развитию фантазии и трудовых навыков. Каждый момент творчества ребенок пропускает через свое сознание, поэтому, выполняя одинаковые задания, дети делают совсем непохожие друг на друга работы.
Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Адресат программы:
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста (5–7 лет). Программа доступна для детей, проявивших выдающиеся способности (одаренные), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Срок освоения программы:
Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная.
Объем программы:
Годовая нагрузка 1 года обучения.
Для 1 года обучения занятия проводятся:
∙1 раз по 30 минут в неделю (16 часов в год)
∙количество детей в группе 12-14 человек
∙возраст детей 5-7 лет.
Режим занятий:
Учебная программа предусматривает проведение занятий в творческом объединении во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность - 25 - 30 минут. Учебная группа 1 года обучения 10-12 учащихся.
Форма организации ученого процесса:
- групповая,
- коллективная;
- индивидуальная.
Формы проведения занятий:
- самостоятельная работа;
- практическая работа;
- игры;
- презентации;
- беседа;
- выставка работ;
- конкурс творческих работ.
Основные методы обучения:
Словесные: рассказ, вопрос, пояснение, художественное слово, анализ.
Наглядные: показ образца, способа действий, демонстрация предметов, рассматривание.
Практические: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, лепка изделий.
Цель: Создание условий для развития и формирования художественно – творческие способности у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Учить работать на заданном пространстве.
Развивающие:
Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
Воспитательные:
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные:
Регулятивные:
- научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- научиться находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Познавательные:
- научиться сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- добывать новые знания, идеи, находить ответы на вопросы.
Коммуникативные:
- обучаться вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- научиться задавать вопросы;
- научиться слушать и понимать высказывания собеседников.
Предметные:
- учащийся имеет представление об основных видах пластилинографии и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- научиться организовывать свое рабочее место;
- научиться обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- научиться использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
Личностные:
- формировать умение сотрудничать с товарищем в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общем замыслом;
- научиться к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу товарищей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- формировать эстетические чувства на основе знакомства с художественными произведениями;
- сформировать уважительное отношение к культуре и искусству разных народов нашей страны и мира в целом.
Форма контроля:
Игры, викторины, беседа, выставка, наблюдение, опрос, презентация, практическая работа.
Виды контроля и формы аттестации:
1. Входной контроль (анкетирование)
2. Промежуточная аттестация (практическое задание, выставка, творческое задание)
3. Итоговая аттестация (выставка, творческое задание)
Используемые педагогические технологии:
Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Я широко использую современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.
Коллективно – творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого учащегося в отдельности.
Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность субъектность процессов обучения. Цель личностно – ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Игровые технологии в организации учебного процесса позволяют наиболее раскрыться учащемуся, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке. Для успешного развития творческих способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Целью игровых технологий является снижение утомляемости учащихся на занятии. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. В игре дети получают массу положительных эмоций; радость творчества, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои таланты.
Здоровьесберегающие технологии - образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Уровни освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы первого года обучения.
1. Высокий уровень. Учащийся умеет работать по образцу. Передает характерные признаки предмета. Настойчиво проявляет интерес к искусству. Может создать новое произведение, придумывать варианты одной и той же темы. Имеет представления о правилах техники безопасности, соблюдает их, может указать на ошибки других, пытается научить других детей. Следует правилам и нормам.
2. Средний уровень. Старается работать по образцу. Долго рисует предметы, картинки. Не аккуратно рисует. Способен с помощью взрослого создать изображение, следуя поставленной цели. Имеет нечеткие представления о правилах техники безопасности. Знает о правилах и нормах безопасности, но не следует им.
3. Низкий уровень. Работает по образцам с трудом. С трудом создает изображения с натуры и по представлению. Имеет небольшие представления о правилах и техники безопасности. Не указывает на их нарушения другим детям. Не всегда может рассказать о них. Соблюдает технику безопасности только под контролем взрослого.
Условия реализации программы
Для проведения занятий имеется отдельное просторное помещение, которое оборудовано мебелью для занятий с учащимися, шкафами для книг, методических разработок, дидактического материала.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
1. Плотный цветной картон
2. Цветной пластилин
3. Доска для лепки, стека
4. Салфетка для рук
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал соответствующий тематике занятия, ИКТ.
6.Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры , фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые ёмкости и т.д.
.
Учебный план
№ п/п | Раздел | Количество часов | Формы контроля, аттестация | ||
теорет | практич | Всего | |||
1 | Вводное занятие Знакомство с материалами для лепки. Инструктаж по технике безопасности | 0.5 | - | 0.5 | Беседа Викторина |
2 | Пластилинография | 0.5 | 2 | 2.5 | Практическая работа, презентация |
3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Контурное рисование пластилином Приём « размазывание» Приём «растушёвка» Приём «тычкование» Приём «штамповка» Прием "рисование жгутами" | 0.5 | 2 | 2.5 | Практическая работа, Наблюдение, игра |
4 | Пластилиновая мозаика. | 0.5 | 2 | 2.5 | Презентация, Выставка |
5 | Промежуточная аттестация | 0.5 | 0.5 | 1 | практическое задание, опрос, выставка |
6 | Мозаичные картины | 0.5 | 1 | 1.5 | практическое задание, выставка |
7 | Трафаретная пластилиновая роспись | 0.5 | 2 | 2.5 | Практическое задание |
8 | Работа в смешанной технике | 0.5 | 2 | 2.5 | Практическое задание |
9 | Итоговая аттестация. Оформление выставки по итогам года | - | 0.5 | 0.5 | Творческое задание. Выставка по итогам года |
Итого | 4 | 12 | 16 |
Содержание учебного плана
- Вводное занятие.
Теоретическая часть:
Ознакомление с планом работы, знакомство с мастерской, инструментами и материалами.
Практическая работа
Создание цветового круга по образцу. Смешивание цветов по ранее изученной таблице.
Форма контроля: Беседа, викторина.
2.Пластилинография
Теоретическая работа
Изучение жанров изобразительного искусства – натюрморт, пейзаж. Просмотр презентации.
Практическая работа
Жанр изобразительного искусства - пейзаж. Создание пейзажей: «Цветение лотоса», «Осень», «Горы», «Птицы улетают на юг», «В лесу».
Жанр изобразительного искусства – натюрморт. Создание натюрмортов: «Посуда», «На рабочем столе».
Форма контроля: Практическая работа, презентация.
3.Контурное рисование пластилином
Теоретическая работа
Изучение истории появления техники «Контурное рисование пластилином». Изучение основных приёмов. Просмотр работ, выполненных с использованием изученных приёмов. Правила смешивания цветов. Изучение таблицы смешивания цветов.
Практическая работа
Комбинированная техника: Контурное рисование пластилином.
Приём «Размазывание».
Приём «Растушёвка».
Приём «Тычкование»..
Приём «Штамповка»
Прием "Рисование жгутами».
Форма контроля: Практическая работа, игра, наблюдение.
4. Пластилиновая мозаика.
Теоретическая работа
Изучение техники «Мозаика». История. Изучение схем. Просмотр работ выполненных в данной технике. Просмотр презентации «Пластилиновая мозаика».
Практическая работа
Первые шаги – тренировка пальчиков накатыванием шариков. Освоение техники на картоне-клетке. Знакомство с техникой «Мозаика» из цветных кусочков. Изготовление ярких картинок из множества разноцветных мелких кусочков (частей) в технике рисование пластилином.
Форма контроля: Презентация, выставка.
5. Промежуточная аттестация
Текущая диагностика должна определить степень усвоения учащимися учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих, Позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.
Форма контроля; практическое задание, опрос, выставка.
6.Работа над мозаичными картинами
Теоретическая работа
Закрепление изученного. Просмотр работ, выполненных в данной технике. Изучение цветов, их строения и их значения для окружающего мира. Практическая работа
Использование картинок – схем из журналов. Нанесение цветных точек на клетки. Самостоятельное заполнение рисунка пластилиновыми шариками.
Мозаика в более сложных оттенках. Смешивание 2-х и 3-х цветов пластилина. Получение более сложных оттенков.
Форма контроля: практическое задание, выставка.
7.Трафаретная пластилиновая роспись
Теоретическая работа
Изучение техники пластилиновой росписи. Просмотр работ, выполненных в этой технике. Виды росписи.
Практическая работа
Знакомство с послойной росписью через простые, отдельные формы. (фрукты и овощи, животные. предметы). Роспись картинок с помощью различных по цвету, объёму, направлению и размеру пластилиновых мазков. Роспись трафаретных цветочных эскизов послойной техникой.
Форма контроля: Практическое задание.
8. Работа в смешанной технике
Теоретическая работа
Изучение техники. Просмотр работ, выполненных в этой технике. Виды росписи.
Практическая работа
1. Пластилиновая роспись с элементами тычкования. Работа по шаблону.
2. Пластилиновая роспись с элементами налепных деталей. Работа по шаблону.
3. Пластилиновая роспись с элементами барельефного смазывания.
4. Работа над сюжетными картинками с элементами размазывания, рисования жгутами.
5. Выполнение проектной работы на тему «Весна».
Форма контроля: Практическое задание
9. Итоговая аттестация
Теоретическая часть:
Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.
Форма контроля; Творческое задание. Выставка по итогам года.
Календарный учебный график
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Вводное занятие.
Познакомить с инструментами и материалами.
Форма организации: групповая
Форма занятия: Комбинированное
Методы: объяснительный.
Форма контроля: Беседа, викторина.
2.Пластилинография
Изучение жанров изобразительного искусства – натюрморт, пейзаж.
Форма организации: групповая
Форма занятия: Комбинированное, творческое
Методы: объяснительный, показательный, иллюстрированный.
Форма контроля: Практическая работа, презентация.
3.Контурное рисование пластилином
Изучение истории появления техники «Контурное рисование пластилином». Изучение основных приёмов
Форма организации: групповая
Форма занятия: Практическое
Методы: объяснительный, показательный, иллюстрированный.
Форма контроля: Практическая работа, наблюдение.
4. Пластилиновая мозаика.
Изучение техники «Мозаика». Просмотр работ выполненных в данной технике.
Форма организации: групповая
Форма занятия: практическое
Методы: объяснительный, показательный, иллюстрированный.
Форма контроля: Презентация, выставка.
5. Промежуточная аттестация.
Текущая диагностика должна определить степень усвоения детьми учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих, позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.
Форма организации: групповая
Форма занятия: Комбинированное
Методы занятия: показательный, информационно – сообщающий, упражнение.
Форма подведения итогов: выставка творческих работ.
6.Работа над мозаичными картинами
Закрепление изученного. Изучение цветов, их строения и их значения для окружающего мира.
Форма организации: групповая
Форма занятия: Творческое
Методы: объяснительный, показательный, иллюстрированный.
Форма контроля: Форма контроля: практическое задание, выставка.
7.Трафаретная пластилиновая роспись
Изучение техники пластилиновой росписи. Просмотр работ, выполненных в этой технике. Виды росписи.
Форма организации: групповая
Форма занятия: Комбинированное
Методы: объяснительный, показательный, иллюстрированный.
Форма контроля: Практическое задание.
8. Работа в смешанной технике
Изучение техники. Просмотр работ, выполненных в этой технике. Виды росписи.
Форма организации: групповая
Форма занятия: Практическое
Методы: объяснительный, показательный, иллюстрированный.
Форма контроля: Практическое задание
9. Итоговая аттестация
Мониторинг предполагает отслеживание параметров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга в специально созданных образовательных условиях.
- Анализ творческих работ
- Оформление итогов выставки
- Награждение и поощрение учащихся
Форма занятий: комбинированное, выставка, творческое задание.
Форма организации: групповая
Методы занятий: диалогический, информационно – сообщающий.
Форма подведения итогов: выставка с награждением.
Список рекомендуемой литературы:
Для преподавателя:
1. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников/Е.С. Анищенкова. – М.:АСТ: Астрель, 2007.– 61 с.
2. Давыдова, Г.Н. Пластилинография/Г.Н. Давыдова. – М.: Издательство
«Скрипторий 2007», 2012.
3. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1/Г.Н. Давыдова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 2/Г.Н. Давыдова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
5.И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
Для обучающихся:
1. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество в детском саду».
Лепка и тестопластика.- М.: 2008.- 64 с.
2. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е.В. Чернова. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2009. – 48 с.
3. Янушко, Е.А. Серия «Маленький художник». Художественные
альбомы для занятий с детьми 3-5 лет/Е.А. Янушенко, Д.С.Колдина.
4.Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
5. Румянцева Е.А.. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
[Электронный ресурс], - http://www.liveinternet.ru/
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Приложение № 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Форма оценки знаний, умений и навыков воспитанников,
развития общей ручной умелости и художественно-творческих способностей
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Овладение основными знаниями: ✔ - правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами; - основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином; - пластилин, виды пластилина, его свойства и применение; - разнообразие техник работ с пластилином; - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж; - основы композиции, выполненные в технике пластилинография; - правила работы в коллективе. | Ребенок твёрдо знает, понимает, усвоил весь объем программного материала. | Ребенок знает, понимает материал программы, но иногда совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения при его применении. | Ребенок освоил весь объем программного материала, но испытывает трудности и нуждается в помощи педагога при его применении. |
Овладение основными умениями и навыками: ✔ - пользоваться основными материалами и инструментами по технике безопасности, выполнять правила безопасности; ✔ - пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином; ✔ - пользоваться различными видами пластилина; ✔ - владеть разнообразными техниками при работе с пластилином; - следовать устным инструкциям педагога; ✔ - анализировать образец, анализировать свою работу; ✔ - создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие; ✔ - планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль. | Ребенок умеет и выполняет операции точно, верно, четко, без затруднений, без ошибок, без недостатков. | Ребенок умеет и выполняет следующие операции верно, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки, испытывает небольшие затруднения. | Ребенок умеет и выполняет следующие операции предусмотреные программой, но при практическом выполнении испытывает затруднения и нуждается в помощи педагога. |
Творческая активность. | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога. | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет,выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность |
Композиция. | По всей плоскости листа, соблюдается Пропорциональность между предметами. | На плоскости листа не соблюдается пропорциональность. | Не продуманно, носит случайный характер |
Общая ручная умелость. | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Самостоятельность, оригинальность | 1. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую педагогом. 2. С помощью наводящих вопросов педагога может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения. 3. Ребенок способен сконцентрировать свое внимание настолько, чтобы понимать излагаемую педагогом информацию и выполнять то, что от него требуют, преобладает произвольное внимание. 4. Ребенок может отойти от образца и добавить свою изюминку, оригинальность в изделие, самостоятельно, без помощи педагога. | 1.Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки. 2. С помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их устранения. 3.Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается. 4. С помощью педагога может добавить в своё изделие элемент оригинальности . | 1.Операция выполняется только под постоянным руководством педагога. 2.Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок. 3.Отвлекается, не усидчивый, не внимательный 4. Не может отойти от образца или предложенной схемы, не может добавить свои элементы оригинальности |
Диагностическая карта развития детей в процессе освоения программы
№ | Фамилия, имя ребенка | Овладение техническими навыками работы с пластилином | Развитие общей ручной умелости | Развитие Творческих способностей | Сенсорные способности (чувство цвета, формы) | Использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельност | Составление композиции | |||||||
н.г | к.г. | н.г | к.г | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |||
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. | ||||||||||||||
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ | ||||||||||||||
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ | ||||||||||||||
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ | ||||||||||||||
ИТОГ: | ||||||||||||||
1 БАЛЛ | Уровень развития не сформирован | |||||||||||||
2 БАЛЛА | Уровень развития сформирован в недостаточной мере. | |||||||||||||
3 БАЛЛА | Уровень развития сформирован в недостаточной мере. |
Приложение № 2
Правила работы с пластилином
− Пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус;
− лепку выполнять только на специальной доске;
− нельзя класть пластилин на стол;
− перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не
будет липнуть к рукам;
− перед работой разогреть пластилин в руках; разминать сразу весь кусок
тяжело и неудобно, поэтому отделите небольшую часть, разомните,
потом следующую;
− не бросайте пластилин на пол;
− хранить пластилин в коробочке, отдельно от книг и тетрадей;
− после работы вытрите руки салфеткой, потом помойте руки теплой водой.
Методика обучения рисования пластилином
Этапы обучения «пластилинографии»:
Подготовительный.
Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания
пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца.
Овладение приемом ощипывания маленького кусочка пластилина и
скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на
ограниченном пространстве.
Основной
Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем
пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина,
использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.
д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения
пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца,
работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать
последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по
словесному указанию воспитателя.
Заключительный
Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать
рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам
своей деятельности.
Основные приемы лепки
Многообразие предметных форм требует применения различных
приемов лепки.
− Раскатывание – кусочек, положенный между ладонями или на доску и
прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей
рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
− Скатывание – кусочек пластилина кругообразными движениями
ладоней или пальцами скатывается в шарик.
− Оттягивание – слегка потянув щепоткой часть пластилина можно
сформировать часть изображения.
− Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких
поверхностей – выполняется кончиками пальцев.
− Сплющивание – наиболее применяемый прием - для этого шарик
сдавливают до формы лепешки.
− Надавливание и размазывание – важно научить детей прилагать усилия
пальчиками. Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет
указательный пальчик ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию,
поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "Пластилин-ка" для детей 3-4 лет
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "Пластилин-ка"для детей 3-4 лет...
Рабочая программа " Чудо - пластилин"
Кружковая работа...
Дополнительная образовательная программа "Страна Пластилиния"
Обучение детей 4-7 лет технике - пластилинографии...
Парциальная программа "Волшебный пластилин"
Развитие детского художественного творчества - это комплекс эстетических способностей и умений. Их формирование направлено на развитие эстетической компетентности, творческой активности, эмоцион...
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный пластилин»
Направленность: художественнаяУровень программы: базовыйВозраст учащихся: 5-7 летСрок реализации: 1 год Разработчик программы:Грибович Татьяна Александровна, во...
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин для малышей"
Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей второй младшей группы...